"Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией".

Автор: Коваленко Галина Эдуардовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией".
Дата публикации: 26.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности нарушений слоговой структуры слова у

дошкольников с дизартрией.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с дизартрией одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта с детей с ОНР. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появлении первых слов в длительной форме. Н.С. Жукова выделяет следующие этапы формирования слоговой структуры слов у детей в норме: 1г3мес – 1г8мес – ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова, в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: (мако) – молоко. 1г10мес – 2г1мес – в трёхсложных словах иногда ещё опускается слог, чаще предударный – (кусу) – укушу, может сокращаться количество слогов в трёхсложных словах. 2г1мес – 2г3мес – в многосложных словах чаще опускаются предударные слог, иногда приставки – (ципились) – расцепились. 2г3мес – 3г – слоговая структура пропускается редко, главным образом в многосложных словах. В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:  правильно произносимые слова: мама, дай;  слова - фрагменты: моко (молоко);  слова – звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би- би;  абрисы слов (папата) – лопата;  слова, которые совсем не напоминают слова родного языка. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Характер нарушений слоговой структуры слова:
1.

Нарушение количества слогов:
 сокращение слога (моток) –молоток;  опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;  увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (команата) – комната.
2.

Нарушение последовательности слогов в слове:
 перестановка слогов (деворе) – дерево;  перестановка звуков соседних слогов (гебемот) – бегемот.
3.

Искажение структуры отдельного слога:
 сокращение стечений согласных: (туль) – стул;  вставки согласных в слог: лимон – (лимонт).
4.

Уподобление слогов: абрикосы – (кококосы).

5.

Персеверации-(били… били… билитекарь)

6.

Антиципации ( замена предшествующих звуков последующими) :

(нананасы)-ананасы.

7.

Контаминации (смешение элементов слов ): (в холодильнице) –в

холодильнике и хлебнице.

В констатирующем эксперименте приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет, по 8 человек в год в течение 5 лет МАДОУ № 358 «Лесная полянка» Чкаловского района города Екатеринбурга. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей состояния слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией. Задачи: 1. Выбрать методику обследования слоговой структуры слова; 2. Отобрать и систематизировать содержание заданий с учётом возрастных особенностей; 3. Проанализировать полученные результаты. Обследование слоговой структуры слов проводилось по методике Г.В. Бабиной с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста. Экспериментальные задания разработаны на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой). Изучение слоговой структуры проводилось в следующей последовательности: 1. Выявление особенностей спонтанного произношения слов различной слоговой сложности. Материалом исследования служат: односложные, двусложные, трёхсложные слова без стечений и со стечениями согласных звуков (в начале, в середине, в конце). А также многосложные слова без стечений и со стечениями согласных звуков. 2. Выявление особенностей отраженного проговаривания слов сложных по структуре и малочастотных (односложные, двусложные, трёхсложные, многосложные слова без стечения согласных и односложные, двусложные, трёхсложные, многосложные слова со стечениями согласных звуков в начале, середине и конце слова).
3. Выявление особенностей многократного отражения воспроизведения слов различной слоговой сложности с опорой на предъявляемый образец и буз опоры на эталон. 4. Выявление особенностей состояния слогового состава слова в словосочетаниях и предложениях. Использовались слова различной степени сложности. Экспериментальные задания. Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности. Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием – называние предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это. Задание 1 Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал : дом, дым, мак, кот, бык, кит. Задание 2 Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал : Слова типа сгсг –муха , лиса, вода, вата, коты; Сгсгс – петух, банан, диван, хомяк, вагон. Задание 3 Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: А) слова со стечениями согласных звуков в начале слова: гном, хлеб, стул, блин, внук; Б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова: бант, танк, зонт, бинт, винт. Задание 4: Произнесение двусложных слов со стечениями согласных. Речевой и картинный материал:
Слова со стечениями согласных звуков на стыке согласных: утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь; слова со стечениями согласных в начале слова : гномы, слоны, шкафы, столы, знаки; Задание 5 : Произнесение трехсложных слов без стечения согласных звуков. Речевой и картинный материал: Слова со стечениями согласных звуков: панама, кубики, лисята, машина, лопата. Слова типа :сгсгсгс –котенок, помидор, колобок, бегемот, барабан. Задание 6 Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: автобус, апельсин, виноград, конфета, карандаш; цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка. Задание 7 Произнесение многосложных слов. Речевой и картинный материал: Слова без стечений согласных: Буратино, черепаха, самолеты, гусеница, макароны. Слова со стечениями согласных: полотенце, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница. Задания на отраженное проговаривание слов сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми.
Ведущий прием – повторение слов за логопедом со зрительной опорой на картинки. Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори». Задание 1 Отраженное произнесение односложных слов без стечения согласных звуков. Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим. Задание 2 Отраженное произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: ива, боты, дети, дома, киты; газон, гамак, дымок, кабан, салат. Задание 3 Отраженное произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал : два, двор, лифт, мост, куст. Задание 4 Отраженное произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков . Речевой и картинный материал : слова со стечениями согласных на стыке слогов – овца, тыква, нитки, миска, индюк, кувшин, солдат; слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова – клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка; слова с несколькими стечениями согласных звуков: конверт, пингвин, верблюд, Москва, актриса.
Задание 5 Отраженное произнесение трехсложных слов без стечения согласных звуков. Речевой и картинный материал: слова типа СГСГСГ – дорога, ворона, сорока, ворота, малина; слова типа СГСГСГС – воробей, петушок, соловей, василек, потолок. Задание 6 Отраженное произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: слова с одним стечением согласных звуков – комната, гантели, аптека, осьминог, охотник; слова с двумя стечениями согласных звуков – Незнайка, квартира, продукты, футболист. Задание 7 Отраженное произнесение многосложных слов. Речевой и картинный материал: слова без стечений согласных звуков : водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны, ящерица, раковина, пианино; слова со стечениями согласных звуков: холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист. Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания. Задание 1 Многократное повторения слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: « Послушай, повтори три – четыре раза» Речевой материал: банан, хлеб, медведь, пингвин, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица и др. Задание 2 Многократное повторения слова без опоры на эталон.
Инструкция : « Посмотри, назови, повтори несколько раз» Речевой и картинный материал : лимон, винт, овца, кактус, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, гусеница, учительница и др. Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений. Задание1 Завершение словосочетаний и предложений. Инструкция: « Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка.» Речевой и картинный материал: А)добавление слова без изменения его грамматической формы: « Желтый … (лимон), Катина … (панама), плывет …( пароход ), колючий …(кактус), отважный …(солдат), длинноносый …(Буратино)». Б) добавление слова с изменением его грамматической формы: « Я рисую… (гусеницу), мы кормили …(Бима), мы полетим на…(самолете),я положу письмо в…(конверт), я хочу быть …(космонавтом), я мечтаю о … (велосипеде).