"СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГИТАРА КЛАССИЧЕСКАЯ ШЕСТИСТРУННАЯ"

Автор: Ермолович Лариса Герасимовна
Должность: преподаватель Ямальской детской музыкальной школы
Учебное заведение: МБОУ ДО ЯДМШ Мыскаменский филиал
Населённый пункт: ЯНАО Ямальский район с. Мыс Каменный
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГИТАРА КЛАССИЧЕСКАЯ ШЕСТИСТРУННАЯ"
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Ямальская детская музыкальная школа»

Мыскаменский филиал

Ермолович Лариса Герасимовна

преподаватель - высшая категория

629720 ЯНАО

Ямальский район

пос. Мыс Каменный

Ссылка на сайт:
"nsportalermolovich-larisa-gerasimovna"
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ГИТАРА КЛАССИЧЕСКАЯ ШЕСТИСТРУННАЯ

Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы «Народные инструменты»

Срок реализации 5 -7 лет

Мыс Каменный

2015
1

Аннотация
Рабочая программа по специальности гитара классическая шестиструнная составлена с учётом требований программы для детских музыкальных школ «Музыкальный инструмент: гитара классическая шестиструнная». Учебный процесс ставит своей целью эстетическое воспитание обучающихся, реализацию и развитие творческого потенциала обучающихся, привитие нравственных и моральных ценностей посредством музыкального искусства. Программа предусматривает начальное освоение теории музыки, освоение нотной и специальной символики, овладение исполнительским комплексом навыков и умений игры на гитаре, ознакомление с исполнительскими традициями и репертуаром, развитие художественно- образного мышления посредством музыкальной интерпретации. Программа рассчитана на 5-7 летний курс обучения с дополнительным годом обучения; и, осуществляется в трёх направлениях: любительское, общее, профессиональная ориентация. Направление обучения обучающегося рекомендуется преподавателем по специальности в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося, утверждается педагогическим советом на основании заявления родителей ребёнка. Направления обучения имеют различие по объёму учебной нагрузки, объёму и глубине знаний предмета. Аудиторная нагрузка предполагает индивидуальные занятия с преподавателем в объёме, предусмотренном учебным планом, а также внеурочную учебную нагрузку, куда входят контрольные мероприятия: академический концерт, технический зачёт, контрольный урок, экзамен и концертные выступления: концерты, фестивали, конкурсы, репетиции. Неотъемлемая часть учебного процесса – самостоятельные занятия, предполагающие закрепление материала и индивидуальное совершенствование мастерства игры на музыкальном инструменте. Внеклассная учебная работа (посещение концертов/спектаклей, выезды на экскурсии, встречи с мастерами искусств, и пр.) является элементом эстетического воспитания учащихся, которое формирует художественный вкус и расширяет кругозор в области культуры и искусства. Контрольные мероприятия проводятся согласно учебному плану работы отделения струнно-щипковых инструментов: 2 раза в год (для 1 класса), 4 раза в год (для 2-5, 2-8 классов) любительского направления/общего направления и профориентации. Аттестация проводится по результатам контрольных мероприятий и текущей успеваемости. Оценки отражают уровень освоения содержания предмета (овладение комплексом навыков игры на инструменте, освоение репертуарной программы учебного года, техническая подготовка). Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена (публично). Все контрольные мероприятия промежуточной и итоговой аттестации осуществляются перед аттестационной комиссией. Аттестационную комиссию составляют преподаватели отделения и администрация школы. 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета « Специальность» гитара является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа может быть использована при разработке программ учебных предметов «ансамбль», «оркестр ». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» в области музыкального искусства: предметная область Музыкальное исполнительство ПО.01; Учебный предмет Специальность УП.01. Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств проводятся в объеме 7(8) или 5(6) лет обучения в зависимости от возраста, музыкальных данных и индивидуальных особенностей учащихся. Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в

образовательные учреждения
, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
может быть

увеличен на один год.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разу - чивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и аккомпанемента. Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. Форма проведения аудиторского учебного занятия -
индивидуальный урок.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия –
30 минут.
На раннем этапе обучения (1, 2 классы) возможны также уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно, в целях расширения их кругозора, создания в классе коллективной творческой атмосферы, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле. На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и сис - тематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат. 3

Цель:
приобщение обучающегося к искусству, музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, приобретение начальных профессиональных навыков музыканта- исполнителя.
Задачи:
 гармоническое развитие технических и художественных навыков учащегося.  развитие музыкального слуха  воспитание и развитие метроритмического чувства  формирование навыков чтения нот с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста  развитие таких личных качеств, как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, самостоятельность  осознание ценности для окружающих своей музыкально-творческой деятельности. Основными предпосылками для успешного развития ученика является вос - питание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения — важ - нейшему для гитариста средству музыкальной выразительности, а также правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует при ступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные на выки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней потребности к вибрации. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмыс - ленной аппликатуры , наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учени ком произведений с аккомпанементом преподавателя . Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для 4
работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет пе дагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, боль ше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для кон - троля над домашней работой . Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изуче - ния в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности испол нения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного испол нения, другие - для показа в условиях класса, третьи—с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося
КРИТЕРИИ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Срок обучения 5 –
7 лет с дополнительным годом обучения
класс

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

5

класс

6

класс

7

класс

этюды
4 -6 4-6 2 -4 2 - 4 2 -3 2-3 2-3
народные

песни и

танцы
5-8 4-6 2-3 2-3 1-2 1-2 1-2
пьесы
6-8 4-7 3-4 2 2 1-2 1-2
Кантилена

или

произведения

с элементами

полифонии
1 1 1 1 1 1 1
Произведение

крупной

формы
- 1 1 1 1 1 1
ансамбль
2-4 2-4 2-3 2-3 2-3 2-3 2-3 5

Всего:
18-27 16-25 11-16 10-14 9-12 8-12 8-12
Технический минимум

Срок обучения 5-7 лет с дополнительным годом обучения
Предложенный порядок работы над гаммами соответствует принципам доступности и постепенности возрастания технической сложности.
класс

Ι полугодие

ΙΙ полугодие

1 класс
Музыкальные термины: f, p, mf, mp. Муз. термины: legato, crescendo и diminuendo, Moderato, Allegretto.
2 класс
Мажорные однооктавные гаммы до двух знаков в первой позиции. Муз.термины, встречающиеся в нотном тексте Мажорные однооктавные гаммы до двух знаков в первой и второй позициях. Муз.термины, встречающиеся в нотном тексте.
3 класс
Двухоктавные гаммы в 1 позиции (Е, А). арпеджио в пройденных тональностях. Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegrettо Минорные двухоктавные гаммы в 1 позиции, арпеджио в пройденных тональностях. Стаккато, легато, нон легато.
4 класс
Мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом движении (однооктавные во второй и третьей позициях) - G-dur A- dur, Минорные гаммы в 1 позиции с переходом в другие позиции a, e, f (три вида минора) 6
B- dur, C- dur. арпеджио в пройденных тональностях. Accelerando, ritenuto, rubato. A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto.
5 класс
Повторение гаммового комплекса 4 класса. Двухоктавные в разных позициях G, A, g, a. Двухоктавные гаммы от 1-5 лада Dolce, cantabile, maestozo, adgitato Мажорные двухоктавные гаммы со сменой позиций арпеджио в них. G-dur A- dur,C- dur, D- dur, E- dur
6 класс
Повторение гаммового комплекса 5 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков (мажор),арпеджио в них. Assai, subito, molto. Повторение гаммового комплекса 5 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков ( три вида минора) и арпеджио в них. Poco a poco, piu mosso, meno mosso
7-8 класс
Повторение гаммового комплекса 6 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков (мажор),арпеджио в них. Повторение гаммового комплекса 6 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков ( три вида минора) и арпеджио в них.
Формы и методы контроля, критерии оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующие функции. 7

Виды контроля
и учета успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль
знаний и умений осуществляется в рамках урока и целях оперативного контроля за успехами обучающегося.
Промежуточная аттестация
– основная форма контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофесиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:  качества реализации образовательного процесса  качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету  уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен,

зачет, контрольный урок.
Промежуточная аттестация может проходить в виде выступлений на контрольных уроках, технических зачетах, академических концертах. Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком. Сольные концерты обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене ( по решению методического совета). Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки; оценкой по пятибалльной системе, выставленной коллегиально.
Итоговая аттестация
выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями , установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных общеобразовательных программ, а также срокам их реализации. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена программа которого должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние музыкальные специальные учреждения. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», « удовлетворительно», « неудовлетворительно». Оценка выносится в выдаваемое свидетельство об окончании школы. 8

График промежуточной и итоговой аттестации

класс

Вид

контрольного

прослушивания

Месяц

проведения

Программные

требования

1 класс

Академический

концерт

Декабрь

2

разнохарактерн

ых произведений

Экзамен

май

3

разнохарактерн

ых произведений

2 класс

Технический

зачет

Октябрь

Гаммы, этюды

термины

Академический

концерт

Декабрь

2

разнохарактерн

ых произведения

Технический

зачет

Февраль

Гаммы, этюд

экзамен

май

2 разностилевых,

разнохарактерн

ых произведения

3класс

Технический

зачет

Октябрь

Гаммы, этюд

термины

Академический

концерт

Декабрь

2

разнохарактерн

ых произведения

Технический

зачет

Февраль

Гаммы, этюд

экзамен

май

2 разностилевых,

разнохарактерн

ых

произведения,

произведение

крупной формы
9

4 класс

Технический

зачет

Октябрь

Гаммы, этюд

термины

Академический

концерт

Декабрь

Полифоническое

произведение,

пьеса (народная

песня, танец)

Технический

зачет

Февраль

Гаммы, этюд,

термины

экзамен

май

Произведение

крупной формы,

пьеса

5 класс

прослушивание

декабрь

Полифоническая

пьеса, этюд

прослушивание

февраль

Произведение

крупной формы,

пьеса

экзамен

май

Произведение

крупной формы,

этюд, пьеса,

полифоническая

пьеса

6 класс

прослушивание

декабрь

Полифоническая

пьеса, этюд

прослушивание

февраль

Произведение

крупной формы,

пьеса

экзамен

май

Произведение

крупной формы,

этюд, пьеса,

полифоническая

пьеса

7 – 8 класс

прослушивание

декабрь

Полифоническая

пьеса, этюд
10

прослушивание

февраль

произведение

крупной формы,

пьеса

экзамен

май

Произведение

крупной формы,

этюд, пьеса,

полифоническая

пьеса

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;  оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков;  другие выступления ученика в течение года.
Примечание:
Лауреаты и дипломанты областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов освобождаются от экзаменов в данном полугодии.
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и

итоговой аттестации обучающихся.

Оценка «5» (отлично)
 артистичное поведение на сцене  увлеченность исполнением  художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения  слуховой контроль собственного исполнения  корректировка игры при необходимой ситуации  свободное владение специфическими технологическими видами исполнения  убедительное понимание чувства формы 11
 выразительность интонирования  единство темпа  ясность ритмической пульсации  яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо)
 незначительная нестабильность психологического поведения на сцене  грамотное понимание формообразования произведения, средств музыкальной выразительности  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения  стабильность воспроизведения нотного текста  выразительность интонирования  динамическое разнообразие  единство темпа
Оценка «3» (удовлетворительно)
 неустойчивое психологическое состояние на сцене  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки  слабый слуховой контроль собственного исполнения  ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технических задач  темпо - ритмическая неорганизованность  однообразие и монотонность звучания  слабое реагирование на изменение фактуры, артикуляционных штрихов.
Оценка «2» (неудовлетворительно)
 частые срывы и остановки при исполнении 12
 отсутствие слухового контроля собственного исполнения  ошибки в воспроизведении нотного текста  низкое качество звукоизвлечения  отсутствие выразительного интонирования  метро - ритмическая неустойчивость.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от пе - дагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на клас сической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назна чении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.
Посадка
Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом. При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жес - ткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа рас полагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение.
Постановка правой руки
Постановка правой руки — один из важнейших компонентов формирова ния качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев. Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью рас - положиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается 13
корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом. Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.
Звукоизвлечение
Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка — не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука. Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предвари - тельно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны произ водится всем пальцем целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосред ственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажи ма на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направлении передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром. Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. Пос ле звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе. В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, то можно применять безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе из влечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ног тя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода. 14

Приемы звукоизвлечения
Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траектория движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну. Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Такой прием называется апояндо. Апояндо — прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы рабо ты пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обо их приемов отличаются друг от друга незначительно.
Постановка левой руки
Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI по - зициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив пер вого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсут ствует, а по мере приближения к первой струне — увеличивается. С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может ме - няться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая. При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец каса - ется обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к вер хней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются.
УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним. 15
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными плана ми в выпускных классах (5 и 7 классы) и в классах профессиональной ориентации (6 и 8 классы ). В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учеб ного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. Школьные академические концерты проводятся систематически, 2-3 раза в полугодие. При такой организации концертной деятельности педагог полу чает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара. Хорошо подготовленным, а также профессионально ориентированным уча - щимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трех раз на академических концертах с исполнением произведений различных жанров и форм. Количество произведений для исполнения не ограничивается. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для учащегося уровне осуществляется на одном-двух контрольных уроках в течение учебного года в присутствии других педагогов отдела. Контрольные уроки такого рода проводятся с 4 класса и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. Оценка на академических концертах выставляется за одно (любое) выступ - ление ученика в году. При выведении итоговой оценки учитывается следующее: а) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения; б) оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков; в) другие выступления ученика в течение учебного года. 16

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ
Требования рассчитаны на семилетний курс обучения. В пятилетнем курсе пятый (выпускной) класс примерно соответствует седьмому (выпускному) классу настоящих требований. Для учащихся общих отделений требования могут быть сокращены или упрощены соответственно их индивидуальному уровню музыкального и технического развития.
Первый класс
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приема тирандо. Игра большим пальцем пра вой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних пози циях (V-VΙΙ). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 му - зыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом). Хорошо подготовленным учащихся ре комендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариа ций и гамм в одну - две октавы в первой позиции, ознакомление с приемом баррэ.
Второй класс
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. По вышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. Развитие началь ных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Элементарные виды флажолетов. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале. Развитие техники баррэ. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 раз - личных произведений, включая ансамбли и этюды. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включение в план 2-4 произведений с элементами поли фонии и произведений крупной формы, а также изучение гамм в пределах четырех первых позиций (i-nt, тирандо).
Третий класс
17
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации Прием апояндо. Подготовка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле. В течение учебного года необходимо проработать с учеником 14-18 различ - ных произведений, в том числе, 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды на различные виды техники. Хроматическая гамма в первой позиции. Хорошо подготовленным и профессионально ориентирован ным учащимся рекомендуется изучение нетрудных мажорных гамм в аппликатуре А. Сеговии формулами i-m и т-а (тирандо и апояндо), а также упражнений для развития техники арпеджио и легато.
Четвертый класс
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Мелизмы. Закрепление навыков игры в позициях. Искусственные флажолеты. В течение учебного года следует проработать с учеником 13-18 различных музыкальных произведений, в том числе 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды. Двухоктавные минорные мелодические гаммы. Учащимся исполнительских отделений и профессионально ориентированным предлагается включать в план не менее 4 полифонических пьес, 2 произведе - ний крупной формы, 6 этюдов на различные виды техники, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии различными аппликатурными формулами правой руки.
Пятый класс
Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполни - тельских навыков и самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач. Работа над зву-коизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм. Сложные флажолеты. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа.
Шестой класс
18
Развитие музыкального мышления и исполнительских навыков. Совершен - ствование техники левой руки: легато, мелизмы, различные виды соединения позиций, двойные ноты и аккордовая игра. Работа над звукоизвлечением и координацией действий обеих рук. В течение учебного года необходимо проработать с учеником 11-17 произ - ведений, в том числе 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-6 этюдов. Профессионально ориентированным учащимся рекомендуется дальнейшее совершенствование гамм в аппликатуре А. Сеговии, а также освоение гамм двойными нотами.
Седьмой класс
Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления и исполни - тельских навыков, совершенствование техники звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой беглости. Подготовка выпускной программы. В течение учебного года следует проработать с учеником 8-12 произведений, в том числе несколько этюдов. К выпускному экзамену необходимо приготовить 4-5 разнохарактерных пьес. Для абитуриентов средних профессиональных учебных за ведений обязательным является включение в программу экзамена полифонической пьесы, произведения крупной формы и этюда. Также рекомендуется дальнейшее совершенствование исполнения различных видов гамм и упражнений.
Восьмой класс
Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. По - вышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения. Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в среднее профессиональное учебное заведение. Изучение различ ных по стилям и жанрам произведений, в том числе входящих в программу вступи тельного экзамена. Совершенствование исполнения гамм, упражнений и этюдов.
Примерные программы контрольных прослушиваний
Помещаемые ниже примеры составления программ для различного рода контрольных прослушиваний, безусловно, не могут отразить весь спектр гитарного репертуара. Ограничив указанный выбор, в основном, классическими произве дениями, я не исключаю возможности внесения в индивидуальный план учащихся сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов. На исполнительских отделениях рекомендуется знакомить учащихся с соответству ющими их уровню произведениями В. Козлова, Н. Кошкина, П. Панина, И. Рехина, Л. Брауэра, К. Доменикони, Дж. Дюарта, Ж. Зенамона, Ф. Клейнжанса, Н. Леклерка и других авторов. 19

ПЕРВЫЙ КЛАСС

1 вариант:
 Каркасси М. Вальс до мажор.  Иванов-Крамской А. Прелюдия ми минор.  Джулиани М. Этюд до мажор, op. 100 № 1
2 вариант:
 Карулли Ф. Аллегретто ми минор.  Поврозняк Ю. Марш.  «Ходила младешенька», обр. В. Яшнева.
3 вариант:
 Неизвестный автор XVII в. Ария.  Каркасси М. Андантино ля минор.  Нейланд В. Галоп.
4 вариант:
 Молино Ф. Рондо до мажор.  Фортеа Д. Вальс ля минор.  Сор Ф. Этюд до мажор, ор. 31.
5 вариант:
 Филипп И. Колыбельная.  Каркасси М. Аллегретто до мажор, № 2.  Мессоньер А. Немецкая песенка
ВТОРОЙ КЛАСС

1 вариант:
 Паганини Н. Вальс.  Иванов-Крамской А. Танец.  Таррега Ф. Этюд ми минор.
2 вариант:
20
 Шуман Р. Военный марш.  Гречанинов А. Мазурка.  Каркасси М. Аллегретто ре мажор.
3 вариант:
 Вайс С. Л. Менуэт.  «I шумить, i гуде», обр. А. Иванова-Крамского.  Каркасси М. Вальс фа мажор.
4 вариант:
 «Чешская песенка», обр. Л. Шумеева  де Визе Р. Менуэт.  Сагрерас X. Этюд ре мажор.
5 вариант:
 Карулли Ф. Ларгетто.  Агуадо Д. Маленький вальс соль мажор.  «Мазурка», обр. К. Сосиньского.
ТРЕТИЙ КЛАСС

1 вариант:
 Бах И. С. Менуэт ми минор.  Карулли Ф. Рондо соль мажор.  Таррега Ф. «Слеза» (прелюдия).  «Пойду ль я, выйду ль я», обр. А. Иванова-Крамского.
2 вариант:
 Бах И. С. Менуэт соль мажор.  Паганини Н. Сонатина до мажор, № 2 (для синьоры де Лукка).  «Уж, как пал туман», обр. М. Высотского.  Сор Ф. Этюд ля минор, ор. 31. № 20.
3 вариант:
21
 Галилей В. Лютневая пьеса си минор  Кост Н. Рондолетто.  Чайковский П. И. «В церкви».  Каркасси М. Этюд ля минор, ор. 60, № 7.
4 вариант:
 Гендель Г. Ф. Сарабанда ми минор.  Сор Ф. Аллегретто фа мажор.  «Сосница», обр. М. Александровой.  Джулиани М. Этюд ля минор, ор. 100, № II.
5 вариант:
 Санс Г. Эспаньолета и Руджеро.  Калатаюд Б. Гавот.  Рокамора М. Мазурка.  Каркасси М. Этюд ля мажор, ор. 60, № 3.
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

1 вариант:
 Вайс С. Л. Фантазия.  Джулиани М. Сонатина до мажор, ор. 71. № I, I ч.  «Ох, болит, что болит», обр. М. Высотского.  Сор Ф. Этюд си минор, ор. 35, N° 22.
2 вариант:
 Бах И. С. Бурре ми минор, BWV 996  Паганини Н. Сонатина до мажор.  Лауро А. Негрито (венесуэльский вальс).  Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60. № 15.
3 вариант:
22
 Бах И. С. Сарабанда (и Дубль) си минор  Иванов-Крамской А. Вальс.  «Аргентинская народная мелодия», обр. М.-Л. Анидо.  Джулиани М. Этюд ми минор, ор 48. №5.
4 вариант:
 Галилей В. Канцона и Гаяьярда.  Таррега Ф. «Аделита» (мазурка).  Пернамбуко Ж. Звуки колокольчиков.  Каркасси М. Этюд ля мажор, ор. 60, № 23.
5 вариант:
 де Визе Р. Пассакалья  Кост Н. Рондо соль мажор.  Кардосо X. Милонга.  Джулиани М. Этюд ми минор, ор. 100, № 13.
ПЯТЫЙ КЛАСС

1вариант:
 Бах И. С. Прелюдия ре мажор, BWV 1007.  Паганини Н. Соната до мажор.  Понсе М. «Звездочка».  Дамас Т.- Таррега Ф. Этюд-скерцо ля мажор.
2 вариант:
 Бах И. С
.
Прелюдия ре минор, BWV 999.  Альберт Г. Соната ми минор, № 1,1ч.  Лауро А. Венесуэльский вальс № 2.  Каркасси М. Этюд ля мажор, ор. 60, № 9.
3 вариант:
23
 Бах И. С. Гавот ми мажор, BWV 1012.  Сор Ф. Рондо ре мажор.  Лауро A. La negra (венесуэльский вальс).  Джулиани М. Этюд ми мажор, ор. 48, № 9.
4 вариант:
 Бах И. С. Бурре (и Дубль) си минор, BWV 1002.  Альберт Г
.
Соната ми минор, № 1, III ч. (Рондо).  Иванов-Крамской А. «Грезы».  Каркасси М. Этюд ре мажор, ор. 60, №14.
5 вариант:
 Санс Г. Канариос.  Фулич С. Прелюд.  Савио И. Музыкальная шкатулка.  Каркасси М. Этюд ми минор, ор. 60, № 19.
ШЕСТОЙ КЛАСС

1 вариант:
 Бах И. С. Прелюдия ля мажор, BWV 1009.  Сор Ф. Вариации на тему «Фолии», ор. 15 bis.  Понсе М. Мексиканское скерцино.  Джулиани М. Этюд до мажор, ор. 48, №19.
2 вариант:
 Понсе М. Гавот (в стиле С. Л. Вайса)  Джулиани М. Сонатина соль мажор, ор. 71, №2, 1  Морель X. Романс.  Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60, № 22. 24

3 вариант:
 Бах И. С. Куранта ля мажор, BWV 1009.  Джулиани М. Сонатина ре мажор, ор. 71, № 3, IV  Вила-Лобос Э. Шоро № 1.  Пухоль Э. «Шмель» (этюд).
4 вариант:
 Бах И. С. Аллеманда ля минор, BWV 996.  Диабелли А. Соната до мажор, 1 ч.  Альбенис И. «Шумы залива» (малагенья).  Вила-Лобос Э. Этюд № 1.
СЕДЬМОЙ КЛАСС

1 вариант:
 Бах И. С. Гавот ля минор, BWV 995.  Сор Ф. Соната до мажор, ор. 22
.
IV ч. (Рондо).  Иванов-Крамской А. Тарантелла.  Таррега Ф. Этюд Ми мажор (de velocidad).
2 вариант:
 Бах И. С. Алламанда ля мажор, BWV 1009.  Диабелли А. Соната фа мажор, № 3, 1ч.  Гранадос Э. Испанский танец № 5.  Джулиани М. Этюд ми мажор, ор. 48, № 23.
3 вариант:
 Бах И. С. Прелюдия ля минор, BWV 997.  Леньяни Л. Скерцо с вариациями, ор. 10.  Высотский М. «Пряха».  Сор Ф. Этюд ми минор, ор. 6, № 11. 25

4 вариант:
.  Мударра А. Фантазия №10.  Карулли Ф. Соната ля мажор. I ч.  Понсе М. Аллеманда (в стиле С. Л. Вайса).  Вила-Лобос Э. Этюд № 8.
ВОСЬМОЙ КЛАСС

1 вариант:
 Бах И. С. Гавот в форме рондо ми мажор  BWV 1006а. Джулиани М. Соната до мажор, ор. 15,1ч.  Малатс X. Испанская серенада.  Вила-Лобос Э. Этюд № 2.
2 вариант:
 Бах И. С. Жига ля мажор, BWV 1009  Сор Ф. Интродукция и вариации на тему Моцарта, ор. 9  Таррега Ф. Арабское каприччио.  Caгpepac X. «Колибри» (этюд).
4 вариант:
 Фрескобальди Дж. Ария с вариациями.  Морено-Торроба Ф. Сонатина, I ч.  Лауро А. Ангостура (венесуэльский вальс).  Кост Н. Этюд ля мажор, ор. 38, № 22.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ, НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934, 1938, 1983, 1985. 2. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970. 26
3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1 4. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1 5. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002. 6. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1995, 1999, 2002. 7. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М., 2003. 8. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991. 9. Jirmal J. Jbkola hri na kytaru pro zаибtеиnнку. Praha, 1988. 10. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. X. Ортеги. М., 1979. 11. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1989. 12. Бах И. С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. М.-Л., 1934. 13. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1986. 14. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. Л, 1962. 15. Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары /Сост. В. Максименко. М., 1984, 1988. 16. Восемь пьес для шестиструнной гитары / Аранж. А. Иванов-Крамской. М.- Л., 1946. 17. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М - Л., 1947. 18. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. /Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983. 19. Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. М., 1972. 20. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А. Гитман. М., 1997. 21. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А. Гитман. М., 1998. 27
22. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. М., 2002. 23. Морено-Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. М., 1981, 1984. 24. От Ренессанса до наших дней. Для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1986. 25. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1989. 26. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1992. 27. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1970. 28. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.2 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1971. 29. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. З / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1977. 30. Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1973. 31. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1966. 32. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. М., 1967. 33. Педагогический репертуар гитариста. Вып.5. / Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1969. 34. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М., 1999. 35. Пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. К. Хрусталев. М.- Л., 1948. 36. Репертуар гитариста: Избранные пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. П. Агафошин. Серия 1 - II. Альбомы М., 1930,1931. 37. Сане Г. Пять сюит / Ред. X. Ортеги. М.,1979. 28
38. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Под ред. П. Агафоши-на. М., 1932. 39. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. М.- Л., 1939. 40. Сборник классических этюдов для шестиструнной гитары в 3-х частях / Сост. В. Яшнев. Л., 1934, 1935. 41. Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. М.-Л., 1939. 42. Сборник пьес для шестиструнной гитары. Альбом 8 / Под ред. П. Агафошина. M., 1933. 43. Сборник пьес для шестиструнной гитары. Сост. Е. Рябоконь и И. Клименков. Л., 1962. 44. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1975. 45. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Ред. А. Сеговии. ГИД, М., 2000. 46. Старинная музыка: Для шестиструнной гитары. Сост. И. Поликарпов. М., 1971. 47. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. Сост. Е. Ларичев. М., 1983. 48. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 1 Сост. П. Вещицкий. М., 1958. 49. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 2. Сост. П. Вещицкий. М., 1959. 50. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 3: Этюды и пьесы. Сост. П. Вещицкий. М, 1960. 51. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4. Сост. Ц. Вамба. М., 1961. 52. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- 2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976. 53. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3- 5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1. Сост. Е. Ларичев. М., 1972. 29
54. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- 3 кл. детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев. М., 1983, 1985. 55. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4- 5 кл. детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев. М, 1984, 1986. 56. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. Сост. Н. Михайленко. Киев, 1983. 57. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1984. 58. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1980, 1984. 59. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1981, 1985. 60. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). Сост. Н. Михайленко. Киев, 1982, 1986. 61. Этюды для шестиструнной гитары. М., 1962. 62. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. И. Пермяков. Л.. 1987. 63. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. П. Агафошин. М.- Л., 1950. 64. Эподы для шестиструнной гитары. Сост. Д. Карпович и Е. Рябоконь. Л ., 1961. 65. Aguado D. Studies for Guitar / Ed. Z. Tokos Budapest, 1984. 66. Bach J. S. Lautenwerke / Musica per chitarra. Budapest, 1980. 67. Giuliani M. 24 leichte Etbden fbr Gitarre, op. 100 /Herausg. B. Henze. Leipzig, 1977. 68. Italienische Meister der Gitarre / Herausg. B. Henze. Leipzig, 1977. 69. Klassiker der Gitarre. Band 1. Leipzig, 1977. 70. Klassiker der Gitarre. Band 2. Leipzig, 1978. 71. Klassiker der Gitarre. Band 3. Leipzig, 1979. 72. Klassiker der Gitarre. Band 4. Leipzig, 1980. 30
73. Klassiker der Gitarre. Band 5. Leipzig, 1981. 74. SorF. 24 leichte Ubungen fiirGitarre op. 35,1-11/ Herausg. U. Peter. Leipzig, 1977. 31