Приложение к рабочей программе по литературе в 5 классе по поточно-групповому методу "Журналистика"
Автор: Титовец Людмила Фёдоровна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 104"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приложение к рабочей программе по литературе в 5 классе по поточно-групповому методу "Журналистика"
Приложение к рабочей программе по литературе в 5-6 классах по поточно-групповому
направлению «Журналистика как творческий метод при изучении литературы»
Изучение литературы с разных позиций (актера, автора, журналиста) поможет создать
условия для оптимальной социальной и творческой реализации личности учащихся, их
интеллектуального совершенствования, а также будет способствовать в дальнейшем
формированию медиакультуры в профильной ориентации учащихся и стимулированию их
активности в поисках профессии.
Актуальность работы данной группы связана с решением такого блока задач, как
социально-творческое развитие личности, личностное становление детей.
Изучая литературное произведение с позиции журналиста, у учащихся появиться
возможность реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в
общественном мнении, включиться в систему новых отношений, помогающую выявить
свои способности (работа в школьном пресс-центре).
Урок литературы вообще предполагает личностно ориентированный подход, который
учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить.
Журналистская деятельность при прочтении любого произведения способствует
экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления, способности
мыслить гибко и четко. Занятия в такой группе должны обеспечить раскрытие
литературного таланта, самореализацию и свободное самовыражение учащихся.
Амплуа журналиста поможет воспитать у учащихся чувство ответственности, укрепит
связи с ближайшим социальным окружением (одноклассники, родители, педагоги).
Цель занятий :
- создание условий для оптимальной творческой и социальной самореализации личности,
интеллектуального совершенствования;
- стимулировать выбор учащимися ведущей учебной деятельности при изучении
литературы.
Задачи :
- «вооружение» учащихся совокупностью знаний о принципах журналистской
деятельности;
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения,
современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
- формирование потребности в постоянном повышении информированности;
- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления,
интересов;
- расширение общего кругозора.
Планируемый результат :
Создание журналистского продукта в результате (процессе) изучения литературного
произведения,
- предметные знания о журналистике как форме информационной деятельности,
-создание журналистского текста,
- редактирование текста,
- навыки грамотной письменной и устной речи,
- навыки оперирования формулировками, определениями.
Критерий для достижения результата – подготовленный к публикации материал,
индивидуальный подход к практическим заданиям.
В процессе занятий ребятам предстоит писать материалы в разных газетных жанрах,
делать правку авторского текста, участвовать в конкурсах, творческих мастерских.
Содержание ключевых понятий курса
Этапы развития журналистики .
Пражурналистика – возникновение первичных способов, методов, средств и систем
передачи информации в условиях государственности и письменности. Потребность в
обмене информацией между людьми усиливается после изобретения письменности.
Способы: росписи, настенные изображения, рукописи.
Второй этап развития журналистики – появление первых газет. Предпосылки:
распространение грамотности, определенный культурный уровень общества, изобретение
бумаги. Пергамент.
Третий этап (XVII – XIX вв.)- современное печатное периодическое издание. Появление
первых настоящих печатных газет.
Четвертый этап – расцвет журналистики в обществе (XIX – XX вв.). Появление массовых
печатных периодических изданий.
Понятие «желтая пресса». Газеты, которые не гнушаются лжи. Желтая – от цвета бумаги,
на которой печатались дешевые газеты, возможно и от цвета обложек буклетов
сенсационных историй.
«Газетная утка». Ложь, децинформация, используемая для достижения дешевой
сенсационности.
Древо жанров . Жанры газетной журналистики – это исторически сложившиеся типы
(виды) публицистических произведений, способ и форма написания газетной публикации.
Жанры различаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения,
композицией и просто числом строк. Каждому жанру соответствует определенный метод
работы с информацией.
Заметка . Сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?». Основной жанр
современной газетной журналистики. Небольшой рассказ журналиста об факте,
схваченном на лету. Заметку пишут тогда, когда нет веского повода делать интервью или
расписать событие в действии. Основные черты: актуальность, краткость, ясность
изложения, точность.
Статья . Часть газетного или журнального номера. Публикация, анализирующая какое-
либо явление или событие с целью определить их общественную значимость. Статья
«работает» с проблемами. Предложения короткие, в тексте преобладают факты –
фамилии, названия местности, время, подробности, события. Этапы работы над статьей.
Интервью . Принцип построения – диалог. Краткое освещение факта, события, явления,
рассказ о самом субъекте. Основная задача – показать человека, его позицию по
интересующей журналиста проблеме.
Факт . Должен обладать достоверностью,/ свежестью, правдивостью, общественной
значимостью, не должен быть банальным. Это ответ на главные вопросы: что, где, когда?
Тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-
во
часов
Форма проведения
1
Журналистика как профессия и общественная
деятельность
1
Творческое
задание на дом
2
Как и почему возникла журналистика
1
Лекция, работа со
словарями
3
Особенности периодических изданий для детей и
подростков.
1
Практикум
4
Система жанров в литературе и журналистике
1
Этимологический
«круглый стол»
5
Факт – основа журналистики
2
Практика –
написание
информаций
6
Заметка как информационный жанр
2
Собирание
школьных новостей
7
Краткая и расширенная заметка
2
Редактирование
текста
8
Работа с техническими средствами
1
Мастер-класс,
анализ работы на
сборах
9
Типы и виды интервью
3
Проведение
учебных интервью
10
Этапы работы над интервью. Классификация
вопросов.
3
Редактирование
11
Приемы написания статей
3
Творческая работа
12
Описание как элемент любой статьи
3
Работа с изданиями
13
Этапы работы над статьей
2
Практика –
написание информ.
14
Газетный язык. Газетные штампы
2
Редактирование
текста
15
Лексические и синтаксические особенности
газетного языка
4
Редактирование
текста