Напоминание

"Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"

Автор: Кузнецова Галина Артемьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Пижемская СОШ
Населённый пункт: посёлок Пижма Нижегородской области
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формированию духовно-нравственных качеств

у детей младшего школьного возраста
Кузнецова Г.А. учитель начальных классов МОУ Пижемская СОШ Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы
педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Я предлагаю часть времени, проводимого ребёнком в школе, посвятить часам общения, минуткам раздумий, рассуждений о себе и друг о друге. Непросто войти в этот мир человеческих взаимоотношений. Для этого не обязательно проводить специальные занятия – это могут быть минутки чтения, размышления по поводу каких-то событий, подготовка совместных дел (походов, праздников, конкурсов и т.д.), создание особого микроклимата. Главное – создать атмосферу согласия, взаимопонимания, готовности поступиться личным во имя блага окружающих. При этом необходимо использовать анализ реальной школьной жизни детей. Реализуя эту непростую задачу, педагог должен постараться сделать своими союзниками и детей, и родителей. Вся работа строится так, чтобы пробудить внутренние духовные силы ребёнка, открыть для него радость общения, вызвать стремление к добрым поступкам. Необходимо широко использовать моделирование реальных и воображаемых ситуаций, дающих возможность ребёнку ориентироваться в сложных человеческих взаимоотношениях, учить ребёнка сопереживать, рассуждать, обосновывать выбранную форму поведения, используя литературные произведения, игры, музыку, символы: маски, схематическое изображение эмоциональных состояний, перевоплощение в различные образы. Неоценимую помощь в этом окажут художественная литература, музыка, живопись, элементы психогимнастики, различные тренинги, игровые примеры. Предлагаю познакомиться с некоторыми формами организации занятия на тему: «Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь)». Цель: добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему. Разговор на эту сложную для детей тему можно начать с чтения маленького рассказа итальянского писателя Дж. Родари «Кто командует?» и беседы по его содержанию. Автор рассказывает, как он долго выяснял у одной девочки, кто командует у них дома, но не мог добиться однозначного ответа, пока девочка, показав автору язык и смеясь, не «прокричала»: «Никто не командует, пока что мы все любим друг друга». Отталкиваясь от этих слов героини, учитель объясняет детям, что внимательность – первейшее качество, необходимое для проявления по отношению к другим людям чуткости и заботливости. Можно провести викторину, чтобы выяснить, кто из участников назовёт больше добрых, внимательных ,предупредительных поступков любимых детьми героев (незнайки, Винтика и Шпунтика, Дюймовочки, Золушки, Маленького Принца и т.д.). уместно напомнить детям, какие большие возможности в этом плане у разных праздников (Новый год, 8 марта, День защитника Отечества и т.д.). Но, говоря о внимательном отношении к людям, надо формировать у детей и нравственную зоркость. В этом может помочь сказка Дж. Родари «Два
верблюда». Верблюды в этой сказке долго спорили, кто красивее и кто несчастнее, пока не обратились к проходящему мимо бедуину, чтобы он их рассудил. Тот терпеливо выслушал их и сказал, что каждый из них красив по- своему, дело не в горбах, которыми их одарила природа, а «главный недостаток у обоих в головах, раз вы до сих пор не поняли этого!» С этого занятия можно начать активное пополнение всем классом копилки добрых дел, которая заводится в классе и пополняется по мере изучения материала. Далее можно провести несколько игр, помогающих формированию у детей понимания, что внимательность к другим людям может выражаться и при употреблении вежливых слов. Учитель предлагает детям принять участие в игре «Выставка вежливых слов», говорит следующее: «Представьте себе, что вы пришли в парк на выставку вежливых слов. Это не выставка картин, а выставка, на которой на стендах красиво нарисованы вежливые слова. Когда вы начали рассматривать эту выставку, читать слова, неожиданно разразился ураган, который в одну секунду разметал все стенды, сдул все слова. Помогите навести порядок организаторам выставки. Для этого надо вырезать карточки с вежливыми словами и прикрепить их в нужных графах». А теперь подумайте: как эти слова связаны с внимательным отношением к людям? Эту игру можно провести и в форме «Цветика-многоцветика», когда учитель вместе с детьми составляет цветок, на лепестках которого дети пишут те слова вежливости, которые они хорошо знают и всегда используют в своей речи. Для этого учитель заранее готовит макет цветка таким образом, чтобы его середина представляла собой двухслойный круг, в который можно вставлять лепестки. Лепестков должно быть столько, сколько детей в классе. Их надо раздать детям, предложив им вписать в лепесток самое важное для каждого вежливое слово. Середину цветка можно закрепить на доске и предложить детям, подходя по очереди, вставить свой лепесток, предварительно описав ситуацию, в которой можно использовать это слово. Эту же задачу можно со временем усложнить, играя с детьми в «Дерево вежливости», когда учитель с детьми рисуют на доске дерево, на котором ветки – вежливые фразы, а листики – вежливые ключевые слова фразы. На этом занятии может быть уместной и работа в микрогруппах. -Постарайтесь продолжить перечень качеств, которые характеризуют людей. Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, честными, прилежными, ласковыми, учтивыми, сострадательными, терпеливыми, бережливыми, щедрыми, уступчивыми,… Друзья не должны быть: злыми, лживыми, сварливыми, мстительными, жадными, скупыми, упрямыми, трусливыми, льстивыми, завистливыми,…
Хорошо впишется в тему занятия и игра «Волшебный стул», целью которой будет развитие интереса к одноклассникам, возможность видеть в человеке хорошее. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный,…); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой, …); говорят о внешних достоинствах, например: красивы волосы. «Волшебный стул» позволяет говорить о товарище как бы со стороны, придаёт элемент таинственности игре, на ребёнка смотрят как бы впервые. Эта позиция снимает скованность, позволяет говорить то, что пока нетрадиционно для нашего общения – говорить комплименты друг другу. Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе, позволяют осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребёнка в классе, развивают эмпатию, смягчают психологический климат, переориентируют внимание детей с «недостатков» на «достоинства». Игра «Волшебный стул» проводится неоднократно, чтобы момент «возвышения» прошёл каждый участник. Тон задаёт педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) создают эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, и пробуждая желание найти и сказать то, что ободряет, возвышает товарища как личность. Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.