Автор: Новоселова Марина Евгеньевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ №3"
Населённый пункт: город Лянтор, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль и позиция. Уроки доброты и нравственности"
Цель урока:
формирование нравственности и доброты через рассказ В.Г. Распутина «Уроки
французского», развитие коммуникативной, учебно-познавательной, регулятивной
компетенций учащихся
Задачи:
Предметная – развивать навыки анализа эпического произведения,
выразительного чтения текста и устной речи, умение давать элементы
характеристики литературных героев
Метапредметная – формировать мышление через установление причинно –
следственных связей, личностно - ориентированный подход, проблемно -
собственную систему мировоззрения.
Личностная – воспитывать на примере литературных героев нравственные
качества по отношению к себе и окружающим; осуществлять подготовку к
реальной жизни через проблемное обучение.
Ход урока:
1.Вступительное учителя:
-Сегодня у нас не совсем обычный урок литературы. В уроке мы выделим две
темы. Первая тема урока «Роль и позиция». Вторую, предметную тему, вы
сформулируете сами в процессе работы. Эпиграфом к нашей первой теме
послужат слова английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира
Весь мир театр,
а люди в нем актеры.
У. Шекспир
2. Проблемный вопрос:
-Давайте подумаем, в каких жизненных ситуациях нам встречаются слова: «Роль»
и «Позиция»?
-Из каких источников мы можем взять информацию, чтобы расширить для себя
значения этих слов?
3.Словарная работа (словарь синонимов, толковый словарь):
-Какое отношению имеют эти понятия к рассказу В.Г. Распутина «Уроки
французского»?
-В каком лексическом значении нас интересуют эти слова?
4.Беседа по вопросам:
-В жизни мы с вами всегда одинаковые или разные?
-Хорошо это или плохо?
Слово учителя: Давайте попробуем разобраться на примере героев рассказа.
5.Характеристика главного героя:
-Всегда ли главный герой одинаков?
-Какой он?
-Как зовут главного героя?
-Какое имя вы бы дали ему? Почему?
-Всегда ли поступки главного героя правильны? (Нет, он стал играть на деньги)
-Мы пониманием, почему он изменил свою роль положительного героя?
Слово учителя: На предыдущих уроках мы уже говорили о тяжелой жизни
людей в послевоенное время. Все жили в одинаковых условиях, каждый старался
выжить, как мог. И каждый выживал по-разному.
-В каких ситуациях мы чаще всего меняемся?
-Как вы считаете, на каких эпизодах рассказа мы можем остановиться, чтобы
проследить как меняется роль героев.
6.Анализ эпизода «Игра в чику»:
Задание: Определим роли и позицию героев.
-Как изначально Вадик относился к выигрышам главного героя?
-Вам нравится Вадик?
-Почему изменилось наше отношение к нему?
-Почему изменился Вадик? (Роль меняет позицию человека)
7.Выразительное чтение и анализ диалога (страница 120):
-Почему Вадик и Птаха вызывают у нас неприязнь?
-Как вы оцениваете их поведение? (Это позиция эгоистов)
-Почему изменилась их роль? (Изменилась позиция)
-Какой вывод для себя сделал главный герой?
8.Работа с иллюстрацией (страница 123):
-Удалось ли художнику И. Пчелко передать роли героев в рассказе?
-Кого из героев мы видим?
(Главная и второстепенные роли героев, роль пейзажа составляют единство: роли
– разные, а позиция одна)
9.Характеристика образа Лидии Михайловны:
-Кто из героев рассказа понял позицию мальчика?
-Какова роль учителя в жизни любого человека?
-Перечислите качества, которыми должен обладать учитель?
-Какие черты характера отличают Лидию Михайловну?
-Как она относится в мальчику?
-Какие хитрости придумывает, чтобы облегчить жизнь своего ученика?
(Дополнительные занятия дома, посылка, игра в «пристенок»)
-Разве это правильно, что учительница играет на деньги со своим учеником?
-Почему хитрость Вадика, Птахи, Федьки мы не прощаем, а хитрость Лидии
Михайловны принимаем? ( Ее позиция – позиция добра и милосердия во благо
другим. Единственный способ помочь мальчику – изменить свою роль)
10.Образ директора:
-Какова позиция директора? Что было для него главным – стремление помочь или
желание наказать? ( Чтение эпизода)
-Согласны ли вы, что этот поступок «Преступление. Растление. Совращение».
-Зачем автор нам говорит, что директор воевал? (Не хочет, чтобы мы осуждали
человека. Директор – черствый человек, его душа испорчена войной.)
-Как ведет себя учительница во время прихода директора? (Не теряет чувство
собственного достоинства. Это роднит ее с главным героем рассказа.)
-Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика? ( Он узнал, что он не
одинок, на свете есть доброта, отзывчивость, любовь.)
11.Рефлексия. Итог урока:
-В чем смысл эпиграфа? Прав ли Шекспир? (Да, в жизни мы, как и в театре,
меняем свою роль от обстоятельств)
-Хорошо ли это или плохо? (В данном случае это очень хорошо)
-Как мы назовем наш урок? (Учащиеся предлагают темы, включающие понятия
доброта, нравственность...) Допишем эту тему:"Уроки доброты и нравственности"
-Что мы делали на уроке, чтобы сформулировать тему? (Работали со словарями,
анализировали эпизоды рассказа, рассматривали иллюстрации, сопоставляли и
сравнивали героев, выявляли их роль и позицию)
-Какое чувство вызвал у вас сегодняшний разговор? Над чем заставил задуматься?
-Как вы оцениваете свою роль на уроке?
-Доволен своей работой, потому что...
-Не очень доволен, потому что...
-Доволен своей работой, потому что...
Слово учителя: наш урок заканчивается, мне понятна ваша позиция, эта
позиция главных героев рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»людей
честных, благородных, неравнодушных и способных делать добро. От этой
позиции зависит и ваша жизненная роль. Я верю, что каждый из вас вырастет
добрым, способным прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.
И пусть это яблоко останется в сердце каждого из вас и будет напоминанием
о великом произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».
Звучит песня «Дорогою добра» (учитель раздает яблоки).
12.Домашнее задание: написать письмо В.Г.Распутину."Что бы я спросил у
писателя?"