Напоминание

"Рынок труда и безработица"

Автор: Павлова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения
Тема: "Рынок труда и безработица"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия теоретического обучения

по дисциплине ОД.12 ЭКОНОМИКА
специальность 100120Сервис на автомобильном транспорте
ТЕМА:РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА
Разработала: Преподаватель высшей квалификационной категорий Павлова Т.Н. Москва 2013 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Новые государственные образовательные стандарты среднего профессионального образованияпредлагают перейти образовательные учреждениянаинновационные методы обучения. Они требуют от преподавателейне только классические методы преподавания, современного материально-технического оснащения учреждения, но и внутренней перестройки самого преподавателя. Современный преподаватель должен не столько давать знания обучающимся, сколько учить их эти знания находить, добывать самостоятельно. Обучающиеся должныучить самих себя. Само появление стандартов нового поколения связано с неудовлетворенностью общества теми результатами обучения, которые были прежде. На сегодняшний день востребованы те специалисты, которые умеют оперировать полученными знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности. Один из типов занятий, который побуждает обучающихся к активной деятельности, это урок-исследования. Уроки - исследования помогают студентам формировать «умения анализировать экономическую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в экономической информации факты и мнения; видеть проблемы спроса на экономические ресурсов любом обществе; высказывать своё мнение о роли государства на рынках труда; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; делать, обобщения, выводы;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания себя как представителясложившегося гражданского,конфессионального сообщества, гражданина России. Большое место отведено задачам, способствующим развитию творческого мышления, лучшему пониманию связи экономической теории с хозяйственной практикой.
(Выписка из Примерной программы по Экономикиутвержденной директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.10.2008г.). Под уроком - исследованием понимается деятельность преподавателяобучающегося, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с использованием методов исследовательской деятельности. Главная цель урока-исследования - приобретение обучающимися функционального навыка исследования, как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока-исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Урок-исследование - это совместный процесс движения преподавателя и студента к истине, зарождение идеи решения поставленной проблемы. Знания, полученные обучающимся самостоятельно путём проб и ошибок, останутся в его памяти надолго, а приобретенный опыт, который, к сожалению, нельзя описать и измерить, трудно переоценить. Основная цель методической разработки заключается в описании технологии проведения такого типа учебного занятия на примере дисциплины «Экономика» с применением разнообразных методов обучения. В ходе учебного занятия используются следующие методы обучения:словесный, наглядный, элементытехнологии сотрудничества, элементы поисковой деятельности. Проблема, поставленная преподавателем перед обучающимися, озвучена в начале занятия. В процессе изучения данной темы надо найти подтверждение тому факту, что одним из важных факторов производства является труд человека. Этот фактор зависит от спроса и предложения на рынке труда. Профсоюзы и государство помогают правильно оценить труд работника и предлагают со своей стороны социальную поддержку. Основа работы –самостоятельное изучение теоретического материала, исторических документов, которые представлены на слайдах и в приложениях. 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина: ЭКОНОМИКА
90 минут
ТЕМА: РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА

Тип занятия:
изучение нового материала
Вид занятия:
комбинированный
Методы обучения:
метод проблемного изучения, репродуктивный.
Форма занятия:
Урок-исследование
Дидактические единицы
: Спрос на труд и его факторы. Предложение труда и факторы предложения труда. Человеческий капитал. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.Понятие безработицы. Её причины и экономические последствия.
Материально-техническое оснащение учебного занятия:
телевизор, компьютер, классная доска.
Учебно-методическое обеспечение:
-изобразительные пособия (плакаты, схемы, таблицы); -раздаточные дидактические материалы по темам; -DVD – фильмы, презентации.
Межпредметные связи:
Обществознание, Право, История, Информатика и ИКТ, Литература.
Профильная составляющая при изучении данной темы
: Формирование ОК по специальности 100120 Сервис на автомобильном транспорте: ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, неоходимой для профессионального и личного развития. ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Средства обучения: проектор, презентация, тестовое задание, учебник:
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А.Экономика для профессий и специальностей социально- экономического профиля. М: Издательский центр «Академия», 2012.
Цели занятия:

Образовательная:
Требования к знаниям: обучающиеся должны углубить ранее полученные знания о факторах производства; уяснить причины различий в уровне оплаты труда; знать факторы спроса на труд и факторы предложения труда; знать особенность человеческого капитала; уяснить роль профсоюзов и государства на рынках труда, знать причины и экономические последствия безработицы. Требования к умениям: обучающиеся должны уметь анализировать экономическую информацию; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); приводить примеры факторов формирования предложения на рынке труда; приводить примеры факторов спроса на труд; сравнивать заработную плату разных отраслей; объяснять причины неравенства заработной платы; объяснять те или иные явления экономики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых экономических процессов и явлений; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; приводить примеры использования полученных знаний в учебных; использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; представлять результаты изучения материала в формах конспекта, сообщения. Задачи: - ознакомить обучающихся с понятиями: спрос на труд, предложение труда, человеческий фактор, профсоюзы; - охарактеризовать каждый фактор производства; 5
- сформировать факторы, которые оказывают влияние на спрос на труд, предложение труда; роль профсоюзов на рынок труда; - сформировать причины безработицы.
Развивающая
: - способствовать развитию экономического мышления, потребности в получении экономических знаний; - способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы; - развивать умения переносить ранее полученные знания на новую ситуацию; - развитие творческого воображения; определять собственную позицию, соотносить свои взгляды и принципы с уже существующими мировоззренческими системами. Задачи: - способствовать овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации в рамках информационной компетенции ОК 4; - совершенствовать коммуникативные навыки в рамках ОК 5; - способствовать развитию самообразования в рамках ОК 8.
Воспитательная:
воспитывать уважение к своей специальности, гордость за развитие автомобильной отрасли, гражданственность, национальную идентичность, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся. Задачи: - развивать эмоциональную сферу обучающихся; - воспитание правильного понимания нравственно-эстетических категорий; - воспитание любви и гордости к специальности, на которой учатся; - воспитание толерантности.
7
Наименование этапа Время Цель Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Формы контроля 1.Организационный момент 3 мин. Познакомить обучающихся с целью, задачами, планом занятия и основными видами деятельности на занятии. Объясняет цели и задачи учебного занятия, мотивирует обучающихся, перечисляет виды деятельности, читает написанный на доске план изучения темы Слушают преподавателя, задают вопросы, записывают тему и план в тетрадях Контроль преподавателя, вопросы: понятна ли тема 2.Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме 15 мин. Подготовить обучающихся к работе над новой темой: Рынок труда и безработица Предлагает обучающим, используя слайды 1и 2, вспомнить Понятия факторов производства. Предлагает обучающим вернутся на несколько лет назад. Обобщает вышесказанное, подчёркивает важность темы «Рынок труда и безработица» в наши дни Обучающиеся высказывают своё мнение. Используя приложение 1, обучающиеся знакомятся с рынком труда при СССР. Обучающиеся высказывают своё мнение. Контроль преподавателя, устный опрос 8
3. Изучение новой темы: Рынок труда и безработица 40 мин Сформирова ть представление о спросе на труд, предложения труда, человеческого фактора, профсоюзов. Используя слайды 4,5,6 (рис.1),7 (рис.2), объясняет вопрос « Спрос на труд и его факторы». Преподаватель задаёт вопросы. Используя слайды 8 (рис.3),9 (рис.4), объясняет вопрос «Предложение труда. Факторы предложения труда». Преподаватель задаёт вопросы. Объясняет вопрос «Человеческий фактор». Преподаватель предлагает проанализировать уровни средней заработной платы по отраслям экономики России за ноябрь 2012 года(слайды 10,11). Преподаватель задаёт вопросы. Преподаватель предлагает ознакомиться с тенд енцией развития рынка труда в России Записывают тему в тетрадях, записывают опорный конспект под диктовку преподавателя. Обучающиеся высказывают своё мнение. Записывают вопрос в тетрадях, записывают опорный конспект под диктовку преподавателя. Обучающиеся высказывают своё мнение. Записывают вопрос в тетрадях, записывают опорный конспект под диктовку преподавателя. Обучающиеся высказывают своё мнение. Обучающиеся высказывают своё мнение. Используя приложение 2, обучающиеся знакомятся с тенденцией развития рынка труда в России Ответы на вопросы преподавателя Ответы на вопросы Ответы на вопросы 9
Приводит цитату, предлагает обучающимся ознакомиться с историей профсоюзов (приложение 3) Объясняет роль профсоюзов и государства на рынках труда. Задаёт вопросы обучающимся Используя слайды 12,13 объясняет вопрос « Понятие безработицы. Её причины и экономические последствия». Обучающиеся высказывают своё мнение. Используя приложение 3, обучающиеся знакомятся с историей профсоюзов Обучающиеся высказывают своё мнение. Записывают вопрос в тетрадях, записывают опорный конспект под диктовку преподавателя. Отвечают на вопросы. Ответы на вопросы 10
4. Закрепление изученного 20 мин. Выяснить степень усвоения темы Предлагает дать характеристику основным понятия данной темы. Дают краткую характеристику понятиям. Устный опрос 5. Подведение итогов и результатов занятия 10 мин Выяснить степень усвоения данной темы и взаимосвязь с другими изученными темами. Оценить работу обучающихся Вопросы для самоконтроля. Объявляет оценки за занятие. Отвечают на вопросы преподавателя. Устный опрос 6.Задание на дом 2 мин Закрепить изученный материал. Предлагает записать задание на дом: Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А.Экономика для профессий и специальностей социально- экономического профиля. М: Издательский центр «Академия», 2012., стр.58-60, 62-65. Переписывают задание на дом в тетради Контроль преподавателя 11

Тема 4.1. Рынок труда и безработица.

План объяснения нового материала:
Введение: Актуальность даннойтемы. 1
.
Спрос на труд и его факторы. 2.Предложение труда и факторы предложения труда. 3.Человеческий капитал. 4.Роль профсоюзов и государства на рынках труда. 5. Понятие безработицы. Её причины и экономические последствия. Заключение: (Тему и план записывается в тетрадь)
Ход урока
Преподаватель: Вам было задано повторить тему 1.2. Факторы производстваи факторные доходы. Вопросы к группе: 1. Назовите факторы производства. 2. (слайд 1) Выберите из перечисленных факторов тот, о котором будем говорить на занятии. 3. (слайд 2) Дайте характеристику данному фактору. Преподаватель: 12
Вернёмся на несколько лет назад и посмотрим, что представлял из себя рынок труда при СССР. Прочитайте исторические сведения, которые находятся у вас в приложении 1. (приложении 1 на столах у обучающихся) Преподаватель просит высказать обучающихся своё мнение.
Введение: Актуальность данной темы
(слайд 3). Сегодняшняя экономика России, которая интенсивно живет в режиме технологического обновления, предъявляет новые требования к рабочей силе. На рынке труда складываются уже другие отношения между работодателями и наемными работниками. Сейчас довольно большое количество людей, имеющих высокую квалификацию, вынуждены заниматься работой, ничего общего не имеющей с их профессией.В настоящее время наша страна целиком и полностью перешла от плановой экономики к рыночным отношениям, что никак не могло сказаться на рынке труда. Одной из особенностей плановой экономики всегда считалась всеобщая занятость, и такого явления, как безработица, при ней практически не существовало. Однако, с переходом страны к рыночной экономике, эта проблема встала довольно остро. В первый период перехода нашей страны к рынку большое количество предприятий оказалось нерентабельным. Многие из них были либо расформированы, либо подвергнуты существенному сокращению штата сотрудников. В результате этого на рынке труда появились миллионы людей, ищущих работу, зачастую имеющих профессию, невостребованную в современных условиях.Ситуация на рынке труда отличается особой остротой и напряженностью. Приверженность монетаристским методам реформирования, непоследовательность и нерешительность проводимой экономической политики, медленное формирование новых механизмов государственного экономического регулирования и саморегулирования экономики привели к нарастанию кризисных, разрушительных тенденций в экономике страны, деградации ее производственного и трудового потенциала.
1. Спрос на труд и его факторы
(слайд 4). 13
На рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране получают доходы именно благодаря ему, продавая свой труд. Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги. Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. Последние обычно обозначаются терминами «работодатели» или «наниматели». Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно разнообразен. В него входят и шахтёр, нанимающийся для добычи угля под землёй, и рок-певец, подписывающий договор на проведение концертов в лучших залах страны, и учёный, получающий деньги для проведения нужных заказчику исследований, и министр, которому государство платит жалованье за руководство определённой сферой деятельности. Вопрос к группе: Посмотрите на слайд 5 и назовите продавцов на рынке труда. Все они предлагают на рынке труда свои трудовые услуги в надежде получить место работы, где за использование этих услуг им будут платить. Но успешность продаж у все различна: кто-то находит место без проблем, а кто-то месяцами мается без работы, кто-то получает за свой труд доходы, позволяющие жить в роскоши, а кому-то едва хватает заработков, чтобы прокормить семью. В причинах таких различий мы и будем разбираться, анализируя работу рынка труда. Прежде всего, отметим, что продаваемый здесь товар – трудовые услуги: 14
- крайне разнообразен (трудовые услуги официанта и трудовые услуги банкира весьма различны между собой); - не существует отдельно людей, которые оказывают эти услуги. Это придаёт функционированию рынка труда несколько существенных особенностей: - спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определённого типа и сложности (например, не на услуги шофёров вообще, а на услуги водителей автобусов с определённым уровнем квалификации и опыта); - наряду с общенациональным существуют местные рынки труда (например, рынок труда Ивановской области или рынок труда Краснодарского края), на которых соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно различаться; - предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией. Развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведёт себя рабочая сила, выступающая на нём продавцом. Американские рабочие и служащие за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз, из-за чего средний срок работы на одном месте сократился в США до 3,6 года. И дело тут не в каком-то особенном, «непоседливом» характере американцев. В любой стране мира большинство наёмных работников постоянно «оглядываются по сторонам» в поисках места, где за такую же работу платят получше. И если находят соответствующее место, то немедленно делают попытку перейти работать туда. Вопросы к группе: 1. Что предлагается к продаже на рынке труда? 2. Почему индустриализация в любой стране ведёт к сокращению сельского населения? 3. Какой рынок труда отличается большей мобильностью населения: в России или в США? 15
Спрос на труд, субъектами которого выступают бизнесмены и государство(слайд 6) , находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной платы ( W), работодатель будет вынужден сокращать количество нанимаемых им работников ( L) (спрос на труд сократиться), а в случае снижения заработной платы он сможет нанять дополнительных работников (спрос на труд возрастет). Данная зависимость между величиной заработной платы и спросом на труд выражается в кривой спроса на труд(слайд 6). Рис.1 Кривая спроса на труд.(слайд 6) Данный график иллюстрирует зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной спроса на труд (L). Каждая точка на кривой DL показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. 16
Факторы, определяющие спрос на труд: -Заработная плата. При прочих равных условиях зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной. -Спрос на конечную продукцию. Чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд. -Взаимозаменяемость факторов производства. Если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства. -Уровень квалификации работников. Уровень квалификации, при прочих равных условиях, предполагает более высокую предельную производительность, что приводит к замещению трудом менее доходных факторов производства. -Предельная доходность труда. На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате. Необходимо сразу обратить внимание на то, что рынок труда – это рынок не первичного спроса (с ним мы встречаемся на рынках товаров и услуг), а спроса производного. Производный спрос – спрос на факторы производства, порождаемый необходимостью их использования для производства товаров и услуг. Дело в том, что способность трудиться как таковая (то есть свободное время и навыки) даже самого квалифицированного работника (например, токаря или парикмахера) никому не нужна. Её нельзя потребить впрямую. И время труда, и навыки любого рода приобретают ценность для общества – и превращаются в интересующий рынок товар! – только в том случае, если есть спрос на товары и услуги, для производства которых нужно это время и эти навыки. Иными словами, трудовые способности токаря могут быть проданы на рынке труда лишь в том случае, если в стране есть спрос на продукцию машиностроительных предприятий. Да и самый искусный парикмахер может получить место лишь в том случае, если люди готовы платить за услуги парикмахерских, а не предпочитают стричься дома по старинной русской моде – «под горшок». 17
Поэтому число работников, которые могут получить работу (продать своё время и навыки), прямо определяется положением дел на товарных рынках. Именно это обстоятельство и иллюстрирует рис.2(слайд 7). Рис.2. Кривая спроса(слайд 7). Как видно на рис.2, если ситуация на рынке определяется кривой «Спрос- 1», то занятость составит 9 условных работников (фигурки, изображённые ниже оси «Объём продаж»). Но если спрос на товар возрастёт (кривая спроса сдвинется вправо-вверх до положения «Спрос-2»), то станет возможно продать больше товаров. В итоге работу получат ещё 4 условных работника, и общая занятость возрастёт до 13 человек. Для остальных же 9 условных работников, изображённых на этом рисунке, дела не будет. То дополнительное количество товаров, которое может быть произведено с использованием их времени и навыков, рынком не востребовано. А значит, их трудовые возможности обществу не нужны (это и есть главная причина безработицы – явления, о котором мы поведём разговор дальше). Производность спроса на рынке труда определяет зависимость ситуации на нём от положения дел на товарных рынках, то есть как бы задаёт рамки, в которых здесь может развиваться рыночный торг. Вопросы к группе: 1. Чем первичный спрос отличается от производного? 18
2. Как изменения спроса на различные виды транспортных услуг сказались на рынке труда извозчиков и слесарей после открытия в Москве метро? 3. Почему в СССР бытовало выражение «зряплата»?
2. Предложение труда. Факторы предложения труда.
Обратимся теперь к изучению того, как на этом рынке формируется предложение. Под ним мы будем понимать число людей, готовых под влиянием ряда факторов (слайд 8) взяться за выполнение той или иной работы (ведь реально рынок труда состоит из множества рынков труда отдельных профессий). Исследования экономистов и жизненный опыт свидетельствуют, что важнейшими из этих факторов являются те, что символически изображены на рис.3. Рис.3. Факторы формирования предложения на рынке труда Преподаватель предлагает посмотреть на слайд 8. Вопрос к группе: Перечислите факторы формирования предложения на рынке труда. Труд – это необходимое условие существования человечества. Обойтись без него невозможно. Но понимание этого всё же не превращает труд в физиологическую потребность людей, хотя иногда и работа способна приносить немалую радость (особенно это характерно для людей творческих профессий) или даёт высокоценимый многими общественный престиж(этот фактор хорошо 19
прослеживается, например, в сфере общественной и политической деятельности). И всё же подавляющее большинство людей занимаются трудовой деятельностью только потому, что это приносит им выгоду и, главное, позволяет получить средства для существования. Отсюда легко прийти к выводу, что основной стимул к трудовой деятельности – та плата, которую за неё можно получить. Именно неизбежность траты своих сил и времени ради получения заработной платы (без которой своих потребностей не удовлетворить) побуждает человека отказываться от праздности и наниматься на работу. И чем выше эта плата, тем охотнее человек берётся за труд. Но, зная только это, мы ещё не поймём всей логики поведения людей на рынке труда. Для этого надо разобраться в том, что может ослаблять готовность людей трудиться. Вспомним: в мире экономики у каждого выбора есть своя цена. Какую же цену выбора мы платим, когда идём работать? Цена эта измеряется тем свободным временем, которое мы могли бы использовать для занятий тем, что нам приятно, но которое теперь вынуждены отдавать работе. Другой фактор, который ослабляет интерес людей к труду, - это тягость самих обязанностей, которые надо выполнять за плату. Чем более утомителен тот или иной вид работы, чем больше сил он отнимает у человека, тем большую плату люди за него потребуют. Тягость труда – мера физической и нервной сложности и утомительности выполнения профессиональных обязанностей. Наконец, на предложение труда влияет сложность обязанностей, которые надо выполнить успешно, чтобы твои трудовые усилия были оплачены. Для выполнения многих видов работ необходимо иметь особые способности и долго учиться. Но такими способностями наделены не все, и не все согласны на длительный срок профессионального обучения, предпочитая виды деятельности, где этот срок минимален. Решая для себя – трудиться или бездельничать, а если трудиться, то какую профессию выбрать, люди сопоставляют факторы, отвращающие их от труда 20
вообще или от занятия конкретным видом профессиональной деятельности, с той выгодой, которую они от трудовой деятельности могут получить. Зная это, мы можем сформулировать закон предложения на рынке труда: Чем выше плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определённого вида работы, тем большее число людей готовы эту работу выполнять. Естественно, что и этот закон проявляется именно так при прочих равных условиях. Скажем, заработки знаменитых оперных певцов чрезвычайно высоки, но им нечего опасаться, что завтра у дверей театров выстроятся очереди желающих петь сольные партии. Соответствующими вокальными данными и мастерством наделены очень немногие люди, и повышение ставки заработной платы этого изменить не может. Закономерности формирования предложения на рынке труда достаточно специфичны, и это хорошо показано на рис.4(слад 9). Рис.4. Зависимость предложения на рынке труда от уровня заработной платы. На этом рисунке видно, что до определённого уровня (мы обозначили его как критический уровень зарплаты Зк) предложение труда (в натуральном выражении, измеренное количеством человеко-часов, которые люди готовы 21
трудиться за эту зарплату) возрастает. Но вот выше этого уровня заработной платы предложение труда вдруг начинает сокращаться. В чём причина такого «странного» поведения людей? Неужели их не прельщает ещё более высокая заработная плата? Чтобы найти ответ на эти вопросы, надо вспомнить о той цене выбора в пользу труда, которую мы обнаружили выше. Цена эта определяется теми удовольствиями, которые человек мог получить в своё свободное время и от которых отказался в пользу хорошо оплачиваемой работы. И когда человек начинает получать всё больше денег за свой труд, то перед ним вдруг возникает вопрос: «А может, стоит остановиться в гонке за деньгами и использовать уже полученный немалый доход для того, чтобы больше отдыхать и развлекаться?» И если человек отвечает себе на этот вопрос положительно, то предложение более высокой заработной платы уже не может заставить его работать больше (недаром крупные бизнесмены, в том числе и российские, жалуются:«На то, чтобы зарабатывать деньги, время есть, а на то, чтобы их тратить, уже не хватает!»). И тогда кривая предложения труда загибается влево, и величина этого предложения начинает сокращаться, несмотря на рост заработной платы. Такая ситуация возникает при достижении человеком того абсолютного уровня доходов, который он, вспомнив житейскую мудрость: «Всех денег не заработаешь», оценивает для себя как «достаточный». Вопросы к группе: 1. Какие факторы влияют на величину предложения на рынке труда? 2. Какие варианты взаимосвязей могут существовать между престижностью профессии и уровнем её оплаты? 3. Почему труд шахтёров обычно оплачивается выше, чем труд слесарей?
3. Человеческий капитал.
Человеческий капитал – знания и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства и уровень получаемой зарплаты. 22

-
Тягость труда. Некоторые рабочие получают больше, чем инженеры. Это связано с тем, что зарплата должна компенсировать им не только усилия по обучению специальности, но и повышенную тягость работы в некоторых типах производств. Именно поэтому обычно довольно высоки заработки рабочих металлургических и химических производств, а также шахтёров.
-
Ограниченность талантов. Во всём мире очень высоки заработки выдающихся спортсменов, рок-музыкантов, оперных певцов и кинозвёзд. Каждый из таких людей выступает на рынке труда как «уникальный товар» в силу естественной редкости таланта. «Приобрести» же этот товар желает огромное количество зрителей. Иными словами, предложение такого «товара» крайне ограничено при высочайшем спросе. Следовательно, и цена этого таланта, то есть оплата его труда, взмывает до небес.
-
Степень риска
,
с которой связана та или иная работа. Чем выше риск нужной обществу работы, тем более высокую ставку зарплаты запросят люди, согласные ею заняться. Это чётко прослеживается, например, в оплате труда работников таких специальностей, как шахтёры, лётчики-испытатели, космонавты, предприниматели и специалисты по биржевым операциям (например, с ценными бумагами): одни из них рискуют своим здоровьем и жизнью, другие – огромными суммами денег, вложенных в сделки. Если экономические механизмы страны нормально отлажены, то рынок труда не допускает чрезмерных различий в уровнях оплаты труда для людей массовых профессий. Куда хуже обстоит дело в экономике, лишённой нормально функционирующего рынка труда и обслуживающих его систем (образования и жилищной торговли). Здесь мобильность рабочей силы резко снижается, что, в сочетании с другими факторами, ведёт к огромным экономически не обоснованным различиям в уровнях оплаты труда, то есть к чрезмерной дифференциации заработной платы. Заработная плата является наиболее действенной мотивацией работников к труду. С развитием рыночных отношений, труд стал товаром, а заработная плата — его стоимостью. 23
Преподаватель: Рассмотрим уровни средней заработной платы по отраслям экономики России за ноябрь 2012 года(слайды 10,11). Таблица 1
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

работников организаций (без выплат социального характера) по видам

экономической деятельности в РФ
Ноябрь 2012г. рублей к ноябрю 2012г., в % Всего 27448 113,6 В том числе: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 14371 111,1 Рыболовство, рыбоводство 32736 122,9 Добыча полезных ископаемых 47774 109,0 в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 51215 109,3 добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 41618 108,6 Обрабатывающие производства 24815 111,1 из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 21383 110,2 текстильное и швейное производство 13135 109,7 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 13534 110,3 обработка древесины и производство изделий из дерева 15726 108,8 целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 25054 103,5 производство кокса и нефтепродуктов 49507 114,6 химическое производство 28786 111,8 24
производство машин и оборудования 26804 111,8 производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 27055 111,2 производство транспортных средств и оборудования 28454 110,2 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 28596 109,0 Строительство 27016 108,0 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22131 110,3 Гостиницы и рестораны 16684 111,8 Транспорт и связь 30926 109,6 из них связь 27544 105,6 Финансовая деятельность 54585 103,3 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 32281 110,5 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 40431 141,4 Образование 20623 115,4 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 21926 114,6 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 21402 111,0 Преподаватель предлагает обучающимся проанализировать размер заработной платы по разным отраслям в РФ за ноябрь 2012 года(таблица1). Данные вышеприведенной таблицы говорят о том, что существует значительная отраслевая дифференциация по уровню средней заработной платы в экономике России. Так, наивысший уровень данного показателя наблюдается в таком виде деятельности, как финансовая деятельность и наименьший — в 25
текстильной и швейном производстве, показатель дифференциации между ними составляет более 4. Размеры заработной платы в организациях большинства видов деятельности существенно различаются в зависимости от форм собственности организаций. Так, в 2010 году заработная плата в организациях с иностранной формой собственности по укрупненным видам экономической деятельности была в 1,4–2,9 раза выше среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности. В организациях с частной формой собственности, функционирующих в таких видах деятельности, как строительство; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; оптовая и розничная торговля (в которых занято от 81 % до 90 % работников соответствующих видов деятельности), заработная плата ниже, соответственно, на 16 %, 17 % и 32 %, чем в организациях государственной формы собственности. Высокий уровень оплаты труда в 2010 году наблюдался в организациях финансовой деятельности государственной формы собственности (61,2 тыс. рублей), где на работников системы Центрального банка РФ приходится две трети занятых. Низкими размерами заработной платы отличались работники муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, на которые приходится более половины работников этих видов деятельности. Стоит также отметить, что в целом по экономике уровень заработной платы выше в более крупных организациях. Так, за декабрь 2010 года, в организациях с численностью более 1000 человек средняя заработная плата была на 17 % выше среднероссийского уровня. Преподаватель: Вам предлагается познакомиться со статьёй «Тенденции развития рынка труда в России» (приложение 2). Приложение 2 находится у обучающихся на столе. Вопросы к группе: 26
1. Каковы основные факторы, определяющие устойчивые различия в уровнях заработной платы по отраслям и профессиям? 2. Компенсацией за какой риск служит больший уровень дохода предпринимателя, чем его наёмных работников?
4. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
Одним из признаков современной свободной и демократической нации является наличие у неё свободных и независимых профсоюзов. Франклин Д. Рузвельт, президент США Преподаватель предлагает обучающимся историческую справку о профсоюзах (приложение 3), приложение 3 находится на столе обучающихся. Первое из отличий рынка труда от других рынков – особый характер взаимоотношений между продавцами (наёмными работниками) и покупателями (работодателями). Они веками непримиримо враждовали между собой. И эта война, нередко сопровождавшаяся выстрелами и кровопролитием, до сих пор не утихла, хотя XX век принёс с собой немало нового и сделал во многих странах трудовые отношения более мирными. Дело в том, что издревле работодателям казалось: главное правило при установлении заработной платы – держать её на самом возможно низком уровне. Именно такая позиция покупателей на рынке труда делала его столь конфликтным. Ведь наёмные работники придерживались прямо противоположной точки зрения и требовали максимально высокой заработной платы. Эти и многие другие меры, в том числе использование законодательства, применение полиции и даже армии против рабочих, были направлены на то, чтобы заставить наёмных работников смириться с невыгодными для них условиями купли-продажи рабочей силы и «сбить» цену на рабочую силу до минимума. 27
Естественно, наёмные работники отрабатывали и совершенствовали свой арсенал методов борьбы за повышение цены на труд. Профессиональные союзы возникли как организации, представляющие общие интересы наёмных работников в переговорах с предпринимателями. Заботы профессиональных союзов неразрывно связаны с особенностями той работы, которой занимаются их члены, и потому круг проблем, скажем, союза художников-графиков отличается от того, чем озабочены руководители профсоюза шахтёров. И всё же у всех профессиональных объединений есть общие задачи. Важнейшими из них являются: − улучшение условий труда и обеспечение его безопасности. Речь идёт о том, что обычно все профсоюзы стараются добиться улучшения санитарно-гигиенических условий труда (например, снижения шумности и запыленности в цехах). Заботит профсоюзы и предоставление льготных условий труда (в частности, сокращённого рабочего дня) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим маленьких детей). Наконец, постоянная забота профсоюзов – снижение риска гибели работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты специальные законы и нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травматизма. Но в мире экономики всё имеет свою цену. И такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для фирм-покупателей. Рост цены труда (размер заработной платы) ведёт к снижению величины спроса на него, то есть числа людей, которых фирмы готовы принять на работу. Иными словами, чем больше денег работодатель должен тратить на улучшение условий труда, тем дороже ему в итоге обходится каждый работник и тем меньшее их число он может нанять; − повышение заработной платы. Конечно, повысить спрос на труд профсоюзам достаточно сложно: они не обладают большими возможностями влияния на рынки товаров, откуда приходит 28
спрос на рынок труда. Тем не менее, один из способов решения такой задачи достаточно реален, хотя и не однозначен. Что касается ограничения предложения труда, то оно обычно обеспечивается за счёт того, что профсоюзы добиваются от работодателей согласия принимать на работу только членов профсоюза. Осознав ограниченность своих возможностей добиваться роста заработной платы путём стимулирования спроса или ограничения предложения на рынке труда, профсоюзы сделали ставку на иной способ решения этой задачи. Они стали выступать как единственный представитель всех своих членов при обсуждении условий труда и оплаты. Эта задача решается путём проведения коллективных переговоров с работодателями. На первый взгляд эта политика профсоюза выгодна наёмным работникам. Но цена такой победы профсоюза будет определяться двумя факторами. Во-первых, никакой профсоюз не может лишить работодателей права увольнять работников, если их труд становится невыгоден. А повышение заработной платы сверх уровня, который родился бы на свободном рынке труда без влияния профсоюзов, может привести к росту числа таких невыгодных работников. Поэтому профсоюзам надо вести переговоры о повышении заработной платы очень взвешенно, обращаясь за консультациями к экономистам, чтобы победа на этих переговорах не обернулась падением занятости. Современные профсоюзы, в том числе и в России, уже прибегают к услугам высококвалифицированных экономистов, чтобы точно оценить максимальную величину повышения заработной платы, которой можно добиться от владельцев фирм без угрозы их разорения и массовых увольнений. Во-вторых, создание профсоюзами системы коллективного противодействия снижению заработной платы при ухудшении ситуации на рынках товаров порой оказывается просто вредным для членов союза. Вопросы к группе: − Каковы основные задачи, решаемые профсоюзами? 29
− Если профсоюзы добиваются повышения заработной платы, кто от этого страдает? − Почему профсоюзы вынуждены проявлять осторожность в требованиях о повышении заработной платы? Государственная политика на рынке труда в целом и в обла сти содействия занятости населения определена статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Она состоит в следующем: -Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. -Государственная политика в области содействия занятос ти населения направлена на решение многообразных со циально-экономических проблем рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества. Конкретные меры, которые формируют содержание государ ственной политики содействия занятости населения, направле ны на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возмож ностей всем гражданам России, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на добро - вольный труд и свободный выбор занятости. Среди этих мер существенное место принадлежит: созданию условии, обеспечи вающих достойную жизнь и свободное развитие человека; под держке трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; содействию развития способностей к производительному, творческому труду. Регулирование процессов на рын ке труда со стороны государства в соответствии с действующим законодательством направлено преимущественно на содействие занятости населения и предотвращение или сокращение безра - ботицы. Можно согласиться с тем, что проблемы эффективной за нятости находятся в компетенции прежде всего работодателей, а за государством должны оставаться функции регулирования общих правил и контроль за соблюдением трудового законода тельства со стороны работодателей. Однако в современной России далеко не все законы разработаны или приведены в соот ветствие с 30
новыми условиями. У работодателей расширяется возможность игнорировать законы и нормативные документы. Следовательно, за государством остаются функции контроля за соблюдением стандартов в области безопасности, условий и ох раны труда; поддержанием необходимых уровней оплаты труда; согласования и регулирования социально-трудовых отношений, цивилизованного разрешения социальных конфликтов. Государ ство правомочно воздействовать на работодателей, если ими допускаются нарушения трудовых контрактов, ущемление эко номических и социальных интересов работников. Такие наруше ния, как правило, ведут к социальной напряженности и конф - ликтам.
5. Понятие безработицы, её причины и экономические последствия.
Преподаватель: Специалисты многих стран были вынуждены признать, то, что безработица это не только экономическое бедствие, а также и социальная катастрофа. Вопрос к группе: Разъясните сказанное. (слайд 12). Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной. Первобытному обществу свойственны были полная занятость всего трудоспособного населения общины и одновременно перенаселение отдельных территорий; отсюда постоянная борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перенаселение свободных граждан, часть которых становилась колонистами или воинами, их основным назначением было пополнение армии рабов. При феодализме и азиатском способе производства имело место абсолютное и относительное аграрное перенаселение, часть людей была скрыто излишней, некоторые из них уходили в отхожие промыслы, другие пополняли армию, назначение которой было в захватывании новых земель. В условиях 31
чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление - армия безработных. Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. Однако не всякий неработающий человек является безработным. Очевидно, что дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не считаются безработными. Таким образом, безработный - это человек, который не имеет работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.(слайд 13) Причины безработицы в России можно сформулировать так: - структурные усовершенствования в экономике, поскольку применение новых технологий, современного оборудования приводит к ограничению излишней рабочей силы; - временные преобразования в уровне производства товаром и предоставления услуг в отдельных отраслях экономики; - экономическое падение или депрессия, что заставляют работодателей понижать потребность в использовании всех ресурсов, в том числе и трудовых; - преобразование в демографической ситуация населения, в частности рост численности трудоспособного населения повышает спрос на труд и, впоследствии, растет вероятность безработицы; - политика руководства и профсоюзных организаций в области оплаты труда: повышая минимальный размер зарплаты, увеличиваются расходы производства, что снижает потребность в рабочей силе. Также к экономическим причинам появления безработицы относятся: -высокая стоимость рабочей силы (заработная плата), которую запрашивает ее продавец или профсоюзный комитет. 32
-низкая стоимость рабочей силы (зарплата), которую определяет покупатель (работодатель). В таком случае наемный рабочий не намерен осуществлять за дешево свой товар, и ищет другого покупателя. Во время поиска такого покупателя он остается не занятым в производстве и относится к числу безработных. - отсутствие стоимости рабочей силы. В каком-либо обществе постоянно имеются люди, которые не могут быть втянуты в процесс осуществления товаров и услуг по причине недостатка у них рабочей силы или присутствие рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не имеет желания ее покупать. Этими людьми являются бродяги, деклассированные элементы, инвалиды. Экономические последствия безработицы: -она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы; - работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную рабочую неделю, по сравнению с установленной законом; - не оплачивают больничных листов; - могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований. При оценке отношения к безработице надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей является не только источником дохода, но и делом чести, гражданской доблести. Следовательно, лишение его сегодня возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, безразличным к чужой судьбе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека: пьянство, наркоманию, совершение аморальных поступков. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. 33

Выводы

Экономическая природа рынка труда.
Одним из важнейших рынков ресурсов производства является рынок труда. Этот рынок позволяет наёмным работникам, составляющим большинство трудоспособного населения любой страны, продать своё рабочее время и навыки работодателям (владельцам фирм и организаций) и получить в обмен доходы, позволяющие прокормить свои семьи. С другой стороны, этот рынок позволяет работодателям нанять работников, что является непременным условием осуществления любой хозяйственной деятельности.
От чего зависит спрос на рынке труда.
Спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги, для изготовления которых работодателям нужно нанимать работников. Поэтому величина спроса на рынке труда вообще и на рынках отдельных профессий зависит от экономической ситуации в стране и степени насыщенности спроса на отдельные виды товаров.
Факторы формирования заработной платы.
Зарплата работника не может быть выше рыночной ценности той продукции, которую он производит. Рост заработной платы возможен только в случае повышения производительности труда или рыночных цен на производимые работниками товары или услуги.
Факторы формирования предложения на рынке труда.
Предложение труда увеличивается под влиянием уровня заработной платы, а также престижности труда и морального удовлетворения, которое он приносит. К снижению предложения ведут тягость труда, его сложность и потребность людей иметь свободное время. При существенном росте заработной платы предложение труда может также сократиться под влиянием эффекта дохода. 34

Формирование заработной платы на рынке труда.
Как и все рыночные цены, заработная плата формируется в итоге взаимодействия спроса, который предъявляют работодатели, и предложения, которое формируют наёмные работники. Отклонения заработной платы от равновесного уровня происходят под влиянием изменений ситуации на различных товарных рынках, в том числе из-за появления новых отраслей, где предлагаются лучшие условия труда.
Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда.
На краткосрочные колебания заработной платы под влиянием рыночных условий накладывается влияние более долгосрочных факторов дифференциации заработной платы. Важнейшими из этих факторов являются: сложность и тягость отдельных профессий; ограниченность талантов; степень риска при занятии данной профессией.
Профсоюзы и трудовые конфликты.
Формирование рыночной цены труда обычно сопровождается конфликтами между работодателями и наёмными работниками. В ходе этих конфликтов стороны используют различные методы навязывания своей воли. Основным методом защиты интересов наёмных работников является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.
За что борются профсоюзы.
Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения безопасности труда своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает экономические границы занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене не снижается.
Вопросы самоконтроля:
а) Пословица утверждает: «Не в деньгах счастье». Как развивалась бы экономика человечества, если бы для всех людей эта пословица была бы неукоснительным руководством к действию? Как бы работал рынок труда в мире, где людям было бы совершенно безразлично – больше они получают денег или меньше? б) Верно ли утверждение: «Уровень оплаты труда находится в обратной зависимости от престижности профессии» - и почему? 35
в) Во многих развитых странах мира профессора университетов получают меньше, чем руководящий персонал коммерческих фирм. Тем не менее, ещё один университет не закрылся из-за отсутствия профессоров. Почему профессора не уходят работать в коммерческие фирмы?
г)
Сегодня в России на многих предприятиях и в коммерческих фирмах профсоюзов нет. Какие последствия для отечественного рынка труда это может иметь? 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Особенности «рынка труда» в СССР
Первая мировая война 1914-1917 гг., Великая социалистическая революция 1917 г. и Вторая мировая война 1941-1945 гг. блокировали мирное экономическое развитие нашей страны и рынка труда в частности. Так как рассмотрение военной экономики выходит за рамки настоящей работы, будем рассматривать рынок труда СССР после того, как экономика полностью перешла в «мирный режим». Характерной чертой рынка труда Советского союза была система занятости и сложившаяся к моменту начала рыночных реформ 90-х гг. концепция полной занятости. Полная занятость была одной из основных целей планово- административной экономики, а ее реализация означала гарантированную занятость в течение жизни работника, а также заработную плату и необходимый для удовлетворения минимальных потребностей доход семьи. В результате административных мер и крупных государственных инвестиций в экономику в СССР была достигнута высокая степень трудовой активности населения. К концу 80-х гг. 92% трудоспособного населения было занято в общественном производстве или учебой; в некоторых возрастных группах этот показатель достигал 95-98% . Помимо обеспечения высокой степени занятости социалистическая система в течение относительно короткого периода времени эффективно решила проблему ликвидации неграмотности населения на огромной территории, то есть резко повысила качество рабочей силы. Высокая степень занятости и доступ к бесплатному образованию были, несомненно, одними из главных условий социальной стабильности и социальной удовлетворенности в советском обществе. Однако, трудовой потенциал общества использовался при этом неэффективно. В последние десятилетия СССР все быстрее снижались адаптационные возможности рабочей силы, слабела система трудовых мотиваций. Происходило это по ряду причин: -во-первых, высокая степень занятости сопровождалась низкой ценой труда; 37
-во-вторых, государственная идеология не поощряла работников к получению общих знаний и производила много специалистов с неконвертируемой квалификацией, таким образом, все более наращивалась искаженная структура рабочей силы, сосредоточение основной массы работников в отраслях промышленности и сельского хозяйства. Следствием выше перечисленного было несоответствие структуры спроса на рабочую силу образовательной структуре работников; в-третьих, в условиях централизованной оценки труда и планового распределения рабочей силы руководители организаций не были заинтересованы в ее эффективном использовании и в большинстве случаев стремились к увеличению штата. Из-за чего в экономике сформировалась так называемая «сверхзанятость» - излишки рабочей силы по сравнению с потребностями экономики. Масштабы «сверхзанятости» в конце 80-х годов оценивались специалистами в размере 15-20% рабочей силы. Все выше перечисленное привело к тому, что к концу 80-х гг. СССР стал утрачивать свои преимущества в качестве образования и квалификационном потенциале рабочей силы. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тенденции развития рынка труда в России
Особенностью современного рынка труда является его постоянная изменяемость. Определить, специалисты каких отраслей будут востребованы через несколько лет, крайне сложно. Но какие-то тенденции все же отметить реально. Есть отрасли, развитие которых замедлилось, но не очень сильно. Это строительство и производство строительных материалов, розничная и оптовая торговля, общественное питание и развлечения, ИТ и коммуникации, автомобильный сервис, полиграфия. Также устойчивый спрос имеется в отрасли логистики на сотрудников склада, специалистов по товарно-транспортным операциям, логистов, менеджеров по перевозкам. Тенденции таковы, что особенно сильно будут востребованы специалисты в промышленной сфере. Технические специалисты Тенденции рынка труда показывают, что в ближайшие годы будет сохраняться и расти спрос на технических специалистов. Исходя из того, что сейчас активно начинают развиваться инновационные технологии, промышленный сектор экономики, наиболее востребованными станут технические специалисты: инженеры, системные администраторы, специалисты сервисного обслуживания, мастера, начальники технических отделов, механики, энергетики. Также неизменным спросом будут пользоваться инженеры среднего звена и квалифицированные рабочие. На многих промышленных предприятиях сегодня требуется высококвалифицированный рабочий персонал. На рынке не хватает технических специалистов, рабочих высокой квалификации, таких как, токари, фрезеровщики. Также с активным развитием нанотехнологий, будут востребованы технические специалисты в этой области. Универсальные специалисты нужны всегда Среди универсальных специалистов, которые востребованы в любой сфере и в любое время, менеджеры по продажам и закупкам, поскольку именно они приносят прибыль компании в любой экономической ситуации. Также нужны опытные высокопрофессиональные управленцы, специалисты по ИТ, 39
инженеры и ведущие специалисты всех отраслей промышленности, специалисты по рекламе, маркетологи, медицинский персонал. Среди представителей рабочих профессий требуются продавцы, повара, водители автотранспорта, представители строительных специальностей, специалисты по металлообработке. Переизбыток кадров Есть некоторые профессии, по которым вот уже на протяжении ряда лет наблюдается перепроизводство – это экономисты, бухгалтеры, товароведы и юристы. Поэтому абитуриентам нужно иметь в виду, что такого рода специалисты востребованы, но только с высоким уровнем квалификации. Предложения от работодателей есть, но ведется жесткий отбор. Поэтому прежде, чем поступать в вузы, важно определить, чем хочется заниматься по жизни и к какому роду деятельности есть склонность. Любимая работа или высокая зарплата Специалисты по кадрам отмечают, что более высокие зарплаты предлагаются в следующих отраслях: энергетика, фармацевтика, транспорт, связь, информатика, промышленность, в перспективе снова будут высокие зарплаты в строительстве. Но нужно реально оценивать возможности по зарплате молодого специалиста без опыта работы. На начальном этапе зарплату в размере тысячи долларов получают единицы. Думая о зарплате, нельзя забывать о своих склонностях и талантах. При выборе профессии нужно оценить не только ее востребованность на рынке труда, уровень зарплаты и перспективы, но не менее важны персональные способности, интересы. Как показывает практика, человек, работающий на денежной, но нелюбимой работе, рано или поздно сменит вид деятельности и пойдет работать по призванию. Поэтому важно, еще будучи абитуриентом, всерьез задуматься о том, чем хочется заниматься по жизни, и выбирать специальность исходя из собственных интересов и склонностей, а не потому, что престижно или «мама сказала». Если вам нравится то, чем вы занимаетесь, то у вас все получится. Ведь по- настоящему талантливых инженеров, экономистов и юристов немного, но они нужны всегда и везде. Так что если какая-то профессия очень нравится и вы 40
уверены в своем профессиональном призвании, то, конечно, конкуренции бояться не стоит. Увлеченный профессией человек работу обязательно найдет. Если же выбор делается не от большой любви, то специальности, по которым и так высока конкуренция, выбирать не стоит. Выводы Тенденции развития рынка труда такие, что в ближайшем будущем вероятнее всего будут востребованы инженеры, квалифицированные рабочие на производство, строители, специалисты в сфере розничной и оптовой торговли, логисты, менеджеры по продажам и закупкам, работники в сфере общественного питания (повара, официанты), специалисты по ИТ, продавцы, водители, специалисты по ремонту автомобилей. Будут не очень востребованы экономисты, бухгалтеры, товароведы, юристы, административный персонал (секретари, офис-менеджеры), маркетологи. Но в любом случае, при выборе профессии не забывайте о своих склонностях, талантах и больше прислушивайтесь к себе. Ведь никто не знает вас лучше, чем вы сами. Успехов в поиске! 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Страницы экономической истории человечества. Тред-юнионы –

рыцари труда.
Кто уже бывал на посту председателя профсоюза металлистов, может стать разве что ещё римским папой. Вилли Брандт, бывший федеральный канцлер ФРГ Профессиональные организации наёмных работников впервые стали возникать в Европе в конце XVIII в. Историки считают, что первый настоящий профсоюз, или «тред-юнион» (от английских слов tradeunion), создали хлопкопрядильщики Ланкашира в 1792 г. Примерно тогда же похожие организации под названием «общества сопротивления» стали образовываться и во Франции. Едва родившись на свет, они были вынуждены уйти на нелегальное положение. Работодатели сразу поняли, чем им грозят эти, поначалу малочисленные, союзы и общества, и добились законодательного запрещения их деятельности. В Англии такой законодательный запрет продержался четверть века – до 1824 г., а во Франции – почти век (с 1791 по 1884 г.). Как тайная организация под названием «Рыцари труда» возникли профсоюзы и в США. Членами этого союза могли стать все, кроме «адвокатов, банкиров, биржевых спекулянтов или спекулянтов спиртными напитками и детективов Пинкертона». Дело в том, что знаменитое частное сыскное агентство Пинкертона занималось в числе прочего и вооружённым разгоном забастовок. В России профсоюзы появились лишь в начале XX в., незадолго до первой русской революции. Поначалу их членами было лишь очень малое число отечественных рабочих (3,5% в 1907 г.). Поскольку правительство России тоже преследовало профсоюзы, к концу 1909 г. число их членов сократилось до 13 тыс. человек на всю страну. 42
Двадцатый век стал эпохой расцвета профсоюзов и одновременно началом заката их мощи в развитых промышленных странах. Например, в США в середине 50-х годов членами профсоюзов были более 35% наёмных работников, а сейчас – менее 17%. Во Франции – одной из стран с наиболее старыми профсоюзными традициями – положение таких организаций ещё хуже: их членами являются лишь 12% французов, работающих по найму (рис. 8-1). Похоже, что, сыграв немалую роль в развитии цивилизованного рынка рабочей силы, профсоюзы в промышленно развитых странах сегодня уходят в историю по мере становления социальной рыночной экономики. 43
44