"Лес и человек"

Автор: Насонова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №2 "
Населённый пункт: город Усть-Джегута, Карачаево-Черкесская республика
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Лес и человек"
Дата публикации: 24.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Лес и человек».

Цели урока:
1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов. 2. Развивать познавательный интерес. 3. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Ход урока

I. Организационный момент.
Звучат голоса птиц. С. Погорельский Здравствуй, лес, дремучий лес, Полон сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь –мы свои!
II. Сообщение темы и целей урока.
– Почему мы начали наш урок со стихотворения С.Погорельского? Тема нашего урока: “Лес и человек”. Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
III. Проверка знаний и умений.

Минутка каледаря.
1.
Фронтальная работа.
– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились. (Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре
времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.) 1. Что называют тайгой? 2. Природные условия тайги. 3. Что общего у всех растений тайги? 4. Какие растения растут в тайге?
(Тайга
– это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето тёплое, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Расположение смешанных и широколиственных лесов. 1. Природные условия в этих лесах. 2. Что объединяет растения этих лесов? 3. Какие растения растут в этих лесах? К югу на смену тайге приходит
смешанный лес
. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. И так давайте с вами ещё раз повторим какие бывают леса и какие деревья в них растут.
Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес
ель берёза клён сосна ольха дуб пихта сосна липа
Игра на внимание:
-Какого цвета квадрат? -Какого цвета круг?
-Какого цвета треугольник? -Какого цвета звезда? -Какого стрелка -Какого цвета трапеция? -Что пьёт корова? Но не только разнообразен растительный мир лесов, но и животный. Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка:
одна из интерейснешних таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных укромных местах кедровые орехи- семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться и расселятся.
Бурундук:
похож на белку, но почти вдвое меньше её. Хорошо заметный отличительный признак бурундука- пять тёмных полос вдоль спины. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим стволом или пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки.
Летяга:
родственница белки, по размерам чуть меньше её. В отличие от белки летяга умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но и летать, точнее, планировать на немалое расстояние- до 40-50 метров! Роль крыльев у неё играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами.
Соболь:
хищник. Его основная добыча- грызуны. Соболь предпочитает жить в тёмной глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда-то соболя были многочисленны. Но из-за красивого меха их совсем почти уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя.
. Блиц-опрос
– Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный) – Назовите дерево: “Высокое, стройное, с желтовато– красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна) – Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки) – Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
– Какое дерево является символом России? (Берёза) – Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга) – Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба) – У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук) – Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа) – Узнай животное по описанию: “Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (Рысь) – Какой лес мы называем тайгой?
IV. Работа с новой темой
Молодцы! А теперь переёдём к новой теме нашего урока. Послушаем стихотворение Сергея Никулина “Русский лес” Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. – О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Между человеком и лесом) – Чем является лес для человека? Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”…
– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит .) А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.) – Значит, лес для человека – это источник топлива. – Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? – Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…” – Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.) – Чем для них является лес? – Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.) – Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов.
Дом для растений, животных, грибов
– Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!
V. Физкультминутка.
Таблица “Роль леса в природе и жизни людей”
Значение леса
место отдыха аптека источник чистой воды и пищи источник древесины источник топлива дом для растений, животных, грибов защитник воздуха, водоёмов, почв – Какие роли выполняет лес? Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии. – Чем является лес для воздуха? (Защитник) – Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв).

Защитник воздуха, водоёмов и почв
– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют) – Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)
Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха. Слайд10
– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь: Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал. – О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса) – Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. – Какое чувство у вас вызывает эта проблема? – Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:
жуки
– жук-кросотел, дровосек реликтовый, жук-олень;
растения
– женьшень, венерин башмачок;
птицы
– филин, утка-мандаринка;
звери
– зубр, амурский тигр.
– Вам небезразлична судьба леса, вас волнует создавшаяся проблема– это значит, что вы будете искать пути её решения. Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”. Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. – Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! – Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида. – Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? – Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека.
В. Шефнер “Лесной пожар”
Забывчивый охотник на привале Не заметал, не растоптал костра. Он в лес ушёл, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костёр. И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростёр. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зелёный лес пошёл. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. – Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? – А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь.

Чтение памятки
(с.111-учебник).

Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия? 1. Вырубка деревьев на берегах водоёмов. 2. Груды мусора. Оставленные человеком после работы. 3. Загрязнение леса бытовым мусором. 4. Разведение костров.
Проблема леса

Пути решения
вырубка посадка молодых деревьев незаконная охота (браконьерство) охотится и ловить рыбу только в местах отведённых специально для этого. пожары соблюдать правила разведения костров, не забывать их тушить. загрязнение убирать мусор. – В лесной зоне созданы заповедники.
VI. Работа по теме.
Продолжение изучения новой темы. – О чём должны помнить люди, приходя в лес? – Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.
VIII. Подведение итогов урока.
– Назовите значение леса для человека. -Виды лесов. -Проблемы леса.
-
Рефлексия.
Если вы узнали, что-то новое закрасьте травку, Если вам, было, интересно закрасьте ствол у дерева, если вы запомнили проблемы леса закрасьте его крону, если вам понравился наш урок раскрасьте солнышко. Закончить наш урок мне хочется стихотворением М.Дудина «Берегите Землю!». Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! Чудо песен городов и весей, Мрак глубин и волю поднебесий, Стариков последнюю отраду – Женщину, бегущую к детсаду, Нежности беспомощное пенье И любви железное терпенье, Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы, Небо в звёздах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу, Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите! Времени крутые повороты, Радость вдохновенья и работы, Древнего родства живые свойства, Дерево Надежд и Беспокойства, Откровение Земли и неба, Сладость Жизни, Молока и Хлеба, Берегите Доброту и Жалость, Чтоб она за слабого сражалась, Берегите будущего ради Это слово из моей тетради. Все дарю! Все доброе приемлю, Только Берегите Эту Землю!

IX. Домашнее задание.
Учебник (С.106-113). Нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.