Приложение к рабочей программе по литературе в 5 классе по поточно-групповому методу "Журналистика"

Автор: Титовец Людмила Фёдоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 104"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приложение к рабочей программе по литературе в 5 классе по поточно-групповому методу "Журналистика"
Дата публикации: 26.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Приложение к рабочей программе по литературе в 5-6 классах по поточно-групповому

направлению «Журналистика как творческий метод при изучении литературы»
Изучение литературы с разных позиций (актера, автора, журналиста) поможет создать условия для оптимальной социальной и творческой реализации личности учащихся, их интеллектуального совершенствования, а также будет способствовать в дальнейшем формированию медиакультуры в профильной ориентации учащихся и стимулированию их активности в поисках профессии.
Актуальность работы
данной группы связана с решением такого блока задач, как социально-творческое развитие личности, личностное становление детей. Изучая литературное произведение с позиции журналиста, у учащихся появиться возможность реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включиться в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности (работа в школьном пресс-центре). Урок литературы вообще предполагает личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Журналистская деятельность при прочтении любого произведения способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления, способности мыслить гибко и четко. Занятия в такой группе должны обеспечить раскрытие литературного таланта, самореализацию и свободное самовыражение учащихся. Амплуа журналиста поможет воспитать у учащихся чувство ответственности, укрепит связи с ближайшим социальным окружением (одноклассники, родители, педагоги).
Цель занятий
: - создание условий для оптимальной творческой и социальной самореализации личности, интеллектуального совершенствования; - стимулировать выбор учащимися ведущей учебной деятельности при изучении литературы.
Задачи
: - «вооружение» учащихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности; - формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции; - формирование потребности в постоянном повышении информированности; - всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов; - расширение общего кругозора.
Планируемый результат
: Создание журналистского продукта в результате (процессе) изучения литературного произведения,
- предметные знания о журналистике как форме информационной деятельности, -создание журналистского текста, - редактирование текста, - навыки грамотной письменной и устной речи, - навыки оперирования формулировками, определениями. Критерий для достижения результата – подготовленный к публикации материал, индивидуальный подход к практическим заданиям. В процессе занятий ребятам предстоит писать материалы в разных газетных жанрах, делать правку авторского текста, участвовать в конкурсах, творческих мастерских.
Содержание ключевых понятий курса

Этапы развития журналистики
. Пражурналистика – возникновение первичных способов, методов, средств и систем передачи информации в условиях государственности и письменности. Потребность в обмене информацией между людьми усиливается после изобретения письменности. Способы: росписи, настенные изображения, рукописи. Второй этап развития журналистики – появление первых газет. Предпосылки: распространение грамотности, определенный культурный уровень общества, изобретение бумаги. Пергамент. Третий этап (XVII – XIX вв.)- современное печатное периодическое издание. Появление первых настоящих печатных газет. Четвертый этап – расцвет журналистики в обществе (XIX – XX вв.). Появление массовых печатных периодических изданий.
Понятие «желтая пресса».
Газеты, которые не гнушаются лжи. Желтая – от цвета бумаги, на которой печатались дешевые газеты, возможно и от цвета обложек буклетов сенсационных историй.
«Газетная утка».
Ложь, децинформация, используемая для достижения дешевой сенсационности.
Древо жанров
. Жанры газетной журналистики – это исторически сложившиеся типы (виды) публицистических произведений, способ и форма написания газетной публикации. Жанры различаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и просто числом строк. Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией.
Заметка
. Сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?». Основной жанр современной газетной журналистики. Небольшой рассказ журналиста об факте, схваченном на лету. Заметку пишут тогда, когда нет веского повода делать интервью или расписать событие в действии. Основные черты: актуальность, краткость, ясность изложения, точность.

Статья
. Часть газетного или журнального номера. Публикация, анализирующая какое- либо явление или событие с целью определить их общественную значимость. Статья «работает» с проблемами. Предложения короткие, в тексте преобладают факты – фамилии, названия местности, время, подробности, события. Этапы работы над статьей.
Интервью
. Принцип построения – диалог. Краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте. Основная задача – показать человека, его позицию по интересующей журналиста проблеме.
Факт
. Должен обладать достоверностью,/ свежестью, правдивостью, общественной значимостью, не должен быть банальным. Это ответ на главные вопросы: что, где, когда?
Тематическое планирование



Тема урока

Кол-

во

часов

Форма проведения
1 Журналистика как профессия и общественная деятельность 1 Творческое задание на дом 2 Как и почему возникла журналистика 1 Лекция, работа со словарями 3 Особенности периодических изданий для детей и подростков. 1 Практикум 4 Система жанров в литературе и журналистике 1 Этимологический «круглый стол» 5 Факт – основа журналистики 2 Практика – написание информаций 6 Заметка как информационный жанр 2 Собирание школьных новостей 7 Краткая и расширенная заметка 2 Редактирование текста 8 Работа с техническими средствами 1 Мастер-класс, анализ работы на сборах 9 Типы и виды интервью 3 Проведение учебных интервью 10 Этапы работы над интервью. Классификация вопросов. 3 Редактирование 11 Приемы написания статей 3 Творческая работа 12 Описание как элемент любой статьи 3 Работа с изданиями 13 Этапы работы над статьей 2 Практика – написание информ. 14 Газетный язык. Газетные штампы 2 Редактирование текста 15 Лексические и синтаксические особенности газетного языка 4 Редактирование текста