"Народно-сценический танец (5-летний срок обучения)"
Автор: Куликова Юлия Борисовна Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
Тема: "Народно-сценический танец (5-летний срок обучения)"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
"ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО"
"НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ"
(5-летний срок обучения)
Разработчик:
Куликова Ю.Б., преподаватель
хореографических дисциплин
Концертмейстер:
Козлова М.Н.
г. Муравленко
2016 г.
2
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка……………………………………………………3
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
-
Срок реализации учебного предмета;
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-
Цель и задачи учебного предмета;
-
Обоснование структуры программы учебного предмета;
-
Методы обучения;
-
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II.
Содержание учебного
предмета………………………………………….....5
-
Сведения о затратах учебного времени;
-
Требования по годам обучения;
III.
Требования к уровню подготовки
обучающихся……………………….24
IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………………….25
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-
Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса……………….…………26
-
Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI.Списки рекомендуемой методической литературы…………………....27
-
Основная литература;
-
Дополнительная литература;
-
Нотная литература;
3
I.
Пояснительная записка
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение
детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на
приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание
нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов
предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с
учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое
творчество» предмет «Народно-сценический танец» изучается со 2 по 5 класс (5-
летний срок обучения).
Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано
с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка
концертных номеров», «Классический танец». Полученные по этим предметам
знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению движений на середине
зала, а затем и экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные
музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с
разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию
движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая
те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.
Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть
разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в
значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности,
формируя особые исполнительские качества и навыки.
2.
Срок реализации учебного предмета.
Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте от 10 до 12 лет,
составляет 4 года.
Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные
предпрофессиональные образовательные программы в области хореографического
искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
3.
Объем учебного времени,
предусмотренный учебным планом на реализацию
предмета «Народно-сценический танец» с учетом вариативной части:
Вид учебной работы, учебной нагрузки
Год обучения (класс)
1-4 (2-5 кл.)
5 (6 кл.)
Максимальная нагрузка, в том числе:
363
99
аудиторные занятия (обязательная часть)
264
66
аудиторные занятия (вариативная часть)
99
33
Общее количество часов на аудиторные занятия
462
Таблица 1
4.
Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек,
продолжительность урока – 40 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет
преподавателю уделить максимальное количество времени каждому ученику, лучше
понять его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические
особенности.
5.
Цель и задачи учебного предмета.
Цель:
развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических
способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений,
навыков, которые необходимы для исполнения различных видов народно-
сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с
ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического
исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные
учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего
профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
•
обучение основам народного танца,
•
развитие танцевальной координации;
•
обучение виртуозности исполнения;
•
обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощённости
в танцевальной практике;
•
развитие физической выносливости;
•
развитие умения танцевать в ансамбле;
•
развитие сценического артистизма;
•
развитие дисциплинированности;
•
формирование волевых качеств;
6.
Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки учащихся;
•
формы и методы контроля, система оценок;
•
методическое обеспечение учебного процесса;
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7.
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
-
словесный (объяснение, разбор, анализ);
5
-
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего
движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся
танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов
и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
-
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующей организации целого);
-
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений);
-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей,
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках.
8.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
•
репетиционный зал, имеющий пригодное для танца напольное покрытие
(деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное)
покрытие), оборудованный балетными станками, зеркалами на одной стене;
•
наличие аудио и видеоаппаратуры;
•
наличие музыкального инструмента (баяна, аккордеона) в классе;
•
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
•
раздевалки и душевые для учащихся и преподавателей;
•
для учащихся необходима единая форма одежды:
для девочек –
гимнастический купальник, юбочка шифоновая, танцевальные туфли,
волосы должны быть собраны в пучок, чёлка заколота; для мальчиков –
футболка (майка) белого цвета, трико темного цвета, чёрный широкий пояс-
резинка, сапоги или специальная обувь.
6
II. Содержание учебного предмета
1.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия с учетом вариативной части:
Распределение по годам
обучения
1
2
3
4
5
Классы
2
3
4
5
6
Продолжительность учебных занятий (в
неделях)
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия (в
неделю)
2
3
3
3
3
Общее максимальное количество часов по годам
(аудиторные)
66
99
99
99
99
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения (аудиторные)
363
99
Объём времени на консультации (по годам)
6
6
6
6
8
Общий объём времени на консультации
24
8
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области хореографического искусства распределяется по годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет ФГТ.
2.
Требования по годам обучения.
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
-изучение учебной терминологии;
- ознакомление с элементами и основными комбинациями народно-
сценического танца;
- ознакомление с рисунком народно-сценического танца особенностей
взаимодействия с партнерами на сцене;
-ознакомление со средствами создания образа в хореографии;
7
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Упражнения на середине зала:
1.
Постановка корпуса в народно-сценическом танце;
2.
Позиции ног (выворотные, не выворотные, прямые);
3.
Русский поклон:
а) простой поясной на месте – 1 полугодие,
б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди,
затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении – 2 полугодие.
4.
Основные положения и движения рук:
— ладони обхватывают талию, пальцы «склеены»;
— ладони, сжатые в кулачки, на талии «подбоченившись»;
— руки скрещены на груди;
— одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой,
указательный палец которой упирается в щёку;
— руки вытянуты вверх, ладони открыты;
— подготовка к началу движения (preparation);
— 1, 2, 3 позиции рук в народно-сценическом танце;
— положения рук в парах:
а) держась за одну руку,
б) за две,
в) под руку,
г) «воротца».
— положения рук в круге:
а)держась за руки,
б) «корзиночка»,
в) «звёздочка».
— движения рук:
а) подчёркнутые раскрытия рук в 1 позицию, в 3 позицию, во 2 позицию, и
закрытия рук на пояс,
б) взмахи с платочком,
в) хлопки в ладоши.
5.
Русские ходы и элементы русского танца:
— простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах;
— тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в
пол;
— комбинации из основных шагов.
6.
«Припадание»:
— по 6 позиции ног (1 прямой);
— вокруг себя по 6 позиции ног (1 прямой) – 1 полугодие;
— 2 полугодие — по 5 позиции, вокруг себя и в сторону.
7.
«Гармошечка»:
— начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1 полугодие,
— «ёлочка»;
— «лесенка»;
— исполнение в «чистом» виде — 2 полугодие.
8
Движения, изучаемые лицом к станку:
1.
Подготовка к «веревочке»:
— без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие;
— с полупальцами, с проскальзыванием — 2 полугодие;
— «косичка» (в медленном темпе).
2.
Подготовка к «молоточкам» (одинарным и двойным):
— по 6 позиции ног (1 прямой) с задержкой ноги сзади;
— 2 полугодие — без задержки.
3.
Подготовка к «моталочке»:
— по 6 позиции ног (1 прямой) — 1 полугодие с задержкой ноги сзади,
впереди;
— 2 полугодие — «моталочка» в «чистом» виде.
4.
«Ковырялочки»:
— простая, в пол — 1 полугодие;
— «ковырялочка» на 90
0
с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие;
— в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами.
5.
Основы дробных выстукиваний:
— простой (одинарный) притоп;
— двойной притоп;
— в чередовании с plie и без plie;
— в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками;
— подготовка к одинарной дроби, одинарная дробь —1 полугодие;
— двойная дробь — 2 полугодие;
— переборы каблучками ног в чередовании с притопами — 2 полугодие;
6.
Хлопки и хлопушки для мальчиков:
— Одинарные;
— Двойные;
— скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог).
7.
Подготовка к присядкам и присядки:
— подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 6 позиции
ног (1 прямой) и по 1 позиции ног;
— покачивание на plie по 6 позиции ног (1 прямой) и по 1 позиции ног;
— «мячики» по 6 позиции ног (1 прямой) и по 1 позиции ног — 2
полугодие;
— подскоки;
— присядки на двух ногах;
— присядка с выносом ноги на каблук enfaceи с поворотом корпуса к ноге –
1 полугодие;
— присядка с выносом ноги в сторону на 45
0
— 2 полугодие.
Подготовка к вращениям и вращения на середине зала:
— «припадание» по 6 позиции ног (по 1 прямой) по схеме: три на месте, а
четвертое в повороте на полкруга;
— полуповороты по половинкам круга приемом рlie-releve;
— полуповороты по пол круга приемом рlie-releve на каблучки;
— подскоки по той же схеме;
— прыжки temps leve sauté по 6 позиции (1 прямой) по той же схеме;
9
— «поджатые» прыжки по той же схеме.
Подготовка к вращениям и вращения по диагонали:
— бег в продвижении вперёд и назад на полупальцах;
— подскоки без поворота;
— шаг галопа без поворота;
— шаг галопа в повороте (по полкруга);
— шаг польки без поворота;
— переступания с руками.
На основе пройденных движений составляются этюды малых и больших форм.
Изучаемые танцы:
1.
Русские танцы
2.
Танцы народов Прибалтики
3.
Танцы народов Крайнего Севера
1. Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей народа, с
его бытом и обычаями. Русский танец удивительно богат своими красками,
большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы,
кадрили, переплясы и пляски) и сюжетами (лирические, игровые, весёлые и
удалые). В танцах можно встретить как простые, так и очень сложные движения, с
ярко выраженным характером. Русский танец может быть представлен достаточно
широко, поэтому его освоение предлагается в течение всего срока обучения.
2. Эстонские, литовские, латвийские танцы
не очень сложны технически и
доступны для усвоения детьми. Композиция этих танцев и их игровое содержание
помогают развивать координацию и выносливость. На первом году обучения
предлагаются элементы танца «Козлик» (литовский танец), элементы польки и
элементы танца «Лабоял» (эстонский танец). По выбору педагога может быть
использован и материал других танцев Прибалтики (Латвии, Литвы и Эстонии).
Элементы литовского танца – муз. размер 2/4
1.
Положение корпуса, рук и ног;
2.
Простые шаги на plie;
3.
Перескоки с ноги на ногу на месте и в продвижении;
4.
Прыжки с 6 позиции ног (1 прямой) во 2 (прямую) или в 4 (прямую) и
обратно;
5.
Прыжки с перекрещенными ногами;
6.
Прыжки с выбрасыванием ноги в сторону;
7.
Прыжки с поджатыми ногами на месте и в продвижении вперёд и назад;
Элементы эстонского танца – муз. размер ¾
1.
Положение корпуса, рук и ног в танце;
2.
Положение корпуса, рук и ног в паре;
3.
Покачивание корпуса;
4.
Основной ход танца – шаг с каблука с переступаниями и покачиванием
корпуса в сочетании с притопом и бегом;
5.
«Припадания» в сторону;
10
6.
Хлопки;
Полька – муз. размер 2/4
1.
Простые подскоки на месте, вокруг себя, с продвижением вперёд, назад и в
сторону;
2.
Простые подскоки с хлопками и наклонами;
3.
Простые подскоки в повороте в парах под руки;
4.
Галоп в сторону;
3. Танцы народов Крайнего Севера (ханты, ненцы, селькупы…)
являются
подражательными, связанными с почитанием зверей и птиц, своего рода
«перевоплощение» в того или иного животного или птицу. Известные – «Полёт
чайки», «Хантыйский танец с платками», ненецкий танец «Сенгакоца»
(«колокольчик»), «Тетель-Ветель», «Праздник молодого оленя», «Увезу тебя я в
тундру» и другие. Танцевальное искусство Крайнего Севера занимает видное место
в духовной культуре народов нашей страны.
Элементы танцев народов Крайнего Севера – муз. размер 2/4, 6/8
1.
Движения с платками (женская партия);
2.
Движения с варежками (женская партия);
3.
Движения с колокольчиками (женская партия);
4.
Движения с палками (мужская партия);
5.
Движения с бубном (мужская партия);
6.
Ловля оленя (женская партия и мужская);
7.
Охота на моржа (женская партия и мужская);
8.
Пляски радости (женская партия);
9.
Разделка шкур (женская партия и мужская);
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь
исполнять:
-
основные положения позиций рук и ног в народно-сценическом танце;
-
положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов
русского танца, танцев Прибалтики и народов Крайнего Севера, освоение
данных элементов на середине;
-
владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»;
-
уметь ориентироваться в пространстве: на середине зала;
-
знать движение в различных ракурсах и рисунках;
-
уметь исполнять движения в характере русского танца и танцев Прибалтики;
-
первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.
11
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Движения, изучаемые лицом к станку (1 полугодие):
1.
Demi-plie,
grand-plie по 6 позиции ног (1 прямой), 1, 2, 5 позициям ног
(маленькое, большое приседание);
2.
Упражнения для развития и подвижности стопы (
battements tendus крестом) –
скольжение стопой по полу;
3.
Battements tendus jetes крестом (маленькие броски);
4.
Pas tortillе (развороты стопы);
5.
Rond de jamb parterre en deors, en dedans (круг от себя, к себе);
6.
Flic-flac по 6 позиции ног (1 прямой) и flic-flac крестом (мазок по полу);
7.
Маленькое каблучное крестом (одинарное, двойное);
8.
Подготовка к «верёвочке», «верёвочка» (одинарная);
9.
Battements relevelent, battements developpe в сторону;
10. Дробные выстукивания (одинарная и двойная дробь);
11. Grand battements jetes в сторону (большой бросок);
12. Рог debгаs в сторону и назад с выносом ноги на каблук в сторону и в перёд, на
рlie и без рlie;
13.«Штопор» (лицом к станку);
14.Plie-releve по 6 позиции ног (1 прямой), по 1,2,5 позициям ног (лицом к станку);
15.Plie-releve (с оттяжкой от станка на каблучках назад по 6 позиции ног (1 прямой)
– лицом к станку;
16.17. Ахиллесово сухожилие по 6 позиции ног (1 прямой) и по 1 позиции ног
(лицом к станку);
17.«Моталочка» по 6 позиции ног (1 прямой) и по 5 позиции – 1 полугодие с
фиксацией на паузе после броска ноги вперед;
18.«Молоточки» по 6 позиции ног (1 прямой) и 5 позиции с фиксацией ноги сзади
на паузе – 1 полугодие.
19.Прыжки:
а) temps leve sauté;
б) поджатые прыжки в сочетании с temps leve sauté;
в) shangement de pieds.
20.Для мальчиков:
а) присядки с выносом ноги на каблук вперед и в сторону;
б) присядки с выносом ноги на 45
0
в сторону;
в) «мячики» по 6 позиции ног (1 прямой) и по 1 позиции ног.
21.Растяжка из 1 позиции ног с плавным переходом с ноги на ногу на каблук (из
стороны в сторону) в grand-plie;
Во 2 полугодии движения изучаются, держась одной рукой за станок.
Упражнения на середине зала:
1.
Русский поклон:
а) простой поясной с продвижением (подходом вперед и отходом назад
с мягким одинарным притопом в конце);
б) с работой рукой, платком (мягко, лирично, резко, бодро).
2.
Основные положения и движения русского танца:
а) переводы рук из одного основного положения в другое;
б)всевозможные взмахи и качания платочком.
12
Все переводы рук из одного положения в другое могут выполняться обеими руками
одновременно или поочередно каждой рукой.
3.
Положения рук в парах:
— накрест;
— для поворота в положении «окошечко»;
— правая рука мальчика на талии, а левая за кисть руки девочки впереди,
так же за локоть.
4.
Положение рук в рисунках танца:
— в тройках;
— в «цепочках»;
— в линиях и в колоннах;
— «воротца»;
— в диагоналях и в кругах;
— «карусель»;
— «прочесы».
5.
Ходы русского танца:
— переменный ход с фиксированием ноги на носок назад в пол;
— переменный ход с plie на опорной ноге и вынесением работающей ноги
на
воздух через 1 позицию ног;
— тройной шаг на полупальцах с
plie и без него на опорной ноге и
приведением другой ноги на щиколотку или у колена;
— шаг-удар по 6 позиции ног (1 прямой) – вперед и боковой приставной с
ударом;
— шаг-удар с небольшим plie одновременно;
— шаг-мазок каблуком через 6 позицию ног (1 прямую);
— то же самое с подъемом на полупальцах;
— ход с каблучка с мазком каблуком;
— ход с каблучка простой;
— «бегущий» тройной ход на полупальцах;
— простой бег по 6 позиции ног (1 прямой) с отбрасыванием ног назад;
— тройной акцентированный бег по 6 позиции ног (1 прямой) с
отбрасыванием ног назад;
— бег с высоким подъемом колена вперед по 6 позиции ног (1 прямой);
— комбинации с использованием изученных ходов.
6.
«Припадания»:
— по 5 позиции в продвижении в сторону, вперед.
7.
«Веревочка»:
а)
подготовка к «веревочке» —1 полугодие (на высоких полупальцах);
б)
«косыночка»;
в)
простая «веревочка» — 1 полугодие;
г)
двойная «веревочка» — 2 полугодие;
д) двойная «веревочка» с выносом ноги на каблук — 2 полугодие.
8.
«Молоточки» простые. Во 2 полугодии – по 5 позиции ног.
9.
«Моталочка» в сочетании с движениями рук.
10.Все виды «гармошечек»
— «ёлочка» в сочетании с plie, с полупальцами.
11. Ковырялочка»:
13
— на 30
0
;
— с броском на 90
0
;
— с переступаниями на опорной ноге.
12.
Перескоки по 6 позиции ног (1 прямой) с поочередным выбрасыванием ног
вперед на каблук:
— простые,
— с двойным ударом.
13.
Дробные движения:
— двойные притопы;
— тройные притопы;
— «трилистник» — 1 полугодие;
— «трилистник» с двойным и тройным притопом — 2 полугодие;
— притопы в продвижении;
— притопы вокруг себя;
— ритмические выстукивания в чередовании с хлопками, с использованием
одинарных, двойных, тройных притопов и прихлопов;
— простая дробь полупальцами (на месте, в повороте и в продвижении);
— простые переборы каблучками;
— переборы каблучками и полупальцами в ритмическом рисунке;
— двойная дробь с притопом;
— двойная дробь с притопом и поворотом корпуса на 45
0
;
— тройные притопы с акцентированным подъемом колена;
— «ключ» одинарный.
14.
Полуприсядки:
— простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и
за голову;
— с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук;
— с выносом ноги на 45
0
;
— с выносом ноги вперед, и ударом рукой по колену;
— с выходом на каблуки в широкую 2 позицию;
— с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону;
— с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад.
15.
Даются танцевальные этюды на материале выше указанных движений.
Подготовка к вращениям и вращения на середине зала:
— «припадание» в повороте по 6 позиции ног (1 прямой);
— повороты приемом рlie (подготовка) + releve (поворот);
— подскоки по той же схеме;
— прыжки temps leve sauté по 6 позиции (1 прямой) по той же схеме;
— «поджатые» прыжки по той же схеме.
Подготовка к вращениям и вращения по диагонали:
— подскоки в повороте;
— переступания с руками + бег на месте (без поворота);
— шаг на полупальцах вперёд + поворот на полупальцах по 6 позиции ног (1
прямой).
На основе пройденных движений составляются этюды малых и больших форм.
14
Изучаемые танцы:
1.
Русские танцы
2.
Белорусский танец
3.
Украинский танец
2. Белорусский народный танец по своему лексическому материалу очень
удобен для обучения детей. Белорусские хороводы, игровые танцы, отображающие
трудовые процессы, известны по всей нашей стране и пользуются большой
популярностью. Характер движений белорусских народных танцев лёгкий и
трамплинный. Наиболее известными танцами являются «Лявониха», «Крыжачок»,
«Бульба», «Юрочка», "Весялуха" и полька «Трясуха».
Элементы белорусского танца – муз. размер ¾, 2/4
1.
Притопы одинарные;
2.
Подскоки на месте и в продвижении вперёд и назад;
3.
Тройные подскоки;
4.
Основной ход;
5.
Поочерёдные выбрасывания ног на каблук вперёд;
6.
Тройные притопы с поклоном;
7.
«Присюды»;
8.
Кружение с «припаданием»;
9.
Присядка с выносом ноги вперёд и хлопком под ногой;
3. Украинское народное творчество
отражает многовековую историю
народа. Героизм в борьбе за независимость, любовь к своей Родине, радость труда,
юмор – всё это находит отражение в украинских народных танцах. Исполнение
женских и мужских танцев различно. Женские – лиричны, наполнены поэзией,
мужские отличаются динамикой исполнения, широтой движений, большими
прыжками и вращениями. Самые известные украинские танцы «Гопак» (от
восклицания «гоп»), «Казачок» (в честь запорожских казаков), «Коломыйка» (жанр
карпатской музыки).
Элементы украинского танца – муз. размер 2/4, 4/4
1.
Положение корпуса, рук и ног;
2.
Положение рук в парном и массовом танцах;
3.
«Верёвочка» простая, с притопом, в повороте;
4.
«Тынок» (рas de basque);
5.
«Упадание»;
6.
«Подбивка»;
7.
«Дорижка» («припадание») с продвижением в сторону и с поворотом;
8.
«Дорижка плетена» («припадание») в перекрещенном положение со сменой
позиции вперёд и назад;
9.
«Выхилястник» («ковырялочка») с «угинанием» (открыванием) ноги;
10. «Бигунец»;
11. «Голубец» на месте и в продвижении с притопом;
12. Мужской прыжок «кольцо»;
13. «Мячики»;
15
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
-
грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
-
ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
-
работать в паре и танцевальными группами;
-
основные движения русского танца, белорусского и украинского танцев;
-манеру исполнения упражнений и характер русского, белорусского и украинского
танцев;
- технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
16
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Экзерсис у станка:
1.
Demi-plie, grand-plie по 6 (1 прямой), 1, 2, 4, 5 позициям ног (маленькое,
большое приседание);
2.
Упр. для развития и подвижности стопы (
battements
tendus крестом) –
скольжение стопой по полу;
3.
Battements tendus jetes крестом (маленькие броски);
4.
Маленькое каблучное крестом (одинарное, двойное);
5.
Большое каблучное крестом (одинарное, двойное);
6.
Pas tortilla (развороты стопы);
7.
Rond de jamb parterre en deors, en dedans (круг от себя, к себе), «восьмёрка»;
8.
Battements fondus (плавный, тающий);
9.
Flic-flac (мазок по полу);
10. Подготовка к «верёвочке», «верёвочка» (одинарная, двойная);
11. Battements relevelent, battements developpe крестом;
12. Дробные выстукивания (одинарная и двойная дробь, одинарный, двойной,
тройной «ключ»);
13. Grand battements jetes крестом (большой бросок);
Упражнения лицом к станку:
14. «Штопор»;
15. Plie-releve по 6 позиции ног (1 прямой), по 1, 2, 4, 5 позициям ног;
16. Plie-releve (с оттяжкой от станка на каблучках назад по 6 позиции ног (1
прямой);
17. Ахиллесово сухожилие по 6 позиции ног (1 прямой) и по 1 позиции ног;
18. Подготовка к «качалочке», «качалочка»:
— «качалочка» простая, в раскладке;
— «качалочка» с акцентом;
— «качалочка с выведением ноги на каблук.
19. Прыжковые «голубцы»:
— с двух ног на две ноги – исходное положение 6 позиция ног (1 прямая),
— прыжок с двух ног на одну, открывая другую ногу на каблук в сторону.
— низкий «голубец» с одной ноги на одну ногу в характере украинского
танца,
20. Раскладка движения «ножницы» (спиной к станку и лицом) на 30
0
– 1
полугодие, на 90
0
— 2 полугодие;
21. Присядка с выносом ноги на воздух на 45
0
и 90
0
;
22. Присядка с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 45
0
и
90
0
;
22. Опускание на колено в характере украинского танца, а также переход с
колена на колено.
Упражнения на середине зала:
1.
Поклон праздничный (хороводный), женский и мужской в раскладке с
паузами после каждого движения.
2.
Основные движения руками, которые вводятся во все элементы русского
танца: в ходы, «припадания», «молоточки», «моталочки», «веревочки»,
дроби. Усложняются манипуляции с платочком:
17
— платочек, натянутый за кончики, исполняются круговые движения;
— полуокружности перед собой вправо и влево;
— взмахи на вращениях из 1 в 3 позицию;
— используется большая шаль, выстраиваются рисунки танца из
развернутой, свернутой пополам и вчетверо, треугольником шали;
— движения с шалью и платком обыгрываются в дуэтном танце, переплясе,
кадрили, хороводах.
3.
Виды русских ходов и поворотов:
— простой бытовой с поворотом, с использованием «ковырялочки»,
«мазков», «припаданий»;
— широкий шаг-«мазок» на 45
0
и 90
0
с сокращенным подъемом, с
plie и на
plie;
— боковой приставной на plie с выведением через подмену ноги на 45
0
и 90
0
в сторону;
— хороводный на полупальцах, мелкий, во всех возможных
направлениях,
— переменный ход на всей стопе и на полупальцах, с поочередным
притопом, резким или мягким в зависимости от характера танца;
— ход с каблучков;
— боковые «припадания» по 5 позиции ног,6 (1 прямой) с продвижением
вперед, с работой платком,
— боковые «припадания» с поворотами;
— «припадания» по линии круга с работой рук;
— бег на переменной смене ног и на полупальцах, с наклоненным
корпусом;
— бег с соскоком в 6 позицию (1 прямую) и тройным ускоренным бегом;
— повороты с «молоточками».
4.
«Веревочки»:
— одинарная в повороте;
— двойная в повороте;
5.
«Ковырялочки»:
— в сочетании с различными движениями русского танца.
6.
«Моталочки»:
— Простая;
— простая в повороте по четвертям круга, с использованием бросков ноги
приемом jetes с вытянутым и сокращенным подъемом.
7.
«Гармошечки»:
— простая на вытянутых ногах и на
demi-plie, с работой рук через 2, 3
позицию плавно и резко;
— в повороте, в диагональном рисунке с руками;
— в различных ритмических рисунках с выносом ноги на каблук вперед
назад в диагональное направление.
8.
«Припадания»:
— боковые с двойным ударом спереди;
— вокруг себя по два, по четыре «припадания», по четвертям круга.
9.
Перескоки и «подбивки»:
— перескоки с ноги на ногу с одинарным и двойным ударом (2 полугодие в
повороте);
18
— поочередное выбрасывание ног на каблук вперед, на месте – 2 полугодие
вокруг себя по четвертям круга, с отходом назад;
— подбивка «голубец», на месте и с переступанием – 2 полугодие.
10. Дробные выстукивания:
— двойная дробь с подскоком на рабочей ноге и мазком другой ногой;
— синкопированные проскальзывания;
— соскоки вправо, влево по 6 позиции ног (1 прямой) на месте на две ноги
одновременно;
— соскоки с ударом рабочей ногой в невыворотное и выворотное положение
перед опорной ногой;
— двойная дробь с притопами и разворотами корпуса.
11. Присядки:
— присядка с «ковырялочкой»;
— присядка с ударом по голенищу, по ступне спереди и сзади;
— «ползунок» вперед и в сторону.
12. Прыжки:
— прыжок с согнутыми от колена ногами и ударами по голенищам;
— прыжок с ударами по голенищу спереди.
Подготовка к вращениям и вращения на середине зала:
— «припадание» в повороте по 6 позиции ног (1 прямой);
— вращение по 6 позиции ног (1 прямой);
— вращение «цапелька» (подготовка + «цапелька»);
— вращение «скоморох»;
— туры по 6 позиции ног (1 прямой) – подготовка + прыжок;
— «поджатые» прыжки по той же схеме.
Подготовка к вращениям и вращения по диагонали:
— подскоки в повороте;
— shaine на полупальцах;
— бег в повороте;
— переступания с руками + бег (в повороте).
Изучаемые танцы:
1.
Русские танцы
2.
Молдавский танец
3.
Греческий танец
4.
Еврейский танец
2. Молдавские народные танцы
известны своим жизнерадостным
характером и темпераментом. Медленная «Хора», широкая «Молдавеняска»,
огневая «Сырба» и зажигательный «Жок» отражают труд, быт и характер людей.
Элементы молдавского танца в сочетании со сложными движениями и
ритмическими рисунками – помогают учащимся выработать танцевальность,
техническое мастерство, чувство позы, выносливость. В основном молдавские
танцы массовые, что приучает к ансамблевой дисциплине.
19
Элементы молдавского танца – муз. размер 2/4, 4/4, 6/8
1.
Боковой ход на одну ногу, другая на passé-retire;
2.
Основной медленный ход с высоким коленом вперёд, взявшись за
руки;
3. Вращение на месте и в паре;
4. Подскоки с бегом на месте и в паре с руками вверх;
5. Прыжки с поджатыми ногами;
6. «Ключ» всей стопой в пол и прыжком в сторону;
7. Мах на каблук назад в attitude через галоп в сторону и всё с другой ноги;
8. Подъём девушки за талию и переносом;
3.Народ Греции рассматривал танец как гимнастику, средство оздоровления
тела. К танцам относили шествия, жонглирование, акробатику, военную муштру,
погребальные и свадебные процессии, движения хора. Самый известный танец –
«Сиртаки» («касание»), который не является народным греческим танцем, но
представляет собой сочетание медленных и быстрых версий «Хасапико»
(старинный танец мясников), в древности – военный танец, изображавший
бесшумное приближение к врагу, схватку с ним и победу. Ещё этот танец называют
«Танец Зорбы» (музыку написал композитор М. Теодоракис). Есть танцы: «Калон
кориц» («хорошие девушки»), «Сера» (мужской воинственный танец), «Тригона»
(танец крестьян, посвящён празднику Диониса). Греческие танцы на сцене
исполняют в специальных жёстких сандалиях, чтобы хорошо был слышен
отбиваемый ритм.
Элементы греческого танца – муз. размер 4/4, 2/4
1. Положение корпуса, рук и ног;
2. 6 оригинальных греческих позиций (1 позиция – «приветствие»);
3. Позиции плечом к плечу;
4. Боковой пересечённый ход в сторону (по линии, по кругу);
5. Боковое движение с выпадом;
6. Медленная и быстрая боковая пробежка вправо и влево;
7. Прыжки, подскоки;
4. Еврейский народный танец в древности включал в себя победные танцы
с пением. Мужчины и женщины танцевали отдельно и даже в отдельных
помещениях. Еврейскому танцу характерны выразительные движения рук,
выбрасываемых вверх в духовном порыве, пальцы прижаты друг к другу, а кисти
выполняют вращательные движения. Начиная в медленном темпе, танец
постепенно ускоряется. Известные еврейские танцы: «Фрейлехс» (другое название
«Семь-сорок», «Хава Нагила», «Карагод» или «Рейдл»), так же есть танцы:
«Иголочка», «Ножницы», «Шток» (танец-игра).
Элементы еврейского танца – муз. размер 2/4
1. Положение корпуса, рук и ног;
2. Ход с каблука с наклоном корпуса вперёд;
3. Перескоки с ноги на ногу с ударами работающей ноги полупальцами сзади
опорной ноги;
4. Прыжок с подгибанием ног и перегибом корпуса назад;
20
5. Ход с носка «приветствие»;
6. Бег с отбрасыванием ног назад;
7. Вращение в паре;
8. Pas de basque;
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
-передавать в движении сложные ритмические рисунки русского, молдавского,
греческого и еврейского танцев;
- усвоение и дальнейшее развитие ансамблевого исполнения;
-ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и
этюдных форм;
-
правильно пользоваться деталями костюма и атрибутикой (ленточки,
веночки, платочки, шапки, корзинки, бубны…);
-
продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности
исполнения движений.
21
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Экзерсис у станка:
1.
Demi-plie, grand-plie;
2.
Упр. для развития и подвижности стопы;
3.
Battements tendus jetes;
4.
Маленькое и большое каблучное;
5.
Rond de jamb parterre en deors, en dedans «восьмёрка»;
6.
Flic-flac;
7.
Pas tortillе, battements fondus;
8.
Подготовка к «верёвочке», «верёвочка»;
9.
Battements relevelent, battements developpe;
10. Дробные выстукивания;
11. Grand battements jetes;
Упражнения на середине зала:
1.
«Глубокий поклон»:
а)ниже пояса;
б)все разновидности русского поклона в сочетании с ходами и движениями
рук.
2.
Простые шаги, направление вперед и назад в сочетании с движениями
рук.
3.
Хороводный ход в различных направлениях с работой рук.
4.
Простой шаг с проскальзывающим притопом, с продвижением вперед.
5.
Шаг с притопом в продвижении вперед, отходом назад.
6.
Шаг с продвижением вперед (медленный, плавный). Для девушки с
платочком в руке.
7.
Шаг с переступанием с постепенным поворотом корпуса то вправо, то влево.
8.
«Веревочка» с притопами по 5 позиции на месте и с поворотами.
9.
«Двойная веревочка» с поочередными переступаниями на месте и в
повороте.
10. «Моталочка» на
plie с синкопированным акцентом на всей стопе и на
полупальцах.
11. «Ковырялочка» с отскоками.
12. «Молоточки» с ускорением.
13. «Маятник» - «Моталочка» в поперечном движении.
14. Дробные выстукивания:
а)дробные дорожки с заключительным ударом;
15. Хлопушки мужские:
а) поочередные удары по голенищу спереди и сзади на подскоках;
б) удары двумя руками по голенищу одной ноги;
в) удар по голенищу вытянутой ноги;
г) хлопушки на поворотах.
16. Трюковые элементы (мужские):
а) «ползунок»;
б) «подсечка»;
в) «мельница»;
г) «циркуль»;
д) «пистолет»;
22
е) «разножка» на полу;
ж) «щучка» с согнутыми ногами вперёд;
з) «разножка» в воздухе;
и) «коза»;
к) «козлик»;
л) «разножка» в продольный шпагат на полу.
Подготовка к вращениям и вращения на середине зала:
Вращения, усвоенные за предыдущие годы обучения, изучаются в
национальном характере.
— «припадание» в повороте по 6 позиции ног (1 прямой);
— вращение по 6 позиции ног (1 прямой);
— вращение «цапелька»;
— вращение «скоморох»на 30
0
– 1 полугодие, 90
0
– 2 полугодие;
— tours по 6 позиции ног (1 прямой) – подготовка + прыжок;
— «поджатые» прыжки по той же схеме;
— «обертас» по 6 позиции ног (1 прямой);
— «обертас» по 6 позиции ног (1 прямой) с ударом – 2 полугодие;
— дагестанское женское вращение по 2 прямой позиции ног;
— казахское женское вращение с высоким коленом вперёд;
— чеченское мужское вращение на коленях;
— «обертас» с rond на 45
0
– 1 полугодие, на 90
0
– 2 полугодие.
Подготовка к вращениям и вращения по диагонали (по кругу):
— shaine на полупальцах;
— переступания с руками + shaine на полупальцах;
— shaine на каблучках;
— переступания с руками + shaine на каблучках;
— белорусское вращение с соскоком по 6 позиции ног (1 прямой);
— бег (в повороте);
— переступания с руками + бег (в повороте);
— «блинчик» низкий;
— переступания с руками + «блинчик» низкий;
— «блинчик» высокий;
— переступания с руками + «блинчик» высокий;
— «блинчики» низкие в чередовании с «блинчиками» высокими;
— двойная дробь (в повороте);
— украинский женский «голубец» в продвижении и в повороте»;
— «цапелька» на releve и plie с работой плеча;
— вращения в характере пройденных национальных танцев;
— вращения мужские с использованием трюковых элементов.
Изучаемые танцы:
1.
Русские танцы
2.
Татарский танец
3.
Башкирский танец
4.
Танцы народов Кавказа
5.
Венгерский танец
23
2. Татарский народный танец
имеет большую многовековую историю и
поражает своей утончённостью с одновременной решительностью и богатством
разнообразных элементов, подчёркивает гордость и смелость людей. Их трудовую и
военную деятельность. Существуют женские, мужские и совместные танцы.
Наиболее известные «Сабантуй», «Татарский лирический», «Татарский
молодёжный», «Джигиты», «Пляска двух друзей». В этих танцах девушки
подчёркивают свою нежность, грацию, а юноши – быстроту и силу.
Элементы татарского танца – муз. размер 2/4, 3/4
1.
Положение корпуса, рук и ног;
2.
Переменный тройной ход с небольшим прыжком вперёд;
3.
«Гармошка» с выносом ноги вперёд на носок или назад на sur le cou-de-pied;
4.
Боковой мужской ход через подскок с выносом ноги на каблук в сторону;
5.
Мужские подскоки с ноги на ногу на каблук, в руках оттопырить большой палец
вверх;
6.
Притопы;
7.
Вращения;
3. Башкирский народный танец
«Бишбармак», «Курай» (духовой
инструмент), «Медный каблук» (мужской танец), «Сабантуй», «Кукушкин чай»,
«Семь девушек» и другие. Мужские танцы исполняются вольно, свободно,
темпераментно. Характерны позы рук (конные скачки, подёргивание поводьев,
взмахи плетью). Черты мужского характера – воинственность, смелость в
сочетании с мечтательностью. Женские танцы существенно отличались от мужских
и по выразительным средствам и по манере исполнения. Все движения женского
танца исполняются плавно и спокойно, основную нагрузку несут руки (щелчки
пальцами, игра плеч). В плясках наблюдается сочетание плавного хода с чёткими
громкими дробями.
Элементы башкирского танца – муз. размер 2/4, ¾
1.
Положение корпуса, рук и ног;
2.
Переводы рук;
3.
Боковой шаг с притопом;
4.
Боковой шаг с «запятой» и движением рук (щелчки пальцев);
5.
«Моталочка»;
6.
«Гармошка»;
7.
Переменный шаг (в парах);
8.
Наклоны и перегибы корпуса;
9.
Повороты с притопами (их сочетания);
10.
Вращения;
11.
Работа с предметом (коса, браслет, кнут…);
4. «Лезгинка» – самый знаменитый и зажигательный танец народов Кавказа,
народный танец лезгин, поэтому такое название. У кабардинцев, чеченцев,
ингушей, аварцев и других народов – свои разновидности «Лезгинки».Это танец-
соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость
танцовщиков. «Лезгинка» распространена в неизменном виде среди всех без
исключения кавказских народов. Главным элементов этого танца является образ
24
орла. Также «Лезгинка» служила поводом знакомства юноши и девушки, так как
строгие горные законы не позволяли им выходить на улицу и знакомиться.
Существует множество видов и мелодий этого танца с дополнительными или
местными особенностями, в зависимости от региона. «Лезгинка» бывает мужская,
женская, девичья и детская. Юноши выполняют очень резкие, чёткие движения,
девушки же ограниченны в своих движениях. Известные: «Танец с кинжалами»,
Сейчас «Лезгинка» – танец счастья, любви и дружбы.
Элементы «Лезгинки» – муз. размер 6/8
1.
Чеченская лезгинка (мужская партия);
2.
Чеченский лирический танец «Зезаг» («Цветок») – женская партия;
5. Венгерскому народному танцу
присуща благородная сдержанная манера
и требуется определённая выворотность и натянутость ног. Позы гордые, руки
сильные. Женские венгерские танцы более спокойны и напевны, а мужские –
энергичные, с синкопированными тяжеловесными движениями ног, вращениями и
поворотами. Различные мелкие переступания на полупальцах, повороты корпуса
бедром вперёд, зажигательные прыжки, «ключи» с прищёлкиваниями пяток,
хлопушки по голенищам сапог, бёдрам, корпусу и полу – всё это распространённые
приёмы венгерского танца.
Элементы венгерского танца – муз. размер 4/4, 2/4
1.
Положение корпуса, рук и ног;
2.
«Восьмёрка» рукой;
3.
Pas balance;
4.
«Боказо» – жёсткий ключ;
5.
Вынимание ноги через
battements
developpe вперёд с одновременным
проскальзыванием на опорной ноге вперёд;
6.
Перебор (рas de basque);
7.
«Голубец»;
8.
Опускание на колено с шага;
9.
Повороты;
10.
«Верёвочка»;
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
-
исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис у станка и на
середине зала;
-
передавать национальный характер русского, татарского, казахского танца,
танцев народов Кавказа и венгерского танца;
-
ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных
комбинаций и этюдных форм;
-
исполнять технически сложные движения народно-сценического танца:
вращение, дроби - для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» - для
мальчиков;
-правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций,
воспитывать выносливость.
25
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Этот год является дополнительным годом обучения по
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
хореографического искусства. Обучение учащихся этого класса направленно на
подготовку к поступлению в среднее профессиональное образовательное
учреждение.
Экзерсис у станка:
1.
Demi-plie, grand-plie;
2.
Упр. для развития и подвижности стопы;
3.
Battements tendus jetes;
4.
Маленькое и большое каблучное;
5.
Rond de jamb parterre en deors, en dedans, «восьмёрка»;
6.
Flic-flac;
7.
Pas tortillе, battements fondus;
8.
Подготовка к «верёвочке», «верёвочка»;
9.
Battements relevelent, battements developpe;
10. Дробные выстукивания;
11. Grand battements jetes;
Упражнения на середине зала:
1.
Все разновидности простых сценических ходов в сочетании с другими
движениями и движениями рук в характере изучаемых народностей.
2.
Разновидности хороводных ходов в сочетании с другими
движениями и движениями рук в характере изучаемых народностей.
Подготовка к вращениям и вращения на середине зала:
1.
Вращения с использованием движений из национальных танцев.
2.
Вращения мужского характера в сочетании с изученными
движениями народного танца.
Вращения по диагонали (по кругу) зала:
1.
Отработка концовок во вращениях соответственно пройденным приемам
вращений на середине зала, с остановками в различные позы,
соответствующие изучаемым народностям, используя предметы
атрибутики данного танца.
2.
Вращения в различных сочетаниях и в различных музыкальных ритмах с
активной работой рук и резкой сменой направления вращения.
Изучаемые танцы:
1.
Русские танцы
2.
Цыганский танец
3.
Итальянский танец
4.
Мексиканский танец
5.
Испанский танец
2. Цыганский народный танец входит в группу самых популярных танцев мира.
Танцы цыган – это танцы, созданные различными группами цыган. Одной из
26
главных особенностей цыган раньше считалось их одиночное исполнение. Сейчас
мы можем наблюдать разное эмоциональное исполнение мужских, женских и
совместных цыганских танцев. Мужчины танцуют страстно и зажигательно,
ритмично стучат каблуками. Женщины танцуют босиком несколько нежнее и
мягче, главную роль играют плечи и руки. Существуют салонный, уличный,
таборный и сценический цыганские танцы.
Элементы цыганского танца – муз. размер 2/4, 4/4
1.
Положение корпуса, рук, плеч и ног;
2.
Боковой ход «гармошка» на plie-releve с акцентом ведущей ноги;
3.
Глубокие выпады вперёд с работой плеч и переступанием вперёд, назад;
4.
Наклоны и перегибы корпуса;
5.
Прыжок в «кольцо»;
6.
Шаги с поворотами;
7.
Хлопки по коленям;
8.
Переступания на полупальцах;
9.
Беглый скользящий шаг;
10.
Махи ногами вперёд на 180
0
и работой рук;
11.
«Восьмёрка» руками и выбивание ногой в пол носком – вверх пяткой;
12.
Вращения;
13.
Мужские хлопушки;
3 . Характерная особенность итальянского народного танца – быстрота движений.
Не смотря на скорость, танцевальные
pas довольно просты. Вторая характерная
особенность – частые переходы с полной стопы на носок, обозначающие связь
земного и божественного. Главная роль в итальянском танце отводится женщине,
которые исполняют её превосходно! Известный сценический танец «Тарантелла»
исполняется легко и непосредственно, требует большой техники, чёткой
координации и исполняют чётное количество пар.
Элементы итальянского танца – муз. размер 6/8, 2/4
1.
Положение корпуса, рук и ног;
2.
Положение в паре;
3.
Движения рук с тамбурином (старинный музыкальный барабан цилиндрической
формы) или с бубном;
4.
Скольжение ноги на носок вперёд;
5.
Pas piquec шагом, с подскоком;
6.
Pas balance;
7.
Pas echappe;
8.
Pas ballonne;
9.
Pas de basque;
10.
Тройные перескоки с ноги на ногу;
11.
Соскок во 2 позицию;
12.
Подскоки на одной ноге в 1 arabesque;
13.
Выбрасывание ноги с каблука на носок;
14.
Pas amboite;
27
4. Мексика –
страна с богатыми традициями и культурным наследием. На
территории всей страны в каждом штате популярен свой танцевальный стиль.
Главной отличительной чертой является использование музыкальных инструментов
(барабаны, флейта и маракасы). Наиболее известные мексиканские народные танцы
– «Танец со шляпой», «Танец стариков».
Элементы мексиканского танца – муз. размер 6/8, 2/4
1.
Положение корпуса, рук и ног;
2.
Работа с юбкой (девушки);
3.
Работа со шляпой (юноши);
4.
Работа в парах;
5.
Основная дробь;
6.
Наклоны и перегибы корпуса;
5 . Национальная черта
испанского народа –
любовь к танцу. Испанцы танцуют
везде и всюду, он полон энергии, строгости, силы, жгучего темперамента и страсти.
Испанский народный танец имеет два типа: испанский классический танец
(«Болеро», «Пасодобль», «Качуча») и фламенко – глубоко индивидуальный танец
мужчины или женщины, отличительной чертой которого является насыщенность
хлопками в ладоши и щёлканье пальцами рук, без кастаньет.
Элементы испанского танца – муз. размер 3/4 (1 тип), 2/4 (2 тип)
1.
Положение корпуса, рук и ног;
2.
Рreparation (разные виды);
3.
Переводы рук в различные положения;
4.
Простой ход с акцентом на каблук;
5.
Ход с покачиванием бёдер из стороны в сторону (женский);
6.
Удлинённые шаги в demi-plie вперёд (женское);
7.
Удлинённые шаги в demi-plie вперёд с двумя переступаниями (женское);
8.
Удлинённые шаги в сторону с последующими переступаниями по 5 позиции ног;
9.
Pas balance с поворотом корпуса и руками;
10.
Дробные выстукивания (zapateado) по 6 позиции ног (1 прямой);
11.
Рог debгаs с одновременным перегибанием корпуса;
12.
Опускание на колено с шага с перегибами корпуса;
15.
Сценический рas de basque;
13.
Женское вращение;
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
-
выполнять, не теряя методически грамотного и технически виртуозного
исполнения, экзерсис у станка и на середине зала, в соответствии с
программными требованиями;
-
предельно достоверно и образно передавать национальный характер русского,
цыганского, итальянского, мексиканского и испанского танцев, используя
артистические и эмоциональные приемы и навыки в парных танцах, сольных
партиях, в массовых (построенных на рисунках) этюдах;
- используя технически сложные движения народно-сценического танца, не
теряя артистизма в исполнении, достоверно и грамотно передавать национальный
колорит изучаемого хореографического материала;
28
-учитывая степень повышенной сложности изучаемого материала, правильно
распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, продолжать
развивать физическую выносливость.
29
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Народно-сценический танец», который определяется
формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
—
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического
танца;
—
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы,
танцевальных комбинаций;
—
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей
взаимодействия с партнерами на сцене; знание балетной терминологии;
—
знание средств создания образа в хореографии;
—
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
—
умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического
танца, произведения учебного хореографического репертуара;
— умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических
площадках;
— умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
народно-сценических танцев;
—
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
—
умение понимать и исполнять указания преподавателя;
—
умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических
танцев и навыки музыкально-пластического интонирования;
—
знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и
образности танцев нашей страны и народов мира;
—
знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений
народно-сценического танца в соответствии с учебной программой;
—
владение техникой исполнения программных движений, как в
экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;
— использование и владение навыками коллективного исполнительского
творчества;
— знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
— применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны
здоровья.
30
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Народно-сценический танец»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную иитоговую
аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на контрольных уроках, экзаменах,
концертах, конкурсах, просмотрах к ним ит.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров
концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов (урок или
класс-концерт на усмотрение преподавателя).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2.
Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
5 «отлично»
Методически правильное исполнение учебно-
танцевальной комбинации, музыкально грамотное и
эмоционально-выразительное исполнение пройденного
материала, владение индивидуальной техникой
вращений, трюков, прыжков
4 «хорошо»
Возможное допущение незначительных ошибок в
сложных движениях, исполнение выразительное,
грамотное, музыкальное, техническое
3 «удовлетворительно»
Исполнение с большим количеством недочётов, а именно:
недоученные движения, слабая техническая подготовка,
малохудожественное исполнение, невыразительное
исполнение экзерсиса у станка, на середине зала,
невладение трюковой и вращательной техникой
2
«неудовлетворительно»
Комплекс недостатков, являющийся следствием плохой
посещаемости аудиторных занятий и нежеланием
работать над собой
«зачёт» (без отметки)
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения
31
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности
оценка качества исполнения дополняется системой «+» и «–», что дает
возможность более конкретно и точно оценить исполнение учащегося.
Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
— оценка годовой работы ученика;
— оценка на экзамене;
— другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного
года.
32
V.
Методическое обеспечение учебного процесса.
1.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному.
Нужно учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные,
физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться
на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и
технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее
танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с
программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на
середине класса, по диагонали и по кругу класса.
Урок по народно-сценическому танцу состоит из четырёх частей:
1.
Экзерсис у станка.
2.
Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев
народов мира.
3.
Прыжки-трюки (женские, мужские) на середине зала.
4.
Прыжки-трюки по диагонали, по полукругу, по кругу.
Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном
освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом
развития техники народно-сценического танца, практической работой у станка и на
середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
33
VI.
Список рекомендуемой учебной литературы.
Основная литература:
1.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка.
Учебное пособие для вузов, 2003
2.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. Учебное
пособие для вузов, 2004
3.
Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка.- Орел, Труд,
1999
4.
Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. -
Орел,
«Труд», 1999,1 том; 2 том - Орел, 2004
5.
Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976
6.
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981
7.
Методическая разработка по изучению курса «Методика преподавания
народно-
сценического танца в самодеятельном хореографическом коллективе».
8.
Методика изучения основных элементов народно-сценического танца в
самодеятельном хореографическом коллективе. Упражнения у станка. 1 год
обучения, 1986
9.
Методическая разработка по изучению курса «Методика преподавания
народно-
сценического танца», 1986
10. Народные танцы. Танцуют все, 2007
11. Народное творчество. Репертуарное приложение к журналу «Клуб», 1990
12. Панферов В.И. Основы сценического танца. Программа. Челябинская
академия культуры и искусства, 2002
13. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
14. Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
15. Шляпникова М.И. Народный танец. Методическая разработка для учащихся
и преподавателей хореографической специализации КПУ. Выпуск 1, 1987
Дополнительная литература:
1.
Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002
2.
Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
3.
Венгерский академический танец.
4.
Власенко Г. Танцы народов Поволжья. - Самара: СГУ,1992
5.
Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет,
1990: № 1
6.
Корлева З. Хореографическое искусство Молдавии. - Кишинев, 1970
7.
Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец. - Кишинев,1967
8.
Ласмаке М. Латышские народные танцы. Рига, 1962
9.
Мальми В. Народные танцы Карелии. - Петрозаводск, 1977
10.Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
11.Малышева Ю.В. Танцы Италии. Тарантелла. Ленинградский областной
колледж культуры и искусств, 1999
12.Новак З. Танцует Калмыкия, 1984
13.Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969
14.Стариков С.Е. Удмурдские народные танцы, 1981
34
15.Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974
16.Хворост И. Белорусские народные танцы.- Минск, 1976
17.Чурко Ю. Белорусский народный танец.- Минск, 1970
18.Золотое наследие предков. Методическое пособие по хореографии народа
ханты
Белоярского района.
19.Шашкова Т.В. Создание русских народных танцев на основе игровых песен.
Методические рекомендации, 2012
Нотная литература:
1.
Баян. Народные песни. 3-5 классы Детской музыкальной школы, 1999
2.
Играй, гармонь. Журнал Геннадия Заволокина
3.
Популярные пьесы для ансамбля русских народных инструментов.
Аранжировка и составление Шавлунова И. Выпуск 1, 2002
4.
Популярные пьесы для ансамбля русских народных инструментов.
Аранжировка и составление Шавлунова И. Выпуск 2, 2003
5.
Хрестоматия для баяна и аккордеона. 1-3 года обучения. Зарубежная
классическая музыка. 4 часть, 2007
6.
Хрестоматия для баяна и аккордеона. 1-3 года обучения. Оригинальная музыка и
обработки. 6 часть, 2007
7.
Хрестоматия для баяна. 1-2 классы Детской музыкальной школы. Выпуск 2,
2004
8.
Хрестоматия для баяна. 3-4 классы Детской музыкальной школы. Выпуск 4,
2007
9.
Чайкин Н. Детский альбом для баяна (аккордеона), 2005
35