"Путешествие на телевидение"

Автор: Еремина Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №100
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи
Тема: "Путешествие на телевидение"
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Еремина Татьяна Евгеньевна МДОУ детский сад комбинированного вида № 100 Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Конспект занятия по развитию речи детей

Место занятия в разделе программы:
является частью работы по развитию речи детей (подготовительная к школе группа, март, 3 неделя)
Тема: Путешествие на телевидение

Цель:
формирование умения составлять описа ния в научном и художественном стилях
Задачи:
- формировать навыки составления описа ния в научном и художественном стилях; - закреплять умение подбирать антонимы к заданным словам ( новая, начало, первый, сломать, найдет, болеет, вымочит, забудешь, мягкий, мелкий ), находить слова синонимического ряда, обозна чающие нарастание действия (идет — бежит — мчится); - закреплять умения согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе, развивать навыки словообразования (образование степеней сравнения прилагательных); - развивать умение четко и внятно произносить фразу тихо и шепотом; умение спорить, доказывать свою точку зрения, слушать внимательно, доброжелательно относиться друг к другу в процессе спора.
Оборудование:
макет телевизора, толковый словарь, ребус, заставки для телевизора: черная, знак вопроса, пропуск, заставки с названиями разных передач, табличка «Тихо идет передача», мяч, поросенок Хрюша

Ход непосредственно образовательной деятельности
Этапы Ход занятия Примечания
1. Организационный

этап
С целью организации направленного внимания и психологического настроя, мотивации предстоящей деятельности организовать следующую ситуацию - Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. Проходите, присаживайтесь. - Ребята, посмотрите, у нас в группе появился телевизор. А вы любите смотреть телевизор. - Да - А хотели бы оказаться на телевидении, там, где снимают передачи, походить по студиям? - Да - Но туда нужен пропуск? Как же его получить? Может быть, телевизор нам даст подсказку. Давайте его включим. - Все понятно, надо ответить на вопрос телевизора, и он нам подарит пропуск. А вопрос такой « Как Дети присаживаются В стол Педагог показывает на макет телевизора (телевизор с черным экраном) Педагог убирает черную заставку. На экране телевизора знак вопроса ТV
появилось слово «телевидение» в русском языке?» Какой сложный вопрос! А где можно узнать об этом? - посмотреть в интернете (его нет), спросить у взрослых (они не знают). - В словаре - Телевидение - это иностранное слово, находим его в словаре: «теле» — вдаль, «видео» — смотреть. То есть слово телевидение означает - Смотреть вдаль - Ребята, а я знаю одну поговорку про телевидение, но она зашифрована. Расшифруйте ее. - Телевидение — это окно в мир. - Объясните смысл этой поговорки. - С его помощью мы узнаем новое, то, что происходит в мире - Да, телевидение приобщает нас к жизни Педагог достает толковый словарь, открывает книгу, читает Педагог показывает ребус (рисунок — телевизор, окно, глобус.)

2. Основной этап
на планете и никакое другое средство информации не может сравниться с ним - Ребята, а на вопрос телевизора мы ответили? - Да - Значит где-то здесь должен быть пропуск. А вот и он: пропуск на всю группу. А с обратной стороны тоже что-то написано. … прочитай, что здесь написано? - Останкино - «Останкино» - это главный телевизионный центр, который находится в Москве. - Раз у нас есть пропуск, пойдемте, пройдемся по телецентру. В телецентре на многих дверях можно увидеть такую табличку. Прочитайте ее. Педагог вытаскивает из телевизора пропуск: показывает детям одну сторону (Пропуск на всю группу)
- Тихо, идет передача - Чтобы некому не помешать, скажите эту фразу тихо - Тихо, идет передача - Шепотом - Тихо, идет передача - А куда она идет? - Никуда, просто так говорят. - Ребята, а про что еще можно сказать «идет»? - Снег, время, дождь - Снег идет. Как сказать по-другому? - Падает, кружится - Дождь идет. - Капает, моросит. - Время идет. - Продолжается. - Ребята, пойдемте, дальше. Ой, смотрите «Спор-клуб». А что значит спорить? - Доказывать правоту. - Давайте заглянем на съемки этой телепередачи. Ребята, присаживайтесь. Мы с вами сейчас тоже будем спорить на тему «Телевидение - это хорошо или плохо?». Педагог показывает ее изображение на пропуске Педагог ведет детей к двери и показывает табличку«Тихо, идет передача». Педагог показывает
- первая команда будет «за телевидение», а вторая «против». Будем говорить по очереди. Слушайте внимательно друг друга, и не повторяйте сказанное -За: можно увидеть много интересного в разных познавательных передачах - За: можно отдохнуть и посмотреть развлекательные передачи, мультфильмы, художественные фильмы - За: Если нет возможности куда-то поехать, можно посмотреть это по телевизору - За: Из новостей можно узнать о том, что происходит в мире. - За: Можно узнавать прогнозы погоду. - Против: Если заставку на телевизоре «Спор клуб». Дети присаживаются аналогичным образом Дети отвечают.

Динамическая пауза.
Цель: предупреждение утомления, восстановление Цель: предупреждение утомления, восстановление смотреть много, можно испортить зрение Против: Если включать слишком громко, можно испортить слух - Против: По телевизору показывают много жестокости, насилия - Против: Если смотреть все подряд, это занимает очень много времени - Против: человек, сидя перед телевизором, не двигается Против: если сидеть долго перед телевизором испортится осанка - Да, Телевидение - это большое достижение людей, но смотреть его надо поменьше, не все подряд. - Ребята, а в соседнем зале снимается
умственной работоспособности. Физкультминутка. Игра «Слова наоборот» передача «В мире слов». Вставайте полукругом. Тема сегодняшней передачи «Слова наоборот». Нужно найти противоположные по смыслу слова. Но чтобы мы все вместе не кричали, поможет нам мяч. Тот, кому я кину мяч, продолжит фразу - Вещь хороша, когда новая, а друг когда... (старый). - Не хвались началом, а хвались... (концом). - За ложку первый, за работу... (последний). - Легко сломать, да трудно... (сделать). - Март зиму кончает, а весну… (начинает) - Смелый там найдет, где робкий… (потеряет) - Человек от лени болеет, а от ума… (здоровеет) - Один теряет, а другой… (находит) - Дождик вымочит, а солнышко… (высушит) - Если что-то забудешь, то потом и… (вспомнишь). - А сейчас будьте внимательны Педагог меняет заставку на телевизоре «В мире слов» Дети встают полукругом

Продолжение

основного этапа
Составление описаний в научном и художественном стилях Пластилин мягкий. А камень… (твердый) - Подушка мягкая, а скамейка… (жесткая) - Ручей мелкий, а речка…(глубокая) - Ягоды смородины мелкие, а клубники… (крупные) Если какой-нибудь ребенок затрудняется, дети ему помогают - Молодцы, все слова правильно назвали. Пойдемте, присядем. - Ребята интересные передачи у нас на телевидении? - Да - Действительно, на нашем телевидении одна передача интересная, другая еще… - интереснее - А третья самая интересная... Это какая? - интереснейшая - Один вопрос трудный, второй... - еще труднее - А третий... - труднейший
- Один герой добрый, второй... - еще добрее - А третий... - добрейший - Ребята, в одной из студий идет отбор помощников для новой передачи «Угадай по описанию». А вот и ведущий этой передачи. - Посмотрите, а кто это? Лицо что-то знакомое. - Это Хрюша. - А где я могла его видеть? - На передачи «Спокойной ночи, малыши» - Хрюша говорит, что не может никак отдышаться. Он сегодня проспал, и теперь сильно торопится. Как вы думаете, п очему Хрюша мог проспать? - Долго смотрел телевизор - Хрюша сначала шел на свою передачу, а потом почувствовал, что опаздывает и... - побежал - А потом посмотрел Дети присаживаются Педагог показывает: в телевизоре появляется Хрюша
на часы, времени со - всем не осталось и он со всех ног... - помчался, пустился во весь дух - Еле-еле успел. - А хотите поучаствовать в таком конкурсе? - Да - Но сначала надо потренироваться. Ребята, как бы вы сказали, что такое телевизор? - Это электри ческий бытовой предмет. - Для чего он нужен? - Чтобы передавать изображения, звуковые и видеосигналы. - А с чем его можно сравнить? Придумайте интересное, необычное сравнение. - С окном в мир, ящи - ком, волшебным сундуком, шкатулкой для сказок, серебряное блюдечком и наливным яблочком.

3. Заключительный

этап
- Попробуйте, как ведущий, придумать загадку про телевизор для взрослых телезрителей. Рассказывать будете из телевизора для зрителей, Хрюша вам место уступит. Скажите коротко, по-научному, самое главное. - Бытовой электрический прибор, который нужен для передачи звуко- и видеосигналов. Что это? - А для маленьких телезрителей придумаем загадку, чтобы им было интересно - Волшебный сундучок в углу стоит, песни поет, сказки говорит. - Домик на ножках, посреди окошко. Засветится окно, появится кино. - Чудеса по вечерам он показывает нам, На его, друзья, экране то моря шумят в тумане, То плоды качает сад, есть программы для ребят. - Молодцы, хорошие из Педагог спрашивает трех- четырех детей Педагог спрашивает трех- четырех детей
вас получились бы ведущие! Педагог оценивает загадки детей, хвалит за необычные сравнения, а также поощряет детей, которые внимательно слушали выступления товарищей. - А нам уже пора возвращаться обратно. Выключаем телевизор. - Ну вот мы и дома. Ой, Хрюшу случайно с собой забрали. А Хрюша даже рад. Он не разу не был в садике. Познакомьтесь с ним, поговорите, он вам ответит, покажите, что у нас в садике есть интересного. Педагог меняет заставку на черную. Педагог показывает
Хрюшу