"Ритмическая гимнастика с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями с гантелями для мальчиков (3-летний срок обучения)"

Автор: Куликова Юлия Борисовна
Должность: преподаватель хореографических дисцмплин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко, ул. Муравленко, д.36, кв. 14
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа подготовки детей к обучению в ДШИ
Тема: "Ритмическая гимнастика с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями с гантелями для мальчиков (3-летний срок обучения)"
Дата публикации: 25.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ДШИ

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МОЗАИКА»

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ЙОГИ, АКРОБАТИКИ И СИЛОВЫМИ

УПРАЖНЕНИЯМИ С ГАНТЕЛЯМИ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ)"

(3-летний срок обучения)
Возраст обучающихся 5-7 лет
Разработчик:
Куликова Ю.Б., преподаватель хореографических дисциплин
Концертмейстер:
Бердникова Л.Е. г. Муравленко 2016 г.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………..........3

1.1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
1.2.
Срок реализации учебного предмета;
1.3.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
1.4
.Форма проведения учебных аудиторных занятий;
1.5.
Цель и задачи учебного предмета;
1.6.
Обоснование структуры программы учебного предмета;
1.7.
Методы обучения;
1.8.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2.Содержание учебного предмета……………………………………………………5

2.1.
Сведения о затратах учебного времени;
2.2.
Содержание разделов программы;
2.3.
Требования по годам обучения;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………15

4. Формы и методы контроля……………….……………………………………….16

5. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………17

5.1.
Методические рекомендации педагогическим работникам;
6. Приложение № 1……………………………………………………………………19

Приложение № 2……………………………………………………………………24

Приложение № 3……………………………………………………………………26

7. Список рекомендуемой методической литературы……………………………27
. 2

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмическая гимнастика (с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для мальчиков)» разработана на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств, в детских школах искусств по видам искусств, утвержденных Письмом Минкультуры России от 19.11.2013 №191-01-39/06. Учебный предмет «Ритмическая гимнастика(с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для мальчиков)» реализуется в учебном плане комплексной общеразвивающей программы «Подготовка детей к обучению в ДШИ. Хореографическое искусство», которая является подготовительным этапом для освоения предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Танец органически связан с музыкой. Без музыки не мыслимы упражнения на уроках ритмической гимнастики и грамотно подобранный материал способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, воображения и музыкального слуха ребёнка. Таким образом, программа «Ритмическая гимнастика (с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для мальчиков) », основанная на музыкально-ритмических движениях, которые являются средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма, способствует развитию мышечной выразительности тела, формирует фигуру и осанку, устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье. Так же способствует развитию пространственных и временных ориентировок, помогает развитию мышления, координации, внимания, творческой инициативы детей. В программе «Ритмическая гимнастика (с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для мальчиков) » присутствуют элементы йоги, которые оказывают огромное влияние на опорно-двигательный аппарат детей, мышцы и связки укрепляются, улучшается нервная система. Ребёнок постоянно находится в тонусе, что снимает проблемы со сном и поднимает настроение. Йога даёт ребёнку не только гармоничное физическое развитие, но и учит сосредотачиваться и положительно влияет на дисциплину, учит не «рвать» детей и «не устраивать пытки» на уроках, а правильно, грамотно с анатомической точки зрения, с помощью образов растягивать детей, получать при этом удовольствие. За счёт того, что йога развивает мышцы, укрепляет связки и суставы, положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, занятия этой гимнастикой могут быть хорошим дополнением к основному предмету, в данном случае «Ритмическая гимнастика», которым занимается — или готовится заниматься — ребёнок. Изучение предмета «Ритмическая гимнастика (с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для мальчиков) » тесно связано с изучением предметов «Детский танец», «Игровая импровизация».
1.2.

Срок реализации учебного предмета «Ритмическая гимнастика (с

элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для

мальчиков)
» 3
Срок реализации данной программы составляет 3 года для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте 5 лет. При поступлении детей в 6 лет обучение составляет – 2 года, в 7 лет (1 год). 1.3.
Объем учебного времени
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета, – 204 аудиторных часов. Самостоятельная работа по учебному предмету « Ритмическая гимнастика(с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для мальчиков) » не предусмотрена.
Таблица 1
1 год 2 год 3 год Недельная аудиторная нагрузка 2 2 2 Количество часов на аудиторную нагрузку 70 70 70 Максимальная нагрузка
210

1.4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 30 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
1.5.

Цель и задачи учебного предмета «Ритмическая гимнастика (с

элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для

мальчиков)»

Целью
данного учебного предмета является: средствами партерной гимнастики, ритмики, йоги, приобщить детей к танцевальному искусству, привить основные танцевальные навыки и умения, учитывая психологию детей дошкольного и младшего школьного возраста и физиологические особенности организма и подготовить детей к освоению дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Задачи
учебного предмета «Ритмическая гимнастика (с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для мальчиков)»: - создание комфортных условий эмоционально-психологического климата на занятиях для каждого ребенка; - формирование правильной осанки, двигательных навыков и умений танцевальных данных; - развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, выразительности и артистизма; - выработка навыков правильности, чистоты исполнения и координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков; - развитие элементарных пространственных представлений, ориентации в ограниченном сценическом пространстве; - воспитание дисциплинированности, трудолюбия, работоспособности, самостоятельности, силы и выносливости, выносливости;
1.6.

Обоснование структуры учебного предмета
4
Обоснованием структуры программы являются все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.7.

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - Практический – показ движения педагогом или лучшим исполнителем; - Словесный – образное объяснение; - Игровой – подача материала через образ, используя воображение и импровизацию; - Личностное общение педагога с ребёнком; - Педагогическая оценка исполнения ребёнком танцевальных упражнений.
1.8.

Описание материально-технических условий реализации предмета
- наличие танцевальных залов , оборудованных станками и зеркалами , соответствующим требованиям санитарных норм и правил, с ковровым покрытием; - наличие раздевалок для мальчиков и девочек; - наличие репетиционной одежды: для девочек – гимнастический купальник, юбочка, белые носки, балетки, волосы должны быть собраны в пучок, все украшения снимаются; для мальчиков – футболка белого цвета, чёрное танцевальное трико, белые носки, балетки; - оснащение классов инструментами: фортепиано или баяном (аккордеоном), а так же видео- и аудиоаппаратурой; Ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы, форма и обувь приобретается индивидуально каждым учащимся.
2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5
Учебный материал распределяется по годам обучения . Каждый год обучения имеет свои дидактические задачи, объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Таблица 2



Наименование раздела

Максималь

ная

учебная

нагрузка

Аудиторные

занятия

I года

обучения

Аудиторные

занятия

II года

обучения

Аудиторные

занятия

III года

обучения
1. Партерная гимнастика с элементами йоги и силовыми упражнениями с гантелями (для мальчиков) 48 16 16 16 2. «Учитель + ученик» – упражнения в парах 48 16 16 16 3. Элементы акробатики 54 18 18 18 4. Музыкально-ритмические игры 54 18 18 18 5. Итоговый творческий просмотр 6 2 2 2
Всего

210

70

70

70

I год обучения

Таблица 3



Вид учебной деятельности

Объём времени в часах
6
1 Партерная гимнастика с элементами йоги и силовыми упражнениями с гантелями (для мальчиков) 32 2 «Учитель + ученик» – упражнения в парах 20 3 Элементы акробатики 6 4 Музыкально-ритмические игры 10 5 Итоговый творческий просмотр 2 6
Всего

70

Содержание программы.

1.
Партерная гимнастика с элементами йоги и силовыми упражнениями с гантелями (для мальчиков – от 200 гр.) .
(приложение № 1, рис. № 1)
Использование игрового метода (например, стихи) помогает открыть способности сознания тела, добиться интереса к занятиям и быстрого освоения техники правильного исполнения: В начале каждого урока вход в класс под музыку, выстраивание на линии. Поклон «назови своё имя» (индивидуально и все вместе);
– «Принцесса»
(лёжа на спине и сидя, по 6 поз. ног); Мы – принцессы. Значит, первые красавицы, И никто не может быть нас всех милей. Ежедневно прогонять нам очень нравится За ворота всех влюблённых королей!
(приложение № 1,рис. № 2)

– «Рыбка»
использование гантелей (у мальчиков)
.
Вызывает напряжение во всём теле. Возбуждает аппетит и ослабляет хронические боли в спине; Рыбка рыбку догоняла, Рыбка хвостиком виляла, Ткнулась в брюшко – Догнала! – Эй, подружка! Как дела?
(приложение № 1, рис. № 3)

– «Коробочка»
(лёжа на животе). Увеличивает объём легких, укрепляет брюшные мышцы, формирует правильную осанку, вытягивает позвоночник. Возвращает позвоночнику гибкость и молодость, помогает справиться с различными дефектами спины;
(приложение № 1, рис. № 4)

– «Берёзка»
(лёжа на спине). Способствует сохранению гибкости позвоночника, его эластичности и предупреждает отложение в нем солей, поддерживает нормальное состояние позвоночника и окружающих тканей. Поза, полезная для всех частей тела, даёт большой заряд жизненной энергии. 7
У задумчивой берёзки На ветвях висят серёжки. Ты, берёзка, не грусти, Почки в листья распусти.
(приложение № 1, рис. № 5)

– «Улитка»
(лёжа на спине). Обеспечивает равномерное растягивание мышц задней части тела, укрепляет их и делает гибкими. Хорошо тренирует ягодичные мышцы и подколенные сухожилия. Сильная и гибкая спина является важнейшим условием здорового физического состояния человека; Улитка, улитка, Мягкие рожки, Где твои ручки? Где твои ножки?
(приложение № 1, рис. № 6)

– «Кобра»
(лёжа на животе). Укрепляет мышцы спины, делает её гибкой и здоровой, оказывает хорошее действие на хрупкие отделы шеи и поясницы. Исправляет незначительные смещения позвонков, предупреждая смещение межпозвонковых дисков и возникновение сутулости. Снимает ощущение усталости и боли в спине; Не бывает кобра Ласковой и доброй, Кобра даже сытая Очень ядовитая.
(приложение № 1, рис. № 7)

– «Лягушка № 1»
(сидя, лёжа на спине, лёжа на животе) – использование гантелей (у мальчиков). Упражнение полезно для тренировки мышц спины и улучшения кровообращения в тазовой области; Как забавно для ребят Превратиться в лягушат. Мы по цвету как трава, Громко квакаем ква-ква!
(приложение № 1, рис. № 8)

– «Лотос»
(сидя, лёжа на спине). Самая известная поза йоги, способствует повышению эластичности мышц, увеличивает подвижность суставов, укрепляет сосуды человека, что позволяет избавиться от многих хронических заболеваний внутренних органов и предотвратить многие болезни; Прелестный лотоса цветок, 8
Наш взгляд тобою очарован, Как близок ты и как далёк. Стою, тобою околдован…
(приложение № 1, рис. № 9)

– «Свеча»
(сидя). Голова огнём пылает. Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет – я посвечу.
(приложение № 1, рис. № 10)

– «Грустный и весёлый слоник»
(сидя). Упражнение полезно при плоскостопии, помогает избавиться от чувства тревоги и легкой депрессии; К нам пришёл обедать слон, Перепутал двери он. Мы слона к себе не звали, Чем кормить его, не знали!
(приложение № 1, рис. № 11)

– «Неваляшка»
– использование гантелей (у мальчиков); Влево-вправо, влево-вправо, Весело качается, Влево-вправо, влево-вправо, На пол не роняется.
(приложение № 1, рис. № 12)

– «Верблюд»
– использование гантелей (у мальчиков) . Вытягивает и тонизирует весь позвоночник, исправляет сутулые плечи, стимулирует циркуляцию крови, развивает чувство равновесия; Это что за чудо-юдо? Превратились мы в верблюда. Горб его такой большой - Гордо высится горой.
(приложение № 1, рис. № 13)

– «Кукла» читает «книжку»
(сидя)– использование гантелей (у мальчиков). Придаёт спине гибкость, снимает боль в пояснице и напряжение в верхней части спины, активизирует силы организма, снимает утомление и ощущение тяжести, так же нервный стресс и напряжение, которые негативно влияют на мышечную деятельность; 9
Книжка – это не игрушка, Это – лучшая подружка! Береги её малышка: Обо всём расскажет книжка!
(приложение № 1, рис. № 14)

– «Уголок» № 1,
(лёжа) – использование гантелей (у мальчиков);
(приложение № 1, рис. № 15)

– «Орешек»
(сидя). Хорошо растягивает мышцы поясницы, бёдер и ягодиц. Укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса. Улучшает подвижность тазобедренных и коленных суставов. Предотвращает боль и напряжение в пояснице и противодействует искривлению позвоночника. Улучшает кровообращение в области таза; Круглый, зрелый, загорелый, Попадался на зубок, Расколоться всё не мог.
(приложение № 1, рис. № 16)

– «Горка»
(сидя) – использование гантелей (у мальчиков). Укрепляет и тонизирует мышцы брюшного пресса, бедер и спины, уменьшает боли в пояснице. Особенно р екомендуется тем, у кого нарушение осанки, остеохондроз верхних отделов позвоночника;
(приложение № 1, рис. № 17)

– «Черепаха»
(сидя). Брюшные мускулы тонизируются и становятся более гибкими, улучшается качество дыхания, увеличивает вместимость легких, помогает при астме. Благотворно действует на органы пищеварения; А большая черепаха В панцирь спряталась от страха.
(приложение № 1, рис. № 18)

– «Мостик»
(лёжа на спине с поочерёдным поднятием руки и ноги – индивидуально и все вместе). Сильно растягиваются мышцы передней части тела, особенно мышц бёдер и живота. Снимает напряжение в области диафрагмы, хорошо растягиваются и тренируются дыхательные мышцы и массируется сердце; Связывает вместе Речки берега Мостик поднебесный – Радуга-дуга!
(приложение № 1, рис. № 19)

– «Продольный шпагат»
(на пр. и лев. ногу индивидуально и все вместе); Самый сложный элемент, Для меня «шпагат», Вот стою, закинув ногу, Важен результат! 10

(приложение № 1, рис. № 20)

– «Шпагат-шнурок»
(индивидуально и все вместе)– использование гантелей (у мальчиков);
(приложение № 1, рис. № 21)

2.
«Учитель+ученик» – упражнения в парах (на развитие натянутости стоп, выворотности ног, гибкости всего корпуса и различные растяжки): – «Птичка на дорожке» (на развитие и подвижность стопы);
(приложение № 2, рис. № 1)
– «Слоник в домике». 11

(приложение № 2, рис. № 2)
– «Две звезды» (на устойчивость);
(приложение № 2, рис. № 3)
– «Титаник на лягушке»;
(приложение № 2, рис. № 4)

3.
Элементы акробатики (исполняются на спортивных матах): – «Кувырки вперёд» (индивидуально);
(приложение № 3, рис. № 1)
– «Кувырки вправо и влево» (индивидуально); – «Кувырки назад» (индивидуально); 12

(приложение № 3, рис. № 2)

4.
Музыкально-ритмические игры (развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма , работа над образом и творческими способностями детей, развитие пространственных и временных ориентировок): –«Дождик»; Дождик, дождик, кап, кап, кап, Скоро будут лужи. Дождик, дождик, кап, кап, кап, Нет, мы с солнцем дружим. 13
Дождик, дождик, кап, кап, кап, Мы разгоним облака. Дождик, дождик, кап, кап, кап, Нам не нужна – беда! –«Комарик»; На дворе стоит жара, А мы ловим комара. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, А то сядет нам на лоб! Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Может сядет на живот! Справа хлопнем комара, Слева хлопнем комара, Что за странная жара? Вот закончилась игра. Пам, пам! –«Четыре шага»; Вперёд четыре шага, назад четыре шага, Кружится, кружится наш хоровод. Ручками похлопаем, ножками потопаем. Плечиком подвигаем, а потом попрыгаем! Поклон «кукол»в конце урока (индивидуально и все вместе) и упражнение «спасибо за урок!»; При работе над танцевальным репертуаром могут быть использованы авторские этюды (танцы), а так же этюды (танцы), составленные самим преподавателем на основе пройденных танцевальных элементов. За год учащиеся должны освоить 2-3 этюда (танца), исходя из возможностей класса.
II год обучения

Таблица 4



Вид учебной деятельности

Объём времени в часах
1 Партерная гимнастика с элементами йоги и силовыми упражнениями с гантелями (для мальчиков) 32 2 «Учитель + ученик» – упражнения в парах 20 14
3 Элементы акробатики 6 4 Музыкально-ритмические игры 10 5 Контрольный урок 2 6
Всего

70

Содержание программы.

1.
Партерная гимнастика с элементами йоги и силовыми упражнениями с гантелями (для мальчиков) . Использование игрового метода (например, стихи) помогает открыть способности сознания тела, добиться интереса к занятиям и быстрого освоения техники правильного исполнения: В начале каждого урока вход в класс под музыку, выстраивание на линии. Поклон «назови своё имя» (индивидуально и все месте); Повторение, закрепление пройденного материала за Iгод обучения, работа над ошибками и изучение нового материала:
– «Дорожка» и «ножницы»
(лёжа на спине) – использование гантелей (у мальчиков); Дайте ножницы, расчёску, Мы вам сделаем причёску!
(приложение № 1, рис. № 22)

– «Кораблик»
(лёжа на животе). Я кораблик смастерил, По воде его пустил. Ты плыви кораблик мой, А потом вернись домой!
(приложение № 1, рис. № 23)

– «Медузы с барабанными палочками»
(сидя) – использование гантелей (у мальчиков); Медуза спокойно по морю плывёт, Медузе сегодня исполнится год, Придут поздравлять все медузы – друзья, Их надобно встретить, иначе – нельзя.
(приложение № 1, рис. № 24)

– «Скручивание № 1и № 2»
(сидя) . Улучшает кровоснабжение позвоночника и избавляет от болей в спине; А затем сыграем в прятки Где вы, где вы, наши пятки? Будем корпусом вращать, Чтобы пятки отыскать.
(приложение № 1, рис. № 25)
15

– «Лягушка № 2»
(сидя).Благодаря давлению рук на стопы формируется правильный подъем и излечивается плоскостопие. Поза укрепляет лодыжки и помогает при растяжении связок в этой области;
(приложение № 1, рис. № 26)

– «Ванька-встанька»
(сидя); Ах-ах-ах-ах-ах-ах! Среди девчушек – паника! Все куколки в слезах – Свалился Ванька-Встанька!
(приложение № 1, рис. № 27)

– «Кукла» кидает и ищет «книжку»
(сидя и с прогибом назад). Укрепляет мышцы ног, рук, спины и ягодиц. Развивает подвижность плечевых суставов запястий, лодыжек, укрепляет их и улучшает осанку; Подарили куклу Мне на день рожденья. Это просто чудо, Радость и везенье!
(приложение № 1, рис. № 28)

– «Уголок» № 2
(лёжа, сидя) – использование гантелей (у мальчиков). Развивает тазобедренные суставы, снимает усталость и стимулирует кровообращение, укрепляет мышцы спины. Развивает вестибулярный аппарат (орган равновесия) и внимание;
(приложение № 1, рис. № 29)

– «Прыгающий орешек»
(сидя).Хорошо растягивает мышцы поясницы, бёдер и ягодиц. Укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса. Улучшает подвижность тазобедренных и коленных суставов. Предотвращает боль и напряжение в пояснице и противодействует искривлению позвоночника. Улучшает кровообращение в области таза;
(приложение № 1, рис. № 30)

– «Скамейка»
(лёжа на спине). Вытягивает область грудной клетки, возвращает на место смещенные позвоночные диски, формирует красивую осанку; В саду пожелтели, Осыпались клёны. И только скамейка, Осталась зелёной.
(приложение № 1, рис. № 31)

– «Паучок с одной и двумя лапками»
(сидя); 16
Паучок, паучок, Дай мне сеточки клочок. Я, хотел бы паучок, Смастерить себе сачок.
(приложение № 1, рис. № 32)

– «Разножка – 2 утюжка»
(лёжа на спине);
(приложение № 1, рис. № 33)

– «Крабик»
(на воздухе). На дне морском живёт наш краб, Друзьям: акулам, рыбам рад. Он с ними в ладушки сыграет, И щёлк клешней всех обыграет!
(приложение № 1, рис. № 34)

2.
«Учитель + ученик» – упражнения в парах (на развитие натянутости стоп, выворотности ног, гибкости всего корпуса и различные растяжки): Повторение, закрепление пройденного материала за Iгод обучения, работа над ошибками и изучение нового материала: – «Полу-шпагат» (на пр. и лев. ногу с руками). Помогает научиться сохранять равновесие в асимметричных позах, улучшая работу вестибулярного аппарата, повышает эластичность скелета, учит стойкости, вырабатывает уверенность в себе;
(приложение № 2, рис. № 5)
17
– «Зигзаг»;
(приложение № 2, рис. № 6)
– «Человек паук» (с руками и без рук); Человек Паук летал – Мир спасал, чуть-чуть устал. Призадумался, присел, Отдохнёт он здесь от дел.
(приложение № 2, рис. № 7)
– «Квадрат»; Познакомьтесь, вот квадрат! Он знакомству очень рад! В нём угла всего четыре, Нет его ровнее в мире!
(приложение № 2, рис. № 8)

3.
Элементы акробатики (исполняются на спортивных матах): Повторение, закрепление пройденного материала за Iгод обучения, работа над ошибками и изучение нового материала: – «Колесо»(индивидуально);
(приложение № 3, рис. №3)
18

4.
Музыкально-ритмические игры (развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма, работа над образом и творческими способностями детей, развитие пространственных и временных ориентировок): Повторение, закрепление пройденного материала за Iгод обучения, работа над ошибками и изучение нового материала: – «Мы, весёлые мартышки»; Мы весёлые мартышки, раз, два, три, Мы играем громко слишком, раз, два, три. Мы в ладошки хлопаем, хлоп, хлоп, хлоп, Мы ногами топаем, топ, топ, топ. Надуваем щёчки, фу, фу, фу, Скачем на носочках, прыг, прыг, прыг. 19
И друг другу даже, - - -, Язычки покажем, фу, фу, фу. Дружно прыгнем к потолку, прыг, прыг, прыг, Пальчик поднесём к виску, чик, чик, чик. Оттопырим ушки, - - -, Хвостик на макушке, - - -. Шире рот откроем, ам, ам, ам, Гримасы все состроим, - - -. Как скажу я цифру три, все с гримасами – замри! – «Сюрприз» (прыжковая комбинация); Поклон «кукол» в конце урока (индивидуально и все вместе) и упражнение «спасибо за урок!»; При работе над танцевальным репертуаром могут быть использованы и другие авторские этюды (танцы) или танцевальные комбинации, а так же этюды или танцы, составленные самим преподавателем на основе пройденных танцевальных элементов. За год учащиеся должны освоить 3-4этюда (танца), исходя из возможностей класса
III год обучения

Таблица 5



Вид учебной деятельности

Объём времени в часах
1 Партерная гимнастика с элементами йоги и силовыми упражнениями с гантелями (для мальчиков) 32 2 «Учитель + ученик» – упражнения в парах 20 3 Элементы акробатики 6 4 Музыкально-ритмические игры 10 20
5 Контрольный урок 2 6
Всего

70

Содержание программы.

1.
Партерная гимнастика с элементами йоги и силовыми упражнениями с гантелями (для мальчиков) . Использование игрового метода (например, стихи) помогает открыть способности сознания тела, добиться интереса к занятиям и быстрого освоения техники правильного исполнения: В начале каждого урока вход в класс под музыку, выстраивание на линии. Повторение и закрепление пройденного материала за IIгод обучения, работа над ошибками и изучение нового материала: Поклон «назови своё имя» (индивидуально и все месте);
– «Шлагбаум»
(лёжа на спине).
(приложение № 1, рис. № 35)

– «Скручивание № 3, № 4»
(сидя) . Улучшает кровоснабжение позвоночника и избавляет от болей в спине;
(приложение № 1, рис. № 36)

– «Пропасть»
(на воздухе). Улучшает равновесие и баланс, укрепляет кисти рук, запястья, пресс, мышцы живота и плеч, развивает грудную клетку;
(приложение № 1, рис. № 37)

– «Осьминог»
(лёжа на спине).Способствует усилению циркуляции крови вокруг позвоночника, тем самым омолаживая его. Снимает боли в спине, возвращает ей гибкость, благотворно влияет на работу сердца и щитовидной железы; У осьминога много ног, Но, ни одной руки, – Как на ботинках осьминог Завяжет сам шнурки?
(приложение № 1, рис. № 38)

– «Скорпион»
(лёжа на животе). Скорпионы, скорпионы, По своим живут законам. Цель для них – важнее средства, Больно жалят они с детства.
(приложение № 1, рис. № 39)

«Каракатица»
(сидя).Укрепляет шею и спину, мышцы бедер и подколенные сухожилия полностью растягиваются, очень велико давление и вес ноги, которая лежит на шее; Я знаю – в небе живёт каракатица, 21
И когда наступает ночь – Она от кого-то пятиться, Выбрасывая чернила прочь.
(приложение № 1, рис. № 40)

– «Слоник»
(стоя). Придаёт телу лёгкость, лечит ожирение. Обеспечивает большой приток крови к лицевой части головы и мозгу. Снимает усталость, вызванную умственной работой. Предотвращает поясничный радикулит. Движение особенно полезно для растущего ребёнка, т.к. улучшает пропорциональность конечностей и улучшает гибкость позвоночника и эластичность мышц спины;
(приложение № 1, рис. № 41)

2.
«Учитель + ученик» – упражнения в парах (на развитие натянутости стоп, выворотности ног, гибкости всего корпуса и различные растяжки): Повторение и закрепление пройденного материала за IIгод обучения, работа над ошибками и изучение нового материала: – «Растяжка № 1» (на выворотность тазобедренных суставов);
(приложение № 2, рис. № 9)
– «Растяжка № 2» (на гибкость позвоночника).
(приложение № 2, рис. № 10)
– «Растяжка № 3» (на развитие шага);
(приложение № 2, рис. № 11)
22
– «Двойная горка» (на равновесие и координацию);
(приложение № 2, рис. № 12)

3.
Элементы акробатики (исполняются на спортивных матах): Повторение и закрепление пройденного материала за IIгод обучения, работа над ошибками и изучение нового материала: – «Стойка на голове» (индивидуально);
(приложение № 3, рис. № 4)
– «Стойка на руках» (индивидуально и в парах);
(приложение № 3, рис. № 5)
23

4.
Музыкально-ритмические игры (развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма , работа над образом и творческими способностями детей, развитие пространственных и временных ориентировок): Повторение и закрепление пройденного материала за IIгод обучения, работа над ошибками и изучение нового материала: – «На зарядку становись…»; 1 куплет: Эй, лёжебоки, ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте. Хорошенько потянулись, наконец-то вы проснулись. Начинаем: «Все готовы?» Отвечаем: «Все готовы!» Начинаем: «Все здоровы?» Отвечаем: «Все здоровы!» Становитесь по порядку, на весёлую зарядку! Приготовились, начнём, и все вместе, подпоём! 1 припев: 24
Солнышко лучистое любит скакать, С облачка на облачко перелетать. Раз, два, три, четыре,раз, два, три, четыре, Раз, два, три, четыре, пять – 2 раза. 2 куплет: Все разрабатываем руки, нету места больше скуки. Все разрабатываем плечи, чтоб в походах было легче. Все разрабатываем ноги, чтоб не уставать в дороге, Все разрабатываем шею, чтобы пелось веселее. 2 припев, 3 куплет: Так, приготовьтесь, сей момент, самый сложный элемент. Надо пополам согнуться, и руками земли коснуться. Ну-ка ноги не сгибать, раз, два, три, четыре, пять. Молодцы! Все постарались, разогнулись, отдышались. 3 припев, 4 куплет: Прыгаем, скачем, все на свете, даже зайцы и медведи, А жирафы и слоны, скачут прямо до луны! Кошки, белки, утки, свинки, все на утренней разминке, Всем прибавилось настроенье, от такого пробужденья! 4 припев, 5 куплет: С чувством полного удовлетворенья, в заключение упражненья, Встали тихо на носочки, тянем руки, что есть мочи. Прямо до неба дотянись, выдыхаем – руки вниз, Поздравляю, всё в порядке! Молодцы! Конец зарядке! 5 припев Поклон «кукол» в конце урока (индивидуально и все вместе) и упражнение «спасибо за урок!»; При работе над танцевальным репертуаром могут быть использованы и другие авторские этюды (танцы) или танцевальные комбинации, а так же этюды или танцы, составленные самим преподавателем на основе пройденных танцевальных элементов. За год учащиеся должны освоить до 5 этюдов (танцев), исходя из возможностей класса.
3.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В процессе обучения учащиеся должны узнать:
-
о хореографии, её многообразии, - о двигательных функциях отдельных частей тела (кистей, рук, головы, плеч, корпуса, ног); - о фигурах и рисунках танца; - о танцевальной композиции, выразительности исполнения разнообразных этюдов (танцев). - о правилах поведения и безопасности в хореографическом зале; - позиции ног 1,6; - положения рук за юбочку, на талии, за спину; - знать направление шагов: вперед и назад, в сторону, по линии танца, против линии танца; 25
- сохранять интервалы при движении по линии и против линии танца, по одному, а также при перестроениях; В конце 1 года обучения учащиеся должны уметь: - исполнять основные шаги (с носка, на пяточках, с высоким коленом вверх); - уметь исполнять упражнения на ориентировку в пространстве: различение правой, левой ноги, руки, плеча, повороты вправо и влево, круг; - начинать и заканчивать движение вместе с музыкой; - уметь натягивать и сокращать подъёмы по 6 и 1 позициям ног, выполнять основные упражнения партерной гимнастики с элементами йоги; - грамотно и музыкально исполнять пройденные танцевальные движения; - научиться работать в парах; - уметь находить ошибки у себя и у других. В конце 2 года обучения учащиеся должны уметь: - исполнять основные шаги (шаг с приставкой, легкий бег); - уметь исполнять упражнения на ориентировку в пространстве: построение в диагональ, в колонну по одному, по два в пары, перестроения из колонны по одному в пары и обратно, круг, сужение и расширение круга; - чётко и выразительно выполнять программные танцевальные движения; - выполнять основной комплекс партерной гимнастики с элементами йоги; - освоить некоторые элементы акробатики («кувырки» вперёд, «кувырки» вправо, влево и назад); - грамотно и музыкально исполнять пройденные танцевальные движения; - научиться работать в парах; - уметь находить ошибки у себя и у других. В конце 3 года обучения учащиеся должны уметь: - исполнять основные шаги (шаг на полупальцах, с подскоком); - ориентироваться в пространстве репетиционного зала, в основных танцевальных комбинациях и рисунках; - чётко и выразительно выполнять репертуарные танцевальные композиции; - выполнять основные упражнения партерной гимнастики с элементами йоги; - освоить некоторые элементы акробатики («колесо», «стойка» на голове и на руках); - быть работоспособным, готовым к физическим нагрузкам, иметь навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития. - уметь находить ошибки у себя и у других. 26
4.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль успеваемости по предмету «Ритмическая гимнастика (с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для мальчиков) » осуществляется два раза в год в форме творческого показа урока. Учитывая возрастные особенности обучающихся по данной образовательной программе, отметки за работу на уроке, за четверть или полугодие не ставятся. Для оценки работы учеников можно использовать словесные характеристики, слова-поощрения, мотивирующие обозначения (наклейки, смайлики и т.д.). По завершении изучения учебного предмета « Ритмическая гимнастика (с элементами йоги, акробатики и силовыми упражнениями для мальчиков)» проводится итоговая аттестация в форме творческого просмотра комплексного урока, который должен включать в себя отдельные фрагменты всех разделов программы «Подготовка детей к обучению в ДШИ. Хореографическое искусство» и 27
представлять собой законченный по форме музыкально-ритмический и танцевальный материал, соответствующий требованиям класса. Итоги творческого просмотра обсуждаются преподавателями отделения , выставляется оценка по пятибалльной системе и принимается решение о поступлении ребенка в 1 класс. В зависимости от уровня подготовки и творческих способностей, учащемуся рекомендуется обучение по предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» или общеразвивающей программе «Современный танец».
Критерии оценки качества исполнения

Таблица 6

Оценка

Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание и использование методики исполнения изученных движений и т.д. 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие у детей танцевальной выразительности. Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения – результат не механического «натаскивания», а систематической работы, когда ученик от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в двигательно-ритмических упражнениях, постепенно переходит к более сложным, передающим стиль, характер танцев, развитие образа персонажа в сюжетных постановках. В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку, не допуская перенапряжения детей, не злоупотребляя партерной гимнастикой и прыжковыми движениями. В каждой группе танцев, предложенных для изучения в программе, даны несколько однотипных, что даёт возможность выбора подходящего материала 28
в зависимости от местных условий. Широко могут быть использованы этюды, составленные самим педагогом. Очень полезна этюдная работа над небольшими сюжетными танцами, отражающими жизнь детей, сказочные сюжеты, образы животных, птиц, явления природы. При организации и проведении занятий по предмету «Ритмическая гимнастика» (с элементами йоги, акробатики и силовых упражнений для мальчиков) необходимо придерживаться следующих принципов: • принципа сознательности и активности , который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца, заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач; • принципа наглядности , который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приёмов: личная демонстрация приёмов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.; • принципа доступности , который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей; •принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
6.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 (

Партерная гимнастика с элементами йоги и

силовыми упражнениями с гантелями)
1. 2. 3. 4. 5. 29
6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 30
14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 31
23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 32
35. 36. 37. 38. 39. 40. 41.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 (Учитель + ученик, упражнения в парах)
1. 2. 33
3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 (Элементы акробатики)
1. 2. 35
3. 4. 5. 2.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников. Методические разработки и сценарии (20 книг). Книга 2. Средняя школа, 2006 2. Бондаренко Л. Ритмика и танец, 1972 3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - 2-е изд.,2000 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка, 1968 5. Гимнастика. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений ДШИ, 2003 6. Данкин Мэри Энн. Позвоночник – ключ к здоровью. Диагностика и лечение позвоночника (стройность, гибкость, осанка, сила). Реальные советы – реальная помощь, 2004 36
7. Зайцева О.Г. Маленьким артистам, танцорам, вокалистам. Песни, игры, Сценарии праздников, 2005 8. Зарецкая Н., РоотЗ.Танцы в детском саду, 2003 9. Зарецкая Н., Роот З. Праздники в детском саду. Сценарии, песни и танцы, 2003 10. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей, 1998 11. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства, 1963 12. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике, 1972 (1), 1973 (2) 13. Ладыгин Л.А. Музыкальное содержание уроков танца, 1976 14. Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца, 1980 15. Метенова Н.М., Доброе утро, малыши! Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы, 2000 16. Музыкальная азбука от «А» до «Я». ДМШ. Путеводитель по классике, 2001 17. Пеганов Ю.А., Берзина Л.А., Физкультура для здоровья. Позвоночник гибок – тело молодо, 1991 18. Песенки из мультиков. 19. Развивающие игры для малышей. 20. Светличная Л.В. Новая сказка о музыке. Обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе, 2004 21. Сказки для детей 4-5 лет. «Детский танец»; 22. Франио Г.С., Ритмика в ДМШ, 1997 23. Хавилер Джозеф С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки, 2004 24. Чжиюн Ф., Стрейчинг для здоровья суставов, 2004 25. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области, 2008 26. Шлимак Олег. Танцы в законе. Сборник нормативных и законодательных актов, 2002 37
38