Автор: Столярова Любовь Анатольевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Мценска " Детский сад № 9"
Населённый пункт: город Мценск Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимосвязь мелкой моторики и речи дошкольников"
Воспитатель МБДОУ г. Мценска « Детский сад №9»
Столярова Любовь Анатольевна
«Взаимосвязь мелкой моторики и речи дошкольников»
“Источники способностей и
дарований детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли”
В.А. Сухомлинский
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая
моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей
площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция
кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина
проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать
кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи
с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений
пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому,
чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его
артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую
моторику.
Раннее детство характеризуется очень большими потенциальными
возможностями. Речевые механизмы малышей развиваются очень рано: еще
тогда, когда они активно не говорят, а только слышат слова, не понимая их
смысла. Существует мнение, что ребенок и так начнет говорить без особого
вмешательства взрослого, но мы хорошо знаем, что это не так. Речь ребенка,
с которым мало разговаривали в раннем детстве, будет « бедной», а значит
таким и будет мышление. Кроме этого специальными исследованиями
доказана зависимость активного развития речи малышей от развития мелких
мышц пальцев руки. М.М.Кольцова пришла к заключению, что
формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических
импульсов от рук, а точнее от пальцев.
В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в
звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть
своим артикуляционным аппаратом. При челюстных дефектах образуется
неправильный прикус, при таких аномалиях детей следует отправлять к врачу
– ортодонту. При нарушениях двигательной функции артикуляционного
аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ,
челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано.
Нарушается динамика движения. Они становятся вялыми, замедленными.
Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на
другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у
детей подверженных частым заболеваниям, у них задерживается усвоение
системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют
различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с
двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика
пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления
звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет созревание речевых
областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить
дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен
для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением
звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном
коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.
Если этот фактор будет упущен, то может развиться вторичное нарушение –
общее
Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей
значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы
заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно
превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными,
не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее
развития и совершенствования:
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения
и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также
предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами,
скороговорками, звуками):
упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук
(перед собой, вверх, в стороны);
специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор,
прищепки, бусины, крупы и др.)
4. Теневой, пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по
клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных
предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная,
горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом”
(упражнения выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе
ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное
рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8. Выкладывание фигур из четных палочек.
9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером
и др.
10. Домашние дела:
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка
кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы:
смачивание , намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
собирание разрезных картинок, ягод;
разбор круп и т.д.
Особое место среди таких игр занимают чрезвычайно полезные
для развития речи народные пальчиковые игры . Они развивают у
малышей слуховую сосредоточенность, повышают речевую активность,
вызывают положительные эмоции, а также дают возможность
инсценировать небольшие фольклорные произведения без использования
специального дидактического наглядного материала.
Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то
соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое
мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с
низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно
выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо
фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В
дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать
координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную
память.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики
малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов:
восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие
речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем
поможет избежать многих проблем школьного обучения.