"Где живут организмы"

Автор: Харцызова Елена Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова"
Населённый пункт: с.Эсто-Алтай Яшалтинский район Республика Калмыкия
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Где живут организмы"
Дата публикации: 26.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Эсто-Алтайская средняя общеобразовательная школа имени Д.Н.Кугультинова» Яшалтинский район Республика Калмыкия. «Утверждаю» Директор МБОУ «Эсто-Алтайская СОШ имени Д.Н.Кугультинова» ___________Г.Н.Сасыкова
Конспект открытого урока

по природоведению в 5 классе

по теме: "Где живут организмы?"
Разработала и провела: учитель биологии Харцызова А.М. с. Эсто-Алтай, 2015 год 1

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога
: Харцызова Елена Михайловна
Предмет
: природоведение, 5класс
Класс:
5-й
Тема раздела:
Организмы.
Тема урока:
Где живут организмы?
Тип урока:
Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний
Задачи
Образовательные: Познакомить с понятием «Среда обитания». Раскрыть смысл приспособления животных к различным средам обитания. Научится выделять главное из прочитанного. Способствовать развитию грамотной биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса
Цели:
Формировать умение работы с рисунками учебника, формировать умение сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания. Формировать умение объяснять взаимосвязи между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. Обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту учебника или справочной литературы 2

Технологическая карта с дидактической структурой урока
Этапы урока Ход урока Формирование УДД
Организационный момент
Ребята, добрый день! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь!
Личностные УУД
создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; 3

Актуализация знаний

Вопросы игры

Самостоятельная работа

учащихся в группах на

листочках

Слайд 1:
I. Стадия вызова Урок мы свой начнем о том, Что вся Земля – наш общий дом. Наш добрый дом – просторный дом Мы все с рожденья в нем живем. Начнем с того , что вы узнали на прошлом уроке? Давайте с вами поиграем в игру «Вопрос – ответ»
2 слайд
1. На какие царства ученые делят живую природу?
3 слайд
2. Подумайте, что общего у бактерий и простейших?
4 слайд
3. Назовите известных вам простейших? ( Кто сможет выйти к доске и нарисовать простейших? А правильно ли нарисовали ) 4. Почему их так называют?
5 слайд
5.Что объединяет растения , грибы, животные? (организмы состоят из клеток)
6 слайд
6.На какие группы делятся животные? Программированная работа (5 мин)
7 слайд
Перед вами список различных организмов- растений и животных, давайте из этого списка выберем 1 гр – Всех беспозвоночных животных 2 гр – Всех позвоночных животных 3 гр – Всех растений Выбери: 1.ПАУК- КРЕСТОВИК
Коммуникативные
организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог
Познавательные УУД
-Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя
Регулятивные УУД
-Высказывать своё предположение -Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Предметные:
-повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания». 4

Взаимоконтроль внутри группы
2.РАК РЕЧНОЙ 3.СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ 4.МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА 5.ТИГР 6.ПАПОРОТНИК 7.ГУСЬ 8. БАБОЧКА-БЕЛЯНКА 9.ВОДОРОСЛИ 10.КРОКОДИЛ 11.ПИЯВКИ 12.ПОДСОЛНУХ 13.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ 14.КРОТ 15.МОХ-СФАГНУМ
Слайд 8
Ответы: Беспозвоночные 1,2,8,11,13 Позвоночные 4,5,7,10,14 Растения 3,6,9,12,15 Проверяем работы «сосед-соседа»
11 .Изучение новой темы
Ребята, из предыдущих уроков вы уже знаете, как устроена наша планета Земля. Что вы понимаете под термином Земля? Знаете, что на ней есть вода, воздух, суша, растения и животные. 5

Этап осмысления
Как это назвать? (Природа) Все это мы называем природой, которая в свою очередь делится на две группы. Какие? (Живая и неживая.)
Слайд 9
Задание классу: (изображение на слайде ) - Выберите из предложенных рисунков, объекты живой и неживой природы, приведите свои примеры. (Ответы учеников) Что за свойства отличали их от других неживых тел? (питание, дыхание, рост, размножение ,развитие) -Что окружает эти живые организмы? Где чаще всего их можно встретить? -Чем является, например, лес для лисы или водоем для рыбы? (Предполагаемые ответы: место, где живет лиса, рыба- это их дом или среда обитания.) Таким образом, мы подошли к изучению новой темы Среда обитания организмов – это тема нашего урока (запись даты и темы урока в тетрадь) Как вы думаете, а какая цель нашего урока .
Слайд 10
-А вы встречались раньше с этим понятием? (ответы учащихся) -Что вам известно о среде обитания?
Слайд 11


Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. И самая удивительная история случилась давно… (Слайд 6
рисунки древнейших организмов). Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной произошло чудо. В огромном океане зародились живые существа. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, что летает над землей и “роется” под землей – все это когда-то вышло из моря. Постепенно рыбы, птицы и звери расселились в разных местах. Одни облюбовали себе леса, другие зарылись под землю, третьим понравились живописные луга. Как вы думаете о чем идет речь? ( о среде обитания)
Слайд 12
Все, что окружает живой организм, называется средой обитания. (запись определения в тетрадь)
Слайд 13
Мы видим , что на слайде появились различные животные. В природе они не смогли собраться вместе потому что, что многие живут далеко друг от друга : в морях, в пресной воде, в лесу , на лугу, даже на разных континентах. Скажите , что окружает человека, волка, белку (воздух и земля) Значит они живут в наземно-воздушной среде Запись схемы на доске Итак, 1 среда обитания – наземно-воздушная А что окружает дельфина , акулу? (вода) А значит они живут в водной среде 7
А что окружает дождевого червя, крота, (почва) Следующая среда – почвенная
Слайд 14
Итак, сформировалось на Земле несколько сред обитания: водная, наземно- воздушная, почвенная. Есть еще одна среда обитания, о которой вы слышите очень редко- организменная.
Карточки – план раздать заранее
Обратите внимание на карточки перед вами. План 1.Прочитайте основные характеристики среды обитания ( вписаны заранее) 2.Какими признаками обладают организмы населяющие среду? 3.Назовите основных представителей среды? Обсуждение вопросов и заполнение таблицы: Среда жизни Особенности среды Обитатели среды Приспособленно сть обитателей к среде Водная недостаток света и кислорода, высокое давление и плотность, низкий температурный режим; разнообразен животный мир, ( ученики записывают по желанию) Дыхание жабрами, наличие плавников или ласт, кожа выделяющая слизь, обтекаемая форма тела
Познавательные УУД
-Продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой. -Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки, заполнять таблицы
Коммуникативные УУД
-Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). -Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. -Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
-Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. -Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
-Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. -Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию - Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 8
но беден растительный. Наземно -воздушная достаточно света и кислорода, резкие колебания температур, низкая плотность среды, слабые перепады давления, разнообразие животного и растительного мира. ( ученики записывают по желанию) Для полета: легкий скелет, крылья, обтекаемая форма тела. Почвенная недостаток света и кислорода, высокая плотность, колебание температур, разнообразие животного мира. ученики записывают по желанию) Отсутствие органов зрения, роющие конечности, развитая мускулатура Организменная постоянная температура, достаточно влаги, кислорода и пищи. ученики записывают по желанию) Появление специальных органов ( присоски, крючки), высокая плодовитость) Вопрос к классу: - Ребята, а кто любит рыбалку? Предлагаю и нам отправиться на рыбалку. ( вызывается ученик удочкой он вылавливает рыбу из аквариума) 9
- А легко ли рыбу удержать в руках? Ответы ребят ( кожа рыбы выделяет обильно слизь, снижающую трение о воду) - А почему рыба может плавать под водой? А человеку чтобы погрузиться в подводный мир нужен специальный костюм? Ответы ребят (орган дыхания жабры, плавники). Парить как птица в воздухе. Каждый мечтает испытать это неописуемое чувство легкости полета. Я предлагаю нам тоже совершить полет. Возьмите лист бумаги и запустите свой самолет. Почему лист бумаги не летит? Ответы ребят. Сложите лист бумаги самолетиком и запустите его в полет. Что нам понадобилось, чтобы наш лист полетел? А почему я не могу запустить в полет кусок картона ? Ответы ребят. Оказывается, чтобы парить как птица нужно иметь легкий скелет, у нас должны быть крылья и обтекаемая форма тела для полета.
Слайд 15
- Ребята прослушайте текст и попытайтесь отгадать о какой среде обитания идет речь?
Текст.
Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание. Ответы ребят. И сейчас мы с вами решим , кто где живет, то есть разместим организмы в их среды обитания. Та группа , которая быстрее справиться с заданием , получает 5 баллов. Но команды могут заработать и меньше.
Слайд 16
Разместите организмы, перечисленные ниже , в их среды обитания. А теперь давайте проверим 10

Слайд 17-19

Наземно-воздушная среда
1.паук-крестовик 2.Сосна обыкновенная 3.тигр 4.папоротник 5.гусь 6.бабочка-белянка 7.подсолнух
Водная среда
1.рак речной 2.морская черепаха 3.водоросли 4.пиявки 5.медуза 6.скат 7.водяная лилия
Почвенная среда
1.дождевой червь 2.крот 3.бактерии 4.почвенные простейшие 5.слепни 11
6.грибница гриба 7.землеройка
Слайд 20
Физкультминутка
Слайд 21-23
Ребята , смотрите на экране изображены животные , давайте их распределим их по средам обитания

Мы выяснили, что одни организмы живут в воде, другие на суше, третьи в воздухе, но все они занимают места, где есть условия необходимые для жизни. Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. Условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. И следующая наша задача определить, как организмы приспособились к жизни в своей среде . Давайте посмотрим, как организмам живется в наземно-воздушной среде. Животные в этой среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые), а растения укореняются в почве. Организмы имеют разную форму, размеры, окраску. -Как приспособились обитатели этой среды к дыханию? (ответы детей) У животных появились легкие и трахеи. У растений – устьичный аппарат. Это все органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема- передвижение. Мы с вами знаем, что растения не передвигаются, за исключением листьев, которые поворачиваются в сторону наибольшего потока света или, например, ползучие побеги. Но это передвижение можно назвать условным. А вот, животные, обитающие в этой среде, приобрели различные органы передвижения. 12
Сильное развитие получили у них скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше: ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра), других – к прыжках (кенгуру, тушканчик). Большинство же позвоночные и членистоногие – это «ходильные» животные, при ходьбе они опираются на конечности. Ходильные: копытные, стопоходящие, пальцеходящие Ноги других животных приспособлены к прыжкам. Из каждых ста обитающих в этой среде видов животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери (летучие мыши). -Но даже условия в одной среде могут отличаться и влиять на организм по- разному. Какие условия нужны живым организмам для жизни?
Слайд 24
Ребята , с вами выяснили , что разные организмы имеют приспособления для той или иной среды обитания . А на живые организмы также влияют условия окружающей среды: свет, температура, ветер , время года. Также большое влияние оказывает человек. Эти факторы называются экологическими
Слайд 25
Ребята ,какие вы знаете животных Калмыкии Попробуйте соотнести животных Калмыкии с их средами обитания. Завтра у нас праздник Цаган сар. А с каким животным связан этот праздник?
Закрепление изученного:

Слайд 26- 32
Супер-задание (10 минут) Описание животных
Регулятивные УУД
-Уметь корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения знаний.
Личностные УУД:
-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; -быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; -не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
КоммуникативныеУУД:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Уметь сотрудничать со сверстниками 13
НРК
Слайд 33- 36
Игра Третий лишний Правила игры: найдите «лишнего» и объясните свой выбор 1. Вот и пришло время вернуться к вопросам, поставленным в начале урока -Какие вы знаете среды обитания? -Каковы особенности жизни в разных средах? -Какие приспособления имеют организмы для жизни в разных средах? - Какие бывают экологические факторы? - Какие свойства живого вы знаете? Подведем итог всему выше сказанному
Слайд 37
• Среда обитания- это все, что окружает организм. • Различают: наземно-воздушную среду, водную, почвенную, организменную. • Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде
Слайд 38
Домашнее задание Выставление оценок Урок закончим мы на том, Что вся Земля наш общий дом. Что дом мы наш должны беречь.
Регулятивные УУД
: - осознание того, что уже усвоено
-
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД:
-организовать рефлексию собственной учебной деятельности. 14
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Давай, докажем, что не зря На нас надеется Земля. (Заключительное стихотворение читается на фоне звуков природы и демонстрации картин природы.) Наш урок подошел к концу. Я хочу от всей души поблагодарить всех вас за плодотворную работу, за доброжелательное отношение, которое я ощущала на протяжении всего урока. . Помним, что улыбка это поцелуй души! Улыбнулись друг другу и похлопали! 15
16
17
18