Напоминание

"Роль и позиция. Уроки доброты и нравственности"

Автор: Новоселова Марина Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ №3"
Населённый пункт: город Лянтор, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль и позиция. Уроки доброты и нравственности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока:

Роль и позиция.

Уроки доброты и нравственности

Цель урока:
формирование нравственности и доброты через рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского», развитие коммуникативной, учебно-познавательной, регулятивной компетенций учащихся
Задачи:
Предметная – развивать навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения текста и устной речи, умение давать элементы характеристики литературных героев Метапредметная – формировать мышление через установление причинно – следственных связей, личностно - ориентированный подход, проблемно - собственную систему мировоззрения. Личностная – воспитывать на примере литературных героев нравственные качества по отношению к себе и окружающим; осуществлять подготовку к реальной жизни через проблемное обучение.
Ход урока:

1.Вступительное учителя:
-Сегодня у нас не совсем обычный урок литературы. В уроке мы выделим две темы. Первая тема урока «Роль и позиция». Вторую, предметную тему, вы сформулируете сами в процессе работы. Эпиграфом к нашей первой теме послужат слова английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира Весь мир театр, а люди в нем актеры. У. Шекспир
2. Проблемный вопрос:
-Давайте подумаем, в каких жизненных ситуациях нам встречаются слова: «Роль» и «Позиция»? -Из каких источников мы можем взять информацию, чтобы расширить для себя значения этих слов?
3.Словарная работа (словарь синонимов, толковый словарь):
-Какое отношению имеют эти понятия к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»?
-В каком лексическом значении нас интересуют эти слова?
4.Беседа по вопросам:
-В жизни мы с вами всегда одинаковые или разные? -Хорошо это или плохо? Слово учителя: Давайте попробуем разобраться на примере героев рассказа.
5.Характеристика главного героя:
-Всегда ли главный герой одинаков? -Какой он? -Как зовут главного героя? -Какое имя вы бы дали ему? Почему? -Всегда ли поступки главного героя правильны? (Нет, он стал играть на деньги) -Мы пониманием, почему он изменил свою роль положительного героя? Слово учителя: На предыдущих уроках мы уже говорили о тяжелой жизни людей в послевоенное время. Все жили в одинаковых условиях, каждый старался выжить, как мог. И каждый выживал по-разному. -В каких ситуациях мы чаще всего меняемся? -Как вы считаете, на каких эпизодах рассказа мы можем остановиться, чтобы проследить как меняется роль героев.
6.Анализ эпизода «Игра в чику»:
Задание: Определим роли и позицию героев. -Как изначально Вадик относился к выигрышам главного героя? -Вам нравится Вадик? -Почему изменилось наше отношение к нему? -Почему изменился Вадик? (Роль меняет позицию человека)
7.Выразительное чтение и анализ диалога (страница 120):
-Почему Вадик и Птаха вызывают у нас неприязнь? -Как вы оцениваете их поведение? (Это позиция эгоистов) -Почему изменилась их роль? (Изменилась позиция) -Какой вывод для себя сделал главный герой?

8.Работа с иллюстрацией (страница 123):
-Удалось ли художнику И. Пчелко передать роли героев в рассказе? -Кого из героев мы видим? (Главная и второстепенные роли героев, роль пейзажа составляют единство: роли – разные, а позиция одна)
9.Характеристика образа Лидии Михайловны:
-Кто из героев рассказа понял позицию мальчика? -Какова роль учителя в жизни любого человека? -Перечислите качества, которыми должен обладать учитель? -Какие черты характера отличают Лидию Михайловну? -Как она относится в мальчику? -Какие хитрости придумывает, чтобы облегчить жизнь своего ученика? (Дополнительные занятия дома, посылка, игра в «пристенок») -Разве это правильно, что учительница играет на деньги со своим учеником? -Почему хитрость Вадика, Птахи, Федьки мы не прощаем, а хитрость Лидии Михайловны принимаем? ( Ее позиция – позиция добра и милосердия во благо другим. Единственный способ помочь мальчику – изменить свою роль)
10.Образ директора:
-Какова позиция директора? Что было для него главным – стремление помочь или желание наказать? ( Чтение эпизода) -Согласны ли вы, что этот поступок «Преступление. Растление. Совращение». -Зачем автор нам говорит, что директор воевал? (Не хочет, чтобы мы осуждали человека. Директор – черствый человек, его душа испорчена войной.) -Как ведет себя учительница во время прихода директора? (Не теряет чувство собственного достоинства. Это роднит ее с главным героем рассказа.) -Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика? ( Он узнал, что он не одинок, на свете есть доброта, отзывчивость, любовь.)
11.Рефлексия. Итог урока:
-В чем смысл эпиграфа? Прав ли Шекспир? (Да, в жизни мы, как и в театре, меняем свою роль от обстоятельств) -Хорошо ли это или плохо? (В данном случае это очень хорошо)
-Как мы назовем наш урок? (Учащиеся предлагают темы, включающие понятия доброта, нравственность...) Допишем эту тему:"Уроки доброты и нравственности" -Что мы делали на уроке, чтобы сформулировать тему? (Работали со словарями, анализировали эпизоды рассказа, рассматривали иллюстрации, сопоставляли и сравнивали героев, выявляли их роль и позицию) -Какое чувство вызвал у вас сегодняшний разговор? Над чем заставил задуматься? -Как вы оцениваете свою роль на уроке? -Доволен своей работой, потому что... -Не очень доволен, потому что... -Доволен своей работой, потому что... Слово учителя: наш урок заканчивается, мне понятна ваша позиция, эта позиция главных героев рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»людей честных, благородных, неравнодушных и способных делать добро. От этой позиции зависит и ваша жизненная роль. Я верю, что каждый из вас вырастет добрым, способным прийти на помощь тому, кто в этом нуждается. И пусть это яблоко останется в сердце каждого из вас и будет напоминанием о великом произведении В.Г.Распутина «Уроки французского». Звучит песня «Дорогою добра» (учитель раздает яблоки).
12.Домашнее задание:
написать письмо В.Г.Распутину."Что бы я спросил у писателя?"