Автор: Орлова Алина Николаевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чутеевская СОШ"
Населённый пункт: Чувашия Янтиковский район село Чутеево
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Сочетания ЖИ, ШИ"
Урок русского языка во 2 классе. (Учебник А. В. Рыбакова Русский язык
3 класс )
Тема: Сочетания ЖИ и ШИ
Проблема: почему сочетания жи и ши надо запомнить.
Знания: узнают и объясняют, почему важно запомнить написание
гласной и после шипящих ж и ш.
Цель: : развитие орфографических умений видеть и правильно писать букву
И в буквосочетаниях с Ж и Ш
Задачи:
1.
формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-
ШИ;
2.
развивать орфографическую зоркость, речь;
3.
тренировать мыслительные операции, умение действовать по
алгоритму, обобщать, выполнять по аналогии;
4.
воспитывать коммуникативные умения, познавательные и
регулятивные интересы.
Планируемый результат:
Предметные:
В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями
писать слова с изученными буквами, приводить примеры.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей; высказывать свое предположение. (Регулятивные
УУД).
Уметь оформлять своим мысли в устной форме; слушать и понимать
речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения
на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отмечать новое от
уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить
ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт, и
информацию, полученную на работе. (Познавательные УУД).
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Организация пространства:
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, раздаточный
материал для парной и индивидуальной работы, учебник « Русский
язык» А. В. Рыбакова, рабочая тетрадь
Ход урока.
1.Организационный момент.
1) Психологический настрой урока.
Проверь, дружок
Готовь ли ты начать урок?
Все ли у тебя на месте?
Все ль в порядке:
Лежит ли ручка на столе?
Книжка и тетрадка?
СЛАЙД 1
Начнём урок с разминки, с помощью которой настроимся на
активную и плодотворную работу.
o
Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
o
Если вы любите свою школу, любите учиться, похлопайте в
ладоши.
o
Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть
моими активными помощниками, слушать меня внимательно,
отвечать правильно и полно.
2) Подготовка к работе на основном этапе.
– Посмотрите внимательно на листочки, что вы видите? (буквы)
– Назовите эти буквы.
Ж Ш А И У Ы
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
-Какое задание можно предложить, используя эти буквы? (составить слоги) –
Запишите на одной строке слоги с буквой Ж, а на другой – с буквой Ш.
жа жу жи ша шу ши
--Что заметили? - Какая гласная оказалась лишней? Ы
--Почему? (после ж и ш ы не пишут)
2. Определение темы и целей урока.
1) Создание проблемной ситуации.
. – Ребята, кто уже понял, какая тема урока? (Правописание сочетаний жи –
ши)
слайд 2
– Какие задачи стоят на уроке?
Слайд 3
2) Минутка чистописания.
- Сегодня вспомним как пишутся словосочетания Ши и Жи .
СЛАЙД 4
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу…..
3.Работа над темой урока.
Вчера после изучения темы шипящие звуки, я получила письмо, в котором слоги
жалуются на детей допускающих ошибки в правописании жи,ши. Поможем им ?
СЛАЙД 5
1) Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»
- Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША.
СЛАЙД 6
Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И.
Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и
повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру
букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы
наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята,
должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих
буквосочетаниях.
СЛАЙД 7
Запомните: в сочетания ЖИ - ШИ только И всегда пиши. СЛАЙД 8
2) Построение выхода из ситуации. (Работа по исследованию проблемной
ситуации)
Вставь жи или ши Индивидуальная работа
Проверяем и читаем хором
. СЛАЙД 9
4. Физкультминутка (слайд 10)
- Давайте немного отдохнем. Я называю слова, если есть
сочетание жи - ши, вы хлопаете в ладоши, если нет – поднимаете
руки вверх.
Вершина, пружина, пушинка, хлопок.
Шишка, бычок, машинка, носорог.
(Медвежий, верблюжий, шипучий, ловкий, животный.)
5. Закрепление темы. (
Осознанность восприятия. Первичное
восприятие). Организует деятельность по применению новых знаний )
1) Составьте слова Групповая работа
СЛАЙД 11
Проверяем, (читает один из группы).
Правило на жи и ши еще раз будем повторять по учебнику
4. Работа по учебнику. (по вариантам,
самостоятельно)
1) Откройте учебник на с. 64 читаем правило хором
2) Упр. 4 образуй пару. Запиши и подчеркни сочетания жи и ши
Работать будем по вариантам - 1 вариант образует пару с сочетанием жи, а
2 вариант с сочетанием ши. Обозначьте сочетание.
5. Творческая работа ( работа по написанию
стихотворения)
СЛАЙД 12
Как мы назовем картину?
К этой картине давайте придумаем стихи.
Я начну, а вы продолжайте.
В речке плещутся… (ерши)
Спрятаться от дождика,
Нам помогут… (шалаши)
На берегу реки закачались … (камыши)
По полям бегут ручьи,
На дорогах …(лужи).
Под солнцем на полянке
Гуляют, ползают …(ужи)
Ходят, бродят вдоль дорожек
Две колючие … (ежи)
В тишине, под камышами,
Жили-были … (мыши)
В небе кружатся … (стрижи)
Под деревом в лесу,
Живут грибочки - … (рыжики)
А лежебока … (рыжий) кот
Отлежал себе живот!
Правила на «жи» и «ши»
Правильно всегда … (пиши!)
Молодцы, ребята, я знала, что вы справитесь! Думаю, что теперь вы будете
правильно писать сочетания жи и ши.
Вот и заулыбались наши сочетания жи и ши.
СЛАЙД 13
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог.
СЛАЙД14
1). -
О каких сочетаниях мы говорили?
- Как правильно их писать в словах?
2). Домашняя работа (СЛАЙД 15)
3). Рефлексия. (Слайд 16)
- Вспомните, о чем мы говорили на уроке, подумайте и ответьте
на вопрос:
Я знаю, что…
Я понял, что…
Мне понравилось…
Было трудно…
7. Итог урока. (Слайд 17)
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.