Напоминание

"Соединения алюминия"

Автор: Погребняк Тамара Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Соединения алюминия"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

9 класс.
Тема урока: Соединения алюминия.

Цель урока:
Ознакомление учащихся с соединениями алюминия, их свойствами, практическим использованием в жизни человека; Формирование научного мировоззрения; Развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи урока:
Повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соединений; показать практическое применении знаний в жизни; Развивать умение учащихся логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать предложенные факты. Развивать навыки лабораторной техники. Воспитывать ответственное отношение к выполнению дела, самостоятельность, аккуратность и трудолюбие.
Тип урока
: урок формирования новых знаний у учащихся.
Вид урока
: эвристическая беседа.
Методы и методические приемы
: Диалог учителя с учащимися. Использование элементов занимательности – детективное расследование. Выполнение лабораторных опытов. Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Учебник: Габриелян О.С. «Неорганическая химия» 9 класс. Литература для учителя и учащихся: 1. Габриелян О.С, Остроумов Е.Г, «Настольная книга учителя», Москва, «Дрофа», 2005г. 2. Егоров А.С., Иванчиков Н.М., Шацкая К.Т. «Химия внутри нас. Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г. 3. «Химия на досуге: учение с развлечением», библиотека журнала «Химия в школе», Москва, «Центрум-пресс», 2006г. Оборудование для учащихся: Штативы с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, фарфоровые чашки. Реактивы для учащихся: Растворы гидроксида калия, соляной кислоты, сульфата алюминия, алюминиевые гранулы. Оборудование для учителя: 1
Коллекции «Минералы и горные породы», «Алюминий и его сплавы». Ход урока: I этап – организационно-психологический. II этап – Актуализация знаний учащихся. (Проходит в виде театрализованного представления, заранее подготовленного учащимися).
Учитель
: Однажды обнаружили, что в городе Элементарске, по улице Периодической из дома № 3 исчез один жилец. Дворник, наводивший порядок рано утром, заметил на песке следы: большие блестящие капли тяжелой жидкости. Он незамедлительно сообщил об этом следователю.
Следователь
: Я вызвал на беседу ближайших соседей и взял у них показания.
Магний
: Я – сосед по периоду. Ночью просыпаюсь и слышу: в квартире справа шум, возня, крики! Я прислушался, но ничего не мог понять.
Следователь
: Вы не поспешили на помощь?
Магний:
Что вы? Как можно?! Там было так жарко, а я легко воспламеняюсь и горю ослепительным пламенем.
Галлий:
И я слышал шум в квартире этажом выше. Схватка, видимо, была горячая? Но я тоже не выношу таких условий. Ведь я легко плавлюсь. Уже при температуре 28º С я превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается. Недаром меня применяют в термометрах.
Кремний:
Да, температура, температура…У всех она вызывает разные изменения. Я лично работаю полупроводником. И если меня нагреть, моя проводимость сразу увеличится.
Следователь
: А вы что, уважаемый, можете сказать по существу дела?
Кремний
: Какого дела?
Следовател
ь: Ну, как же? Ваш сосед слева сегодня ночью был похищен.
Кремний
: Я об этом ничего не знаю.
Бор:
Зато я знаю. Просыпаюсь среди ночи, слышу снизу шум, крики, удары. Мне показалась, что земля ходуном ходит. Я – элемент любопытный. С моим соседом снизу образую массу соединений неопределенного состава. Интересно стало, что происходит в его квартире. Разобрал паркет, проделал дыру и заглянул вниз. Знаете, что я там увидел? Квартира сплошь выложена плитками из драгоценных камней: сапфиров, рубинов, корундов. Зрелище изумительное.
Следователь:
А сосед, что с соседом?
Бор:
Сосед? Я его не видел. Когда дыру проделал, шум к этому времени стих, все успокоилось. 2

Следователь:
Так вы не видели, кто похитил вашего соседа?
Бор
: Нет. Правда, я видел на полу разлитую жидкость, также круглые капли. Так и перекатываются.
Следователь:
Опять капли…Итак, что мы знаем? Преступник оставляет после себя капли тяжелой жидкости. О похищении неизвестно ничего, кроме того, что в квартире похищенного много драгоценных камней. Зато известны соседи. Сосед слева горит ослепительным пламенем… Сосед справа – полупроводник. Сосед снизу – металл с низкой температурой плавления и применяется в термометрах. (Показывает указкой по таблице периодической системы). Четвертый сосед ничего о себе не сообщил. Так кого же похитили, ребята? И кто похититель?
Учащиеся
отвечают: Алюминий.
Учитель
: название похитителя мы узнаем в конце урока. А теперь рассекретим этот металл. Ш этап – повторение материала, изученного на предыдущем уроке. Вопросы учащимся: 1. Положение элемента в периодической системе, строение атома. 2. Физические свойства. 3. Химические свойства. Запись уравнений на доске с указанием электронного баланса и признаков данных реакций (4 ученика). 3 2 2 3 4 AlO O Al   3 2 2 3 2 AlI I Al   3 2 3 2 S Al S Al   3 4 3 4 C Al C Al       2 3 3 2 6 2 H AlCl HCl Al 3 4 3 4 C Al C Al   3 2 3 2 2 2 O Al Cr Al O Cr    4. Применение алюминия. IV. Изучение нового материала
1.Лабораторные опыты:
1) Получение гидроксида алюминия реакцией обмена сульфата алюминия с гидроксидом калия. Разделение осадка на две пробирки. 3
2) Взаимодействие с кислотой. 3) Взаимодействие со щелочью. Делается вывод об амфотерности гидроксида алюминия и записываются уравнения реакций в ионной форме на доске. O H Al H OH Al O H AlCl HCl OH Al OH Al OH Al SO K OH Al KOH SO Al 2 3 3 2 3 3 3 3 4 2 3 3 4 2 3 3 ) ( 3 3 ) ( ) ( 2 6 2 3 ) ( 2 6 ) (               
Уравнение реакций со щелочью объясняется учителем:
  4 3 ) ( ) ( OH Al K KOH OH Al   Объясняется название: тетрагидроксоалюминат калия. O H NaAlO NaOH OH Al 2 2 3 2 ) (    Метаалюминат калия 4. Взаимодействие алюминия с щелочью при нагревании. Отмечается, что алюминий покрыт оксидной пленкой:           2 4 2 2 2 3 2 3 ) ( 2 6 2 2 2 2 H OH Al K O H KOH Al O H KAlO KOH O Al
2. Работа с учебником, таблицами и коллекцией «Соединения алюминия в

природе»


Результатом этой работы являются выводы, записываемые в тетради. Алюмосиликаты: 2 3 2 2 6SiO O Al O K   Полевой шпат, ортоклаз. Белая глина (фаянс, фарфор) O nH O Al 2 3 2  Боксит, для получения алюминия. 3 2 O Al драгоценные камни – корунд, рубин, сапфир. T пл = 2050ºС Мелкозернистый наждак. 4 O H SiO O Al 2 2 3 2 2 2  
Рубин применяется для изготовления деталей часов и других точных приборов, в лазерах, ювелирных украшениях.
3. Заслушиваются сообщения учащихся о биологической роли алюминия

и применении его соединений в медицине.
Биологическая роль алюминия изучена мало. В организме человека он является примесным микроэлементом ( 5 10  % от массы тела). Оксид алюминия – составная часть зубоврачебных цементов - «цемента для фиксации несъемных протезов», силикатного цемента «силицин», применяемого для пломбирования зубов и т.д. В стоматологической практике используется так же белая глина (каолин). Препараты, содержащие гидроксид алюминия, используются при повышенной кислотности желудочного сока (алмагель, фосфалюгель). В желудке гидроксид алюминия образует гель, нейтрализующий катионы водорода, точнее гидроксония. O H Al O H OH Al 2 3 3 3 6 3 ) (      Перешедшие в раствор катионы алюминия образуют малорастворимый фосфат алюминия: 4 3 4 3 AlPO PO Al     , который выводится из организма. Алюмокалиевые квасцы. O H SO Al 2 3 4 12 ) ( 12  Катионы алюминия образуют с белками достаточно прочные комплексы, выпадающие в виде гелей. Это приводит к гибели клеток микроорганизмов и снижает воспалительные реакции. Квасцы применяются для полосканий, промываний и примочек при воспалительных заболеваниях слизистых оболочек и кожи. Входят в состав кровеостанавливающих карандашей. 8 % раствор ацетата алюминия используется как вяжущее средство   3 3 COO CH Al V.Закрепление Химический диктант: записать только первую букву ответа. В результате мы получим название элемента – похитителя алюминия. 1. Какой минерал, содержащий алюминий используется для получения фарфоровых и фаянсовых изделий? (глина) 2. Элемент подгруппы алюминия, при замене окончания которого получается название страны. Заменишь букву «й» на «я» - Увидишь дивные поля, Узнаешь чудную страну. 5
Скажите элемент мне, ну?! ( индий ) 3. В виде какого сплава чаще всего используется алюминий? (дюралюминий) 4. Какой драгоценный камень используется в часах и лазерах? (рубин) 5. Проявление двойственных свойств элементом? (амфотерность) 6. Кремлевские звезды Над нами горят. Повсюду дежурит их свет. Хорошая Родина есть у ребят. И лучше той Родины нет! Какое отношение к уроку имеют эти известные с детства строки? (звезды – рубиновые). 7. Какая реакция алюминия позволяет использовать его для изготовления бенгальских огней и фейерверков? (горение). 8. Вид связи в оксиде алюминия? ( ионная, вернее, приближающаяся к ионной) 9. Какое соединение алюминия могло бы послужить материалом для гиперболоида инженера Гарина из романа А.Толстого? (рубин) 10. На что оканчиваются латинские названия многих химических элементов, в том числе и алюминия? ( на «ум») 11. Название вещества, формула которого 2 NaAlO ? (метаалюминат ) Какое слово получилось — гидраргирум —
ртуть
. 6
Похититель алюминия – ртуть, она обладает способностью растворять многие металлы, образуя амальгамы. VI. Подведение итогов. Итак, ребята, мы справились с поставленными задачами: повторили свойства химического элемента алюминия, познакомились с его соединениями, доказали амфотерные свойства гидроксида и оксида алюминия, узнали некоторые интересные факты, связанные с этим металлом. Все учащиеся работали успешно, подготовились добросовестно. Всем спасибо! 7