"Сочетания ЖИ, ШИ"

Автор: Орлова Алина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чутеевская СОШ"
Населённый пункт: Чувашия Янтиковский район село Чутеево
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Сочетания ЖИ, ШИ"
Дата публикации: 25.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок русского языка во 2 классе. (Учебник А. В. Рыбакова Русский язык

3 класс )

Тема: Сочетания ЖИ и ШИ

Проблема: почему сочетания жи и ши надо запомнить.

Знания: узнают и объясняют, почему важно запомнить написание

гласной и после шипящих ж и ш.

Цель:
: развитие орфографических умений видеть и правильно писать букву И в буквосочетаниях с Ж и Ш
Задачи:

1.

формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-

ШИ;

2.

развивать орфографическую зоркость, речь;

3.

тренировать мыслительные операции, умение действовать по

алгоритму, обобщать, выполнять по аналогии;

4.

воспитывать коммуникативные умения, познавательные и

регулятивные интересы.

Планируемый результат:

Предметные:

В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями

писать слова с изученными буквами, приводить примеры.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью

учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность

выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с

поставленной задачей; высказывать свое предположение. (Регулятивные

УУД).

Уметь оформлять своим мысли в устной форме; слушать и понимать

речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отмечать новое от

уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить

ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт, и

информацию, полученную на работе. (Познавательные УУД).

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности

учебной деятельности.

Организация пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.


Оборудование:

Мультимедийная презентация, раздаточный

материал для парной и индивидуальной работы, учебник « Русский

язык» А. В. Рыбакова, рабочая тетрадь

Ход урока.

1.Организационный момент.

1) Психологический настрой урока.
Проверь, дружок Готовь ли ты начать урок? Все ли у тебя на месте? Все ль в порядке: Лежит ли ручка на столе? Книжка и тетрадка?
СЛАЙД 1

Начнём урок с разминки, с помощью которой настроимся на

активную и плодотворную работу.
o Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. o Если вы любите свою школу, любите учиться, похлопайте в ладоши. o Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полно.


2) Подготовка к работе на основном этапе.
– Посмотрите внимательно на листочки, что вы видите? (буквы) – Назовите эти буквы.
Ж Ш А И У Ы
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные) -Какое задание можно предложить, используя эти буквы? (составить слоги) – Запишите на одной строке слоги с буквой Ж, а на другой – с буквой Ш.
жа жу жи ша шу ши
--Что заметили? - Какая гласная оказалась лишней? Ы
--Почему? (после
ж
и
ш
ы не пишут)
2. Определение темы и целей урока.

1) Создание проблемной ситуации.
. – Ребята, кто уже понял, какая тема урока? (Правописание сочетаний жи – ши)
слайд 2
– Какие задачи стоят на уроке?
Слайд 3

2) Минутка чистописания.
- Сегодня вспомним как пишутся словосочетания Ши и Жи
.

СЛАЙД 4
Я тетрадь свою открою И с наклоном положу…..


3.Работа над темой урока.
Вчера после изучения темы шипящие звуки, я получила письмо, в котором слоги жалуются на детей допускающих ошибки в правописании жи,ши. Поможем им
?

СЛАЙД 5

1) Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»
- Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША.
СЛАЙД 6
Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях.
СЛАЙД 7
Запомните: в сочетания ЖИ - ШИ только И всегда пиши.
СЛАЙД 8


2) Построение выхода из ситуации.
(Работа по исследованию проблемной ситуации)
Вставь жи или ши
Индивидуальная работа Проверяем и читаем хором .
СЛАЙД 9

4. Физкультминутка (слайд 10)
- Давайте немного отдохнем. Я называю слова, если есть сочетание жи - ши, вы хлопаете в ладоши, если нет – поднимаете руки вверх.
Вершина, пружина, пушинка, хлопок.

Шишка, бычок, машинка, носорог.

(Медвежий, верблюжий, шипучий, ловкий, животный.)

5. Закрепление темы. (
Осознанность восприятия. Первичное восприятие). Организует деятельность по применению новых знаний
)

1) Составьте слова
Групповая работа
СЛАЙД 11
Проверяем, (читает один из группы). Правило на жи и ши еще раз будем повторять по учебнику


4. Работа по учебнику.
(по вариантам, самостоятельно)
1) Откройте учебник на с. 64 читаем правило хором

2) Упр. 4 образуй пару. Запиши и подчеркни сочетания жи и ши
Работать будем по вариантам - 1 вариант образует пару с сочетанием жи, а 2 вариант с сочетанием ши. Обозначьте сочетание.


5. Творческая работа ( работа по написанию

стихотворения)

СЛАЙД 12

Как мы назовем картину? К этой картине давайте придумаем стихи. Я начну, а вы продолжайте.
В речке плещутся… (ерши)

Спрятаться от дождика,

Нам помогут… (шалаши)

На берегу реки закачались … (камыши)

По полям бегут ручьи,

На дорогах …(лужи).

Под солнцем на полянке

Гуляют, ползают …(ужи)

Ходят, бродят вдоль дорожек

Две колючие … (ежи)

В тишине, под камышами,

Жили-были … (мыши)

В небе кружатся … (стрижи)

Под деревом в лесу,

Живут грибочки - … (рыжики)

А лежебока … (рыжий) кот

Отлежал себе живот!

Правила на «жи» и «ши»

Правильно всегда … (пиши!)
Молодцы, ребята, я знала, что вы справитесь! Думаю, что теперь вы будете правильно писать сочетания жи и ши.
Вот и заулыбались наши сочетания жи и ши.
СЛАЙД 13

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог.

СЛАЙД14
1). - О каких сочетаниях мы говорили? - Как правильно их писать в словах?
2). Домашняя работа (СЛАЙД 15)

3). Рефлексия. (Слайд 16)
- Вспомните, о чем мы говорили на уроке, подумайте и ответьте на вопрос: Я знаю, что… Я понял, что… Мне понравилось… Было трудно…
7. Итог урока. (Слайд 17)
Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок.