Урок математики в 4 классе "Точные и приближенные значения чисел"

Автор: Бобровникова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок математики в 4 классе "Точные и приближенные значения чисел"
Дата публикации: 24.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока Точные и приближенные значения чисел. Приближенные значения

величин

Цели урока
: создание условия для открытия и осмысления учащимися первых представлений о точных и приближенных числах.
Задачи урока:
 на основе практического наблюдения за значениями длин отрезков, массы предметов сформировать представление о приближенных числах;  познакомить с понятием «приближенное значение величины» на примере величин «длина» и «масса»;  выделять точные и приближенные значения чисел и величин;  подбирать приближенные значения чисел;  исследовать изменение модели задачи и ее решения при изменении данных задачи;  сравнивать и решать задачи;
Метапредметные результаты:
Личностные: - положительное отношение к урокам математики; - интерес к предметно-исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: - адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности; - широкого интереса к познанию математических фактов. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя; - осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - принимать участие в парной и групповой работе. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать смысл предложенных в учебнике заданий; - оценивать свое участие в различных видах учебной деятельности; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные УУД: - умение планировать свою деятельность; - проводить сравнение, классификацию изучаемых объектов (разбивать объекты на группы по выделенному основанию); - строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме; Обучающийся получит возможность научиться: - моделировать задачи на основе анализа; - осуществлять разносторонний анализ объекта. Коммуникативные УУД: - принимать активное участие в работе парами, используя при этом речевые коммуникативные средства; - договариваться, приходить к общему решению. Обучающийся получит возможность научиться: - принимать другое мнение и позицию; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Проект урока

I.

Организационный момент.
Давайте поприветствуем гостей урока. Садитесь Запишите число, кл.раб. Хочу наш урок начать с призыва: Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Очень строгая наука - математика!
II.

Актуализация знаний

1. Устный счет
- Итак, начнем урок с разминки в решении задач. - Вам нужно прочитать и решить задачи. Ответ записывайте в тетрадь Слайд. Задачи 1. Белый медведь проплыл 100 км за 20 ч. С какой скоростью плыл белый медведь? 2. Рыба-меч развивает скорость 30 м/с. За какое время рыба проплывёт расстояние в 1 км 500 м? 3. Какое расстояние проедет автомобиль за 4 часа, двигаясь со скоростью 150 км/ч? - Чем похожи все задачи? (Это задачи на движение).
Слайд
. Найти формулы - Найдите формулы, которые мы используем при решении задач на движение. Прочитайте их. (t=s:v, v=s:t, s=vхt S=a х b, Р= а х в, S=aхa) - Что обозначают остальные формулы? Прочитайте их.
Слайд
– проверка решенных задач - Давайте проверим, как вы решили эти задачи с объяснением по формулам (зная расстояние и время, я могу узнать... и т.д.)
У нас получились точные числа.

III. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

Слайд
- Внимательно рассмотрите рисунок и скажите, сколько
весит тыква?
Щелчок - Что вы можете сказать о массе этой тыквы (она весит больше, чем 3 кг) Щелчок - Что еще можно сказать? (она меньше 4 кг?) Вывод: - Так можем мы точно сказать вплоть до граммов, сколько весит данная тыква?
Слайд
- какова масса
второго арбуза?
- Можем мы
точно
сказать, сколько весит второй арбуз? Почему? ( Мы можем только приблизительно назвать массу арбуза) - Поднимите руку, кто знает точно свой возраст . - Ответ начните со слов
: мне … лет
- Я решил посчитать возраст некоторых ребят. Давайте проверим, как они знают свой возраст. - Аня, назови свой возраст. А теперь Артем. - Как вы думаете, возраст – это точное число? Ане - 10 лет, 9 мес., 30 дн. Сегодня Артему - 10 лет, 6 мес. - Почему количество лет нельзя назвать точным возрастом? (можно назвать еще месяцы, дни, часы, минуты и секунды). - А сколько детей учится в нашем классе? (26) – А это точное число? - Сосчитайте, сколько гостей сегодня в нашем классе. Это точное число? (Да)

IV. Определение темы и задач урока.
Слайд - Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, и какая будет тема нашего урока? (если не называю, прошу открыть учебник на с.76 и прочитать
название раздела
)
Дети пишут в тетрадях тему урок – точные и приближенные числа.

Слайд
- Какие задачи на уроке мы перед собой поставим, вам помогут опорные слова. - Мы знаем, что математика – точная наука, но вот в древности люди не различали точных и приближенных чисел. А сейчас при решении некоторых практических задач нам часто приходится использовать приближенные числа и делать приближенные вычисления, давайте это проверим.
V. Изучение нового материала.

1.

Работа по учебнику с.76
- Какое задание нам предлагают выполнить в
№ 147?
Выполните это задание, карандашиком сверху запишите результат измерений.
Определяют по линейке длину отрезков.
- Давайте проверим результаты ваших вычислений (спрашиваю у нескольких человек) (длина отрезка АВ равна 7см5мм и т. д. ) ОЕ = 7 см 8 см 2 мм - Почему у нас получились разные величины? (у каждого из нас линейки разные. Вернее, могут быть не совсем точные миллиметровые деления) - Прочитайте
2 задание
- Запишите,
сколько полных см
в каждом отрезке (у доски 1 ученик пишет). АВ = 7 см ОЕ = 7 см МК = 8 см - Длина какого отрезка имеет
точное число см? только отрезка ОЕ
- Можно сказать, что длина других отрезков измерена приблизительно? (да) - Прочитаем
пункт 4 (Ева).
- Почему их так назвали
ПРИБЛИЖЕННЫЕ?
(Потому что они не целые, не точные). - Как вы думаете, почему этим числам дали такое название? (Они приближаются к какому-то числу – ближайшему целому). - К какому числу приближена длина отрезка АВ? А длина отрезка МК? - Давайте выполним 5 задание (Нурлан). - Какая же длина может быть у этих отрезков? Подумайте и начертите 2 отрезка, не забудьте сверху указать длину отрезка.
Слайд
– проверьте, пожалуйста, мою работу. Встаньте, кто считает, что я правильно начертила все отрезки. Почему не согласны?

2.Решение проблемы
. - В каких же случаях можно говорить о приближенном значении числа, рассмотрим несколько примеров из жизни? – Стыковка космических кораблей - точное изготовление узлов до мм – Изготовление таблеток – точное кол-во граммов – Можно ли точно назвать, сколько лет назад жили динозавры? – прибл. – Надо ли точно знать, сколько граммов собрали с поля пшеницы - прибл. (никто не считает собранный урожай в граммах или зернах)?
Слайд
- Например, кто из вас знает, какая численность населения в нашем поселке сегодня? – Можно ли назвать точное число? - Невозможно указать точное количество людей на сегодняшний день: кто-то уезжает, кто-то приезжает – примерно около 7000 человек проживает в нашем микрорайоне.
Слайд
- За футбольным матчем наблюдали 50132 человека. Но репортеру, да и нам с вами, такая точность не нужна, поэтому он вполне может сказать, что на матче было около 50 000 зрителей, т.е. это – приближенное число.
Слайд
– Давайте сейчас поупражняемся в нахождении точных и приближенных чисел
3. Выберите высказывания (обведите номер высказывания в кружок), в которых

встречаются

приближенные числа и придумайте свое высказывание, с точным или

приближенным числом –

групповая работа.
1. Известняк на Земле образовался примерно 300 миллионов лет назад в мелководных морских водах. 2. В нашей школе учится 626 учащихся. 3. В микрорайоне Вынгапуровский построили 4 новых дома, в которых 165 квартир. 4. Высота Эльбруса 5600 м. 5. От города Ноябрьска до микрорайона Вынгапуровский 90 км. 6. В тетради в клетку 24 листа. 7. Расстояние от Земли до Луны 384 400 км. 8. Диаметр Марса 6790 км. 9. Расстояние от дома до школы ученик проходит за 10 минут. 10. ______________________________________________
Слайд -
проверка работы групп по каждому высказыванию отдельно. - Давайте послушаем, какие вы придумали свои высказывания
Слайд
- Подумайте, какими приближенными числами мы пользуемся в своей жизни, в быту ежедневно? 1. Вес покупки в магазине. 2. Расстояние между объектами. 3. Покупка ткани для пошива одежды. В магазине на ценнике написано 18 руб. 90коп, а мы отдаем 19 руб.
- Например, взвесили курицу, ее вес 1кг 352г, но продавец скажет: вес курицы 1кг 360г. Он округлил вес. - А как вы думаете, что это значит - округлил? (последняя цифра нуль) -
Замену точного значения
величины близким к нему «круглым числом» в математике мы будем называть
округлением
, об этом мы поговорим на следующих уроках.
Слайд
– Предположи – как можно округлить вес кисти винограда 357 г? - 360 г
4
. Слайд - Определение приближенной массы арбуза (с.78 № 151 (1 и 2) –
работа в парах.

- Может ли масса этого арбуза быть равна
5кг 300г? 6кг 100г? 5кг 750г? 5кг 70 г? 4кг 940г?
5. Подведение итога по новому материалу.
- С какими числами мы познакомились на уроке? ( с точными и приближенными) - Зачем нам нужны эти знания? (в жизни часто приходится использовать приближенные значения, а не точные)
VI. Повторение изученного материала. Решение задач на движение.
- А сейчас перейдем к повторению изученного материала и поработаем над задачей на
с.77 №149
- Что нужно сделать? Выполните чертеж . - Давайте познакомимся с текстом задачи (Ралина)
Анализ задачи.
- Как двигались поезда? Как называется такой вид задач? (
на встречное движение
) - Какой главный вопрос задачи? - Давайте выполним чертеж, чтобы мы наглядно представить условие задачи (Катя у доски)
Слайды
– сравните два чертежа, какой подходит к нашему условию и почему? ( не сказано, что поезда встретились) - Что же нужно знать, чтобы на него ответить? (расстояние, которые прошли поезда за 5 часов) - Как найти расстояние, которое прошли поезда? - Решите самостоятельно задачу и оцените себя – 0, 1, 2 (Лера П. у доски на обратной стороне решает) - Давайте проверим, как решила Лера и вы. Не забывайте вносить коррективы, если вы допустили ошибки)Через дробь поставьте себе баллы за правильность решения 2/1 2/2 и т.д. - Кто решил как Лера? - Кто допустил ошибки? Над чем еще тебе ….. надо поработать? - Кто по-другому решил задачу?
Слайд с решениями (2 способа)
- Давайте прокомментируем второй способ решения этой задачи.
Домашнее задание -
решить задачу № 149, заменив 5 часов на 9 часов, сделать новый чертеж (задание с «ловушкой», подумайте, где будут поезда, изменится ли у них направление движения).

VII. Рефлексия
Для подведения итогов урока я предлагаю вам поучаствовать в анкетировании и составить небольшой устный рассказ о своей работе на уроке.
Анкетирование в конце урока (выбери и подчеркни нужное, или вставь свой ответ)
1. На уроке я работал … (активно, хорошо, пассивно) 2. Своей работой на уроке я… (доволен, не доволен) 3. Урок для меня показался …(увлекательным, интересным, не интересным, бесполезным) 4. За урок я … (узнал много нового, интересного ничему не научился) 5. Материал урока мне был… (интересным, полезным, трудным) 6. Мое настроение в конце урока… (веселое, грустное, радостное) 7. Я чувствую сейчас… (радость, успех, тревогу, волнение) - Давайте послушаем, как вы оцениваете свое настроение и работу в конце урока. - Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен.