"Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией".
Автор: Коваленко Галина Эдуардовна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией".
дошкольников с дизартрией.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с
дизартрией одним из наиболее трудных для коррекции является такое
проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот
дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов
различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от
незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при
повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечений согласных
даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны
ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта с детей с
ОНР.
В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов,
отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появлении
первых слов в длительной форме. Н.С. Жукова выделяет следующие этапы
формирования слоговой структуры слов у детей в норме:
1г3мес – 1г8мес – ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного
слова, в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: (мако) –
молоко.
1г10мес – 2г1мес – в трёхсложных словах иногда ещё опускается слог, чаще
предударный – (кусу) – укушу, может сокращаться количество слогов в
трёхсложных словах.
2г1мес – 2г3мес – в многосложных словах чаще опускаются предударные
слог, иногда приставки – (ципились) – расцепились.
2г3мес – 3г – слоговая структура пропускается редко, главным образом в
многосложных словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем
годам не исчезают из детской речи, а наоборот, приобретают ярко
выраженный, стойкий характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать
следующим образом:
правильно произносимые слова: мама, дай;
слова - фрагменты: моко (молоко);
слова – звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-
би;
абрисы слов (папата) – лопата;
слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией
речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как
только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической
структурой слова.
Характер нарушений слоговой структуры слова:
1.
Нарушение количества слогов:
сокращение слога (моток) –молоток;
опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;
увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных:
(команата) – комната.
2.
Нарушение последовательности слогов в слове:
перестановка слогов (деворе) – дерево;
перестановка звуков соседних слогов (гебемот) – бегемот.
3.
Искажение структуры отдельного слога:
сокращение стечений согласных: (туль) – стул;
вставки согласных в слог: лимон – (лимонт).
4.
Контаминации (смешение элементов слов ): (в холодильнице) –в
холодильнике и хлебнице.
В констатирующем эксперименте приняли участие 40 детей в возрасте
5-6 лет, по 8 человек в год в течение 5 лет МАДОУ № 358 «Лесная полянка»
Чкаловского района города Екатеринбурга.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей состояния
слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией.
Задачи:
1.
Выбрать методику обследования слоговой структуры слова;
2.
Отобрать и систематизировать содержание заданий с учётом возрастных
особенностей;
3.
Проанализировать полученные результаты.
Обследование слоговой структуры слов проводилось по методике Г.В.
Бабиной с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка,
его интеллектуальных возможностей и возраста.
Экспериментальные задания разработаны на основе принятых в
логопедической практике традиционных методов обследования слоговой
структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора
логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К.
Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).
Изучение слоговой структуры проводилось в следующей
последовательности:
1.
Выявление особенностей спонтанного произношения слов различной
слоговой сложности. Материалом исследования служат: односложные,
двусложные, трёхсложные слова без стечений и со стечениями согласных
звуков (в начале, в середине, в конце). А также многосложные слова без
стечений и со стечениями согласных звуков.
2.
Выявление особенностей отраженного проговаривания слов сложных по
структуре и малочастотных (односложные, двусложные, трёхсложные,
многосложные слова без стечения согласных и односложные, двусложные,
трёхсложные, многосложные слова со стечениями согласных звуков в
начале, середине и конце слова).
3.
Выявление особенностей многократного отражения воспроизведения слов
различной слоговой сложности с опорой на предъявляемый образец и буз
опоры на эталон.
4.
Выявление особенностей состояния слогового состава слова в
словосочетаниях и предложениях. Использовались слова различной
степени сложности.
Экспериментальные задания.
Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения
изолированных слов различной слоговой сложности.
Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой
структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также
установления характера и особенностей искажений слов.
Ведущий прием – называние предметных картинок по инструкции:
«Скажи, что (кто) это.
Задание 1 Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал :
дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание 2 Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал :
Слова типа сгсг –муха , лиса, вода, вата, коты;
Сгсгс – петух, банан, диван, хомяк, вагон.
Задание 3 Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
А) слова со стечениями согласных звуков в начале слова: гном, хлеб, стул,
блин, внук;
Б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова: бант, танк, зонт, бинт,
винт.
Задание 4: Произнесение двусложных слов со стечениями согласных.
Речевой и картинный материал:
Слова со стечениями согласных звуков на стыке согласных:
утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;
слова со стечениями согласных в начале слова :
гномы, слоны, шкафы, столы, знаки;
Задание 5 : Произнесение трехсложных слов без стечения согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
Слова со стечениями согласных звуков: панама, кубики, лисята, машина,
лопата.
Слова типа :сгсгсгс –котенок, помидор, колобок, бегемот, барабан.
Задание 6 Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
автобус, апельсин, виноград, конфета, карандаш;
цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.
Задание 7 Произнесение многосложных слов.
Речевой и картинный материал:
Слова без стечений согласных: Буратино, черепаха, самолеты, гусеница,
макароны.
Слова со стечениями согласных: полотенце, сковородка, космонавты,
учительница, воспитательница.
Задания на отраженное проговаривание слов сложных по структуре и
малочастотных.
Предлагаются с целью установления характера искажений слов, выяснения
влияния эталона произнесения лексической единицы на качество
проговаривания детьми.
Ведущий прием – повторение слов за логопедом со зрительной опорой на
картинки.
Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».
Задание 1 Отраженное произнесение односложных слов без стечения
согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
мох, мех, пух, бак, Бим.
Задание 2 Отраженное произнесение двусложных слов без стечений
согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
ива, боты, дети, дома, киты;
газон, гамак, дымок, кабан, салат.
Задание 3 Отраженное произнесение односложных слов со стечениями
согласных звуков.
Речевой и картинный материал :
два, двор, лифт, мост, куст.
Задание 4 Отраженное произнесение двусложных слов со стечениями
согласных звуков .
Речевой и картинный материал :
слова со стечениями согласных на стыке слогов – овца, тыква, нитки, миска,
индюк, кувшин, солдат;
слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова – клюква,
фрукты, звезда, гнездо, кнопка;
слова с несколькими стечениями согласных звуков: конверт, пингвин,
верблюд, Москва, актриса.
Задание 5 Отраженное произнесение трехсложных слов без стечения
согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
слова типа СГСГСГ – дорога, ворона, сорока, ворота, малина;
слова типа СГСГСГС – воробей, петушок, соловей, василек, потолок.
Задание 6 Отраженное произнесение трехсложных слов со стечениями
согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
слова с одним стечением согласных звуков – комната, гантели, аптека,
осьминог, охотник;
слова с двумя стечениями согласных звуков – Незнайка, квартира, продукты,
футболист.
Задание 7 Отраженное произнесение многосложных слов.
Речевой и картинный материал:
слова без стечений согласных звуков : водолазы, чемоданы, носороги,
самокаты, бегемоты, телефоны, ящерица, раковина, пианино;
слова со стечениями согласных звуков: холодильник, Снегурочка,
шахматисты, экскурсовод, велосипедист.
Задания на выявление особенностей многократного отраженного
воспроизведения слов.
Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы
действия в процессе проговаривания.
Задание 1 Многократное повторения слова с опорой на предъявляемый
образец.
Инструкция: « Послушай, повтори три – четыре раза»
Речевой материал: банан, хлеб, медведь, пингвин, воробей, петушок,
апельсин, молоток, космонавт, ящерица и др.
Задание 2 Многократное повторения слова без опоры на эталон.
Инструкция : « Посмотри, назови, повтори несколько раз»
Речевой и картинный материал : лимон, винт, овца, кактус, панама, малина,
самолет, колосок, аптека, футболист, гусеница, учительница и др.
Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в
минимальном контексте.
Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов
различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.
Задание1 Завершение словосочетаний и предложений.
Инструкция: « Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка.»
Речевой и картинный материал:
А)добавление слова без изменения его грамматической формы: « Желтый …
(лимон), Катина … (панама), плывет …( пароход ), колючий …(кактус),
отважный …(солдат), длинноносый …(Буратино)».
Б) добавление слова с изменением его грамматической формы: « Я рисую…
(гусеницу), мы кормили …(Бима), мы полетим на…(самолете),я положу
письмо в…(конверт), я хочу быть …(космонавтом), я мечтаю о …
(велосипеде).