"Декоративно прикладное творчество родного края -Сахалинской области"

Автор: Ермошина Вера Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ основная общеобразовательная школа №14
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: разработка урока элективного курса "Декоративно-прикладное творчесто"
Тема: "Декоративно прикладное творчество родного края -Сахалинской области"
Дата публикации: 24.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Декоративно прикладное творчество

родного края - Сахалинской области

В.В. Ермошина

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 14

г. Южно-Сахалинск
1

Класс
— 9.
Форма проведения урока:
Занятие элективного курса по декоративно — прикладному творчеству «Вышивка»
Тема занятия:
Декоративно - прикладное творчество родного края - Сахалинской области.
Цель:
1. Ознакомить учащихся с декоративно - прикладным творчеством родного края - Сахалинской области. 2. Воспитывать чувство любви к родине, родному краю, стремлению познать историю родного края.
Задачи:
1. Формирование умений и навыков самостоятельного анализа предметов декоративно - прикладного творчества. 2. Обучение разнообразным методам, приемам, формам и средствам декоративно - прикладного творчества и народных ремесел. 3. Воспитание творческого подхода в выполнении практических работ по декоративно - прикладному творчеству.
Материалы и оборудование:
1. Карта Сахалинской области. 2. Сахалинские пейзажи. 3. Зооморфные орнаментальные композиции. 4. Элементы орнамента для украшения на голову, халата, обуви (торбаса), домашней утвари. 5. Образцы домашней утвари. 6. Фотографии малых народов (нивхи, айны). 7. Иллюстрации декоративно — прикладного творчества сахалинских мастеров (приложение №1-3) 8. Скульптурная глина. 9. Инструкционные карты «Процесс изготовления глиняной посуды» 2

Ход занятия.
Учитель: Ученица десятого класса нашей школы Демьяник Надежда защитила проект «Моё собственное дело - туристическая фирма «Караван». Она мечтает создать туристическое агентство «Караван» в сфере деятельности - внутренний туризм, которое будет представлять туристическое и экскурсионное обслуживание по России, покажет места Российской глубинки. Туристическое агентство будет уделять особое внимание тому, чтобы дать возможность клиентам познакомиться с родным краем. Воспользуемся услугами этой фирмы, приобретем путевки на автобусную экскурсию «Север Сахалина. Декоративно - прикладное творчество родного края». В качестве экскурсовода в этом агентстве работаю я, ваш учитель. Я вам расскажу о людях, живших и живущих на нашем острове, о роде их занятий, познакомлю вас с основными ремеслами, которыми они занималась, чтобы выжить, научу вас некоторым из этих ремесел. Каждому из вас выдается карта Сахалина и путевой лист. На нем вы будете отмечать основные места обитания малых народов Сахалина и род их занятий. Подпишите путевой лист. Итак, в путь.
Цель
нашего путешествия - познать историю родного края, его культуру. Экскурсовод: Мы с вами совершаем экскурсию на север Сахалина. Культура острова Сахалина представлена культурой малых народов, населявших и населяющих наш остров. Что это за малые народы и почему их так называют? Ученик: Численность малых народов, народностей, ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек. Экскурсовод: До Великой Октябрьской социалистической революции положение малых народов было критическим. Царское правительство обрекало их на вымирание. Только при Советской власти малые народы получили равноправие. В это же время поменялся взгляд на декоративно - прикладное творчество, которое было ограничено. Декоративно - прикладное творчество малых народов - сработанные и украшенные вручную предметы охотничьего быта и обихода - начинают рассматриваться как интересные, красивые, мастерски сработанные вещи, в которых проявились народные 3
таланты и народная художественная культура. Но прежде чем говорить о декоративно - прикладном творчестве малых народов, вспомним, что первыми жителями Сахалина были тонци - низкорослый народ. Айны (фото) отвоевали у тонцев Сахалин. Айны - самый загадочный народ на Дальнем Востоке. Изначально они жили на островах Японии. На Сахалин пришли в XVIII - XIX вв. От тонци айнские женщины переняли привычку татуировать кожу вокруг губ (полуусы), а также название мечей «тонницини» (приложение №…….). Айнов осталось немного. В 1920 году их насчитывалось 17000 чел. Они очень религиозны. В настоящее время их около 20000, в основном живут на Хакайдо. Запишите в путевой лист тонци, айны - коренное население Сахалина. Вот мы и подъехали к первой стоянке: Первая стоянка: север Сахалина, устье реки Тымь, пос. Ноглики Отмечаем на карте Сахалина место нашей стоянки (п. Ноглики, устье реки Тымь). Назовите жителей севера Сахалина, которых вы знаете. Ученик: Нивхи, нанайцы, эвенки. Экскурсовод: На данной стоянке проживали и проживают нивхи. Дайте краткую характеристику этому народу. Ученик: Нивхи (фото) - живут в северной части Сахалина и в бассейне реки Тымь. Говорят на изолированном нивхском языке, распространен также русский язык. Старое название - гиляки. Часть старых нивхов называют себя гиляками в настоящее время. Русские гиляками, кроме нивхов, называют так же ульчей, негильдайцев и часть эвенков. Говорят на нивхском языке, имеют два диалекта: Амурский и Восточно - Сахалинский. Нивхи - прямые потомки древнейшего народа Сахалина. Экскурсовод: Отметим в путевом листе малые народы, живущие в п. Ноглики (нивхи). Человек, сколько себя помнит, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на её стенах людей и животных. В исторических, этнографических и краеведческих музеях сохранились удивительные образцы народного искусства. Таблички у экспонатов рассказывают нам, где и когда сделана вещь, а иногда назовут имя автора. 4
Большую часть музейной коллекции декоративно - прикладного творчества народов Дальнего Востока составляют изделия сахалинских мастеров. Очень многие высокохудожественные изделия сахалинских мастеров находятся в частных коллекциях Канады, Японии, США. Декоративно - прикладное творчество нивхов представлено подлинной школой мастерства: образцы нивхских орнаментов, скульптурные изображения, резные предметы (приложение № 1). Традиционная верхняя одежда нивхов - мужская и женская - шилась из рыбьей кожи, шкур морских животных, оленя и лося и состояла из штанов и халата (приложение № 1). Зимней одеждой служила шуба из собачьего меха и нерпичьей шкуры без воротника и капюшона. Поверх шубы надевали юбку из нерпичьей шкуры. Головной убор - меховая шапка, наушники, летом - берестяная или матерчатая шапка (приложение № 1). Обувь шилась из тюленей кожи (приложение № 1). Орнаментом нивхи украшали одежду, головные уборы, обувь, деревянную и берестяную утварь (приложение № 1). Глядя на эти экспозиции мы видим, что среди мотивов орнамента часто встречаются листья деревьев, парные спирали, листовидные узоры с симметрично расположенными витками. Рассмотрим нивхский головной убор (приложение № 1). Нивхская женская шляпа изготовлена Лидией Димьяновной Кимовой из плотного хлопчатобумажного материала. Округлая тулья шляпы сшита из четырех частей и простегнута по кругу, что придает форме устойчивость. На тулье наверху нашит шарик из той же ткани. Что вы можете сказать о пришитых к тулье полях шляпы? Ученик: Они двойные, загнуты вверх. Ученик: Вышиты горизонтальными S - видными фигурами. Экскурсовод: Какие швы используются в данной вышивке? Ученик: Гладьевой (листочки, кружочки). Ученик: Тамбурный (двойной контур S - фигур). Ученик: Прерывистый (внутри этих фигур оконтуривающий эти кружочки). Экскурсовод: Такие шляпы носили только нивхи Сахалина. В 70-е годы они встречались у аборигенов Сахалина. А теперь поговорим об обуви нивхов (приложение № 1).Как вы думаете, из чего шилась обувь нивхов? Ученик: Нивхи шили обувь из рыбьих шкур и морских животных. Экскурсовод: как называлась эта обувь? 5
Ученик: Торбаса. Экскурсовод: Нивхские летние сапоги - торбаса (приложение № 1) сшиты Кимовой Л. Д. из облыселой шкуры нерпы. Эти сапоги предназначались для торжественных случаев. Что вы можете сказать о внешнем виде сапог? Ученик: К верхнему краю голенища пришита широкая черная полоса ткани с окантовкой по верху коричневой полосой. Ученик: По низу обработаны нерпичьим мехом. Ученик: На черной кайме вышиты светлыми нитками простейшие завитки спирали с маленькими кружочками между ними. Ученик: Носок торбасов украшен рельефной аппликацией из кожи в виде завитков с раздвоенными концами и двумя геометрическими фигурами - покрупнее вверху и поменьше внизу. Экскурсовод: Эти торбаса сшиты добросовестно и основательно. Чувствуется рука мастера, знатока традиции не только ремесленных, но и художественно - эстетических, которым являлась лучшая нивхская мастерица JI. Д. Кимова. Нельзя не рассказать о другой нивхской мастерице – Кавозг М.А., которая тоже проживала в поселке Ноглики. Мария Кавозг занималась мужским трудом - резьбой по дереву (приложение №2) она изготавливала ритуальную посуду (амулет от болезни головы, сердца).Запишите в путевой лист место стоянки, кто там проживает из малых народов, род их занятий, фамилии мастеров. (Поселок Ноглики, нивхи, Кавозг М. А., Кимова JI. Д.) Мы движемся дальше, и следующая наша стоянка г. Поронайск.
Вторая стоянка
В Поронайске проживала еще одна сахалинская мастерица - Огава Хацуко. Она внесла очень большой вклад в знакомство с русской культурой, с достижениями в искусстве других народов Сахалина. Огава Хацука изучала декоративно - прикладное искусство сахалинских мастеров, используя их традиционные технику и орнаменты, изготавливала различные изделия (приложение №1). Рассмотрим панно - коврик «Олень», который изготовила Огава Хацука. В этом коврике отразилось личное мироощущение автора, её жизненный опыт (приложение №1).Что изображено на коврике? Ученик: Олень с колодкой на шее. Ученик: У ног зеленый контур Сахалина (который напоминает толстую рыбу). Ученик: Два дерева. 6
Экскурсовод: Видите ли вы здесь несоответствие? Ученик: Олень больших размеров, чем деревья. Экскурсовод: Это не смущает художницу. Чаще всего Огава Хацука украшает свои изделия различными розетками. В игольнице (приложение №1) она применяет этот же декоративный прием. Игольница изготовлена из ткани. Используется бисер, вышивка. Что вы можете сказать об узоре? Ученик: Узор состоит из завитков, угловатых фигур. Экскурсовод: Каким швом вышиты эти фигуры? Ученик: Тройным тамбурным швом Ученик: Подчеркнутым прерывистым швом внутри. Экскурсовод: По желанию в этом узоре можно увидеть птицу с двумя головами, резко отвернутыми друг от друга, с распростертыми крыльями. Мы познакомились с творчеством нивхских мастеров. Назовите их фамилии. Ученик: Кимова Л. Д., Кавозг М. А., О. Хацука. Экскурсовод: Назовите основные мотивы, встречающиеся в нивхском орнаменте. Ученик: Растительный мотив, мотив в виде парных спиралей и листовидных узоров с двумя симметрично расположенными завитками по обеим сторонам, облаковидные мотивы. Экскурсовод: На Сахалине, кроме нивхов, проживают ороки, уильты, нанайцы, ульчи. С их мастерством можно познакомиться по экспозициям (приложение №1-3). В конце нашего путешествия я вас научу самому древнему ремеслу, которым занимались жители нашего острова - изготовление домашний утвари из глины (керамика). Для того чтобы выжить, люди научились изготавливать орудия, сверлить и пилить камень, у них расширился набор наконечников для стрел, появились каменные топоры. Люди научились мастерить плоты, лодки, делать лыжи. Представим, что мы сидим с людьми у первобытного огня. Изготовим вместе с ними глиняную посуду. Одним из первых способов изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовый. Из мягкой пластичной глины раскатывали ленту (жгут), а мы возьмем с вами скульптурную глину, сделаем ленту, уложим её спиралью, придадим форму сосуда. Ленту загладим, уплотнив её руками. Украсим стенки сосуда узором - орнаментом. У каждого племени был свой орнамент. У вас на сосудах орнамент тоже будет разный. Все зависит от вашей фантазии. Посмотрите еще раз, как украшали 7
домашнюю утварь сахалинские мастера (приложение №2-3). Древние мастера использовали различные типы орнамента: это резной («елочка», «сетка», насечки, линии), геометрический, крестовидный, овальный, фигурный, гребенчатый, шнуровой. Затем сосуды обжигались в костре. Зачем это делали первобытные люди? Ученик: Чтобы сосуды были прочными. Экскурсовод: А теперь приступим к работе. (Учащиеся выполняют работу, используя инструкционную карту).
Прекрасен мир. История стара.

И на глазах истории веками

Не знающими устали руками

Все в мире создавали мастера.

(
Михаил Дудин) Что нового узнали на занятии? Что вам запомнилось?
Ответы учащихся.
Запишите в путевой лист: Керамика. Способ изготовления ленточный, или жгутовый. Орнамент: резной геометрический, крестовидный, овальный, фигурный, гребенчатый, шнуровой. Наш путевой лист заполнен. Путешествуя сегодня, мы почерпнули новые сведения, ощутили себя частичкой огромного мира, научились изготавливать посуду, узнали о малом народе, жившем и живущем на Сахалине, о роде их занятий. Надеюсь, что знания, полученные в сегодняшнем путешествии, помогут вам в выполнении каких-либо изделий и расширят ваш кругозор.
Чтоб с днем грядущим быть на высоте,

Преодолев веков и свет, и тьму,

Цените, люди, тягу к красоте

Не менее, чем красоту саму
. ( В. Фирсов.) 8

Литература:
1. Каплан Н. И. Народное декоративно - прикладное искусство народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. - М., 1980 г. 2. История Сахалинской области с древнейших времен до наших дней (учебное пособие). Южно-Сахалинск 1995 г. 3. Орлова О. И. Методические рекомендации по краеведению 5 класс. Сахалиноведение. Южно-Сахалинск 2007 г. 4. Орлова О. И. Методические рекомендации по краеведению 6 класс. Сахалиноведение. Южно-Сахалинск 2007 г. 5. Булавинцева М. Г. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока. Справочник в помощь учителю. Краеведение. Южно-Сахалинск 2006 г. 6. Декоративно прикладное искусство народов Дальнего Востока в собрании сахалинского областного художественного музея. Каталог. Южно-Сахалинск, 2000
Приложение №1
9

ОГАВА ХАЦУКО
(нивхская мастерица)
Приложение:2

Изделия нивхских мастеров Изделия ульчских мастеров

Изделия нанайских мастеров Кавозг Марина Анатольевна
10

Приложение: 3

Культура айнов Сахалина и Курильских островов
1. Глиняный сосуд с внутренними ручками (нейдзи) 2. Защитное приспособление на айском мече (гарда). 3. Меч айнского воина ( из раскопок айнского могильщика на м. Кузнецова, п-ов Крильон). 11
пр