"Работа над техникой в классе фортепиано"

Автор: Чебунина Ольга Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Рышково Курского района Курской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над техникой в классе фортепиано"
Дата публикации: 25.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Рышково Курского района Курской области
Методическая работа

Тема: «Работа над техникой в

классе фортепиано»
преподавателя по классу фортепиано МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково Курского района Курской области Чебуниной О. Н.
Т Е X Н И К А - средство выразительности. Она требует постоянного совершенствования. Это то, что никогда не стоит на месте. В пианизме систематизированная техническая работа имеет большое значение. Только тренировка помогает выработать необходимую выносливость. Работать над техникой должно изо дня в день, уделяя внимание всем её разделам. Техника - это быстрота, беглость, ровность, точность пальцев. Работа должна быть качественной и целенаправленной. ПОСАДКА. Сидеть необходимо как можно удобнее и прочнее. Позвоночный столб - прямой и эластичный, а не согнутый и сутулый. Движение пальца и кисти идет от плеча. Задача развить движение пальца в целом. Упор в конце пальца необходим. Палец должен ощутить клавишу до дна. Не следует поднимать пальцы выше уровня кисти, но при этом пальцы должны сохранять активность. Л ИШНИЙ подъём мешает. Чёткость возни кает тогда, когда падение и подъём будут разделены. Позиционность у пианиста неизбежна. Эластичная кисть дает дыхание мелодического порядка, помогает фразировке. Цель - воспитать слышащую и «говорящую» руку. При работе над техникой важно внимание. Способы работы над техникой в произведении: 1.Выяснить в чём проблема. (неудобная аппликатура, неправильное движение руки, незнание текста) 2.Чередование игры в медленном - быстром темпах. 3.Вести работу в удобном темпе, 4.Игра отдельными руками. 5.Проговорить сложное место ритмослогами, пропеть. 6.Изучить аккомпанемент. 7.Видоизменить фактуру. 8.Варировать ритм, 9.Учить разными штрихами. 10.Укрупнение или уменьшение счетной доли, 11.Игра по позициям с дополнительной счетной долей, 12.Игра по мотивам. 13.Сложное место проиграть в разных тональностях. 14.Точность попадания на скачках учить путем увеличения расстояния скачка. 15.Играть в зеркальном варианте. 16.Сделанное проиграть наизусть. В ходе работы возникают предположения о том, каким образом можно преодолеть затруднения. Здесь к начинается та стадия работы, которая даёт основание говорить о 2
выработке пианистической техники, как о беспрестанных поисках и изобретениях, Ежедневная работа над гаммами, арпеджио, двойными нотами, октавами, а также над многочисленными упражнениями Шмидта, Ганона, Листа, Брамса позволяет овладеть различными видами техники. При каждом затруднении следует задуматься над вопросами - можно ли ограничиться работой непосредственно над встреченной трудностью? А может быть она является признаком того, что мы "перепрыгнули» через какую-то ступень и, следовательно, необходимо вернуться вспять и вспомнить упущенное рядом подготовительных упражнений? И если это так pro нам необходимо выяснить: 1.Что мы хотим упражнять? 2.Как мы должны упражняться, чтобы добиться цели? З.На каком материале целесообразно это делать? Упражнять мы можем физические или психологические факторы исполнительского аппарата. Под физическими факторами подразумеваются руки с их движениями, под психологическими – слух, внимание, понимание, переживание. ФИЗИЧЕСКИЕ трудности. 1.Длительные пассажи. Большинство пианистов не доигрывает пассаж. Начало обычно играется со вниманием, а конец комкается. Пассажи следует учить с расширением к концу. Дело не в абсолютной быстроте звуков, а в умении помочь слушателю уложить в его сознании музыкальный материал. Необходим точный выбор аппликатуры, использование всех цезур, динамических оттенков и внимание на сопровождающую руку. 2. Вибрационные формы. Т Р Е Л И. В этом виде техники имеет место два движения - кистевое и пальцевое. Необходимо хорошо прорабатывать вход и выход из трели. ТРЕМОЛО. АЛЬБЕРТИЕВ БАС. Работа должна быть распределена между кистью, запястьем, плечом и, если необходимо, локтем. Их играют или абсолютно ровно нажимая на все ступени, или немного выделяя бас. Л ОМ А Н Ы Е А Р П Е Д Ж И О. О К Т А В Н 0 Е Т Р Е М О Л О. Следует играть с хорошим замахом при свободной кисти и чётко ставить пальчики, РЕПЕТИЦИИ. Запястье свободное, играют кончиком пальца как бы смахивая с клавиши, движение пальца в ладонь. Репетиции необходимо играть разными пальцами, при этом хорошо развивается пальцевое стаккато. если этот вид техники применять как упражнение. 3. Крупная техника. Вся крупная техника играется от лопатки. А ККОРДЫ. 3
В аккордах следует обращать внимание на одновременность воспроизводства звуков. Рука должна быть свободна, звучность мягкая, но строгая, точная. При чередовании аккордов движение руки горизонтальное, Аккорд берётся пальцами, приготовленными к попаданию на соответствующе клавиши ещё в воздухе, без предварительного ощупывания клавиши. При чередовании аккордов пальцы ведут руку, а не наоборот. Трудную задачу представляет выделение мелодии, особенно в средних голосах. В этих случаях важно сосредоточить внимание на соответствующих пальцах. Работать над этим надо методом вычисления. Сначала звуки извлекаются соответствующими пальцами, сосредоточив на них вес руки. При полнозвучном взятии аккорда надо сохранить те же ощущения и ту же звучность мелодии. О К Т А В Ы. Характер октав определяет выбор средств их исполнения. Легкие ок тавы играются кистью, тяжёлые - всей рукой. При исполнении октавного пассажа нужно избегать утомления. Для ос вобождения от зажатости следует сменить положение кисти с высокого на низкое и наоборот. Кистевые октавы лучше играть низкой кистью, октавы, играемые всей рукой - высокой. СКАЧКИ. Быстрый перенос руки в позицию над клавишей по прямой линии. Изучение гамм, аккордов и арпеджио имеет не только теоретический, но и практический интерес, В различных видах гаммы, аккорды к арпеджио часто встречаются в фортепианных произведениях, начиная с самых простых пьес. Работа над этим материалом очень полезна в смысле приобретения разнообразных пианистических навыков -хорошего легато, умение вести ровную мелодическую линию. В процессе работы над гаммами необходим слуховой контроль. Надо следить, чтобы звук переходил в следующий звук легато, чтобы гамма игралась ясным певучим звуком. Для этого необходимо, чтобы рука двигалась плавно без толчков, особенного внимания требует момент подкладывания первого пальца. Для достижения плавной смены позиции можно использовать следую щее упражнение: «Трель крестом» 3, 1, 2, 4, 1, 2. пальцы. При этом первый палец держать довольно высоко, а кисть и рука должны двигаться параллельно клавиатуре. В параллельных пассажах левая рука прячется за правую руку и поэтому развивается хуже. Чтобы избежать этого руки ставим крестом, при этом левая рука находится над правой. Это положение позволяет контролировать свободу левой руки и лучше слушать её. В работе над гаммами и арпеджио я пользуюсь упражнениями, опи санными в книге Е.Н.Тимакина «Воспитание пианиста». Николаев считал, что и гаммы, и упражнения, и этюды, и технически трудные эпизоды из пьес - все они при рациональной работе приводят к цели. Сам Николаев предпочитал 4
работать на живом художественном материале. Техника исполнителя всегда индивидуальна, и задача педагога помо гать индивидуальному освоению пианистических навыков. 5
Список используемой литературы: 1. И.Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы». Музгиз 1961г. 2. Е.М. Тимакин «Воспитание пианиста» Издание 2-е Советский композитор 1989г. 3. С.Савтинский «Работа пианиста над музыкальным произведением» Издательство Музыка 1964г. 4. Б.Я.Землянский «О музыкальной педагогике» Издательство Музыка 1987г. 6