Напоминание

"Друзья наши птицы"

Автор: Порозова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №21 "УМКА"
Населённый пункт: город Воркута Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Друзья наши птицы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение

«Детский сад общеразвивающего вида» №21 «Умка» г.Воркута



Педагогический проект

Наши пернатые друзья





Автор проекта:

Порозова Марина Владимировна,

воспитатель І квалификационной

категории



г. Воркута

2014




Содержание
Паспорт проекта...............................................................................................................................3 Пояснительная записка Актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста культуре поведения в природе............................................................................................................................................5 Часть Ι. Подготовительная; обсуждение цели, задач с детьми и родителями, создание необходимых условий для реализации проекта.............................................................................6 Часть ΙΙ.Пракическая работа: внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффекивных методов и приёмов по расширению знаний у дошкольников о птицах.................8 Заключение.......................................................................................................................................10 Список литературы..........................................................................................................................11 Приложение .





Паспорт педагогического проекта
Структура Содержание Тема Наши пернатые друзья Адресация проекта Воспитателям дошкольных образовательных учереждений Автор — разработчик проекта Порозова Марина Владимировна — воспитатель ІІ квалификационной категории Место проведения МБДОУ № 21 (групповая комната,зимний сад) Участники проекта - Воспитатели группы Порозова Марина Владимировна и Солтан Наталья Николаевна - Воспитанники подготовительной группы «Полярная звезда» Возраст воспитанников 6-7 лет Особенности проекта По характеру продукта: творческо-исследовательский По количеству создателей: парный. По количеству детей: групповой. По продолжительности: краткосрочный( 1 неделя). По профилю знаний: окружающий мир По уроню контактов и маштаба организации: на уровне МБДОУ Цель проекта Формирование у детей дошкольного восраста начал экологической культуры через развитие интереса к птицам. Задачи проекта - Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц. - Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц(питание,рост,развитие,размножение). - Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц. - Учить правильному поведению в природной среде. - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности. - Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. - Повысить уровень экологической культуры личности родителей. Ресурсы проекта - Педагоги любящие свою работу - Принимающие активное участие родители воспитанников - Интересующиеся жизнью птиц воспитанники - Уголок природы в группе - Д/игры,плакаты,детская художественная литература,сюжетные картины,демонстрационный материал - Художественно-творческая деятельность в различных техниках. - Материалы для родительского уголка 3 2
Предполагаемые результаты у детей и взрослых У детей формируются: · Знания о жизни перелетных и оседлых птиц. · Представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц. сознание важности природоохранных мароприятий. · Навыки правильного поведения в природной среде · Эстетическое отношение к окружающей действительности. · Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе. · Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности. У родителей: · Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности. · Гармонизируются детско-педагогические отношения. · Повысится уровень экологической культуры личности. · Расширятся знания о птицах. Аннотация Мероприятия проводятся в образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, викторин, наблюдений за птицами, чтении художественной литературы, отгадывание загадок; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; конспекты занятий, дополнение уголка природы поделками из бумаги и рисунками с изображениями птиц, а так же с родителями в домашней обстановке. Этапы работы над проектом Ι этап «Составление «Банка идей» (Приложение 1). ΙΙ этап «Основной» ΙΙΙ этап «Заключительный»

Пояснительная записка

Актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста

культуре поведения в природе.




Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я. А. Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Взаимоотношения человека с природой и её обитателями — актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер. „Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?“ Э. Н. Голованова 4

Часть Ι. Подготовительная; обсуждение цели, задач с детьми и родителями,

создание необходимых условий для реализации проекта.

Анализ внещней среды.
Горожане имеют ограниченные возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю необходимо знакомить детей с природными объектами ближайшего окружения. Каких животных и птиц мы чаще всего видим в нашем городе? Конечно, птиц. Здесь в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например — аистов, становится все меньше. Зато растет количество видов приспосабливающихся к новым условиям, вроде витютеней. Это тревожный сигнал. Любителям природы бедственное её состояние хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из — за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух. С развитием цивилизации воздействие людей на природу установилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный харакер. Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно учиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году в Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век» - программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Для успешного выполнеия этой программы недостаточно усилий государства и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и васприимчивы важно формирование начал 5
экологической культуры личности человека.
Анализ внутренней среды.




Работу над экологическим воспитанием я начала с составления банка идей (Приложение 1), выделив основные задачи по выбранной проблеме: · Развитие интереса к объектам природы. · Знакомство с домашними птицами и птицами прилетающих на участок детского сада. · Формирование бережного отношения к птицам. К старшему дошкольному возрасту дети должны знать 4-5 видов зимующих птиц,уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Анкета для родителей (приложение 2) показала, что: · большенство родителей в своей жизни взрослой никаким образом не проявляют интереса и участия в сохранении живой природы; · интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры - 66% · теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в 19% семьях; · конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь, учавствуя в акциях, проводимых в детском саду — 15% родителей. По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают вопросы,с увлечением рассматривают энциклопедии природоведческого характера. Таким образом, я предполагаю, что если у детей развивать интерес к изучению мира птиц, разширять знания и природоохранные навыки, можно уже с дошкольного возраста сформировать начало экологической культуры личности человека. 6



Часть ΙΙ.Пракическая работа: внедрение в воспитательно-

образовательный процесс эффекивных методов и приёмов по

разширению знаний у дошкольников о птицах.

Сратегия реализации проектной идеи.

Этапы

Задачи

Мероприятия

Ответственный
Подготовительный этап Повышение собственной профессиональной компетентности. Педагогическое просвещение родителей. Изучение методической литературы. Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с окружающим миром» Подбор диагностического инструментария. Разработка анкет для родителей. Анкеирование родителей, анализ полученных результатов. Оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приемной комнаты. воспитатели Деятельный этап Осуществление мероприятий по выполнению проекта. Проведение занятия познавательного цыкла. (Приложение 3) Художественно-творческая деятельность. Чтение художественной литературы, энциклопедий. Рассматривание Воспитатели, родители. 7
Организация и привлечение родителей к совместной деятельности и обучению. Организация предматно- развивающей среды в игровой комнате. иллюстраций в книгах,открытках, фотоальбомах. Подвижные игры. (Приложение 4 ) Дидактические игры экологического характера. (Приложение 5 ). Слушание птичьих голосов в записи. Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. Родительское собрание «Земля-наш общий дом» Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок.(Приложение 6) Викторина «что мы знаем о птицах?» Народные поговорки и пословицы о птицах. (Приложение 7 ) Народные приметы предсказания по поведению птиц.(Приложение 8) Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий. Природоохранные акции «Кормушка для пичужки» (Приложение 9) Воспитатели и родители Заключительный этап Оценка эффективности реализации проекта Подведение итогов проекта Проведение занятия «Скворцы прилетели!» Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите птиц». Высавка детских работ совместно с родителями. (Приложение 10 ). Воспитатели 8

Заключение
Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности детей, я начала работу с изучения методической литературы.за основу взяла «Программу воспитания и обучения детей в д/саду», под редакцией Васильевой М.А., а также программу «Наш дом природа» Рыжовой Н.А. Был составлен перспективный план занятий познавательного характера, а также план совместной работы с участием родителей воспитанников.Было проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности в проводимых нами занятиях и совместной деятельности по данной проблеме. Вначале знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в конце запланированной работы с детьми появились положительные результаты. Высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидетельствовал об эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта. Особое внимание, я уделила обогащению уголка природы, учитывая современные требования и рекомендации Рыжовой Н.А. С помощью родителей пополнили фонотеку, книжный уголок для чтения и рассматривания литературы, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые упражнения, вечера развлечения. Благодаря реализации проекта знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень порадовало то, что в свободной деятельности дети самостоятельно занимались в уголке творчества. Дети с большим удовольствием отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе пополнения знаний о птицах. Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали элементы пантомимики изображая характерные повдки и движения пернатых друзей. Ещё порадовали родители принавшие активное участие в изготовлении книжек самоделок . Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила используя наглядный материал. Разучивали стихи, слушали песни о птицах, птичьи трели в записи. Организовали выставку детских работ совместных с родителями «Нашы друзья- птицы»(Приложение 10 ). Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в 9
нем мероприятий было в значительной степени информативным интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.
Список литературы


1.«Наш дом — природа» Рыжова Н.А.,Москва — 2005. 2.«Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва — 2009. 3.«Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г., Москва — 1999. 4.«Мир природы и ребенка» Саморукова,Манецева,Санкт-Петербург — 2003. 5.«Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва — 2001. 6.«Прогулка в природу» Шишкина,Дедулевич, Москва — 2001. 7.«Тропинка в природу» Смирнова, Баранова,Валуева, Москва — 2001. 8.«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М.,Воронеж -2009. 9.«Экологическая работа в ДОУ» Чернякова В.Н.,творческий центр «Сфера» - 2008 10.«Формирование экологической культуры дошкольников» Киреева Л.Г., Бережнова С.В., «Учитель» Волгоград — 2008. 10
11



Приложение 1

Банк идей

Что мы знаем

Что хотим узнать

Что сделать,чтобы узнать
Полина Б. Что есть много птиц. Вова Д. Что есть синица, голубь. Таня Что они летают, клюют Хочу узнать о внешнем виде птиц которых не знаю. Хочу узнать какие ещё есть птицы. Сколько в небе птиц летает? Спросить у воспитателя Посмотреть картинки с птицами. Посмотреть в книгах.
пищу. Лиза Ч. У них есть перья. Сережа Что они есть. Почему они летают? Хочу узнать как птицы общаются. Спросить у взрослых. Стать умным, читать книги.
Ксюша Что они умные,летают, клюют семечки. Артем Что они умеют летать, строить гнезда, откладывают яица. Данил Они летают, делают разные гнезда. Вова Ч. Что они летают, могут заболеть. Все названия птиц. Что они еще умеют делатью Какое у птиц сердце? Какие у птиц глаза. Нужны знания, можно посмотреть в книжке. Можно узнать в книгах, в фольмах. В школе, в саду, попросить почитать книгу. Посмотреть картинки с п


Приложение 2



Приложение 9






Приложение 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ.

Пластическая игра "Буря на мор".
Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.
Игра "Изобрази".
Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы: Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.
Пластическая игра "Танец бабочек".
К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.
Игра "Чья птица улетит дальше?"
Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.
Игра "Журавли-журавли". И
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не от-пуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Игра "Ласточки и мошки".
Играющие - мошки - летают по по ляне и напевают: Мошки летают! Ласточку не замечают! Жу-жу! Жу-жу! Зу-зу! Зу-зу! Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.
Игра "Птица без гнезда".
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок- птица кладёт руки на плечи впереди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по до мам!" каждая птица стремится занять свой дом- гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.
Игра "Пищевые цепочки на лугу".
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу. Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается. растения - гусеница - птица злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы трава - кузнечик - луговые птицы насекомые и их личинки - крот - хищные птицы тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы травы (клевер) - шмель
Игра "Пищевые цепочки водоёма".
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма. Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки: комар - лягушка - цапля червячок - рыбка - чайка водоросли - улитка - рак ряска - малёк - хищная рыба
Игра "Пищевые цепочки в лесу".
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу. Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением рас- тений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки: растения - гусеница - птицы растения - мышка - сова растения - заяц - лиса насекомые - ежи грибы - белки - куницы лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось - медведь
Игра "С чем нельзя в лес ходить?"
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил

люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек,

вело сипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Приложение 6




П

РИЛОЖЕНИЕ 4

ПТИЧКИ И ДОЖДИК

Цели:
учить действовать по команде взрослого; упражнять в произнесении звуков. Материал : эмблемы с изображением птиц.
Ход игры
Педагог раздаст детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия». Педагог начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке) , клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют»), опять улетают. Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв»! – произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше. («Тук! Тук! Тук!» – повторяют дети.) «Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми, – зовет взрослый. – Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (Дети имитируют голоса знакомых птиц.)
Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на

площадке собачки, автомобиля. Каждый раз «птички» разлетаются в

разные стороны.



СОБАЧКА И ВОРОБЬИ
(по мотивам белорусской народной песенки)
Цели:
закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их голоса. Материал : эмблемы с изображением воробьев, мягкая игрушка (собачка).
Ход игры
Воспитатель объясняет детям: «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».
Воспитатель . Скачет, скачет воробей: Скок-поскок! Скок-поскок! (Дети скачут, кто как может.) Кличет маленьких детей: «Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив!» (Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: «Чик-чирик! Чик-чирик!» (Дети повторяют: «Чик-чирик!») Воспитатель говорит: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко». Ребенок («собачка») выбегает и громко лает: «Ав-ав!». «Воробьи» разлетаются в разные стороны.
Игра повторяется по желанию детей 2–3 раза.

ВОРОНА И СОБАЧКА

Цели:
учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг дpyгy. Материал : большая пушистая собака, эмблемы с изображением ворон.
Ход игры
Воспитатель . Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!» Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки. Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит: Тут собачка прибежала И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» «Bopoны» разбегаются в разные стороны.
Игра по желанию детей повторяется 2–3 раза.


ПТИЧКИ, РАЗ! ПТИЧКИ, ДВА!

Цели:
упражнять детей в выполнении движений; учить счету.
Ход игры
Воспитатель . Сейчас будем играть. Сколько у птички лапок? А глазок, крылышек? Птички, раз! (Дети выдвигают вперед одну ногу.) Птички, два! (Выдвигают другую ногу.) Скок-скок-скок! (Дети скачут на обеих ногах.) Птички, раз! (Дети поднимают «крылышко».) Птички, два! (Поднимают второе «крылышко».) Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Дети хлопают в ладоши.) Птички, раз! (Дети закрывают рукой один глаз.) Птички, два! (3акрывают другой глаз.) «Птички» открывают глаза и бегают, машут «крылышками», чирикают, пищат. Воспитатель . Все полетели!
По желанию игра повторяется 2–3 раза.

ДВА ГУСЯ

Цели:
учить эмоциональной выразительности речи, выполнению движений, соотнесенных с текстом; развивать ловкость, находчивость.
Ход игры
Воспитатель . Жила-была бабушка, у нее было два гуся: серый и белый. Бабушка любила своих гусей, угощала их кашей, выпускала на лужок – травки молодой пощипать, гнала на реку: пусть гуси покупаются, поплескаются. Гуси тоже любили бабушку, но они были балованные: то в лес направятся, то далеко от дома уйдут. И каждый раз бабушка волнуется, ищет их, загоняет домой. Вот какие баловни эти гуси! Давайте играть: вы все будете гуси – серые и белые. Слушайте: Жили у бабуси Два веселых гуся,
(Дети радостно кричат: «Га-га-га!») Один серый, Другой белый, Два веселых гуся. Вытянули шеи – У кого длиннее. (Дети старательно вытягивают шеи.) Один белый, Другой серый, У кого длиннее. Мыли гуси лапки В луже у канавки. (Дети выполняют движения.) Один белый, Другой серый Спрятались в канавке. (Дети приседают.) Взрослый исполняет роль бабушки. Вот кричит бабуся: – Ой, пропали гуси! Один белый, Другой серый, Гуси, мои гуси! Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один белый, Другой серый Кланялись бабусе. (Все кланяются.)
Воспитатель

. Почему кланяются гуси? Что они говорят своей

милой бабусе?

ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЕЙ
(по стихотворению М. Клоковой «Зима пришла»)
Цель:
учить детей выполнять движения по тексту игры. Материал : эмблемы с изображением воробьев.
Ход игры

Воспитатель раздает детям эмблемы с изображением воробьев. Воспитатель . Воробей с березы На дорогу прыг! (Дети прыгают.) Больше нет мороза – Чик-чирик! (Дети nрыгaют и «чирикают».) Вот журчит в канавке Быстрый ручеек. (Дети произносят: «Ж-ж-ж-ж!») И не зябнут лапки – Cкoк-скок-скок! (Дети nрыгaют.) Высохнут овражки – Прыг, прыг, прыг! (Дети nрыгают.) Вылезут букашки – Чик-чирик! (Дети «чирикают».) Клюй, не робей! Кто это?.. (Дети отвечают:
«Воробей!».)

ЦЫПЛЯТА
(по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»)
Цель:
учить выполнять имитационные движения, подражать голосовым реакциям птиц. Материал : эмблемки с изображениями цыплят и курицы.
Ход игры
Взрослый произносит текст, дети выполняют движения. Дети идут гурьбой за воспитателем. Воспитатель . Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней цыплята – Желтые ребята. – Ko-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите! Дети выполняют имитационные движения. Воспитатель . Нашли зернышки? Клюйте! А теперь попейте водички – клювики вверх! Молодцы!
«Цыплята» бегают, пищат. Игра продолжается.


ЦЫПЛЯТА И СОБАЧКА

Цель:
упражнять детей в выполнении различных действий, в лазании и подлезании под шнур. Материал : эмблемы с изображениями цыплят, крупная игрушечная собачка, шнур.
Ход игры
Воспитатель раздает детям эмблемы. Закрепляет протянутый шнур на высоте 60–70 см от земли. Это домик цыплят. На расстоянии 2 м от шнура домик собачки – будка. Дети («цыплята») находятся за шнуром. Воспитатель («курочка») созывает «цыплят»: «Ко-ко-ко! Идите зернышки поклевать!». «Цыплята» подлезают под шнур, бегают по площадке перед собачкой, пищат. Воспитатель подходит к собачке, берет ее в руки: «Гав! Гав!». Цыплята убегают в разные стороны. «Курочка» зовет «цыплят» прятаться в домике (подлезать под шнур), а сама грозит собаке: «Не пугай моих деток».
Игра повторяется 3–4 раза.

ГУСИ

Цель:
учить диалоговой речи. Материал : волк (мягкая игрушка).
Ход игры
Воспитатель, держа в руках мягкую игрушку – волка, объясняет детям: «Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой, а не могут пройти! Под горой сидит волк , хочет гусей схватить». Воспитатель . Гуси, гуси! (Дети: «Га-га-га!».) Есть хотите? (Дети: «Да-да-да!») Хлеба с маслом? (Дети: «Нет!») А чего же вам? (Дети: «Конфет!») Летите домой!
Взрослый (произносит вместе с детьми). Серый волк под горой Не пускает нас домой. Раз, два, три – домой беги! Дети бегут на веранду. Взрослый берет в руки волка, «рычит», догоняет детей, потом хвалит: «Молодцы, гуси! Все долетели, не поймал никого волк!».
По желанию детей игра повторяется; «волком» может быть ребенок из

старшей подгруппы.




Приложение 7

Народные поговорки и пословицы о птицах.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Синичка - воробью сестричка.

Хвалилась синица хвостом море зажечь.

Невелика синица, голосок востер.

Увидел скворца - весна у крыльца.

Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Одна ласточка весны не делает.

Без первой ласточки весна не обходится.

Курица пьет, а на небо смотрит.

Всякая птица к своей стае летит.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица своим клювом сыта.

Сорока весть на хвосте принесла.

Кукушка кукует – по дому горюет.

У каждой пташки - свои замашки.

Вороне соколом не быть.


Мала синичка, да коготок остер.



Придожение 8

Народные приметы

предсказания погоды по поведению птиц.

Если синицы долго остаются у человеческого жилья —

весна будет холодной.

После прилета дроздов морозы случаются очень

редко.

Жаворонок летит к теплу, зяблик — к стуже.

Перелетная птица «течет» стаями — к дружной весне.

Гуси высоко летят — много воды будет, низко летят —

мало.

Если береговые ласточки свои гнезда устраивают

высоко над водой, а пауки плетут свою паутину выше

обычного, то весна будет влажной и нередки наводнения,

появление молодых паучков — к теплой весне.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к

холодному лету.

Воробьи купаются ранней весной — к теплу.

Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.

Вороны под тучи взвиваются — к ненастью. Вороны

хохлятся — к непогоде.

Ласточки летают то вверх, то вниз — перед бурей.

Воробьи летают стайками — к сухой ясной погоде.

Птицы поют весело — к хорошей погоде.

Птица на крышу садится — к непогоде.

Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.

Воробьи прячутся «в хвост» — на мороз или метель.

Ворона купается — к ненастью.

Воробьи кричат — к метели.

Ворона клюв под крыло прячет — к холоду.

Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом,


садятся на вершины деревьев — к морозу.



Приложение 6






Приложение 10


Совинная семейка

Снегири на рябине


Приложение 3

Райская птица

Голубь на ветке


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида»№21 «УМКА»г.Воркута.

Конспект познавательного занятия для

детей подготовительной группы

на тему: «Птицы разных стран».

Подготовила:

воспитатель ІІ квалификационной

категории

Порозова Марина Владимировна.

г.Воркута

2014г.

Программное содержание:

Развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и приспособлении их к среде обитания.
Материал:
Фотоиллюстрации птиц разных стран; глобус, карта мира, цветные карандаши, листы бумаги А 4, конверт с загадками и письмом.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям письмо. В письме только загадки. Если отгадать все загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой. (дятел) Я на елке на суку Счет веду «Ку-ку, ку-ку». (кукушка) Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья – белобока, А зовут ее … (сорока) Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло – Спать летит в дупло. (сова) На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его -… (скворец) Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки. - Так кто же прислал письмо с загадками? Как можно назвать их всех одним словом? (Птицы). Воспитатель читает письмо детям: Дорогие ребята! Мы приглашаем вас в гости в зоопарк. У нас много гостей из разных стран, и мы хотим вас ними познакомить. Приходите скорее! (Дети с билетами проходят в зоопарк). - Ребята, как много здесь красивых птиц! Многие птицы нам уже знакомы. Давайте
вспомним, каких птиц мы уже знаем. (Кукушка, дятел, сова, синица, соловей, воробей, глухарь, ворон, сорока, скворец и др.) - Где они живут? (В нашем городе, в наших лесах.) _ А где живут эти птицы? (Воспитатель показывает цаплю, диких уток, лебедей.) ( На озерах, реках.) - Ребята, а вы знаете, что птицы могут жить везде: и в лесах, и в горах, на побережье морей, в пустынях и на вечных льдах Антарктиды? - Посмотрите, какое многообразие птиц! Они прилетели из разных стран. Каждая любит определенные условия жизни. Чтобы в нашем зоопарке птицам было хорошо, давайте распределим их так, чтобы каждая птица чувствовала себя, как дома. Мы расселим их по группам по месту обитания. Птицы, живущие в местах с жарким климатом. Попугай имеет яркое разноцветное оперение, маленький загнутый клюв, с помощью которого он быстро разгрызает зерна. Павлин имеет большой красочный надхвостник, раскрывающийся в виде веера. Фазан живет в непроходимых чащах тропического леса, имеет очень красивую серо- коричневую окраску и длинный-длинный хвост. Турухтан – самцы этих птиц имеют красочное оперение и большой пушистый красивый воротник Африканский бекас имеет длинный острый клюв. Приближаясь к своему гнезду, издает особый блеющий звук. Этот звук создает воздушная струя, протекающая через оттопыренные в стороны перья хвоста. Птицы, живущие на побережье морей. Чайки населяют побережье всех морей. В поисках пищи они долго парят над морем. Бакланы в поисках рыбы ныряют под воду. Морские птицы гнездятся на отвесных уступах и пляжах, а кормятся в море. Великолепный фрегат - настоящий властелин воздуха. Он обладает огромными крыльями и длинным хвостом, который служит и тормозом, и рулем. Фрегат никогда не садится на воду и очень неуверенно чувствует себя на земле. Но в воздухе он не имеет себе равных. Фрегаты на лету ловят летучих рыб, взлетающих над волнами, хватают маленьких черепашек на морском берегу. Птицы, живущие на вечных льдах Антарктиды. Снежный буревестник имеет окраску белого цвета, летает над льдинами и ныряет между ними в поисках пищи. Малая качурка летает у самой поверхности воды, опустив вниз ноги. Это выглядит так, будто она ходит по воде. Пингвины – это морские птицы, которые не умеют летать. Большую часть времени они проводят в море. Пингвины откладывают яйца в гнезда, сделанные из камешков, либо прямо на голую землю или лед. Под кожей у них имеется толстый слой жира, который сохраняет тепло. Пингвины – хорошие пловцы и ныряльщики. Их узкие крылья выполняют роль плавников, а лапы и хвост – роль руля. Птицы, живущие в пустыне.
Страус – самая крупная птица, он не может летать, но имеет самые сильные ноги. Страусы – птицы-кочевники, в поисках новых пастбищ пробегают сотни километров по пустыне. Питаются они травой, листьями, плодами и семенами. В отличие от других птиц, у страусов на ноге всего лишь два пальца, а у других птиц – по четыре. Птицы, живущие в горах. Орлы – крупные пернатые хищники. Благодаря мощным крыльям, они могут летать даже в сильный ветер. Охотятся они на мелких млекопитающих, пресмыкающихся и других птиц. Гриф – хищная птица, у него длинная голая шея, крепкий крючковатый клюв и большой зоб, большие крепкие крылья. Питается он падалью (мертвыми или больными животными). Беркут – самая крупная и величественная птица из орлиного племени. Поселяется на горных кручах. Размах крыльев достигает трех метров. - На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают все новые и новые неизвестные виды. Пальчиковая игра «Птички». - Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.) Помахать крыльями, полетать и т.д. Подвижная игра «Птички в гнездышках». - Ребята, как вы думаете, почему птицы других стран не прилетают к нам насовсем? (Ответы детей.) - Каждая птица приспособилась жить у себя на родине. Птицы, которые живут в жарких странах, погибнут у нас зимой, а те, которые живут в холодном климате, не смогут жить в жаре. Птицы, живущие в горах, погибнут в пустыне, и, наоборот, лесные птицы не смогут жить в горах. Каждая птица любит свой дом. Долг каждого человека – охранять птиц, не нарушать их покой. Птица – это прекрасное создание природы. Недаром в разных странах про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок. - Ребята, а вы знаете стихи, песни или сказки, где главные герои – птицы? (Ответы детей.) («Жар-Птица», «Царевна-лебедь», «Гуси-лебеди», «Синяя птица», «Птица Феникс», «Финист ясный сокол», «Кукушка» и т.д.) - А теперь посмотрите на всех птиц, выберите себе ту, которая больше всех понравилась, и нарисуйте себе на память. Мы не будем держать птиц в нашем зоопарке, мы их выпустим на волю, пусть летят в свои любимые края и украшают нашу Землю!

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе, тема:

«Скворцы прилетели»

Цели:
1. Закрепить умения изготавливать форму скворечника из бумаги по чертежу; 2. Уточнить представления детей о конструкции скворечника; 3. Формировать заботливое отношение к птицам; 4. Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.
Оборудование:
Картинки с изображением скворца, скворечника, клей, кисти, салфетки, клеёнки, записи пения скворца.
Предварительная работа:
Провести беседу о том, что скворцы полезны, как и многие другие птицы; весной они прилетают к нам из теплых стран, выводят здесь птенцов. Понаблюдать, как взрослые делают новые скворечники и развешивают их на деревьях. Подготовить листы бумаги квадратной формы.
Ход занятия
Стук в дверь. Прилетает скворец (игрушка) Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаёте? А тем, кто меня не узнал, Разрешите представиться: Я выступаю перед вами, Как молодой весны гонец. Я рад увидеться с друзьями! Ну, а зовут меня … (Дети угадывают.) (скворец) Верно! Вы угадали. – Ребята, а вы знаете, что скворцы прилетают, самыми первыми. – Откуда они прилетают? (ответы детей) – А зачем скворцы улетали в теплые края? (ответы детей) – А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной? (Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов). Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми. – Знаете ли вы, как называются эти домики? (Скворечники.) – Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки). Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток. – Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? (Потому что птицы влетают в него.) – А вот эта жердочка под летком называется насест. – Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую
траву, листочки. И начинают петь. Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше. – А сейчас давайте попросим скворушку спеть нам. Пока скворец будет нам петь песенки, мы с вами тоже превратимся в скворушек. (Включается запись пения скворца).
Динамическая пауза «Скворцы»
Ой, летали скворушки-скворцы. Все летели, песни распевали, Махи руками. Крыльями махали. Стайкою на землю сели, Развернуться в сторону кормушки. Червячков они поели. Клю, клю, клю, клю, Сесть на корточки. Клю, клю, клю, клю, Как я червячков люблю. Указательными пальцами постучать по полу. Перышки почистим, Чтобы были чище. Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя. Вот так, вот так, Вот так, вот так, Чтобы были чище. Прыгаем по веткам, Развернуться в сторону деревьев за окнами. Чтоб сильней стать деткам. Прыг-скок, прыг-скок, Прыг-скок, прыг-скок, Прыгаем по веткам. Тут собака прибежала, Развернуться в сторону собаки – игрушка или картинка. И скворцов всех распугала Гав-гав-гав, скворцы взлетели, Махи руками. И в скворечник полетели. Скворец грустно – А у меня нет скворечника, я опоздал, и все скворечники были уже заняты. – Ребята, что же делать, как мы можем помочь нашему гостю? (ответы детей) – Давайте сделаем скворечники (показать картинку, где изображены два-три скворечника разной формы). Воспитатель просит детей вспомнить, какую фигуру напоминает скворечник, рассказывает, как сделать выкройку, как сделать переднюю стенку выше. В какой последовательности будут выполнять игрушку, что будут наклеивать на выкройку (леток и полочку). Воспитатель предупреждает, чтобы дети не сделали ошибок, когда будут делать крышу (леток, может получиться сбоку).
Провести пальчиковую игру «Скворечник»
Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.

Из скворечника торчат клювы
(показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными)
Маленьких скворчат
(соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)
Клювик раз
(показываем клюв одной рукой),
Клювик два
(показываем клюв другой рукой)
Лапка, лапка
(кладем поочередно руки, на стол растопырив пальчики),
Голова
(делаем «замок»).
Кук, и спрятались
(показываем домик над головой или прячем руки за спиной).
«Голодные скворчата громко пищат»
(артикуляционная гимнастика) Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.
“Птенчики глотают пищу
” Сглатывание слюны. Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.
“Очень вкусная пища!”
Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а. – Молодцы! А сейчас приклеим наши скворечники на ранее приготовленные березки. У нас с вами получилась березовая роща. Скворец благодарит детей за скворечники и улетает занимать самый красивый и уютный скворечник, говорит, что в остальные скворечники прилетят его друзья скворцы.