Автор: Агафонова Надежда Анатольевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 "Булжамуур"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Байкальская нерпа"
Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Булжамуур»
670049, Республика Бурятия г. Улан-Удэ
п. Силикатный, ул. Забайкальская, 3а; т.55-47-49,
e-mail : 113.bulzhamuur@list
Конспект занятия по лепке
«Байкальская нерпа»
(средняя группа)
Выполнила:
воспитатель
Агафонова Н.А.
г.Улан-Удэ,2016
Конспект занятия по лепке «Байкальская нерпа».
Цель: знакомство детей с обитателем о. Байкал – нерпой и совместная деятельность с
детьми по лепке нерпят.
• продолжать знакомить детей с животным миром о. Байкал. Рассказать о ее повадках,
месте обитания, о детенышах нерпы (бельках).
• продолжать учить детей приемам работы с пластилином: раскатывание, вытягивание,
прищипывание.
• расширение словарного запаса детей (Байкал, нерпа, белек, лунки, логово, продухи,
торосы, продолжать учить составлять связный рассказ по образцу.
Предварительная работа: островок о. Байкал, на котором лежит мама нерпа, комочки из
пластилина по количеству детей.
Материалы и оборудование: островок о. Байкал , глобус, игрушка нерпа, иллюстрации
нерпы и о. Байкал; пластилин, стеки, доски, салфетки.
Ход занятия:
- Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, давайте встанем в круг, взявшись за
руки. Как приятно держаться за руки. Улыбнитесь друг другу. Посмотрите на наших
гостей, подарите свою улыбку гостям. Сегодня мы вместе отправимся в интересное
путешествие на озеро Байкал.
- А как, вы думаете, на каком транспорте можно добраться до озера Байкал? (ответы
детей).
- А мы сегодня поедем на автобусе.
- Теперь мы все займем свои места. Заводим мотор. … И в путь…
- Вот мы и оказались на берегу нашего озера Байкал.
Немало
сложено о нем
легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро одно из самых больших и глубоких
на Земле. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира.
Расположено оно в Сибири. Поэтому и называют его «жемчужиной Сибири».
Легенда говорит, что у старика Байкала более трехсот
сыновей-рек, которые
приносят ему воду в озеро. А раздает богатства его единственная дочь река - Ангара.
Посмотрите, как красива и разнообразна природа Байкала. Чистая прозрачная вода,
окруженная скалами, необычной красоты деревья.
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие и познакомимся с животным
миром о. Байкал.
- Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Ну, конечно, а вот и
тот, кто издавал эти звуки. (Появляется игрушка нерпы).
Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с
трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно
плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к
поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и
голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать
корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны, чтобы дышать
воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда
нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц –
серебристо серые. Белых нерпят называют бельками.
Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу,
но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подрастая, нерпёнок учится
плавать, нырять, ловить рыбу. У нерпы ценится шкура, идущая на меховые изделия.
Добыча нерпы строго ограничена.
Пальчиковая гимнастика:
Рыбки плавали, резвились.
В теплой, чистенькой воде.
То сойдутся - разойдутся,
То зароются в воде.
Воспитатель: Посмотрите, вот ребята, островок. Это мама нерпа, у нее слезы на глазах.
Что же случилось?
Ребята, у нерпы случилась беда. Холодный ветер Байкала превратил ее детенышей в
камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к
природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме.
- Давайте, рассмотрим нерпу.
- Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей)
- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2
чёрных глаза и усы.
- Вот такую же нерпу, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой нерпы).
А теперь, возьмите своих нерп в ладони легонько подуйте на них, согревая
теплом
своего дыхания.
Дети лепят нерпят.
- Смотрите, да ведь они ожили от тепла вашего дыхания, от вашей доброты, а
посмотрите на маму нерпу, слезы у нее исчезли и
она очень рада, что мы все вместе
вернули ей деток.
-Сейчас мы придумаем имена нашим нерпятам и положим их рядом с мамой нерпой.
Молодцы, ребята, что помогли вернуть детёнышей нерпе.
- Ну, что же вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться домой,
прощаться с нерпой.
Итог занятия:
- Ребята понравилось ли вам путешествие?
- Что больше всего понравилось?