Автор: Погребняк Тамара Александровна Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Соединения алюминия"
Цель урока:
Ознакомление учащихся с соединениями алюминия, их свойствами, практическим
использованием в жизни человека;
Формирование научного мировоззрения;
Развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи урока:
Повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных
процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соединений; показать
практическое применении знаний в жизни;
Развивать умение учащихся логически мыслить, устанавливать причинно-следственные
связи, обобщать и анализировать предложенные факты. Развивать навыки лабораторной
техники.
Воспитывать ответственное отношение к выполнению дела, самостоятельность,
аккуратность и трудолюбие.
Тип урока : урок формирования новых знаний у учащихся.
Вид урока : эвристическая беседа.
Методы и методические приемы :
Диалог учителя с учащимися.
Использование элементов занимательности – детективное расследование.
Выполнение лабораторных опытов.
Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений.
Учебник: Габриелян О.С. «Неорганическая химия» 9 класс.
Литература для учителя и учащихся:
1. Габриелян О.С, Остроумов Е.Г, «Настольная книга учителя»,
Москва, «Дрофа», 2005г.
2. Егоров А.С., Иванчиков Н.М., Шацкая К.Т.
«Химия внутри нас. Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию»,
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г.
3. «Химия на досуге: учение с развлечением», библиотека журнала «Химия в школе»,
Москва, «Центрум-пресс», 2006г.
Оборудование для учащихся:
Штативы с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, фарфоровые чашки.
Реактивы для учащихся:
Растворы гидроксида калия, соляной кислоты, сульфата алюминия, алюминиевые гранулы.
Оборудование для учителя:
1
Коллекции «Минералы и горные породы», «Алюминий и его сплавы».
Ход урока:
I этап – организационно-психологический.
II этап – Актуализация знаний учащихся.
(Проходит в виде театрализованного представления, заранее подготовленного учащимися).
Учитель : Однажды обнаружили, что в городе Элементарске, по улице Периодической из
дома № 3 исчез один жилец. Дворник, наводивший порядок рано утром, заметил на песке
следы: большие блестящие капли тяжелой жидкости. Он незамедлительно сообщил об
этом следователю.
Следователь : Я вызвал на беседу ближайших соседей и взял у них показания.
Магний : Я – сосед по периоду. Ночью просыпаюсь и слышу: в квартире справа шум,
возня, крики! Я прислушался, но ничего не мог понять.
Следователь : Вы не поспешили на помощь?
Магний: Что вы? Как можно?! Там было так жарко, а я легко воспламеняюсь и горю
ослепительным пламенем.
Галлий: И я слышал шум в квартире этажом выше. Схватка, видимо, была горячая? Но я
тоже не выношу таких условий. Ведь я легко плавлюсь. Уже при температуре 28º С я
превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается. Недаром меня применяют в
термометрах.
Кремний: Да, температура, температура…У всех она вызывает разные изменения. Я
лично работаю полупроводником. И если меня нагреть, моя проводимость сразу
увеличится.
Следователь : А вы что, уважаемый, можете сказать по существу дела?
Кремний : Какого дела?
Следовател ь: Ну, как же? Ваш сосед слева сегодня ночью был похищен.
Кремний : Я об этом ничего не знаю.
Бор: Зато я знаю. Просыпаюсь среди ночи, слышу снизу шум, крики, удары. Мне
показалась, что земля ходуном ходит. Я – элемент любопытный. С моим соседом снизу
образую массу соединений неопределенного состава. Интересно стало, что происходит в
его квартире. Разобрал паркет, проделал дыру и заглянул вниз. Знаете, что я там увидел?
Квартира сплошь выложена плитками из драгоценных камней: сапфиров, рубинов,
корундов. Зрелище изумительное.
Следователь: А сосед, что с соседом?
Бор: Сосед? Я его не видел. Когда дыру проделал, шум к этому времени стих, все
успокоилось.
2
Следователь: Так вы не видели, кто похитил вашего соседа?
Бор : Нет. Правда, я видел на полу разлитую жидкость, также круглые капли. Так и
перекатываются.
Следователь: Опять капли…Итак, что мы знаем? Преступник оставляет после себя капли
тяжелой жидкости. О похищении неизвестно ничего, кроме того, что в квартире
похищенного много драгоценных камней.
Зато известны соседи. Сосед слева горит ослепительным пламенем… Сосед справа –
полупроводник. Сосед снизу – металл с низкой температурой плавления и применяется в
термометрах. (Показывает указкой по таблице периодической системы).
Четвертый сосед ничего о себе не сообщил.
Так кого же похитили, ребята? И кто похититель?
Учащиеся отвечают: Алюминий.
Учитель : название похитителя мы узнаем в конце урока.
А теперь рассекретим этот металл.
Ш этап – повторение материала, изученного на предыдущем уроке.
Вопросы учащимся:
1.
Положение элемента в периодической системе, строение атома.
2.
Физические свойства.
3.
Химические свойства.
Запись уравнений на доске с указанием электронного баланса и признаков данных
реакций (4 ученика).
3
2
2
3
4
AlO
O
Al
3
2
2
3
2
AlI
I
Al
3
2
3
2
S
Al
S
Al
3
4
3
4
C
Al
C
Al
2
3
3
2
6
2
H
AlCl
HCl
Al
3
4
3
4
C
Al
C
Al
3
2
3
2
2
2
O
Al
Cr
Al
O
Cr
4. Применение алюминия.
IV. Изучение нового материала
1.Лабораторные опыты:
1) Получение гидроксида алюминия реакцией обмена сульфата алюминия с
гидроксидом калия. Разделение осадка на две пробирки.
3
2) Взаимодействие с кислотой.
3) Взаимодействие со щелочью.
Делается вывод об амфотерности гидроксида алюминия и записываются уравнения
реакций в ионной форме на доске.
O
H
Al
H
OH
Al
O
H
AlCl
HCl
OH
Al
OH
Al
OH
Al
SO
K
OH
Al
KOH
SO
Al
2
3
3
2
3
3
3
3
4
2
3
3
4
2
3
3
)
(
3
3
)
(
)
(
2
6
2
3
)
(
2
6
)
(
Уравнение реакций со щелочью объясняется учителем:
4
3
)
(
)
(
OH
Al
K
KOH
OH
Al
Объясняется название: тетрагидроксоалюминат калия.
O
H
NaAlO
NaOH
OH
Al
2
2
3
2
)
(
Метаалюминат калия
4. Взаимодействие алюминия с щелочью при нагревании.
Отмечается, что алюминий покрыт оксидной пленкой:
2
4
2
2
2
3
2
3
)
(
2
6
2
2
2
2
H
OH
Al
K
O
H
KOH
Al
O
H
KAlO
KOH
O
Al
2. Работа с учебником, таблицами и коллекцией «Соединения алюминия в
природе»
Результатом этой работы являются выводы, записываемые в тетради.
Алюмосиликаты:
2
3
2
2
6SiO
O
Al
O
K
Полевой шпат, ортоклаз.
Белая глина (фаянс, фарфор)
O
nH
O
Al
2
3
2
Боксит, для получения алюминия.
3
2
O
Al
драгоценные камни – корунд, рубин, сапфир. T
пл
= 2050ºС
Мелкозернистый наждак.
4
O
H
SiO
O
Al
2
2
3
2
2
2
Рубин применяется для изготовления деталей часов и других точных приборов,
в лазерах, ювелирных украшениях.
3. Заслушиваются сообщения учащихся о биологической роли алюминия
и применении его соединений в медицине.
Биологическая роль алюминия изучена мало. В организме человека он является
примесным микроэлементом (
5
10
% от массы тела).
Оксид алюминия – составная часть зубоврачебных цементов - «цемента для фиксации
несъемных протезов», силикатного цемента «силицин», применяемого для пломбирования
зубов и т.д. В стоматологической практике используется так же белая глина (каолин).
Препараты, содержащие гидроксид алюминия, используются при повышенной
кислотности желудочного сока (алмагель, фосфалюгель). В желудке гидроксид алюминия
образует гель, нейтрализующий катионы водорода, точнее гидроксония.
O
H
Al
O
H
OH
Al
2
3
3
3
6
3
)
(
Перешедшие в раствор катионы алюминия образуют малорастворимый фосфат алюминия:
4
3
4
3
AlPO
PO
Al
, который выводится из организма.
Алюмокалиевые квасцы.
O
H
SO
Al
2
3
4
12
)
(
12
Катионы алюминия образуют с белками достаточно прочные комплексы, выпадающие в
виде гелей. Это приводит к гибели клеток микроорганизмов и снижает воспалительные
реакции. Квасцы применяются для полосканий, промываний и примочек при
воспалительных заболеваниях слизистых оболочек и кожи. Входят в состав
кровеостанавливающих карандашей.
8 % раствор ацетата алюминия используется как вяжущее средство
3
3
COO
CH
Al
V.Закрепление
Химический диктант: записать только первую букву ответа.
В результате мы получим название элемента – похитителя алюминия.
1.
Какой минерал, содержащий алюминий используется для получения фарфоровых и
фаянсовых изделий?
(глина)
2.
Элемент подгруппы алюминия, при замене окончания которого получается
название страны.
Заменишь букву «й» на «я» -
Увидишь дивные поля,
Узнаешь чудную страну.
5
Скажите элемент мне, ну?!
(
индий
)
3. В виде какого сплава чаще всего используется алюминий?
(дюралюминий)
4. Какой драгоценный камень используется в часах и лазерах?
(рубин)
5. Проявление двойственных свойств элементом?
(амфотерность)
6. Кремлевские звезды
Над нами горят.
Повсюду дежурит их свет.
Хорошая Родина есть у ребят.
И лучше той Родины нет!
Какое отношение к уроку имеют эти известные с детства строки?
(звезды – рубиновые).
7. Какая реакция алюминия позволяет использовать его для изготовления
бенгальских огней и фейерверков?
(горение).
8. Вид связи в оксиде алюминия?
(
ионная, вернее, приближающаяся к ионной)
9. Какое соединение алюминия могло бы послужить материалом для гиперболоида
инженера Гарина из романа А.Толстого?
(рубин)
10. На что оканчиваются латинские названия многих химических элементов, в том
числе и алюминия?
(
на «ум»)
11. Название вещества, формула которого
2
NaAlO
?
(метаалюминат
)
Какое слово получилось —
гидраргирум
—
ртуть
.
6
Похититель алюминия – ртуть, она обладает способностью растворять многие
металлы, образуя амальгамы.
VI. Подведение итогов.
Итак, ребята, мы справились с поставленными задачами: повторили свойства
химического элемента алюминия, познакомились с его соединениями, доказали
амфотерные свойства гидроксида и оксида алюминия, узнали некоторые интересные
факты, связанные с этим металлом.
Все учащиеся работали успешно, подготовились добросовестно.
Всем спасибо!
7