"Организация исследовательской деятельности младшего школьника"

Автор: Зинина Наталья Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лямбирская СОШ №2"
Населённый пункт: село Лямбирь, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация исследовательской деятельности младшего школьника"
Дата публикации: 24.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация исследовательской деятельности младших школьников

(Представление собственного инновационного педагогического опыта)
Зинина Н.В., учитель начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ №2» В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Особенно актуальна эта проблема для обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Актуальность проблемы вызвана еще и тем, что изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. В исследованиях многих педагогов, психологов подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение, а затем на воспроизведение учебного материала, исследовательский метод кажется революционным. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает радость открытия. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт , метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать
интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной. Исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. Также в процессе познавательной деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими учеными. Китайская мудрость гласит: Я слышу – я забываю, я вижу – я усваиваю, я делаю – я усваиваю. Этому способствует исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи. Цель работы – формировать ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность обучающихся к дальнейшему развитию, жизни и деятельности через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Задачи: - обучение проведению учебных исследований младших школьников; - развитие творческой исследовательской активности детей; - стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам; - ознакомление с научной картиной мира; - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Cтимулирование их исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
За 23 год педагогической деятельности у меня сложился свой стиль и взгляд на работу с младшими школьниками. Это – возраст, когда дети готовы к открытию мира, они хотят учиться, но учиться активно, интересно, в деятельности добывая что-то новое. Учитель стремится создавать все необходимые условия, чтобы на уроках и во внеурочной деятельности рождались открытия. В своей работе я руководствовались пятью принципами организации научно-исследовательской деятельностью обучающихся: - принцип последовательности; - принцип поуровневости; - принцип временного развития; - принцип разнообразия; - принцип постоянного совершенствования. Принцип последовательности предполагает организацию научно- исследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так и возраст обучающегося. Принцип поуровневости включает в себя управление научно- исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, кафедр, педагогического коллектива, родителей обучающихся и, конечно, на уровне самих обучающихся. При этом "уровень обучаемого" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для детей, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д. Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, разнообразие научных руководителей, разнообразие творческих коллективов, разнообразие форм подведения итогов: семинары, защита проектов, научно- практические конференции. Всё это дает школьнику широкую возможность разнообразного самопроявления и самореализации. Принцип разнообразия предоставляет возможность творческого и научного роста и педагогическому коллективу. Принцип постоянного совершенствования связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников научно-исследовательской деятельности обучающихся. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеурочную деятельность, защиту проектов и рефератов при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе в том, что в ней могут принимать участие как сильные, так и слабые учащиеся. Просто уровень исследования будет другим.
В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности, но вполне возможно. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. .Приведу пример приемлемого для первоклассника задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы З, С». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы З, подчеркните – С. Выясните, какая буква чаще встречается. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково- исследовательский характер. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. С большой увлеченностью я вместе с детьми работаю на уроках окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова. На этих уроках очень легко организовать исследовательскую деятельность. Цель этих уроков – научить учащихся делать открытия. Начинается эта работа в первом классе. В течение первого месяца уроки окружающего мира провожу в форме экскурсий-исследований в лес, в сад, на пришкольный учебно-опытный участок. Учу детей наблюдать, сравнивать явления, факты, делать выводы, начинаю развивать интерес к природе. Первые экскурсии так и называются «Что у нас над головой и под ногами?», «Что растет на клумбе?», «Что общего у разных растений?». На экскурсиях находим разные по форме и окраске листья, учимся их сравнивать и находить отличительные признаки: например, найти сходство и различия у листьев березы и осины; учу их разглядывать в плывущих по небу облаках образы разных животных. Перед каждой экскурсией подбираю загадки, пословицы, стихи, прошу детей выучить стихотворения, чтобы по ходу урока они могли их прочитать. Стихи помогают учащимся дать поэтическое описание природы, в образной форме обобщить наблюдения. На уроках дети учатся задавать вопросы, рассуждать. Первая тема так и называется: «Учимся задавать вопросы». Вопрос направляет учеников на поиск ответа, приобщает к умственному труду. Использую прием «Попробуй узнать сам», то есть спросить дома, в библиотеке, а потом рассказать в классе. В процессе такой работы у детей расширяется словарный запас, они не боятся задавать не только вопросы, но и правильно на них отвечать; у них увеличивается интерес к изученному материалу. Большинство ребят торопятся в библиотеку за интересной книгой о природе, а за тем делятся впечатлениями с друзьями, родителями. Исследовательскую и проектную деятельность можно организовать по всем образовательным областям начальной школы, а особенно по окружающему миру. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Например: самый первый проект «Моя малая родина».
Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Мы знакомились с улицами нашего села, памятниками, жизненно важными объектами, с красивыми уголками природы. Результатом этих исследований стал фоторассказ «Моя малая родина», который был оформлен в рабочих тетрадях и в классном уголке. Эта работа является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основана на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования. Позже мы продолжим работу над этим проектом: будем изучать растительный и животный мир нашего края, культурное наследие и известных людей нашего села, разработаем проекты мест отдыха и развлечений и, возможно, кто-то из детей будет самостоятельно работать над проектом “Малый уголок великой России”. Следующим проектом в нынешнем учебном году стал проект «Моя семья». Этот проект долгосрочный, работать над ним можно в течение года, но некоторые дети вместе с родителями уже представили свои работы: некоторые в рабочих тетрадях, некоторые в отдельной папке. Очень интересна, богата по содержанию работа Копа Егора, которую они выполняли всей семьей. Также на уроках окружающего мира мы уже в первом классе проводим очень много практических работ, основным методом которых является также исследовательская деятельность. Вот пример такого урока.
Тема урока: Откуда берутся снег и лед?

Цели и задачи урока:
1. Познакомить детей со свойствами снега и льда, учить сравнивать, анализировать, делать выводы. 2.Обобщить, систематизировать знания о зиме, её характерных признаках, явлениях природы. 3.Развивать словарный запас, логическое мышление, внимание. 4.Развивать интерес к познанию окружающего мира. 5.Воспитывать любовь к природе, аккуратность. 6. Формировать умение работать в группе.
Оборудование:
1. Учебник 2. Рабочая тетрадь. 3. Стаканчики со льдом и снегом, теплая вода. 4. Листы цветной бумаги. 5. Презентация «Откуда берутся снег и лед».
Тип урока
: урок открытия нового знания.
Формы:
коллективная, групповая.
Методы:
практический, исследовательский, объяснительно- иллюстративный, словесный.
Средства:
задания исследовательского характера.
Ход урока.

1. Организационный момент.

- Посмотрите на доску. Что вы там видите? (на доске снежинки двух цветов). - Почему снежинки вас встречают? - Какое время года на слайде? По каким признакам вы определили, что это зима? - Подойдите к доске и выберите снежинку, которая вам понравилась. Сядьте за тот стол, где лежит конверт такого же цвета. - Сегодня мы будем учиться работать коллективно, в группе. Будем работать дружно, прислушиваться к мнению каждого участника группы.
2. Актуализация знаний.
- К нам сегодня на урок пришел гость. Отгадайте кто это: Меня не растили, Из снега слепили, Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза- угольки, Руки- сучки, Холодный, большой- Кто я такой? (снеговик) -Ребята, снеговик принес с собой зимние загадки и просит нас отгадать их. 1 загадка: Дел у меня немало- Я белым одеялом Все землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, А зовут меня …(зима) 2 загадка: Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на стекле. ( мороз) 3загадка:Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём ... (узор) 4 загадка: Он все время занят делом, Он не может зря идти. Он идет и красит белым Все, что видит на пути. (снег) 5 загадка: С неба звезды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Черная земля. Много-много звездочек,
Тонких, как стекло; Звездочки холодные, А земле тепло! (снежинки) 6 загадка: Без досок, без топоров, Через речку мост готов, Мост - как синее стекло: Скользко, Весело, тепло. (лед) 7 загадка: Зима на крыши серые Бросает семена- Растит морковки белые Под крышами она. (сосульки) - Ребята, а какое время года подарило нам эти загадки?
3. Постановка учебной задачи.
- Каждая группа откроет конверт, достанет буквы. Задание: составьте зимнее слово. (1 группа – лед, 2 группа – снег) - Какие вопросы у вас появились в связи с этими словами? (дети задают разные вопросы: что такое снег, что такое лед, откуда берутся снег и лед?) - Ответы на эти вопросы мы сегодня постараемся найти, работая группами. – Прежде чем ответить на вопрос: “Откуда берутся снег и лёд?” Снеговик предлагает изучить свойства снега и льда. Посмотрите, у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька. – Проведём ряд опытов, чтобы выявить свойства снега и льда. А поможет нам в этом учебник страница 68 и дружба. Затем сравним ваши предположения с выводами, которые мы сделаем в конце нашей работы. - Первая группа будет изучать лед, вторая – снег.
4. Открытие нового знания.
У каждой группы есть план работы. Читаем и работаем по плану. а) Практическая работа. У каждой группы блюдца со снегом и льдом. На столах – слова- помощники: Тают, вода, бесцветный, прозрачный, непрозрачный, рыхлый, хрупкий, белый.
1)
Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку. Ямку (карандашом втыкают в снег). Попробуйте воткнуть в лёд. Снег сжать в комочек. Он сжимается.
Вывод
: Снег рыхлый. Проверка льда на хрупкость. Разбить молотком (учителю).
Вывод:
Лёд хрупкий.
2)
Рассмотрим второе свойство.  Какого цвета снег? (Сравнить с листом белой бумаги).  А лёд? Сравнить с листами цветной бумаги. Сравнение кусочка стекла и льда.  Что заметили?

Вывод:
Снег белый. Лёд бесцветный.
3)
А теперь положите на газету тонкий слой снега и попробуйте прочитать текст (не видно). Посмотрите на газету через кусочек льда. Текст виден.
Вывод:
Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными).  Что скажете о снеге? (Непрозрачный).  Что скажете о льде? (Прозрачный).
4)
Рассмотрим ещё одно свойство. К учителю подходит один ученик. На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой. Ученик на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой.  А теперь положи снег в один стакан с водой, а лёд – в другой стакан с водой.  Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?
Вывод:
В тепле снег и лёд тают. Образуется вода. Отчет каждой группы.  Делаем вывод. Распределим свойства по группам.  Молодцы! Снеговик благодарит вас и дарит свои портреты. 5. Первичное закрепление. Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи.
6. Физкультминутка.
На поляну, на лужок Тихо падает снежок Улеглись снежинки. Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок Закружился снежок, Пляшут все пушинки, Белые снежинки.
8. Беседа о том, откуда берутся снег и лед.
- Сравните свойства льда и снега. Чем они различаются? А чем похожи? Таким образом, можно сделать вывод, что в тепле лед и снег превращаются в воду, а на холоде вода превращается в снег и лед. Тоже самое происходит и в природе. Как только станет на улице холодно, вместо дождя на землю начнет падать снег, замерзнет вода.
Снег

Лёд

Белый

Бесцветный

Прозрачный

Непрозрачный

Рыхлый

Тают

Хрупкий

-На слайде вы видите снежинки. Так они выглядят под микроскопом. Снежинки образуются из водяного пара высоко в небе. Сначала они имеют форму шестиугольника. Пока они падают с неба на землю, они растут. Одни растут в длину, у других из шести углов начинают расти отростки- иголочки и шестигранник превратится в шестиугольную звездочку. Говорят, что одинаковых звездочек не бывает. Каждая имеет свою уникальную красоту.
9. Самостоятельная работа.

Работа в тетради:
- На стр.20, задание 1 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.
7. Самопроверка по эталону. Создание ситуации успеха.
- Проверьте правильность выполнения работу по слайду и оцените с помощью сердечек. Зеленое сердечко – нет ошибок, справился без затруднений; красное сердечко ошибок нет, но было трудно, синее сердечко – я ошибся, но разобрался, в чем моя ошибка. В задании №2 вам нужно дорисовать вторую половинку снежинку.
10. Беседа о снеге и льде в природе.
 Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).  А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим.  Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигурЛепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.
11. Итог урока.
 Итак, подведём итоги. Отгадайте кроссворд 1. Меня все растили 2.Без рук рисует, Из снега слепили Без зубов кусает. Холодный, большой – (Мороз) Кто я такой? (Снеговик). 3.Прозрачен как стекло, А не вставишь в окно. (лед) 4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (Зима).  Какое ключевое слово получилось? (вода)  Почему? (Снег и лёд образуются при замерзании воды).  Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)  Назовите основные свойства снега и льда.  Какие слова закрыли снежинки? 1 с н е г о в и к 2 .м о р о з 3 .л ё д 4 з и м а
- Давайте сравним наш вывод с выводом учебника.
12. Рефлексия.
- Выберите фразу и закончите ее. Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что…
Клычков «Весна в лесу», «Ранняя весна»

Цели урока
: - познакомить учащихся со стихами Клычкова о весне; - развивать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас детей; - продолжать формировать навык словесного рисования.
Оборудование
: портрет поэта, карточки для групповой работы, ноты выразительного чтения, компьютер.
План.
1.Оргмомент. 2.Нота выразительного чтения. 3.Актуализация знаний. Постановка цели. 4.Тренинг. 5.Изучение нового материала: - знакомство «Ранняя весна»; - отработка техники чтения; - словарно-лексическая работа; - чтение; - биографические данные поэта. 6.Отдых. 7.Продолжение изучения нового материала: - упражнения на регуляцию дыхания; - знакомство «Весна в лесу»; - работа над произведением; - словарно-лексическая работа; - выразительное чтение. 8.Тестирование. 9.Домашнее задание. 10.Итог.
Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Нота выразительного чтения.

(слайд №2)
- Прочитать, соблюдая условные обозначения.
Чей
ты
, чей
, лесной ручей? - Ничей. Но
откуда
ты, ручей?
- Из ключей. Ну, а
чьи
же те ключи? - Ничьи. А
березка
у ручья ничья.
Козлик и ослик.

(слайд №3)
Серенький козлик → Ходил и грустил → Серого ослика → Козлик спросил: → Когда тебя любят нежно → Тебе хорошо? → Конечно. ↑ Если ты сильный, ↑ Если – красивый, ↑ Значит, любимый ↓ Значит, счастливый ↓ Козлик сказал: → - большое спасибо. ↓
3.Актуализация знаний. Постановка цели.
1).Творческая работа в группах. - Убрать из текста предложения, которые не относятся к описанию одного из времен года. (слайды №4,5,6,7)
К-1. Весна
. Ласковые лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут звонкие ручьи. Застучала за окошком звонкая капель. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. На кустах и деревьях пожелтела листва. На реках и озерах треснул лед. Набухли и лопнули почки. Скоро деревья наденут новый зеленый наряд. Оживут леса, поля. Насекомые начнут прятаться в щели.
К-2. Лето
. Жаркий июльский день угасает. Косой луч солнца золотит вершину сосны. Синяя дымка тумана окутала дальний лес, речку. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Подули холодные ветры. Мягкие луга покрылись росой. Полевые цветы закрыли голубые, Желтые, розовые глазки. Вокруг разлит сладкий запах меда. Птицы начинают вить гнезда. На землю ложатся летние сумерки. Наступает звездная ночь.
К-3. Осень
. Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Лесная поляна пестреет цветами. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из пестрых листьев. На снегу лисьи и волчьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Ребята заливают каток водой. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.
(2-3 уч-ся читают стихотворение «Золотая осень» Б.Л Пастернака)
К-4. Зима
. Побелели поля. Подул теплый ветерок. По опушкам леса вырастают грибы. Лес стоит в снежном уборе, словно в сказке. На скатерти снегов видны звериные и птичьи следы. Деревья покрыты инеем. Спит медведь в берлоге под снежным сугробом. Заяц сменил белую шубку на серую. Поспела в лесу земляника. Белочка делает запасы на зиму. К кормушкам, сделанным руками ребят из сельской школы, прилетают синицы. - Прочитайте исправленный текст. Докажите, почему не все предложения подходят. - Какие виды текста вам знакомы? (повествования, рассуждения, описания) - Какой вид текста изложен на карточке? Самооценка. 2)- На прошлом уроке у нас была тема осени Пастернака, а сегодня нам предстоит работа над темой весны Сергея Антоновича Клычкова. (вывешивается портрет поэта) (слайд №8)
4.Тренинг
Представьте, что вы в Джунглях. Погода была великолепная. Светило солнце, но вот подул теплый ветерок. (прикоснулись к спине впереди стоящего) - ветер начал усиливаться - начался ураган - пошел мелкий дождь - начался ливень - пошел град - снова ливень - мелкий дождь - ураган - сильный ветер - затем стал слабым и все в природе успокоилось, снова выглянуло солнышко.
5.Изучение нового материала
. «Ранняя весна»: - прослушивание; Понравилось вам стихотворение? Каким чувством оно проникнуто? (Любви к родной природе) Какую картину открывает перед нами автор? (грачи, сад, ручьи, петух, пес, луна.) Мы видим окружение поэта. В стихотворение описывается сельская местность или городская? Докажите.
Отработка техники чтения.


(слайд №9)
- Не ошибись Вчетвером - вечером В сумерки – в сумраке Ворчал – ворочался Приютясь – притаясь
Словарно – лексическая работа.

(слайд №10)

Частокол
– забор из деревянных колышков. Упали грачи – прилетели и сели на гору. Чтение внутреннем голосом. Хоровое чтение. Выразительное чтение 2-3 уч-ся.
- Олицетворение?

(слайд № 11)
И старый сад скороговоркой Будили в сумраке ручьи. Церковный пруд в снегу тяжелом Всю ночь ворочался и пух. - Настоящая фамилия поэта, который написал такие замечательные стихи о весне – Лешенков С.А. Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника. Окончил сельскую школу, затем гимназию в Москве. Любовь к родной природе, мотивы русских народных сказок и песен, поэтизация старинного деревенского уклада характерны для его стихов.
6. Отдых.

7.Продолжение работы над новым материалом.
Упражнение. Одуванчик. «Весна в лесу». Читает ученик. - Какие картины нарисовал поэт в своем произведении? (лесную опушку, зайцев грудой, дятла, медведя, сосновый бор, глухари, станичник, свирель). - Что описывает поэт в первом куплете? Прочитайте его. (весеннее утро) - Какими поэт видит лесных птиц и зверей? (зайцы грудой, дятел красногрудый, медведь с хребтом багровым, клохчут сои, кружатся глухари).
Словарно – лексическая работа.
Утренник – утренняя заря Рудый ствол – растущий на сухом месте, очень прочный. Встанет в лому – в валежнике, поваленных деревьях. Яр – обрывистый берег реки
В истоме – чувство приятной расслабленности. Сои – сойки Свирель – музыкальный инструмент, дудка. Выразительное чтение. 8.Тестирование. (слайд №12) 1.Настоящая фамилия С.А.Клычкова… а Пешков б Лешенков в. Климентов 2.Почему Клычкова называют деревенским поэтом? а. Он родился в деревне. б. Писал произведения о деревенском укладе. 3. Какая тема главная в его стихах? а. Тема любви к родной природе. б. Тема патриотизма. в. Тема дружбы. 4.Какая из картин относится к стихотворению Клычкова «Весна в лесу»? а. Пасмурный день, капель, трели птиц. б. Красногрудый дятел, медведь, зайцы грудой, клохчут сои. в. Зной, соловьи, шелест листьев, голубое небо, бельчата. 9. Домашнее задание. Выучить по желанию стихотворение Клычкова. 10. Итог урока. Какое самое красивое образное выражение из стихотворений Клычкова вам запомнилось или понравилось? Самооценка работы на уроке. Во втором и третьем классе также провожу уроки-экскурсии, практические работы, опыты, в ходе которых мои ученики постоянно в поиске, они размышляют, задают вопросы, учатся делать теоретические выводы, объяснять материал, используя научную терминологию. Новый материал не преподношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию. Например, при изучении темы «О молниях, змеях, собаках…» объясняем с научной точки зрения, почему возникает молния, проводим опыты, слушаем аудиозапись грома. На этом уроке учащиеся делают маленькое открытие: оказывается, и гром, и молния, и грибы, и змеи могут быть опасны. На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом. В третьем классе работа над проектом более расширена и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно. Благодаря такой работе, большинство учащихся умеют задавать вопросы, давать определение понятиям, наблюдать, классифицировать, анализировать материал, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи, пользоваться научной литературой. Книги из серии «Я познаю мир», «Почемучка» стали настольными книгами моих учеников, а исследовательская деятельность – одним из эффективных способов, позволяющих помочь учащимся увидеть и оценить учебные успехи. Поэтому в третьем и четвертом классе предлагаю учащимся, которые хорошо владеют речью, умением заинтересовать слушателей своими сообщениями стать членами
клуба «Юные исследователи».

Цель создания клуба
: включить учащихся младшего школьного возраста в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус к исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Научить учащихся слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде таблиц, схем, диаграмм, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления. 2. Формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании деятельности по заданной теме. 3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения. 4. Формировать у учащихся мотивацию к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении.
Занятие клуба «юные исследователи»»

Тема: «Выбор темы исследования».

Цели
: рассказать, какие бывают темы для исследования; учить выбирать тему для исследовательской деятельности; формировать умение слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения; формировать положительную мотивацию к исследовательской деятельности;
стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении.
Оборудование:
компьютер; проектор; презентация; памятки «Как выбрать тему исследования», «Цель, задачи, гипотеза исследования», «Методы исследования; папки для сбора материала по исследовательской деятельности. Ход занятия.
1.

Постановка задач.
- Очередное занятие нашего клуба посвящено выбору темы исследования. Мы повторим методы исследования, вспомним, что такое цель, задачи исследования, узнаем темы исследовательской работы, научимся выбирать тему, и, может быть, кто-то из вас уже сегодня определится, что ему интересно, выбрав тему из тех, которые я предложу я, а кто-то, может быть, уже определил тему сам и поделится своими планами.
2. Актуализация знаний.
- У каждого из вас есть папка, в которую вы будете собирать информацию по выбранной теме. Какие методы исследовательской деятельности вы знаете? А) Подумать; Б) Прочитать книги по теме исследования; В) Найти информацию в сети Интернет; Г) Понаблюдать; Д) Провести эксперимент; Что такое цель, задачи, гипотеза исследования? Цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим. Задачи исследования. Задачи исследования уточняют цель. Задачи описывают основные шаги исследования. Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов предположим, допустим, возможно. Выводы. Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итог.
3.Введение в тему занятия.
- Сегодня я хочу помочь вам в выборе темы ваших будущих исследовательских работ. Памятка. Как выбрать тему исследования? Ответь на вопросы: Что тебе интересно больше всего? Чем ты хочешь заниматься в первую очередь (историей или литературой, математикой или познавать природу). Что позволяет тебе получать хорошие отметки в школе? Чем чаще всего ты занимаешься в свободное время? Что из изученного в школе тебе хотелось бы узнать более глубоко?
4. Работа над обзором тем исследовательских проектов.


Тема исследовательской работы «Ухо как орган восприятия

информации».
На уроке окружающего мира мы говорили об инструментах, которыми пользуется человек, при изучении природы. Выяснили, что самыми первыми инструментами можно назвать органы чувств человека или органы восприятия: ухо, нос, язык, кожа, глаза. Мы решили побольше и подробнее изучить один из органов восприятия – ухо.
Тема исследовательской работы «Глиняная игрушка».
В настоящее время в нашей стране широко развивается туристический бизнес. Когда гости или туристы приезжают в Россию, чаще всего на память они покупают или им дарят произведения народного искусства – деревянные резные игрушки, кукол в национальных костюмах, глиняные свистульки, точеных матрешек и т. д. Каждый район, область, город имеет свое лицо, свои образцы народного искусства, которые выражают душу народа, его стремления, особенности культуры. Поэтому очень важно возрождение старых традиций и создание новых. Мы тоже хотим сделать глиняную игрушку, отличную от всех известных, которая понравилась бы нашей детворе, несмотря на засилье китайских штамповок. Цель нашей работы – изучить технологию изготовления глиняной игрушки, опробовать на практике и придумать неповторимый образ глиняной игрушки.
Тема исследовательской работы «Мы в ответе за тех, кого

приручили».
- Вы узнали, кто это? (Домашние животные: собака, кошка, корова, овца, коза.) Как люди должны к ним относиться? Как можно сформулировать тему этого исследования?
Тема исследовательской работы «Детская косметика».
У нас началась сразу битва за мнение, Как выглядеть будешь среди всех ребят? Вот взрослым везет, а у нас все скромнее, Им можно накраситься, нам – не велят! Ну как тут возможно произвести впечатление? Один раз надела кольцо – пришлось снять, Ни губы накрасить – одно огорченье, Накраситься хочется – вам не понять! Твердят кругом: «Рано! Не надо! Не стоит!», То дедушка, бабушка, мама умоет, То полотенцем утрусь я сама, Если вдруг мама пришла раньше срока.
Решили всем классом исследовать тему: «Косметика детская: против и за». А в чем актуальность? Зачем это нужно? А вред организму? Пути нет назад!
5. Обобщение.
Тем для исследования очень много, только нужно уметь замечать все вокруг себя, стремиться узнавать новое и иметь желание докопаться до истины. Вот еще несколько тем: «Герои живут рядом», «Природа и человек», «Деревья нашего края», «Что в имени тебе моем?», «Исторические и культурные памятники района».
6. Итог занятия.
- Кому понравились темы, которые мы сегодня рассмотрели? Кто захотел выбрать одну из них для исследования? Вы можете предложить свою тему. Работать над проектом можно группой, если ваши интересы совпадают.
7. Домашнее задание.

-
К следующему занятию постарайтесь сформулировать цель, задачи, выдвинуть гипотезу исследования, составить план своей работы и сделать первые заметки по каждому этапу исследования своей темы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно- исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми стали самостоятельно изготовленные книжки-малышки по теме «Береги зрение!», газета «Если хочешь быть здоров», «Режим дня», учащиеся выполнили самостоятельные исследования по темам «Мой любимый журнал», «Моя родословная», «Собака – друг человека», «Особенности животного, живущего в моем доме». С данными работами мои ученики выступали на уроках, классных часах,
принимали участие в районном конкурсе «Первые шаги» в 2009, 2010 годах и стали призерами и победителями. К организации исследовательской деятельности с детьми начальной школы нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроиться. На первых порах придется взять на себя большую часть работы. Но не надо бояться трудностей, и работа станет интереснее. Итогом работы является защита исследовательской работы на школьной научно- практической конференции. «Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль А.Я.Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что - либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным, Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать. Ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проектов должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Цель конференции: поиск и поддержка наиболее способных к творческой и исследовательской деятельности обучающихся; формирование у младших школьников потребности к саморазвитию, умение выслушать своих товарищей. В конференции принимают участие ученики 2-4 классов. В ходе выступления ребята раскрывают цели своих работ, рассказывают какие материалы они использовали, какими источниками информации пользовались, какое оборудование использовали, кто помогал, делали выводы и представляли направления для дальнейших исследований. План выступления, например, может быть таким:  Почему ты начал разрабатывать именно этот проект?  Какова основная идея проекта?  Какими требованиями к проекту ты руководствовался?  Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?  По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?  Каковы направления для дальнейшего исследования? Весьма важный вопрос - оценка выполненных работ, которая должна носить стимулирующий характер. Качество творческих работ оценивает экспертный совет - жюри. В его состав входят работники муниципальной методической службы, преподаватели школ. Каждому члену жюри выдаются оценочные листы, в которых фиксируются результаты выступления участников. Время представления проекта, как показал наш опыт, целесообразно ограничить 5 -7 минутами, Также необходимо ограничить и время вопросов и ответов.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал умные, интересные вопросы. По окончании конференции, все работы детей представлены на выставке. Каждый ребёнок мог просмотреть проекты своих товарищей и поделиться своим опытом. Выставка пользуется огромным интересом. Её так же посещают родители и все желающие обучающиеся школы. По тому, где толпится больше детей, можно судить о предпочтениях детей. Чаще всего это работы, к которым можно прикоснуться, потрогать, так называемые действующие модели. После защиты проекта, работы можно подарить людям, чьи потребности изучили дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех работах, которые они изготовили и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Выполнив творческий проект и защищая его на конференции, ученик приобретает навыки, которые в дальнейшем помогут ему и в обучении и в творческих начинаниях: -мыследеятельностные: выдвижение идеи («мозговой штурм»); выдвижение гипотезы; постановка вопроса; выбор способа и метода; пути деятельности; -презентационные: составление устного доклада о проделанной работе; -коммуникативные: свободное владение информацией; умение четко отвечать на поставленные вопросы и выражать свои мысли; -поисковые: поиск информации; -информационные: выделение главного; прием и передача информации, представление её в различных формах; -проведение инструментального эксперимента : организация рабочего места; проведение эксперимента; осмысление полученного результата. Можно сделать вывод, что научно-практическая конференция показывает способность учащихся начальной школы к исследовательской деятельности. А широкое представление результатов работы детей способствует повышению мотивации к такой форме работы. Исходя из природной любознательности младших школьников, не стоит забывать, что сохранение исследовательского поведения учащихся является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире. В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. (Приложение смотри в папке «ОЭР (Опытно – экспериментальная работа))