Напоминание

"Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова."

Автор: Коваленко Галина Эдуардовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Система игровых упражнений, направленных на развитие

слоговой структуры слова.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у детей с дизартрией предполагает воздействие на все компоненты речевой системы. Комплексная система логопедического воздействия включает: - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; - развитие речевого дыхания и голоса; - коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков); - развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия; - работа над слоговой структурой слова; - расширение и обогащение словаря (активного и пассивного); - развитие грамматического строя речи; - формирование интонационно-выразительной стороны речи; - формирование связной речи; - воспитание самоконтроля за речью; - формирование практических умений и навыков пользования правильной речью. Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. В ДОУ были созданы необходимые условия для успешного проведения занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа: - подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; - собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.
Подготовительный этап.
На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном. Работа на невербальном материале. 1. Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?) 2. Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона. 3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег. 4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь. 5. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) 6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…; +=+=… Работа на вербальном материале.
Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации. Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик. Упражнение 2. Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит) Упражнение 3. Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого. Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации. Упражнение1. После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы. Взрослый. Где находится сердце? Ребенок. Слева. Взрослый. Где у тебя темя ? Ребенок.Сверху. Взрослый. Где у тебя спина ? Ребенок. Сзади. Взрослый. Где живот? Ребенок. Спереди. Упражнение 2.
Ребенок самостоятельно показывает :левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д. Упражнения 3. Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д. Упражнения 3. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д. Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве. Упражнение 1. Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д. Упражнение 2. От поставленной на листе точки ребенок , без отрыва руки , ребенок должен рисовать линию под команды взрослого. Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д. Упражнение 3. Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных. Упражнение4. Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели. Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации. Упражнение1. Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.) Упражнение 2. Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др. Упражнение 3.
Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток». Упражнение 4. Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра». Упражнение 5. Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание. 1. Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
2.
Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое. Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после предъявления инструкции взрослым. 1. Артикуляционные упражнения. -открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; -язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе; -два раза щелкнуть языком, один раз подуть; - беззвучно артикулировать гласные (и-у-а); 2. Упражнения для рук. –большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; -класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; -показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»; 3.Упражнения для тела: -наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши; -помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте; Упражнение 6. Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание.
Коррекционный этап

Работа над гласными Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. Упражнение 1. Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги: А – И А – И – О У – А – И – О А – У У – А – И Э –У – А – И И – О И – О – Ы А – И – О – Ы Ы – А Э – У – А И – Э – У – А У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:  на одном выдохе, при этом плавно;  громко (тише, совсем тихо);  со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);  быстро (медленно). Упражнение 3. Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:  сосчитать количество звуков;  показать то же количество пальцев, сколько звуков;  назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;  придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;  узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;  повторить звуки в обратном порядке. Работа над слогами
Упражнение 1. Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги: - с общими согласными: МА – МО – МУ – МЫ – МЭ; - с общими гласными: БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ; - обратные: АН – ЫН – ОН – ЭН – УН - закрытые слоги. МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК - прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными: БА – БЯ АП – ЭЛЬ Упражнение 2. Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:  сосчитать количество слогов;  выложить палочки по количеству слогов;  определить одинаковый звук в ряду;  придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);  повторить ряд слогов в обратном порядке;  повторить только первый и последний слог ряда;  произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);  выделить ударный слог (отражённо);  назвать первый (второй, третий) звук слога;  составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;  сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.  наращивание слогов;  уменьшение количества слогов;
Работа над слогами со стечениями согласных. Упражнение 1. Предлагаются слоги: - открытые и закрытые: кна-акн гна-агн -с оппозиционными согласными: фта-фтя фта-вда -цепочки слогов: мна-мно-мну-мны-мнэ -слоги со сменой позиции согласного: мна – нма Упражнение 2. Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребёнку предлагается:  проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);  составить слог из данных звуков, чтобы в начале шли согласные (либо гласные);  придумать слог из двух согласных и одного гласного;  сравнить слоги: НА – КНА АС – АКС По классификации С.Е. Большаковой предлагаются 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (см. приложение 1). Работа над словами. 1 этап. Упражнения на различение длинных и коротких слов. Упражнение 1.На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы и др.
Упражнение 2. Перед ребенком картинки с односложными многосложными словами. Нужно разделить их на две группы. Упражнение 3. Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой- с длинными. Найдя предмет, играющий2 называет его. 2этап. Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко- слогового состава. Упражнения на объяснение значений малознакомых слов. Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения). Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа. Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку ,нужно держать паузу, пока рука не опустится. Пример: бу…..сы, не…..бо, лю…..ди, ко…..ле-но (ко-ле…..но), о-ле…..ни (о…..ле-ни), си…..ни-ца (си-ни…..ца). Упражнение 5. Звуковой анализ и синтез. 1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо в разнобой по просьбе логопеда. 2 Выкладывание полосок по количеству слогов. 3 Выбор подходящей схемы слова. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных.
Упражнение 6. Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке» .Ребенок должен , повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Упражнение 7. Повторение слов, близких по звуковому составу: -отличающихся гласными звуками:сук-сок,мяч-меч,кит-кот,лес-лис, сам-сом; дом-дым-дам, мех-мах-мох; бык-бак-бок-бук; лыжи-лужи,руки-реки, раки-руки и др. -отличающихся согласными звуками: сук-суп, нос-нож, мех-мел; дуб-куб-суп, конь-ком-кот-кол; шары-дары, ноты-соты, зубы-шубы и др. -отличающихся согласным звуком и местом ударения: вода-сода, коза-роза, руки-жуки, кожа-коза и др. Упражнения на повторение с выделением ударного слога. Упражнение 1. Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог: ко-фе…..ко-фе, ко; ли-са…..ли-са, са. Упражнение 2. С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается: -угадать слово, которое отхлопал другой ученик; -придумать слово к схеме; -поставить ударения на схемах (в виде диктанта). Упражнение 2. Называние слов по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (роЖКИ-РОЖ-ки, ЗА-мок-за-МОК, му-КА-МУ-ка и др. Упражнения с перестановкой слогов. Упражнение1. Поменять местами слоги, назвать получившееся слово: Слова :Жи-лы - лы-жи( ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос;)
Слоги: ка-му, ма-до, па-ли, ка-сум, ва-тык, жа-лу , дук-сун, дыш-лан, тук-фар. Упражнение 2. Произносятся три слога. Дети составляют из них слово: ку-ки-би, са-ги-по, ма-на-ли, ко-со-ле, во-сы-ло и др. Упражнения на оценку нормативности. Упражнение1. Логопед читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно- красный. Слова: павук , паук; вутка, утка; кокно,окно; исы, весы; деверо, дерево; моко, молоко; мимон, лимон; манина, малина; небель, мебель; охоник, охотник; тмея, змея; тол, стол ;дынем, днем; пинино, пианино; моциклист, мотоциклист и др. Упражнения на переход к слитному произнесению. Упражнение 1 «Догадайся, произнеси слово.» Слоги: вед- , сет- , кух- , дос- ,бел- ,мет- , ваф- , цве- . Упражнение2. Ребенок добавляет первый слог и называет слово:-жама, -шина, -года, -кета, -мидор, -реза, -тята и др. Упражнение3 Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком. Слоги: са-!-лет, пы-!-сос, па-!-ход, те-!-фон, мо-!-ток, вита-!-ны, ба-!-рина и др. Упражнение2 Ребенок называет своё имя. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чъём имени столько же слогов. Упражнение 3. Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок назвать в которых есть заданный слог(например, ма): малина, эскимо, макака, муравей, помада. Упражнения на образование словосочетаний.
Упражнение 1. Проговаривание словосочетаний: -маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая ленточка и т. д. Слова: курточка, кофточка, кисточка, книжечка, скамеечка и д. р.; -вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный арбуз и т. д. Слова:булка, морковь, яблоко, цыпленок, ватрушка, абрикосы и д. р.; Упражнение 2. Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова « много»: дыня …много дынь, сова …много сов, коза… много коз и т. д. Упражнение3. Логопед называет предмет, а ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый – овальный: луна….луна круглая, туча… овальная; слова: бусы, мяч, голова, огурец, сковорода, барабан, лист, шашки и т. д. Упражнение 4. Логопед называет предмет. Ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный: газета ….газета прямоугольная, экран….. экран квадратный , колпак….колпак треугольный; слова: кубики, ёлка, окно, книжка, дверь, мыльница, полотенце, холодильник и т. д. Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами. Упражнение 1.Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие(стоит, спит) и составить предложения: Чайник…...Чайник стоит. Дельфин……Дельфин спит. Медведь….. Медведь спит. Упражнение 2. Поставить слова в правильном порядке и назвать предложение. В, помидоры, теплице…….В теплице помидоры.
Яблоней, под, яблоки……..Под яблоней яблоки. Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре. Упражнение 1. «В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.» Упражнения на закрепление материала. Повторение предложений сложного слогового состава. Над домом летит длинноногий аист. Тётя Дина сидит на диване. Никите купили кеды и кепку (см. приложение 2). Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок. (Б) Би-би-би, идёт дым из трубы. Бредут бобры в сыры боры. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот. Забавной обезьянке бросили бананы.