"Методы и приемы обучения на уроках музыки"

Автор: Мелихова Анна Ивановна
Должность: учитель музыки, искусство, МХК
Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
Населённый пункт: г.Гуково, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы и приемы обучения на уроках музыки"
Дата публикации: 24.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методы и приемы обучения на уроках музыки
Греческое слово метод означает путь, способ познавательной и практической деятельности людей. Методы обучения в учебном процессе осуществляют четыре основные функции: функцию информации, или преподавания, включающую в себя изложение и объяснение знаний учителем; функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, состоящую из разнообразной познавательной деятельности самих учащихся; функцию руководства учителем познавательной деятельностью учащихся. Методы обучения играют большую роль в учебном процессе, от их совершенства зависит развитие учащихся и качество усвоения ими знаний и овладение навыками самостоятельной работы. Правильное использование методов обучения на уроках музыки способствует более полному, глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний, умений и навыков и подготовке их к самостоятельному приобретению знаний. Уроки музыки обеспечивают формирование духовной культуры личности в тесной связи с культурой ее народа. Музыка является неотъемлемой частью народного творчества. Методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными. Они тесно переплетаются между собой и способствуют более глубокому проникновению в суть музыки, дают возможность, размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения, сконцентрировать свое внимание на том, что же такое МУЗЫКА. Выделяют методы, которые сегодня являются наиболее актуальными. Это метод моделирования художественно-творческого процесса; метод сочинения и импровизации; метод содержательного анализа произведения; метод отождествления и метод цвет-образ.


« Метод моделирования художественно-творческого процесса»
- позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.
«Метод сочинения и импровизации»
- это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.
«Метод содержательного анализа инструментального произведения» -
раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму. “М
етод отождествления”
, то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами. В 7 классе тема «Образ борьбы и победы в Эгмонте» Л.Бетховена помогает учащимся прочувствовать внутреннее состояние графа Эгмонта, который призывал свой народ на борьбу с захватчиками своей страны. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы Й.Гете «Эгмонт»

«Метод цвет – образ» -
позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета – сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или иного произведения. Потом дети переносят свои впечатления на лист бумаги рисуя карандашами. Также выделяют группы методов: 1) методы вербально насыщенные, фактически относящиеся к объяснительно-иллюстративной технологии обучения (и предполагающие объектность позиции школьников), способствующие решению образовательных воспитательных задач. К этой группе относятся: «метод забегания вперед и возвращения к пройденному» или «метод перспективы и ретроспективы»; «метод музыкальных обобщений»; «метод эмоциональной драматургии»; «метод создания художественного контекста»; «метод жизненных ассоциаций»; «метод наложения»; «полифонический метод»; 2 )методы, близкие по количеству приемов к методике и имеющие следующие признаки: интонационная насыщенность, близость технологиям проблемного и развивающего обучения (предполагаемая субъектность позиции школьника), решение при помощи метода развивающих задач (и в первую очередь – музыкальное мышление). В эту группу вошли: «метод переинтонирования»;«метод создания шедевров»; «проблемный метод».
«Метод размышления о музыке»
направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками;
«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному»
устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников. Установление связей предполагается на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями:
«Метод музыкальных обобщений»
направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти;
«Метод эмоциональной драматургии»
направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса;
«Метод создания художественного контекста»
направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды;
«Метод жизненных ассоциаций»
, направленный на создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения. Введение учащихся в такое состояние возможно как при помощи беседы, так и благодаря привлечению смешанных видов искусства, предшествующих появлению произведения, а также при помощи проведения уроков в непривычной атмосфере;
«Метод наложения»
направлен на рассредоточение внимания между музыкальным и литературным текстом, налагающимися один на другой. Метод основан на эффекте кино - действия литературного героя как бы подкрепляются силой эмоционального воздействия музыки;

«Полифонический метод»
направлен на удержание музыкального внимания на длительном протяжении времени, одновременно решаются задачи исполнительского анализа и эмоционально- смысловой драматургии.
«Метод проблемного изложения материала»
направлен на привлечение учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен познакомиться. Существует ряд тезисов, при опоре на которые метод работает наиболее успешно: 1.опора на самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний о музыке в любом виде деятельности; 2. проблемная ситуация должна включать три компонента: ─ необходимость в новом музыкальном действии; ─ неизвестное, которое должно быть открыто; ─ возможность учащихся в выполнении 3.принятие проблемы большинством класса; 4. любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения; 5.музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.
«Метод переинтонирования»
направлен на формирование музыкального мышления на интонационной основе. Суть предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии. Ключевым моментом в этом методе является такое изучение произведения и его тем, при котором достигается вычленение характерных для композитора «тон-ячеек», «зерна- интонации», излюбленных «речений». Так, изучая темы П.Чайковского, учащиеся постигают такие явления в его творчестве, как «песенность», «мелодизм», «текучесть», «закругленность тем», «мягкие и нежные окончания», «вершина-источник». Такие вычленения решают одновременно две задачи: 1) способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора; 2) способность сочинять темы в стиле известного автора
«Метод создания шедевров»
направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения». Метод требует достаточно кропотливой работы как в рамках интонационного развития тем, так и в рамках композиционного, структурно-аналитического постижения музыки, вводит учащихся в творческую лабораторию композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером. Реализация принципа единства деятельности композитора- исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».
Метод состоит из нескольких этапов: 1.введение тем, их анализ (жанровость, яркость тематизма, характерность для творчества композитора); 2.исполнение каждой темы (голосом или на инструменте) и выявление заложенных в ней возможностей развития; 3.этап определения порядка появления тем, т.е. поиск формы, в которой все темы могут реализоваться, с учетом логики композиции форм, соотношения частей. Этот этап следует готовить на каждом уроке, при введении любой формы. Начиная с куплетной (в песне) и периода (в инструментальной музыке) дети должны выявлять закономерности соотношения вступления, начала, развития и окончания темы, а также те характерные особенности, которые присущи всем простым и сложным формам; 4.«сочинение» утверждение порядка тем в логике, присущей данному композитору. Логическое окончание работы – слушание произведения и открытие себя нового («Я тоже могу!»). Применение методов, выводит учащихся на качественно новый уровень музыкального развития. Не следует использовать на уроках лишь одну из перечисленных групп методов будь то развитие мышления или активизация внимания. Грамотно и своевременно примененный метод всегда несет только пользу и учащимся, и учителю, и всему педагогическому процессу в целом. Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей это - «отображение музыкальных впечатлений”, где дети отражают свои размышления. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. В начальной школе дети любят петь. Песни дают возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа. Дети сами ищут движения, характеризующие персонаж. Дети эмоционально реагируют на музыку, которая отображает различные яркие образы, сюжеты. Использование в обучающе – игровой деятельности движений помогает раскрытию художественных качествю в игровой форме ученики учатся инсценизировать песни, создавать собственные мелодии, играть на простых музыкальных инструментах. Различные движения, танцевальная импровизация, которая проводится в форме игр, упражнений, мимических сценок, помогают детям от неосознанно – эмоционального восприятия способов музыкальной выразительности произведений переходить к их теоретическому анализу. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т.д. Какие же творческие приемы и формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмичные и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение лада музыкальной пьесы и другие. В 3 классе на основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма. Рондо»— ученики сочиняют ритмическое рондо, придумывают различные сказки, развитие которых строится в форме рондо. Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми. Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. Загадки это еще и источник новых знаний.
Оркестр молчит, а домбра звучит, одной домбре только слово! Оркестр молчит, а домбра звучит, ведь домбра играет………. (соло) Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер, лад, в котором мы играли называется……… (мажор) Если в нашей пьесе тучи, Дождик льет во весь опор, это лад печальный, грустный, называется………. (минор) Ярко зал весь засверкал, приглашает всех на бал. Попрошу ответить вас Что за танец этот…… (вальс)
Импровизация
- это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации. Основным стержнем при усвоении темы “Интонация” (в третьем классе) могут быть размышления учащихся о том, какую выразительно-изобразительную нагрузку несут в себе те или иные интонации, как в “зерне-интонации” оказывается заложенным характер целого произведения. Школьники убеждаются в этом сами, пробуя силы в импровизации на заданную им интонацию. Можно предложить ребятам “зерно-интонацию”, и они по очереди “выращивают” из маленького “зернышка” законченную мелодическую фразу, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальной интонации. Учащиеся очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Примером является “Грицю, Грицю,до роботы” -украинская народная песня. Дети делятся на две группы - исполняя, каждая поочередно импровизирует образные движения подчеркивая характерные особенности своего персонажа. “
Пластическое интонирование”
- это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - это побуждает детей воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А.Филиппенко); от покачивания корпусом ,до радостного танца ; от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”). Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества. На своих уроках часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Так в третьем классе ребята, прослушав фрагмент из произведения“Утро” Э.Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки. Творческое воображение второклассников, в процессе моделирования образа танцевальной музыки “Вальса-шутки” Д.Шостаковича, подсказывает характер движений. При помощи музыки и пластики мы совместно создаем настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем свое чувствование и видение танцевальной музыки. Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов балета С.Прокофьева “Золушка” (“Вальс и Полночь”) во втором классе через свободное дирижирование, поиск линий жеста, движения в передачи бездушного звучания часов, имитации однообразных ударов маятника-робота.
«Метод проектного обучения»
используется для реализации поставленной задачи развития личности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения), мышление. Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, наметить пути индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения. Можно использовать индивидуальную и групповую форму работ. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность.
Примеры тем проектов используемые мной на уроках «слушания музыки».
В 3 классе перед темой «Инструменты симфонического оркестра», предлагается учащимся мини- проект «Мой музыкальный инструмент». Индивидуальная форма работы. Дети мастерят дома шумовые инструменты, предлагают их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании дома и на улице того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песни, можно с репертуара, исполняемого на уроке « хоровое пение». В пятом классе предлагается проект по теме «Музыкальная сказка». Цель этого проекта - разработка и сочинение своих сказок о музыке. Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти литературные жанры, где можно услышать про музыку (на страницах книг; в стихах, рассказах, баснях) показывается, как тесно связаны два вида искусств литература и музыка. Для закрепления пройденного материала предлагаю два творческих задания (по желанию самих учащихся): 1. Провести исследовательскую работу. Найти стихотворение, где присутствует музыка.
2. Попробовать самим сочинить стихотворение, где музыке будет отведена главная роль. Аналогичное задание можно использовать и по теме «Музыка в баснях», «Музыка в сказках». Главное чтобы на занятиях не было равнодушных, ведь эмоциональное состояние влияет на мотивацию учения. Ведь большое искусство начинается с малого. Для учащихся старших классов в преддверии празднования 65-летия Победы был предложен групповой проект « Песни военных лет». Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории (песни военных лет). На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой отечественной войны. Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Кто- то готовит материал литературный, кто- то музыкальные фрагменты (дается задание). Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждого свое задание: кто -то разучивает военную песню, кто -то ищет материал про эту песню, кто- то оформляет работу. Четвертый этап. Оценка результатов (за активность, качество и объем используемых источников, креативность). Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По проведенным мною экспериментам, наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны , когда их что то затягивает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка, ведь «именно она – музыка, ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума». (В. А. Сухомлинский)
«Декламационный метод обучения»
- метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. Но удивительно созвучно по тематике с бесконечностью в движении музыки. С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие.