Автор: Долгополова Елена Викторовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Солнышко" г. Нефтегорска
Населённый пункт: город Нефтегорск, Самарская область
Наименование материала: Познавательно-творческий проект в средней группе
Тема: "Времена года"
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска
муниципального района Нефтегорский Самарской области - детский сад «Солнышко»
г. Нефтегорска
____________________________________________________________________
446600, Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19.
тел/факс:(84670)2-11-48; E- mail:solnyichko2008@yandex
Познавательно-творческий проект
в средней группе № 2 на тему:
«Времена года»
Воспитатель:
Долгополова Елена Викторовна
Информационная карта проекта
Тип проекта: познавательно-творческий, игровой, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Актуальность проблемы:
Данный проект предназначен для детей средней группы д/с «Солнышко» и
ориентирован на изучение вопросов, связанных с бережным отношением к
природе.
Работа
над
проектом
направлена
на
систематизировании
и
расширении знаний детей о природе, о временах года; ребенок должен
чувствовать ответственности за всю живую природу, которая окружает его.
Сохранить окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые,
воспитатели, родители, должны дать необходимые знания, научить беречь и
любить природу с малых лет. Проект объединяет воспитателей, родителей и
детей в общей познавательно-творческой работе.
Цель:
формировать
элементарные
представления
о
времени
года,
его
периодичности, последовательности месяцев и времен года.
Задачи проекта:
рассширить словарь дошкольников;
познакомить детей с сезонными изменениями природы, присущей
каждому времени года;
формировать представление о правильных способах взаимодействия с
объектами природы;
формировать элементарное представление о времени: его периодичности,
последовательности месяцев и времени года;
продолжать развивать интерес к художественной и познавательной
литературе. Пополнить литературный багаж детей: стихотворениями о
временах года, поговорками, приметами, загадками, рассказами, сказками.
Продолжать знакомство с иллюстрациями известных художников.
формировать у воспитанников интереса к играм в разные времена года;
формировать у воспитанников познавательный интерес к окружающему
миру, родной природе
воспитывать у воспитанников эмоциональное, положительное отношение
к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Средства, материал: игровой материал, художественное слово, книги,
альбомы, иллюстрации, фотографии.
Методическая работа по проекту:
Повышать
профессиональную
компетенцию
используя
интеграции
образовательных
областей
«Познавательное
развитие»,
«Социально
коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Развивать способность
к самоанализу
собственной педагогической
деятельности.
Внедрять новые формы организации детской деятельности в соответствии
с ФГОС.
Взаимодействие с детьми:
в
непосредственно
образовательной
деятельности,
в
том
числе
с
использованием ИКТ, в играх.
Взаимодействие с родителями:
Изготовление макетов на каждое время года,
просмотр сказки «Двенадцать месяцев»
сбор информации о временах года для создания страничек «Приметы»,
«Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки»
пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.
Продукт деятельности:
наглядные пособия, альбомы, рисунки, презентации, картотеки стихов,
загадок, дидактические игры по временам года.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Составление паспорта проекта.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению
с каждым времени года.
- Изготовление дидактических игр.
- Подбор сюжетных картинок, иллюстраций.
- Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки,
пейзажи о временах года.
- Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время
года»
2 этап. Реализация (выполнение) проекта
Формы
организации
образовательного процесса
Дидактическое обеспечение
- Проведение с детьми бесед
на
данную
тему;
наблюдение
на
прогулке
- Рассматривание иллюстраций с
изображением времен года
Альбомы по временам года: "Осень",
"Зима", "Весна", "Лето"
-
Проведение
пальчиковых,
подвижных,
дидактических,
сюжетно-ролевых игр:
Игры с пальчиками:"Листопад", "Зимние
забавы",
"Перелетные
птицы",
"Насекомые", "Пальчики в лесу".
Подвижные игр:
"Совушка","Зайцы и
волк", "У медведя во бору", "Гуси -гуси",
"Пчелы и медведи".
Дидактические игры
:
"Выбери и
объясни!", "Что ни так?", "Чья? Чей?
Чьё? Чьи?", "Ассоциации по темам",
"Мешок
с
подарками",
"Когда
это
бывает", "Доскажи словечко", "Природа
и человек", "Я знаю", лото "Времена
года" "Знай и выполняй".
Игровые
упражнения:
"Весенняя
прогулка",
"Лужи",
"Весна
идёт",
"Дождик",
"Прыгаем
через
лужи","Летний луг", "Деревья","Осень",
"Мороз","Вьюга".
-
Чтение
художественной
литературы:
Осенняя
песенка.
А.
Плещеев,
А.
Пушкина
"Осень",
р.н.с."Морозко","Заюшкина
избушка",
"Три медведя"
- Слушание и заучивание потешек
"Весна, весна красивая!", "Весна-красна,
на чём пришла? ", "Как на тоненький
ледок", "Мороз, мороз", "Жаворонки,
жаворонки".
-
Загадывание
и
отгадывание
загадок
Загадки о временах года.
-Физкультминутка:
" Ветер дует на в лицо"
- Изобразительная деятельность:
Рисование –
-
Художественно-продуктивная
деятельность:
выставка рисунков: "Осень",
"Зима",
"Весна", "Лето красное"
- Совместная деятельность детей и
родителей:
Праздник
–
Новогодний
утренник;
Осенний бал, Масленица
Кукольный
спектакль
-,
«Теремок»,
Настольный
театр
-
"Заюшкина
иизбушка"
- Деятельность родителей.
Презентация:
"Времена года", поделки
3 этап. Заключительный (обобщающий).
Обобщение результатов работы в
самой различной форме, их анализ,
закрепление
полученных
знаний,
формулировка
выводов,
составление
рекомендаций и памяток, праздники.
Список литературы
1.
Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО
“АСТ”, 1996.
2.
Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
3.
Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
4.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.
5.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и
воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия,
К. 1999.
6.
Энциклопедия. Живой мир. Москва: “РОСМЕН”, 1996.