"Система игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников с речевыми нарушениями"

Автор: Антонова Елена Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников с речевыми нарушениями"
Дата публикации: 26.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования города Екатеринбурга

Отдел образования Чкаловского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию воспитанников № 358 «Лесная

полянка
»
Система игр и упражнений по развитию

фонематического слуха у дошкольников с

речевыми нарушениями


Подготовила: Антонова Е. С. Должность: Учитель- логопед Екатеринбург
Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Игры и упражнения по развитию фонематического слуха проводятся на логопедических занятиях. Также развитие фонематического слуха нельзя рассматривать вне связи его с теми речедвигательными процессами, которыми сопровождается произношение и выделение звуков речи. Возникающие при этом слуховые и кинестетические ощущения выступают в качестве взаимно определяющих друг друга компонентов. При проведении соответствующих упражнений необходимо привлекать внимание детей не только к звучанию, но и к артикуляции (Гнездилов М.Л.) Таким образом, работа по развитию фонематического слуха детей должна быть тесно связана с работой по улучшению произношения отдельных звуков и идти параллельно. Вся работа при дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексно и включает в себя: - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; - развитие речевого дыхания и голоса; - коррекцию звукопроизношения(постановка, автоматизация, дифференциация звуков); - развитие фонематического восприятия слуха, формирование фонематического восприятия; - работа над слоговой структурой слова; - расширение и обогащение словаря (активного и пассивного); - развитие грамматического строя речи; - формирование связной речи; - формирование интонационно-выразительной стороны речи; - воспитание самоконтроля за речью; - формирование практических умений, навыков пользования правильной речью.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, то вся логопедическая работа по развитию фонематического слуха проводится в виде игр и игровых упражнений. Данилкина Г.И. также отмечала, что для более четкой дифференцировки звуков, развития слуховой наблюдательности нужны специальные игры. Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у дошкольников с дизартрией проводились на индивидуальных, как один из этапов, и подгрупповых занятиях. Всю систему коррекционной работы по развитию у детей с дизартрией способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов: 1 этап – узнавание неречевых звуков; 2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3 этап – различение слов, близких по звуковому составу; 4 этап – дифференциация слогов; 5 этап – дифференциация фонем; 6 этап – развитие навыков звукового анализа. Рассмотрим подробнее как проводится развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией на каждом из указанных этапов логопедического воздействия. 1 этап: На первом этапе в процессе специальных игровых упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно дифференцировать фонемы). Авторы, занимающиеся проблемой обучения (М.Ф.Гнездилов, Г.И. Данилкина, В.В. Воронкова и др.) отмечали, что с детьми, у которых деятельность анализаторов не столь совершенна, целесообразно сначала поработать над уточнением и организацией слуховых восприятий вообще, подготовить основу для специальной работы над развитием речевого слуха.
На самых первых занятиях дети учатся узнавать и размещать звуки окружающей действительности: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), как шуршат листья под ногами?, как звенит звонок?, как топают детские ножки?, кто и как подает голос: «и-го-го» - кричит лошадка, кто сказал: «мяу» и т.д. Применяются игры с движениями, которые направлены на подведение восприятию звуков: поезд гудит, выпуская пар; самолет летит, рокочет мотор; комарики летят, звенят. Их можно использовать на логопедических занятиях как физминутки. Гнездилов М.Ф. предупреждая, что необходимо обратить внимание на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например: гудок гудит – у-у-у; рассерженный гусь шипит – ш-ш- ш; собака рычит – р-р-р и т.д. Ниже помещаются описания рядя игр, которые с успехом можно использовать на этом этапе. 1. Логопед вызывает водящего и, когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, прячет какую-нибудь игрушку. Водящему надо ее найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - барабан бьет громко, если удаляется - тихо. Эту игру полезно повторять на многих занятиях, при этом можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, ударяя в бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т.д. Нужно стремиться к тому, чтобы сила звуков менялась постепенно, плавно: от громких к звукам средней силы и тихим. 2. Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик. 3. Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и как маленький — тихо, слабо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать и показать, какой из зайцев только что играл. Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мышками, обезьянками и т.д.
4. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит погремушкой), он предлагает ребенку внимательно послушать и запомнить какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков. 5. Логопед демонстрирует ребенку какие звуки издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; - шарик, перекатываясь в стеклянной банке; газета, если ее мять, комкать; стул, если им двигать и т.д. Затем эти же действия, но уже в другой последовательности логопед производит за ширмой. Ребенок должен возможно, полнее и точнее рассказать, что они каждый раз слышат. 2 этап: Постепенно работа на материале неречевых звуков переходит и охватывает звуки речи правильно произносимые детьми, а затем те, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь. При развитии речевого слуха работа происходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к чисто слуховому. Слухозрительное восприятие слова – это такое восприятие. Когда ребенок не только слышит голос, но и видит губы говорящего. Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием со зрительной опорой, при котором ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку. Восприятие со зрительной опорой намного легче. По существу этот процесс является неполноценным слуховым восприятием слова, а лишь различением. Узнаванием. Например, перед ребенком на столе лежит два предмета – юла с собака, мы называем их, происходит не восприятие, а различение слов. По звуковому составу эти слова различны. Но даже такое различие может происходить по-разному. Если ребенок видит лицо логопеда, то его слова воспринимаются и различаются слухозрительно. Если же логопед стоит за спиной ребенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух.
Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию. На протяжении всего второго этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, .ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. Можно использовать следующие игровые упражнения: 1. Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый раз по очереди, кричит водящему: «Ау!», тот отгадывает, кто кричал. И последний вариант этой игры состоит в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий в «лесу»: он произносит: «Ау!» то громко, то тихо. 2. Логопед показывает ребенку игрушку котенка или картинку котенка и просит их внимательно послушать и запомнить, как мяукает близко (громко), а как - далеко (тихо). Затем произносит: «Мяу!», меняя силу голоса, дети должны отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Затем учитель просит детей помяукать по команде: «Близко» или: «Далеко». Дальнейший вариант игры состоит в следующем. Логопед объясняет ребенку, что котенок боится очень щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает, кто из ребят это был, ориентируясь на тембр голоса. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся различать, где гудит пароход (у-у-у), далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) и т.д. 3. Логопед выставляет перед детьми игрушки или картинки трех медведей - большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях (в сокращенном варианте), произносит соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать. 4. Ребенку раздаются картинки домашних животных и их детенышей коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т.п. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у-у, бе-е-е, хрю-
ю-ю и т.д.). Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно, поднять соответствующую картинку. 3 этап: На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, при этом могут быть использованы следующие игры: 1. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет: «Вагон». Затем объясняет детям: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь — вы хлопните в ладоши». Учитель произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т.д. Затем показывает детям листок бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака - бумака» и т.д., а дети, услышав неверно сказанное учителем слово, хлопают в ладоши. В начале учитель берет слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные. Усложнения подобных игровых упражнений может состоять еще и в следующем. Детям предлагается поднимать красный кружок, если логопед ошибся, и зеленый, если слово, по их мнению, произнесено, верно. Это требует от ребенка большей внимательности. 2. Логопед выставляется на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук. Ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок: ком, бак, сук; дом, рак, лук; сом, мак, жук. 3. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, название которых очень близки по звучанию. Например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем называются логопедом 3-4 слова в определенной последовательности, а ребенок должен отобрать соответствующие картинки и расставить их на наборном полотне в названом порядке. 4 этап: На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. Начинать хорошо с такой игры.
1. Логопед произносит слоговой ряд, например: на, но, на; ка, ка, га, ка; па, ба, па, па и т.д. Ребенок повторяет. 2. Следующая игра. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например: па. Ребенок в слух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па-па, па-ба или ва-фа, ва-ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы учитель мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять красный кружок, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть, или если разные - поднять красный кружок, одинаковые - зеленый. Понятно, что и в этой игре должен варьироваться подбор слогов для названия и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом. Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. 5 этап: На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. При чем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Учитель раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, парохода и объясняет: «Поезд гудит: у-у-у», «Девочка плачет: а-а-а». Затем учитель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а-а-а-а-а-а или у-у-у- у-у. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем игра должна усложняться следующим образом: 1 . Логопед произносит эти звуки кратко: а, у. 2. Детям раздаются в место картинок кружки трех цветов. Логопед объясняет детям, что красный цвет, например, соответствует звуку «а», желтый - звуки «и», зеленый - звуку «ю». 3. В ряд данных гласных «а», «у» включаются и другие звуки, например, «о», «ы», «э», на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем. Этап 6: Задачей последнего, 6 этапа занятий является развитие у детей навыков звукового анализа. Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками одно- и двухсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию учителя дети упражняются в отхлопывании различных слов, предложенных учителем. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения. 1. Детям раздается по несколько разноцветных кружков. Учитель произносит один, два или три гласных звука, например, «а», «ау», «иоу», «о» и т.д. Дети должны отложить на столах такое количество кружков, которое соответствовало бы числу произнесенных учителем кружков. 2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например, красный, желтый, зеленый. Логопед уславливается с детьми, что красный соответствует звуку «а», желтый - звуку «у», зеленый - «и». Когда дети запоминают это, учитель произносит сочетание из этих звуков сначала по два звука: «ау», «уи», «уа», «аи». Затем - по три звука: «ауи», «уиа», «уаи». Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности. Примерно также проводится анализ всех остальных гласных звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный. Для этой цели проводится следующее упражнение: 3. Детям предлагается выходить к столу учителя и по очереди вытаскивать из конверта специально подобранные картинки, изображающие кнут, кота, паука, каток, танк, мак, жука, лук, куст, веник и т.д. Ребенок подходит к столу учителя и, вынув из конверта картинку, называет ее громко, четко, выделяя последний звук. Затем этот звук ребенок повторяет отдельно. Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания.
1. Выделив последний звук, разложить изображение предметов так, чтобы в одной стороне наборного полотна оказались картинки, название которых оканчивается на звук «т», а в другой — на звук «к». 2. Учитель показывает детям картинку и произносит ее название, опустив последний звук, например: «ко...», «пау...», «вени...» и т.д. Каждый ребенок называет очередное слово, а затем поизносит звук, который учитель опустил. Далее дети учатся различать слова, отличающиеся одним звуком (глас, или согл.), слова-паронимы. Для этого используется следующая игра: Игра «ЛОТО». На большом листе изображены пары предметов, например: рожки-ложки, бочки-почки и т.д. Эти же предметы изображены на маленьких карточках. В начале учитель должен убедиться, что дети знают все предметы, изображенные на картинках и их название. Поэтому в первой части игры дети выбирают картинки по образцу - логопед показывает ребенку карточку с изображением предмета, тот находит ее, и учитель называет предмет и выясняет, что о нем знает. Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенок берет карточку, называет предмет, изображенный на ней, ищет соответствующий предмет на карте, далее ищет карточку со словом, отличающимся от предыдущего предмета одним' звуком, называет и ищет этот предмет на большой карте. Когда обе карточки найдены, ребенок определяет, в чем их отличие. Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуются фонематические представления, подготавливают детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического слуха к работе над звуковым анализом. Игровые упражнения являются эффективным средством развития фонематического слуха в том случае, когда: - присутствует осознание ребенком цели и мотивации к данной деятельности
- педагог знает и понимает значимость и основные требования к развитию фонематического слуха.

Организуя деятельность по развитию фонематического слуха детей, старалась привлечь педагогов и родителей. С этой целью разработала методические рекомендации, организовала консультацию по теме «Основы звукобуквенного анализа слов», индивидуальные беседы.