"Рабочая программа по дисциплине физика для СПО"

Автор: Дорошенкова Наталия Александровна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Ростовский-на-Дону строительный колледж"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по дисциплине физика для СПО"
Дата публикации: 25.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Ростовский-на-Дону строительный колледж»
Утверждаю________________ Зам. директора по УР Сухаревская О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
для специальностей технического профиля

«общеобразовательный цикл»

программы подготовки специалистов среднего звена
2015 1
ОДОБРЕНА на заседании цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин протокол № ___ от «___»_____ 2015г. Председатель цикловой комиссии: ________________ ( Хараева О.М. ) Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для реализации ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») с изменениями и дополнениями (приказ Минобрнауки России от 29.12.2014), ФГОС среднего профессионального образования по специальностям: 07.02.01. - Архитектура; 08.02.01. - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 08.02.08. - Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 08.02.03. - Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 08.02.07. - Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, «Ростовский-на-Дону строительный колледж». Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ ФИРО (протокол от 26.03.15г.). Организация разработчик: ГБПОУ РО «РСК» Разработчики: Рахматулаева Т.К., преподаватель физики Дорошенкова Н.А., преподаватель физики Рецензенты: 2
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
3.
МЕСТО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИС- ЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
4.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТ- НЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
5.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБ- НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
7.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХ- НИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
8.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» 3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназна- чена для изучения физики в профессиональных образовательных организаци- ях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образо- вания в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего об- разования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», и в соответствии с Рекомендациями по орга- низации получения среднего общего образования в пределах освоения об- разовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государ- ственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной по- литики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.1 Цели реализации рабочей программы.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
 освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наи- более важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влия- ние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;  овладение умениями проводить наблюдения, планировать и вы- полнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять по- лученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явле- ний и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче- ских способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с ис- пользованием различных источников информации и современных информа- ционных технологий;  воспитание убежденности в возможности познания законов при- роды; использования достижений физики на благо развития человеческой ци- вилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполне- ния задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за за- щиту окружающей среды;  использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности соб- ственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностями применения знаний при решении задач, возникаю- щих в последующей профессиональной деятельности 4

Достижение поставленных целей при реализации программы предусмат-

ривает решение следующих основных задач:
 знакомство учащихся с методом научного познания и методами ис- следования физических явлений;  овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспери- ментальная проверка следствий из гипотезы;  формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять про- стейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;  приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, элек- тромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти яв- ления;  понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;  овладение учащимися умениями использовать дополнительные ис- точники информации, в частности, всемирной сети Интернет.
1.2 Принципы и подходы к формированию программы общеобразова-

тельной учебной дисциплины «Физика»

Методологической основой реализации программы является си-

стемно-деятельностный подход
, который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и по- ликонфессионального состава;  формирование соответствующей целям общего образования социаль- ной среды развития обучающихся в системе образования, переход к страте- гии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы дости- жения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного разви- тия обучающихся;  ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывно- му образованию;  признание решающей роли содержания образования, способов орга- низации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в дости- жении целей личностного и социального развития обучающихся;  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологиче- ских особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм 5
общения при построении образовательной деятельности и определении об- разовательно-воспитательных целей и путей их достижения;  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и инди- видуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБ-

НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формиро- вание у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений приме- нять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для ре- шения жизненных задач. Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных техноло- гий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окру- жающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение основных методов по- знания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-след- ственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными мето- дами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от экспери- мента. Физика имеет очень большое и всё возрастающее число междисци- плинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как «ме- тадиспиплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для описа- ния научной картины мира. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно науч- ное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира. Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, име- ет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образова- ния. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяе- мых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студента- ми, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной само- стоятельной работы студентов. 6
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля профессионального образования, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», т.к. большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой. Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и ла- бораторными работами. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завер- шается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экза- мена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ СПО с получением среднего общего образования. Программой предусмотрены следующие виды контроля:
текущий
контроль в форме тестирования, опроса, лабораторных и самостоя- тельных работ;
промежуточный контроль
в форме контрольных работ;
итоговый
контроль в форме дифференцированного зачета. Итоговая отметка по окончании изучения дисциплины выставляется на осно- вании экзамена.
Формы работы:
групповые, индивидуальные, работа в парах.
Формы контроля:
тест, самостоятельная работа, физический диктант, уст- ный опрос, проекты. При организации процесса обучения в рамках данной программы предпола- гается применение следующих педагогических технологий обучения: -ИКТ; -личностно – ориентированные технологии; - проектно- исследовательской деятельности; -здоровьесберегающие технологии; -игровые методы обучения.
3.МЕСТО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В

УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Общеобразовательная учебная дисциплина «Физика» изучается в обще- образовательном цикле ППССЗ на базе основного общего образования с по- лучением среднего общего образования. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» тесно связано с такими дисциплинами, как химия, биология, ОБЖ, она является пропедевтикой к изучению курса электротехника и техническая механика, опирается на такие ранее изученные дисциплины, как химия, география.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕ-

ЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины физика ориенти- ровано на достижение результатов 7

личностные
результаты освоения курса физики: - чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональ- ной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройства- ми; - готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом; - умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллек- туального развития в выбранной профессиональной деятельности; - самостоятельно добывать новые для себя физические знания, исполь- зуя для этого доступные источники информации; - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
• метапредметные результаты освоения курса физики:
- использовать различные виды познавательной деятельности для реше- ния физических задач, применять основные методы познания (наблю- дение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сто- рон окружающей действительности; - использовать основные интеллектуальные операции: постановка зада- чи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск ана- логов, формулирование выводов для изучения различных сторон физи- ческих объектов, физических явлений и физических процессов, с кото- рыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфе- ре; - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - использовать различные источники для получения физической инфор- мации, умение оценить её достоверность; - анализировать и представлять информацию в различных видах; -публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы пред- ставляемой информации.
• предметные результаты освоения курса физики
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; 8
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; - сформированность умения решать физические задачи; - сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; - сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
5.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы об- щеобразовательной учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося
231
час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
154
часа; самостоятельной работы обучающегося
77
часов. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем ча-

сов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
231
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
154 в том числе: практические занятия 62
Внеаудиторная

самостоятельная

работа

обучающегося

(всего)
77 в том числе: самостоятельная работа над индивидуальным проектом, кур- совой работой (если предусмотрено) 8 Итоговая аттестация в форме
экзамена

Введение
Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы при- менимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы Моделиро- вание физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в про- цессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений фи- зических величин Физические законы. Границы применимости физических законов Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. 9

1. Механика

Кинематика.
Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямо- линейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под уг- лом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
Законы механики Ньютона.
Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
Законы сохранения в механике.
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.
Демонстрации
: Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Невесомость. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы

молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия меж- молекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Темпера- тура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Тер- модинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Основы термодинамики.
Основные понятия и определения. Внутрен- няя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Урав- нение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный про- цесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Вто- рое начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холо- дильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.
Свойства паров.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Ки- пение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.
Свойства жидкостей.
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. 10

Свойства твердых тел.
Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристалли- зация.
Демонстрации:
Движение броуновских частиц. Диффузия. Изменение дав- ления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изотермиче- ский и изобарный процессы. Изменение внутренней энергии тел при совер- шении работы. Модели тепловых двигателей. Кипение воды при понижен- ном давлении. Психрометр и гигрометр. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристалли- ческие тела.
Лабораторные работы:
Проверка закона Бойля-Мариотта Определение влажности с помощью психрометра Определение коэффициента поверхностного натяжения воды
3. Электродинамика

Электрическое поле.
Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. По-тен- циал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектри- ки в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электри- ческом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
Законы постоянного тока.
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закона Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от ма- териала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижу- щая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи .Со-единение провод- ников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля — Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое дей- ствие тока.
Электрический ток в полупроводниках.
Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле.
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ам- пера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению про- водника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущий- ся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряжен- ных частиц.
Электромагнитная индукция.
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного Взаимодействие за- ряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электриче- 11
ском поле. Конденсаторы. Тепловое действие электрического тока. Собствен- ная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Транзистор. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Отклоне- ние электронного пучка магнитным полем. Электродвигатель. Электроизме- рительные приборы. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника. Работа электрогенератора. Трансформатор.
Лабораторные работы:
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока Исследование законов соединения резисторов Определение мощности электрической лампы Наблюдение и объяснение явления электромагнитной индукции
4. Колебания и волны

Механические колебания.
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические ко- лебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные ме-ханиче- ские колебания.
Упругие волны.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
Электромагнитные колебания.
Свободные электромагнитные колеба- ния. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электро- магнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колеба- ний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощ- ность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны.
Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебатель- ный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. При- менение электромагнитных волн.
трации:
Свободные и вынужденные меха- нические колебания. Резонанс. Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний и высота тона звука. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи перемен- ного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в по- следовательной цепи переменного тока. Излучение и прием электромагнит- ных волн. Радиосвязь.
5. Оптика

Природа света.
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 12

Волновые свойства света.
Интерференция света. Когерентность све- товых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифрак- ция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решет- ка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация све- та. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрас- ное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Демонстрации:
Законы отражения и преломления света. Полное вну- треннее отражение. Оптические приборы. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Спектроскоп.
Лабораторные работы:
Определение длины световой волны света с помощью дифракционной ре- шетки Определение показателя преломления стекла
6. Элементы квантовой физики

Квантовая оптика.
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Физика атома.
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерно- сти в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резер- форда. Модель атома водорода по Бору. Квантовые генераторы.
Физика атомного ядра.
Естественная радиоактивность. Закон радио- активного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусствен- ная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излуче- ний. Элементарные частицы.
7. Эволюция Вселенной

Строение и развитие Вселенной.
Наша звездная система — Галакти- ка. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и проис- хождение Галактик.
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.
Демонстрации:
Солнечная система (модель). Фотографии планет, сде- ланные с космических зондов. Карта Луны и планет. Строение и эволюция Вселенной.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
13
 Альтернативная энергетика.  Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики.  Астероиды.  Астрономия наших дней.  Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.  Величайшие открытия физики.  Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.  Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.  Вселенная и темная материя.  Галилео Галилей – основатель точного естествознания  Голография и ее применение.  Дифракция в нашей жизни.  Жидкие кристаллы.  Законы сохранения в механике.  Значение открытий Галилея.  Исаак Ньютон – создатель классической физики.  Использование электроэнергии в транспорте.  Классификация и характеристики элементарных частиц.  Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.  Конструкция и виды лазеров.  Королев Сергей Павлович - конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.  Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).  Курчатов Игорь Васильевич – физик, организатор атомной науки и техники.  Лазерные технологии и их использование.  Леонардо да Винчи – ученый и изобретатель.  Ленц Эмилий Христианович – русский физик.  Ломоносов Михаил Васильевич – ученый энциклопедист.  Макс Планк.  Метод меченых атомов.  Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.  Методы определения плотности.  Модели атома. Опыт Резерфорда.  Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.  Молния - газовый разряд в природных условиях.  Нанотехнология – междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.  Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.  Николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира.  Нильс Бор – один из создателей современной физики. 14
 Нуклеосинтез во Вселенной.  Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.  Оптические явления в природе.  Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости
.
 Переменный электрический ток и его применение.  Плазма – четвертое состояние вещества.  Планеты Солнечной системы.  Полупроводниковые датчики температуры.  Попов Александр Степанович – русский ученый, изобретатель радио.  Применение жидких кристаллов в промышленности.  Применение ядерных реакторов  Природа ферромагнетизма.  Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.  Производство, передача и использование электроэнергии.  Происхождение Солнечной Системы.  Пьезоэлектрический эффект его применение.  Развитие средств связи и радио.  Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.  Реликтовое излучение.  Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.  Рождение и эволюция звезд.  Роль Циолковского в развитии космонавтики.  Свет - электромагнитная волна.  Силы трения.  Современная спутниковая связь.  Современная физическая картина мира.  Современные средства связи
.
 Солнце – источник жизни на Земле.  Столетов Александр Григорьевич – русский физик.  Трансформаторы.  Ультразвук. (Получение, свойства, применение).  Управляемый термоядерный синтез.  Ускорители заряженных частиц.  Фарадей Майкл – создатель учения об электромагнитном поле.  Физика и музыка.  Физические свойства атмосферы.  Фотоэлементы.  Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.  Черные дыры.  Шкала электромагнитных волн.  Экологические проблемы и возможные пути их решения.  Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.  Эрстед Ханс Кристиан – основоположник электромагнетизма. 15
 Якоби Борис Семенович – физик и изобретатель. 16

6.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Наименование разде-

лов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов,

курсовой проект
Введение. Физика – наука о природе. Физика и техника. Система СИ.
Раздел 1.

Механика

Тема 1.1

Плотность веще-

ства.

Содержание учебного материала

1.
Плотность вещества. Единицы измерения.
2.
Зависимость плотности от температуры и давления.
Практические занятия
1. Решение задач на тему: «Плотность вещества» 2. Лабораторная работа №1 «Определение плотности вещества»
Формы и методы контроля:
Проверка техники перевода единиц измерения в систему СИ. Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка отчетов по лабораторной работе №1 «Определение плотности вещества»
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1 Изучение учебной и справочной литературы 2 Выполнение домашних заданий по теме 1.1 3 Подготовка доклада или презентации на тему «Международная система единиц СИ»
Формы и методы контроля:
1. Выборочная проверка домашних заданий по теме 1.1 2. Оценка публичного выступления с докладом или презентацией.
Тема 1.2

Кинематика.

Динамика.

Содержание учебного материала:
1. Механическое движение. Виды механического движения. Свободное падение тел. Невесомость. 2. Законы Ньютона. Масса, сила, вес, невесомость. 3. Механическая работа и мощность. КПД механизмов.

Практические занятия:
Решение задач по темам: «Механическое движение», «Свободное падение тел», «За- коны Ньютона», «Механическая работа и мощность. КПД механизмов».
Формы и методы контроля:
Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Внеаудиторная самостоятельная студентов:
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по теме 1.2 3. Решение задач по теме «Законы Ньютона». Индивидуальные задания.
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашних заданий по теме 1.2 Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка индивидуальных заданий.
Тема 1.3

Законы сохранения в

механике

Содержание учебного материала:
1. Кинетическая и потенциальная энергии. 2. Закон сохранения энергии в механике. 3. Закон сохранения импульса
Практические занятия
1. Решение задач по теме «Законы сохранения» 2. Самостоятельная работа №1 «Механика»
Формы и методы контроля:
Проведение физического диктанта на знание основных формул механики. Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Механика». Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Внеаудиторная самостоятельная студентов:
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по теме 1.3. 3. Решение задач по теме «Законы сохранения». Индивидуальные задания.
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашних заданий по теме 1.3. Проверка индивидуальных заданий.

Раздел 2.

Молекулярная физика. Термодинамика.

Тема 2.1.

Основы молеку-

лярно-кинетиче-

ской теории

Содержание учебного материала:
1. Основы МКТ. Размеры и масса молекул. Опыт Штерна. 2. Идеальный газ. Давление. Основное уравнение МКТ. Температура. 3. Абсолютный нуль. Термодинамическая шкала. Уравнение Клайперона. 4. Уравнение состояния идеального газа. 5. Изопроцессы. Графики.
Практические занятия
1. Решение задач по темам: «Размеры и масса молекул», «Основное уравнение МКТ», «Газовые законы». 2. Лабораторная работа №2. «Проверка закона Бойля-Мариотта»
Формы и методы контроля:
Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка отчетов по лабораторной работе №2 «Проверка закона Бойля-Мариотта»
Внеаудиторная самостоятельная студентов:
1 Изучение учебной и справочной литературы 2 Выполнение домашних заданий по теме 2.1.
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашних заданий по теме 2.1. Проверка индивидуальных заданий.
Тема 2.2.

Основы термодина-

мики

Содержание учебного материала:
1. Работа газа. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. 2. Принцип действия тепловых машин. Второе начало термодинамики, холодильные установки. Охрана природы. 3. Внутренняя энергия тела. Теплообмен. Уравнение теплового баланса. 4. Топливо. КПД.

Практические занятия:
1. Решение задач по темам: «Первое начало термодинамики», «Уравнение теплового баланса», «Коэффициент полезного действия тепловых двигателей» 2. Самостоятельная работа №2. «Молекулярная физика. Термодинамика».
Формы и методы контроля:
Проведение физического диктанта на знание основных формул молекулярной физики и термодинамики. Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Молекулярная физика. Термодина- мика». Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Внеаудиторная самостоятельная студентов:
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по теме 2.2 3. Составление уравнения теплового баланса. Индивидуальные задания.
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашних заданий по теме 2.2 Проверка индивидуальных заданий.
Тема 2.3.

Агрегатное состояние

вещества.

Содержание учебного материала:
1. Испарение. Конденсация. Насыщенный пар. Кипение. 2. Влажность. Приборы для измерения влажности. 3. Жидкости. Свойства. Капиллярность. Учет в строительстве. 4. Твердые тела. Деформации. Закон Гука. Механические свойства тел. Учет в строительстве. 5. Тепловое расширение тел. Учет в строительстве.

Практические занятия
1. Решение задач по темам: «Влажность воздуха», «Капиллярные явления», «Закон Гука», «Тепловое расширение тел». 2. Лабораторная работа №3. «Определение влажности с помощью психрометра» 3. Лабораторная работа №4. «Определение коэффициента поверхностного натяже- ния».
Формы и методы контроля:
Проведение физического диктанта на знание основных понятий по теме «Агрегатные со- стояния вещества» Проведение и анализ контрольной работы по теме «Молекулярная физика. Термодинами- ка». Проверка отчетов по лабораторной работе №3 «Определение влажности с помощью пси- хрометра» Проверка отчетов по лабораторной работе №4 «Определение коэффициента поверхностно- го натяжения». Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика. Термодинамика. Тепловые двигате-

ли»

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по теме 2.3. 3. Самостоятельная подготовка конспекта «Твердые тела. Деформации»
Формы и методы контроля:
Проверка домашних заданий по теме 2.3. Проверка конспекта по теме «Твердые тела. Деформации»
Раздел 3.

Электродинамика.


Тема 3.1.

Электрическое

поле.

Содержание учебного материала:
1. Электризация тел. Закон Кулона. 2. Электрическое поле. Напряженность. Графическое изображение полей. 3. Работа сил электрического поля. Проводники и диэлектрики. Электростатическая за- щита. 4. Электроемкость. 5. Конденсаторы. Виды. Соединение в батарею.
Практические занятия
1. Решение задач по темам: «Закон Кулона», «Напряженность электрического поля», «Работа сил электрического поля», «Электроемкость», «Конденсаторы. Соедине- ние в батарею». «Определение энергии заряженного когденсатора» 2. Самостоятельная работа №3 «Электростатика»
Формы и методы контроля:
Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Электростатика» Проведение физического диктанта на знание основных понятий по теме «Электростатика» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1.Изучение учебной и справочной литературы 2.Выполнение домашних заданий по теме 3.1 3. Решение задач по теме «Электростатика». Индивидуальные задания.
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашних заданий по теме 3.1 Проверка индивидуальных заданий по теме «Электростатика»

Тема 3.2.

Постоянный элек-

трический ток.

Содержание учебного материала:
1. Постоянный электрический ток. ЭДС источника. 2. Сопротивление проводника. Зависимость от длины, сечения, материала, температу- ры. 3. Закон Ома для участка и всей цепи. 4. Последовательное и параллельное сопротивление резисторов. 5. Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность тока. Тепловое действие тока. Использова- ние в строительстве 6. Электрический ток в полупроводниках.
Практические занятия
1. Решение задач по темам: «Расчет сопротивления проводника», «Закон Ома для участка и всей цепи», «Последовательное и параллельное сопротивление резисто- ров», «Работа и мощность тока», «Тепловое действие тока». 2. Лабораторная работа №5 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источни- ка». 3. Лабораторная работа №6. «Исследование законов соединения резисторов». 4. Лабораторная работа №7. «Определение мощности электрической лампы». 5. Самостоятельная работа №4. «Постоянный электрический ток»
Формы и методы контроля:
Проведение физического диктанта на знание основных понятий по теме «Постоянный элек- трический ток» Проверка отчетов по лабораторной работе №5 «Определение ЭДС и внутреннего сопротив- ления источника». Проверка отчетов по лабораторной работе №6 «Исследование законов соединения резисто- ров». Проверка отчетов по лабораторной работе №7 «Определение мощности электрической лам- пы». Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Постоянный электрический ток» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по теме 3.2 3. Индивидуальные задания на расчет электрических цепей постоянного тока

Формы и методы контроля:
Проверка домашних заданий по теме 3.2 Проверка индивидуальных заданий на расчет электрических цепей постоянного тока.
Тема 3.3.

Электромагнетизм.

Содержание учебного материала:
1. Магнитное поле тока. Свойства. Взаимодействие параллельных токов. 2. Действие магнитного поля на проводник с током. Магнитная индукция. Закон Ампе- ра. Магнитный поток. 3. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.
Практические занятия:
Решение задач по темам: «Магнитная индукция», «Закон Ампера», «Движение заряженной частицы в магнитном поле».
Формы и методы контроля:
Проведение физического диктанта на знание основных понятий по теме «Магнитное поле» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий. 3. Подготовка доклада или презентации на тему: «Вещество в магнитном поле»
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашних заданий по теме 3.3 Публичное выступление с докладом или презентацией.
Тема 3.4.

Электромагнитная

индукция.

Содержание учебного материала:
1.Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. 2.Правило Ленца. Токи Фуко. Роль магнитных полей в происходящем на Солнце. 3.Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Практические занятия:
1. Решение задач по темам: «Электромагнитная индукция», «Самоиндукция», «Энер- гия магнитного поля» 2. Лабораторная работа №8. «Изучение явления электромагнитной индукции». 3. Самостоятельная работа №5 «Магнитное поле»
Формы и методы контроля:
Проверка отчетов по лаб. работе №8 «Изучение явления электромагнитной индукции». Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Магнитное поле» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по теме 3.4. 3. Подготовить презентацию на тему: «Роль магнитных полей в происходящем на Солнце»
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашних заданий по теме 3.4. Публичное выступление с докладом или презентацией.
Раздел 4.

Колебания и волны.

Тема 4.1.

Механические ко-

лебания и волны

Содержание учебного материала.
1. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Учет и использование в строитель- стве. 2. Волновое движение. Свойства волн. Звуковые волны.
Практические занятия:
1. Решение задач по темам: «Гармонические колебания и их характеристики», «Превращение энергии при колебательном движении», «Волновое движение». 2. Самостоятельная работа №6 «Механические колебания и волны»
Формы и методы контроля:
Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Механические колебания и волны» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по теме 4.1 3. Подготовка доклада или презентации на тему: «Резонанс. Учет и использование в строительстве»
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашнего задания по теме 4.1 Оценка публичного выступления с докладом или презентацией.
Тема 4.2.

Электромагнитные

колебания и волны.

Содержание учебного материала
1. Колебательный контур. ГВЧ. Использование токов высокой частоты. 2. Переменный электрический ток. Генераторы. 3. Индуктивность, емкость в цепи переменного тока. Коэффициент мощности. 4. Трансформаторы. Передача и распределение энергии. 5. Электромагнитные волны и их свойства.
Практические занятия:
1. Решение задач на тему: «Свободные электромагнитные колебания», «Индуктивность и емкость в цепи переменного тока», «Трансформаторы», «Электромагнитные волны». 2. Самостоятельная работа №7 «Электромагнитные колебания и волны»
Формы и методы контроля:
Проведение физического диктанта на знание основных понятий по теме «Переменный электрический ток» Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Электромагнитные колебания и волны» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по теме 4.2 3. Подготовка доклада или презентации на тему «Трансформаторы. Передача и рас- пределение энергии».
Формы и методы контроля:
Проверка домашнего задания по теме 4.2 Оценка публичного выступления с докладом или презентацией.
Раздел 5.

Оптика.

Содержание учебного материала
1. Электромагнитная природа света. Скорость света. Источники света. 2. Световой поток. Сила света. Освещенность. Законы освещенности. 3. Отражение и преломление света. Полное внутреннее отражение и его использова- ние. 4. Интерференция света. Использование в технике. 5. Дифракция и поляризация света. 6. Дисперсия света. Цвета тел. Спектры. Спектральный анализ. Использование.

Практические занятия
1. Решение задач по темам: «Законы освещенности», «Законы отражения и преломле- ния света», «Интерференция света», «Дифракция света». 2. Лабораторная работа №9. «Определение показателя преломления стекла ». 3. Лабораторная работа №10. «Определение длины световой волны» 4. Самостоятельная работа №9. «Оптика»
Формы и методы контроля:
Проведение физического диктанта на знание основных понятий по теме «Оптика» Проверка отчетов по лабораторной работе №9 «Определение показателя преломления стек- ла ». Проверка отчетов по лабораторной работе №10 «Определение длины световой волны» Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Оптика» Проведение и анализ контрольной работы по теме «Электростатика. Постоянный и пере- менный электрический ток» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Контрольная работа №2«Электростатика. Постоянный и переменный электрический

ток»

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по разделу 5. 3. Подготовка презентации на тему: «Голография и ее применение».
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашнего задания по разделу 5. Оценка публичного выступления с докладом или презентацией.
Раздел 6.

Элементы квантовой физики.


Тема 6.1.

Квантовая оптика.

Содержание учебного материала
1. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Фотоэффект. Законы. Уравнение Эйнштейна. 2. Фотоэлементы. Применение.
Практические занятия:
1. Решение задач по темам: «Квантовая гипотеза Планка. Фотон», «Фотоэлектрический эффект» 2. Самостоятельная работа №9 «Элементы квантовой физики»
Формы и методы контроля:
Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Элементы квантовой физики» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы 2. Выполнение домашних заданий по теме 4.1 3. Подготовка доклада или презентации на тему «Фотоэлементы и их применение»
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашних заданий по теме 4.1 Оценка публичного выступления с докладом или презентацией.
Тема 6.2.

Физика атомного

ядра.

Содержание учебного материала
1. Модель атома Резерфорда-Бора. Квантовые генераторы. 2. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации частиц. 3 Строение атомного ядра. Ядерные силы. Элементарные частицы. 4. Цепная реакция. АЭС. Получение и использование атомной энергии.

Практические занятия:
1. Решение задач по темам: «Закон радиоактивного распада», «Состав ядра атома. Превращение ядер» 2. Лабораторная работа №11 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям» 3. Самостоятельная работа №10 «Строение атома и атомного ядра»
Формы и методы контроля:
Проверка отчетов по лабораторной работе №11«Изучение треков заряженных частиц по фотографиям» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Проведение физического диктанта на знание основных понятий по теме «Строение атома и атомная физика» Проведение и анализ самостоятельной работы по теме «Строение атома и атомного ядра»
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы. 2. Выполнение домашних заданий по теме 6.2 3. Подготовка доклада или презентации на тему «Изотопы. Применение радиоактив- ных изотопов», «Конструкция и виды лазеров».
Формы и методы контроля:
Выборочная проверка домашних заданий по теме 6.2 Оценка публичного выступления с докладом или презентацией.
Раздел 7.

Эволюция Вселенной.

Содержание учебного материала
1. Строение Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. 2. Термоядерный синтез. Эволюция звезд.
Практические занятия:
Лабораторная работа №12 «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты»
Формы и методы контроля:
Проверка отчетов по лабораторной работе №12«Изучение звездного неба с помощью по- движной карты» Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Проведение физического диктанта на знание основных понятий по теме «Астрономия»

Контрольная работа. «Фотоэффект. Физика атомного ядра»

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
1. Изучение учебной и справочной литературы. 2. Конспект по теме «Строение Вселенной» 3. Подготовка презентаций на тему «Строение и развитие Вселенной», «Эволюция звезд»
Формы и методы контроля:
Проверка домашних заданий раздела 7. Проверка конспектов по теме «Строение Вселенной» Оценка публичного выступления с докладом или презентацией. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу , инструкции или под руководством);

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

7.1. Оборудование кабинета физики:
1. Столы рабочие 18 шт 2. Стол преподавателя 1 шт 3. Демонстрационный стол 1 шт 4. Стулья для студентов 1 шт 5. Розетки для проведения лабораторных работ по постоянному и переменному току 12 шт 6.КЭК – выпрямитель переменного тока 1шт 7. Комплекты оборудования для 12 лабораторных работ 8.Демонстрационное оборудование 9. Стенд «Электромагнитные колебания» 1 шт 10. Стенд «Законы сохранения» 1 шт 11.Стенд «Основные единицы СИ» 1 шт 12.Стенд «Фундаментальные физические постоянные» 1 шт 13.Стенд «Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц» 1 шт 14.Стенд «В помощь студенту» 1 шт. 16.Стенд со сменной информацией «Юный физик 1 шт 17.Стенд «Закон Ома для цепи переменного тока» 1 шт 18.Стенд «Виды равновесия» 1 шт. 19.Набор плакатов по разделам физики. 20.Раздаточный материал: а) руководство к лабораторным работам 15 шт б) таблица химических элементов 15 шт в) методика решения задач по физике 15 шт г) греческие буквы в физике 15 шт д) правила техники безопасности в кабинете физики 15 шт е) тестовые задания по разделам физики ж)материалы по астрономии
7.2. Информационное обеспечение обучения:

Основные источники:
1. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студентов образоват. учреждений сред.проф.образования – М., «Академия», 2011 2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие для студентов образо- ват. учреждений сред.проф.образования – М., «Академия», 2012. 3. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005. 4. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005. 5. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учеб- ных заведений. – М., 2005.
6. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учеб- ных заведений. – М., 2003. 7. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Дополнительные источники:
1. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004. 2. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9— 11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учре- ждений. – М., 2001. 3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебни- ков В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006. 4. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирова- ние. – М., 2002. 5. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006. 6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образова- ния / Министерство образования РФ. – М., 2004.
8.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

Контроль

и оценка
результатов освоения учебной дисциплины осуще- ствляется преподавателем в процессе проведения контрольных и провероч- ных работ, тестирования, лабораторных работ, а также выполнения обучаю- щимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения

(личностные, метапредметные и

предметные результаты обуче-

ния)

Формы и методы контроля и оцен-

ки результатов обучения

Личностные:
чувство гордости и уважения к ис- тории и достижениям отечествен- ной физической науки; физически грамотное поведение в профессио- нальной деятельности и в быту при обращении с приборами и устрой- ствами Текущий контроль. Оценка рефератов на тему: «Резонанс. Учет в строительстве», «Трансформа- торы. Передача и распределение энер- гии», «Фотоэлементы и их примене- ние», «Изотопы. Применение радиоак- тивных изотопов»
Оценка презентаций на тему: «Меж- дународная система единиц СИ», Роль магнитных полей в происходящем на Солнце», «Голография и ее примене- ние», «Конструкция и виды лазеров», «Строение Вселенной», «Эволюция звезд» Рубежный контроль. Оценивание участия в конференции: «Физика вокруг нас» умение управлять своей познава- тельной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития. Текущий контроль. Самооценка деятельности обучаю- щихся на занятиях по темам: «Вну- тренняя энергия тела. Теплообмен. Уравнение теплового баланса», «Электроемкость», «Работа и мощ- ность тока», «Закон Ампера» самостоятельно добывать новые для себя физические знания, ис- пользуя для этого доступные источ- ники информации Текущий контроль. Оценка конспектов по темам: «Твердые тела. Деформации», «Строе- ние Вселенной» Рубежный контроль. Оценивание участия в коллоквиуме по теме: «Электрический ток в различ- ных средах» готовность к продолжению образо- вания и повышения квалификации в избранной профессиональной дея- тельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом Рубежный контроль. Оценивание межпредметного проекта на тему: «Развитие систем освеще- ния», «Современные строительные материалы», «Нанотехнологии в строительных материалах», «Система «умный дом» как уменьшить теплопо- тери». умение выстраивать конструктив- ные взаимоотношения в команде по решению общих задач Текущий контроль. Целенаправленное наблюдение за дея- тельностью обучающихся на занятиях. Оценка умения работать в группах на уроках: «Спектры. Спектральный ана- лиз», «Способы наблюдения и реги- страции частиц»
Метапредметные:
использовать различные виды по- знавательной деятельности для ре- Текущий контроль. Оценивание внеаудиторной самостоя-
шения физических задач, применять основные методы познания (наблю- дение, описание, измерение, экспе- римент) для изучения различных сторон окружающей действительно- сти; тельной работы по решению задач по темам: «Законы Ньютона», «Законы сохранения», «Постоянный электриче- ский ток», «Сила Ампера», «Сила Ло- ренца» использовать основные интеллек- туальные операции: постановка за- дачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обоб- щение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, фи- зических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в про- фессиональной сфере Рубежный контроль. Оценивание межпредметного проекта на тему: «Развитие систем освеще- ния», «Современные строительные материалы», «Нанотехнологии в строительных материалах», «Система «умный дом» как уменьшить теплопо- тери». анализировать и представлять ин- формацию в различных видах Текущий контроль. Оценка рефератов на тему: «Резонанс. Учет в строительстве», «Трансформа- торы. Передача и распределение энер- гии», «Фотоэлементы и их примене- ние», «Изотопы. Применение радиоак- тивных изотопов» Оценка презентаций на тему: «Меж- дународная система единиц СИ», Роль магнитных полей в происходящем на Солнце», «Голография и ее примене- ние», «Конструкция и виды лазеров», «Строение Вселенной», «Эволюция звезд» использовать различные источники для получения физической инфор- мации, умение оценить её достовер- ность; Текущий контроль. Оценка рефератов на тему: «Резонанс. Учет в строительстве», «Трансформа- торы. Передача и распределение энер- гии», «Фотоэлементы и их примене- ние», «Изотопы. Применение радиоак- тивных изотопов» Оценка презентаций на тему: «Меж- дународная система единиц СИ», Роль магнитных полей в происходящем на
Солнце», «Голография и ее примене- ние», «Конструкция и виды лазеров», «Строение Вселенной», «Эволюция звезд» публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы пред- ставляемой информации. Текущий контроль. Оценка рефератов на тему: «Резонанс. Учет в строительстве», «Трансформа- торы. Передача и распределение энер- гии», «Фотоэлементы и их примене- ние», «Изотопы. Применение радиоак- тивных изотопов» Оценка презентаций на тему: «Меж- дународная система единиц СИ», Роль магнитных полей в происходящем на Солнце», «Голография и ее примене- ние», «Конструкция и виды лазеров», «Строение Вселенной», «Эволюция звезд» Рубежный контроль. Оценивание участия в конференции: «Физика вокруг нас» умение генерировать идеи и опре- делять средства, необходимые для их реализации Рубежный контроль. Оценивание межпредметного проекта на тему: «Развитие систем освеще- ния», «Современные строительные материалы», «Нанотехнологии в строительных материалах», «Система «умный дом» как уменьшить теплопо- тери
Предметные:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; Рубежный контроль. Оценивание участия в конференции: «Физика вокруг нас» Оценивание межпредметного проекта на тему: «Развитие систем освеще- ния», «Современные строительные материалы», «Нанотехнологии в строительных материалах», «Система «умный дом» как уменьшить теплопо- тери». владение основополагающими физическими понятиями, Текущий контроль. Проверка самостоятельных работы по
закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; темам: «Закон сохранения импульса», «Электромагнитные колебания», «Геометрическая оптика», Оценивание терминологического дик- танта по теме: «Волновые свойства света» Рубежный контроль Оценивание контрольных работ по те- мам: «Молекулярная физика. Термо- динамика. Тепловые двигатели», «Электростака. Постоянный и пере- менный электрический ток», «Фото- эффект. Физика атомного ядра» Итоговый контроль Экзамен. владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения об- рабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяс- нять полученные результаты и де- лать выводы; Текущий контроль. Оценка лабораторных работ: «Опреде- ление плотности вещества», «Про- верка закона Бойля-Мариотта», «Определение влажности с помощью психрометра», «Определение коэффи- циента поверхностного натяжения», «Определение ЭДС и внутреннего со- противления источника тока», «Ис- следование законов соединения рези- сторов», «Определение мощности электрической лампы», «Определение длины световой волны», «Определе- ние показателя преломления стекла», «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям», Изучение звездного неба с помощью подвижной карты» сформированность умения решать физические задачи; Текущий контроль Оценивание самостоятельных работ по темам: «Механика», «Молекуляр- ная физика Термодинамика», «Элек- тростатика», «Постоянный электриче- ский ток», «Магнитное поле», «Меха- нические колебания и волны», «Элек- тромагнитные колебания и волны»,
«Оптика», Элементы квантовой физи- ки», Строение атома и атомного ядра» Рубежный контроль Оценивание контрольных работ по те- мам: «Молекулярная физика. Термо- динамика. Тепловые двигатели», «Электростатика. Постоянный и пере- менный электрический ток» «Фотоэффект. Физика атомного ядра» Итоговый контроль Экзамен. сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; Рубежный контроль. Оценивание участия в конференции: «Физика вокруг нас» сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Текущий контроль. Оценка участия в диспуте: «Трение: вездесущие, мешающее, необходи- мое?»; «Ядерная энергия «за» и «про- тив»»