Напоминание

"Развитие творческих способностей дошкольника через освоение нетрадиционной техники рисования песком"

Автор: Колесникова Ольга Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №96
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей дошкольника через освоение нетрадиционной техники рисования песком"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Доклад: «Развитие творческих способностей дошкольника через освоение нетрадиционной техники рисования песком» Секция: Современные педагогические технологии дошкольного образования в свете реализации ФГОС ДО. Выполнила: воспитатель МБДОУ № 96 Колесникова О.В. Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!» Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, известная с древних времен. Однако техника рисования песком на стекле появилась относительно недавно, в 70-х годах XX века. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Песок - такой материал, с которым дети хорошо знакомы. Рисование песком приносит бурю положительных эмоций. А ещё этот замечательный природный материал оказывает успокаивающее действие . Такие свойства песка, как мягкость, сыпучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Как утверждают парапсихологи, благодаря мелкокристаллической структуре, песок поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, заземляет негативные эмоции. Проигрывая взволновавшие ситуации с помощью песка, создавая картину собственного мира, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Руки ребёнка сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, рисовать сначала простые каракули, а затем и сюжеты. А если к этому
добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. В процессе работы с песком у детей развивается мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность. Игра с песком является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей. А, кроме того, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Таким образом, песок является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. И, конечно же песок способствует развитию творчества, фантазии у ребенка, умения пальчиками изображать задуманное на песке. Сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы потом показать кому-то или повесить на стену; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не даёт созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, т.е. не переносит ценность с процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать уже только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность есть залог развития. Когда дети рисуют песком, они не боятся испортить рисунок, они знают, что можно легко все исправить. Каждый раз рисуя, ребенок неоднократно создает рисунок из песка: стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку опыт того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего, начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, он справится. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и
нестандартному творчеству. Ограниченность поверхности многим детям дает ощущение безопасности, создает благоприятную атмосферу для их творчества. Лоток для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен. Ребенок имеет возможность выбирать любой формат будущего рисунка (горизонтальный или вертикальный), ему легче определить центр композиции. Кроме того, прямоугольная форма лотка лучше, чем квадратная, подходит для создания симметричных фигур. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. В процессе работы с детьми младшей группы и используя песок как один основных объектов для исследовательской деятельности, мы подводим ребёнка к открытию ещё одного свойства этого замечательного вещества: служить изобразительным материалом. В ДОУ нами разработана программа по дополнительному образованию «Умелые ладошки» (рисование песком) для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Разрабатывая программу, мы опирались на пособия следующих авторов: О.А. Белоусовой, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, Т.М Грабенко, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. Для обучения детей технике рисования песком были изготовлены планшеты с гладкой поверхностью, а так же специальный стол с прозрачной поверхностью и подсветкой. Для «рисования» используется кварцевый мелкозернистый песок с озера Байкал, заранее просеянный, промытый и прокаленный. Учебный план нашей программы предполагает проведение двух занятий в неделю (1 песочная графика, 1 бумаготворчество, объединённые единой тематикой) Продолжительность занятий 15 мин в младшей и 20 минут в средней группе. В процессе организации
образовательной деятельности стараемся создать условия и атмосферу, способствующие возможности самовыражения ребенком своих чувств, мыслей и желаний, не устанавливая жёстких рамок. Широко используем игры и игровые упражнения, направленные на развитие творческих способностей, активности, иннициативности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Предварительно обсуждаем с детьми порядок работы и сообщаем несколько правил, касающихся безопасности, выработке здоровьеориентированного поведения и воспитания дружеских взаимоотношений. Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к деятельности, упражнения на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения. Вводная часть предусматривает использование художественного слова, проведение словесных игр для привлечения внимания детей, небольшую беседу по теме. Основная часть - непосредственно работа с песком. Тематика рисунков может Тематика рисунков может быть продиктована продолжением изучаемой темы, каким- либо событием, или же полностью предоставлена фантазии ребенка. Важную роль при этом играет музыкальное оформление таких занятий. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, мы используем произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов). Обязательной составляющей занятий являются динамические паузы. Заключительная часть предполагает рассматривание своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. Играя с песком, непроизвольно обучаем малышей элементарным приемам рисования пальчиком, ладошкой, тыльной стороной ладони. Рисуем простые предметы (дорожка, ручеек, горошек рассыпался, сварим компот, рисуем
ягодки, постепенно усложняя, составляя из двух, трех и более элементов) при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок. С детьми среднего дошкольного возраста, мы используем массажные мячики, камешки и другой подручный материал. Данный метод используется при рисовании элементов на готовом предмете, например: украсим пирог, торт, ковер и т.д. Наблюдая за детьми, посещающими кружок «Умелые ладошки», мы убедились, что дети занимаются с удовольствием, не испытывают робости, неуверенности. В перспективе мы планируем разработать циклы занятий для более старших детей. Мы предполагаем применить трафареты для рисования песком, использовать окрашенный песок для цветных работ, использовать песок для развития графомоторных навыков как элемент занятия в старших и подготовительных к школе группах, попробовать заняться песочной анимацией. Большие возможности открываются для оказания поддержки детям с поведенческими нарушениями (гиперактивным, грессивными, неуверенным, застенчивым). Рисование песком приносит детям бурю положительных эмоций, развивает фантазию и воображение. И если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным. Библиография: 1. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012. 2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 3.Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.: ИНТ, 2010.