"С любовью к России"

Автор: Переверзева Олеся Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №17"
Населённый пункт: город Черкесск, Карачаево-Черкесская республика
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "С любовью к России"
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема:
«С любовью к России».
Цель:
 формировать уважительное отношение к культуре родной страны;  развивать патриотические чувства: любовь и преданность к Родине;  познакомить с символикой Российского государства;  воспитывать любовь к России.
Оборудование:
символика России: флаг, герб, гимн России, флаг, герб, гимн КЧР, кроссворд, презентация. Ход занятия. Добрый день! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А для того, чтобы узнать, куда я предлагаю вам разгадать кроссворд. 1. Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (морковь) 2. На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный. (огурец) 3. Весь из золота отлит, На соломинке стоит. (колос) 4. Повернулось к солнцу Золотое донце. (подсолнух) 5. В сенокос - горька, А в мороз – сладка, Что за ягода? (калина) 6. Само с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь- гладко, А откусишь- сладко. (яблоко) Молодцы ребята. Сегодня мы с вами отравимся в путешествие по уголкам нашей страны России. Первая наша станция -Родина. Ребята, а как вы думаете с чего начинается Родина?
1 ученик.
С картинки в твоем букваре.
2 ученик.
С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.
3 ученик.
А может, она начинается С той песни, что пела нам мать? С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять?
4

й

ученик.

Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, Мы Родиной нашей, Мы Родиной милой зовем. Вот мы с вами и узнали с чего начинается Родина. наше путешествие продолжается. и следующая наша станция «Россия». Кто из вас мне скажет, почему Россию называют Россией? В стародавние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, Россией.
5

й

ученик.
За ясные зори, умытые росами, За русое поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россия.
6

й

ученик.
Россия… Россия… Раздолье… Равнины… Берёзы босые, седые осины. Всё дорого с детства, Всё памятно с детства. И всё же не можем никак наглядеться.
Учитель.
Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в этом зале?
Дети
(хором). Все мы – россияне!
Учитель.
Правильно. Теперь мы знаем почему Россию так называю. Как и любое государство Россия имеет свою символику. Вот и наша следующая станция называется «Символика России». . Назовите символы государства.
Дети.
Герб, флаг, гимн.

7

й

ученик.
Россия вступила в ХХ1 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной Думы и Президента Российской Федерации.
Учитель.
Началась же история флага со времени, когда правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. По его приказу в селе Дедикове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Военные корабли были необходимы для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело – сине – красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб Московских князей: белый цвет – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, цвет герба.
8

й

ученик.
Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ верности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над головами орла, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
9

й

ученик.
Гимн в переводе с греческого языка – “торжественная песнь”. Гимн исполняется при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх. Гимн Российской Федерации написан известными людьми: Автор текста С. Михалков, Музыка А. Александрова.
Учитель.
Гимн – главная песня государства. Его слушают и исполняют стоя. (Звучит гимн РФ. Дети слушают и поют стоя.)

Учитель.
Россия – необъятная страна. Ее площадь – 17 миллионов квадратных километров. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около четырех тысяч километров. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров.
10

й

ученик.
Россия, Россия – края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные, Танцуют, раздольные песни поют.
Учитель.
Наверное, можно сказать, что есть еще один символ нашего государства – это его столица – главный город, в котором сосредоточена вся государственная власть. Как называется столица России?
Москва.
Наша с вами станция называется «Столица нашей Родины- Москва» В одной старинной летописи написано: “Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы – реки и за Неглинкою, и возлюбил села оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москва-град”. Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи, где говорится, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил в себе князя Святослава Олеговича: “Приходи ко мне, брате, в Москов”. История отвела Москве роль объединительницы русских земель. Став столицей русского государства, Москва росла и украшалась лучшими мастерами.
11

й

ученик.
Нет тебе на свете равных, Стародавняя Москва! Блеском дней вовеки славных Будешь ты всегда жива! Расширяясь, возрастая, Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая, На своих семи холмах… ( песня О.Газманова “Москва, звонят колокола…”) Берёза является тоже символом России. А вот наша станция называется «Белая берёза». Притча. В давние времена жили на свете деревья. Они очень хотели, чтобы бог услышал их мольбу, поэтому их стволы и ветви были устремлены к небу. И однажды бог сказал деревьям: -Пусть каждое из вас попросит меня о своём, но для каждого будет выполнена только одна просьба. -Хочу быть стройной и красивой,- обратилась к богу Ель. -Хорошо у тебя будет прямой ствол с тонкой корой и остроконечная вершина с позолоченными шишками. . По утрам ты будешь любоваться собой в зеркало лесного озера. Но под кроной твоей будет темно и пусто, и трава под нею будет мертва. — Хочу быть гордой и величественной, — сказала Сосна. — Хорошо. Ты покоришь пески и скалы. У тебя будет крепкий высокий ствол с корой, отливающей огнем, и могучая крона, сияющая в лучах солнца. Но на земле под тобой будут пылать пожары, и основа твоя от них будет черной, а все, что поселится рядом с тобой, будет погибать в огне. — Хочу быть богатой, — сказала Осина. — Хорошо. Ты будешь расти на самой свежей и плодородной почве. Весной ты будешь носить серебряные серьги, а осенью будешь одеваться в шелка и бархат всех цветов. Но ствол твой внутри будет гнилым и трухлявым. — Хочу быть любимой, — обратилась последней Береза. — Хорошо, —• ответил Бог. — У тебя будет прекрасный белый ствол и тонкие плакучие ветви. В твоей кроне будут петь птицы, а под нею — зеленеть травы и цвести цветы. Но много обид и бед придется тебе испытать, а на нанесенные раны ответишь ты не горячей смолой, а светлым живительным соком. Да будет так! Прошло время. Встал лес, и Бог пустил в этот лес Человека. И первое, что принес с собой Человек, был огонь. Пошли по лесу пожары, и погибла в них тонкокорая красавица Ель. Ее место заняла Сосна, которой суждено было жить среди огня. Стволы ее стали еще более могучими и высокими. — Моя просьба к Богу была самой мудрой, — говорила гордая Сосна.
А Человек тем временем начал строить город. Сосновые бревна оказались лучшими, и Человек вскоре вырубил Сосну. — Как хорошо, что мой ствол сделался гнилым, —думала Осина. — Моя просьба к Богу была самой удачной. А Человек тем временем обосновался в городе,
и
из заводских труб поплыл на лес ядовитый дым. Стала болеть и чахнуть Осина. В одно дождливое лето ее листья стали черными, и Осина погибла. И осталась с Человеком одна Береэа. Она хотела быть любимой, поэтому вынесла и огонь, и топор, и ядовитый дым. Березовые леса стоят возле наших городов и дарят радость. А весной из нанесенных Человеком ран течет по белым стволам светлый, как слеза, березовый сок. Березовая страна — Россия...
Ведущий.
Какое же желание было на ваш взгляд самым удачным? Мудрым?
(Ответы детей.)
Русский народ очень любит свою белоствольную красавицу. Березка стала символом нашей Родины, зеленым символом России. Как клен для канадцев, липа для чехов, королевская пальма для кубинцев... Не случайно «березовая» тема нашла отражение и в живописи, и в музыке. Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле береза стояла».
Ведущий.
Но не надо понимать эту песню буквально. Березка стройная, красивая — как девушка. Береза — символ света, чистоты, женственности. Красива березка во все времена года. Поэты отразили это в своих стихах. Кто знает стихи о березке?
Дети
читают
стихи
о березе. Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. (А. Прокофьев) Звучит песня: «Моя Россия»
1-куплет.
У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи. На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная. Нет земли красивей!
2 куплет.
Для меня Россия- белые берёзы, Для меня Россия- утренние росы, Для меня, Россия, ты всего дороже. До чего на маму ты мою похожа.
3 куплет.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь, Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша- это мы с друзьями. Ребята, а как называется республика, в которой мы живём? Правильно Карачаево-Черкесия. И наша с вами станция называется «Карачаево-Черкесия моя».
12 января 1922 года народы Карачая и Черкесии объединились. Этот день считается днём рождения Карачаево-Черкесской автономной области. В КЧР очень много красивых мест. Это
Теберда.
Теберда, Теберда! Голубая вода, Ледяная вода Из домбайского льда.
Домбай.
Тропкой горною ступая, К вам спешу, мои друзья… Мне, быть может, без Домбая Можно жить, Но петь- нельзя!
Архыз, гора Эльбрус,
которая расположена на границе КЧР и Кабардино- Балкарии. Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи, В белой папахе в синеву. Гордой вершиной, смелой, могучей, Налюбоваться не могу… И ещё много других удивительных и красивых мест. Карачаевский поэт Назир Хубиев писал о КЧР следующие строки: Без тебя я- бескрылый орёл, Без тебя я- ущелье безводное, Без тебя я давно бы умолк, Без тебя я растенье бесплодное, Без тебя я потухший очаг, Без тебя я- что сакля пустая, Без тебя я давно бы зачах, А короче- ничто без тебя я. Вот и подошли к концу нашего с вами путешествия.
12

й

ученик.
Берегите Россию – Нет России другой. Берегите её тишину и покой,
13

й

ученик.
Это небо и солнце, Этот хлеб на столе, И родное оконце В позабытом селе…
14

й

ученик.

Берегите Россию – Без неё нам не жить. Берегите её, чтобы вечно ей быть!
Учитель.
Наше мероприятие подошло к концу. Мы подвели итоги, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь. А в заключение, давайте пожелаем друг другу, нашим гостям, да и всем людям счастья! (песня “Мы желаем счастья вам”)