Напоминание

"Дети и творчество. Память в пальцах"

Автор: Подосинникова Любовь Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Дети и творчество. Память в пальцах"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Подосинникова Любовь Николаевна, учитель технологии МБОУ «СОШ № 24 г. Йошкар-Олы» Дети и творчество. Память в пальцах (на основе изучения курса «Народное творчество») Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами, и в каждом таком новом времени педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания детей, раскрыть их духовные качества, нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение. Эти задачи актуальны всегда. В настоящее время в школьном образовании огромное внимание уделяется формированию ключевых компетенций обучающихся, таких как: коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, личностная, ценностно-смысловая, социально-трудовая, общекультурная. Все эти компетенции, несомненно, связаны между собой, а компетентностный подход давно и успешно применяется на уроках технологии. В результате поиска путей обновления воспитательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности было принято решение строить работу на основе знакомства обучающихся с народной культурой, и не только потому, что это кладезь мудрости и нравственного здоровья, но потому, что это наши истоки, ведь забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений. В процессе знакомства обучающихся с традициями народного творчества происходит процесс формирования таких важных ключевых компетенций, как ценностно-смысловая (нравственное воспитание личности, формирование мировоззренческих установок), учебно-познавательная (познавательная деятельность, применение знаний, умения и навыков на практике, развитие воображения, творческих способностей; формирование исследовательских умений), социально-трудовая (формирование осознанного творческого отношения к труду) и т.д. Главная цель воспитания средствами народной культуры – воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота. Народное творчество раскрывает перед нами поистине необъятный мир красоты и мудрости. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современной эстетики. Более всего сохранилась она в народном декоративном творчестве. Большинство произведений народного декоративного искусства выполнено из простых, часто встречающихся материалов: дерева, льняной и шерстяной пряжи и т.д. Но благодаря неповторимому, самобытному
мастерству исполнителей, по своему художественному достоинству эти работы нередко ценятся значительно выше, чем многие изделия из дорогих материалов. Художественное совершенство предметов народного искусства, их привлекательность в большей степени являются результатом глубокого понимания мастером «души материала». Одно из основных качеств народного искусства во все времена – его неиссякаемый оптимизм. Жизнеутверждающие идеи раскрываются в символических образах народного искусства. Постоянный мотив традиционного орнамента – это изображение солнца (круг, розетка), несущего свет и тепло всему живому на земле. Растительные мотивы передают красоту природы, ее щедрость. Красный или оранжевый цвет, излюбленный почти в каждом виде народного искусства – цвет солнца, здоровья и красоты, утверждения самой жизни. Еще одно их наиболее существенных свойств народного искусства – это особый характер психологии творчества в нем. Народный мастер работает без предварительного эскиза и плана, руки его творят как бы сами собой благодаря тому, что иногда называют «памятью в пальцах». Изображая, например, цветы на жостовских подносах, художник не срисовывает настоящие цветы, не пишет с натуры – пальцы его именно «вспоминают». Таким же путем лепят и игрушки, выполняют резьбу по дереву, вышивают разные композиции. Работой пальцев руководит и художественный вкус, сформированный поколениями мастеров на основе удачных образцов. Не случайно древние мастера, воздвигая постройки и оформляя их, говорили, что они сделают их так, «как мера и красота скажут». Эта «мера и красота» были у них, как говорится, в крови, направляя всю их работу. Для понимания природы народного искусства многое дает творчество детей. У них, естественно, не может быть профессиональных навыков, обеспечиваемых в народном искусстве преемственностью традиций и его коллективностью. Тем не менее, у народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства, как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности, наивность, сильно выраженная условность. Настоящее детское творчество обходится без подсказки взрослого. У ребенка генетически заложена память в пальцах. Ему все внове, он впервые открывает для себя мир, восприятие его обострено, еще не притупилась способность поражаться окружающему миру. Изображая, он легко и точно выделяет в предмете то, что в наибольшей мере поразило его воображение. Цель учителя – помочь детям в углублении представлений о сути и природе народного творчества. Традиционные изделия художественных промыслов – это своего рода народная память, сохраняющая духовный опыт народа, связывающая прошлое с настоящим и будущим. Опыт показывает, что народные художественные ремесла могут жить и развиваться лишь в том случае, если
мастера-умельцы старшего поколения растят себе смену, передают молодым свой опыт. И здесь большая роль отводится учителю. Народное декоративное творчество имеет большое значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании, оно раскрывает перед нами поистине необъятный мир красоты и мудрости. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников эстетики. Больше всего сохранилась она в народном декоративно- прикладном творчестве. Основным источником такой народной эстетики служила красота русской земли. Образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей. Традиционные изделия художественных промыслов – это своего рода народная память, сохраняющая духовный опыт народа, связывающая прошлое с настоящим и будущим. Опыт показывает, что народные художественные ремесла могут жить и развиваться лишь в том случае, если мастера-умельцы старшего поколения растят себе смену, передают молодым свой опыт. И здесь большая роль отводится учителю. Народное творчество, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса, вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На занятиях народным творчеством учащиеся пользуются основами многих предметов – физики, литературы, истории. В изделиях народного творчества сосредоточено единство творчества и труда. Раньше, когда появлялась на свет девочка, ей дарили маленькую прялку, мальчику – маленький топорик и какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. Не отдельным операциям, не скучному единообразию детских поделок учили ребятишек, а – Ремеслу. Пусть сразу видят они конечную цель своих пока еще неуверенных усилий. Народ в своем устном творчестве неоднократно отмечал необходимость овладения различными профессиями или ремеслами. В результате многовековой жизненной практики он пришел к выводу о том, что «ремесло – сокровищница человека», «в ремесле – богатство человека», без него обойтись нельзя: «Нельзя себе представить < …> трудовое воспитание – без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда <…> вместе с тем нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от жизни, от активной творческой деятельности <…>» (Лихачев Б.Т.) Занятия по программе курса «Народное творчество» позволяют выполнить следующие задачи: развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, уметь отличить истинно художественное произведение от низкопробного. У обучающихся
проявляются творческие способности и художественный вкус, способность к зрительному анализу, совершенствуются навыки. Материал данного курса расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности: от простых и симметричных форм до сложных сюжетных композиций. Методика организации детей основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность и др. Рассмотрим реализацию данного курса в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с неустойчивым вниманием и психикой. Освоению основной школьной программы такими детьми препятствуют особенности познавательных процессов: сниженная работоспособность, импульсивная, недостаточно целенаправленная деятельность. Они не могут самостоятельно в полной мере организовать работу, не контролируют этапы выполнения трудового задания, что существенно снижает результат их трудовой деятельности. Эти затруднения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы долго не преодолеваются, а некоторые особенности в связи с нарастающей сложностью учебного материала еще более усугубляются. Школьники с ограниченными возможностями здоровья теряют интерес, работая с одним и тем же материалом. И здесь большую роль играют занятия по декоративно-прикладному искусству. В процессе изготовления изделий из разных материалов учащимся приходится решать разнообразные задачи: задачи оформления, отделки изделия, сравнивать, сопоставлять приемы при обработке разных материалов, что также способствует совершенствованию и закреплению трудовых умений. Посильность и доступность предложенных заданий, теоретическая и практическая подготовленность учащихся к их выполнению способствуют значительному увеличению самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность занятий во многом зависит от подбора учителем заданий, формирующих у учащихся организационные, конструктивно- технологические, контрольные и оценочные умения. Задания конструктивного характера: установление цели; корректировка целей; определение рационального плана; выделение главного. Задания организационного характера: выбор приемов рациональной организации рабочего места; выбор материалов и инструментов; выбор приемов, позволяющих экономить материалы; определение приемов, повышающих безопасность работы. На занятиях народным творчеством дети осваивают приемы и способы работы различными декоративно-прикладными материалами. При выборе объектов труда учитываются темы, изученные на других учебных предметах (по выбору учителя), что позволяет учащимся создать более точный, яркий образ будущего изделия и с интересом подойти к предложенной работе. Для успешного овладения трудовыми умениями применяются следующие виды заданий:
 задания, имеющие информационный характер; с их помощью учитель побуждает детей к пониманию различных знаний, необходимости правильного владения трудовыми умениями;  задания, требующие от учащихся владения конкретно-трудовыми умениями (чтение рисунков, инструкционных карт, выполнение различных операций и т.д.);  задания, направленные на систематизацию и обобщение знаний и умений, что подразумевает качественное выполнение трудового задания. Коррекционная направленность труда происходит лишь в том случае, если предложенные учителем задания направлены на выявление причин затруднений и ошибок, своевременное обнаружение отдельных типов ошибок и позволяют фиксировать не только результаты усвоения текущего материала, но и коррекцию ранее обнаруженных недостатков и ошибок. Работа над изделием декоративного искусства разделяется на несколько этапов. Сначала идет ознакомление с произведениями мастеров в данной области искусства. Затем теоретическое обоснование и разработка изделия. Духовно-теоретическая деятельность сменяется по созданию проекта сменяется практической. Эстетическое воздействие процесса создания изделий декоративного искусства на школьников начинается от восприятия образца и продолжается в работе над эскизом или проектом задуманного произведения. Затем ученик ощущает подъем в процессе созидательного труда, занимаясь изготовлением и декоративным оформлением изделия. В результате занятий по декоративно-прикладному искусству дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. На этих занятиях элементы эстетического, художественного и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Здесь органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения приемами, с приобретением определенных трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале. Литература: Геннадьев Д. «Как мера и красота скажут» журнал «Юный художник» № 6 1991 г. – с.5 Лернер П. Эффективность образовательного процесса в новой предметной области «Технология» // Школьные технологии. 1999. № 4. С. 273–291 Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – Советская педагогика, 1980. - №7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.
Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании // Школа и производство. 2006. - № 1. Русский фольклор /сост. В. Аникин. М.: Изд-во «Художественная литература», 1985. Сухомлинский В.А. О воспитании. – Москва, 1985. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2.– С. 58–64.