"Разговор о правильном питании"

Автор: Тучина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Школа-интернат № 53"
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Разговор о правильном питании"
Дата публикации: 27.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рабочая программа

кружка

«Разговор о правильном питании» Для 1

класса.
Составитель:воспитатель Тучина Наталья Александровна Г. Новоуральск 2014г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации. Программа разработана в Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких. Авторами программы являются М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Программа «Разговор о правильном питании» представляет собой систему учебных модулей со здоровьесберегающей направленностью, разработанную для детей. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме кружка. Выбор содержания программы не случаен. В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет, фаст – фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Немаловажно и то, что содержание программы построено с учетом разных экономических условий. Авторы "Разговора о правильном питании" не согласны с весьма распространенным мнением о том, что здоровое питание – дорогое питание. Первоклассники в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах. Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами – красочными рабочими тетрадями, методическими пособиями. На первом этапе обучения (I модуль) обучающиеся знакомятся с полезными продуктами питания, основными правилами гигиены питания, а при изучении следующих модулей формируется умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия. Программа построена с учётом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладеть определёнными теоретическими знаниями. Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для обучающихся 1- 2 классов, включает в себя 15 занятий
Основная цель программы
– воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья .
Цели программы на данном этапе:
1. формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью; 2. освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Задачи:
1.развивать представления о правильном питании; 2.формировать полезные навыки и привычки; 3.формировать представления о народных традициях, связанных с питанием; 4.просвещать родителей в вопросах рационального питания для детей . Принципы построения программы: возрастная адекватность; научная обоснованность; практическая целесообразность; динамическое развитие и системность; необходимость и достаточность предоставляемой информации; модульность структуры; вовлечение в реализацию тем программы родителей обучающихся; культурологическая сообразность; социально – экономическая адекватность. Формы и методы реализации программ: рассматривание рисунков, фотографий; свободное и тематическое рисование; моделирование и анализ ситуаций;
рассказы, беседы, анкетирование; сюжетно – ролевые игры; чтение по ролям; рассказ по картинкам; игры по правилам – конкурсы, викторины; мини – проекты ; совместная работа с родителями. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Новизна программы
заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Рассмотрим некоторые из тем курса "Разговор о правильном питании". Так, тема "Самые полезные продукты" направлена на формирование у детей представления о значимости различных продуктов питания для здоровья. В содержании курса нет деления на полезные и вредные продукты (что нередко можно встретить в других обучающих курсах). Авторы "Разговора о правильном питании" намеренно избегают такого резкого деления, ведь при этом оценки, сделанные учителем в ходе занятия, могут противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить школьнику о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак и ужин? Поэтому авторы предлагают оценивать продукты как очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно); полезные, но употребляемые не каждый день; и те, которые есть можно, но нечасто. К сожалению,
полезность того или иного продукта, блюда далеко не всегда определяет его популярность среди детей. Какой малыш добровольно откажется от шоколадки в пользу овсяной каши, даже если он знает, что каша поможет ему стать сильным и крепким? А что, если ребенок сам будет контролировать свой рацион? Одно из заданий включает в себя заполнение специального дневника, где нужно записывать или наклеивать изображения самых полезных продуктов и блюд, которые малыш съел в течение дня. Никто не запрещает ребенку есть любые блюда, но в дневнике должны быть отмечены только самые-самые. Так, незаметно для самого себя ребенок привыкает оценивать полезность своего ежедневного рациона. Выполняя игровые задания, дети должны собрать для себя корзину самых полезных продуктов. Для этого могут быть использованы рисунки и наклейки из тетради; муляжи продуктов. Однако наиболее эффективной формой организации такого занятия является экскурсия в настоящий продуктовый магазин. При этом у ребят не только формируются практические навыки выбора продуктов, но ими осваиваются правила формального общения (в данном случае с продавцом, кассиром и т.д.). Тема "Как правильно есть" направлена на формирование у школьников представления о гигиене и режиме питания. В ходе занятия учащиеся выделяют для себя пять основных правил гигиены питания: "Мою руки перед едой с мылом", "Мою фрукты и овощи перед едой", "Ем небольшими кусочками , не тороплюсь", "Не разговариваю во время еды", "Ем в меру". Таким образом, у малышей формируются полезные навыки самоконтроля и самооценки. Дело в том, что традиционно с самого раннего возраста ребенок привыкает к внешней оценке (со стороны родителей, учителей и т.д.). Между тем, реализация установки на здоровый образ жизни невозможна, если ребенок не умеет прогнозировать и оценивать предполагаемые результаты собственного поведения. Это, в свою очередь, позволит ребенку
избегать форм поведения, причиняющих вред здоровью, сознательно делая выбор в пользу сберегающего здоровье поведения. Тема "Из чего варят каши" рассказывает детям о полезных свойствах этого блюда – прекрасного варианта завтрака (очень полезно, недорого и просто в приготовлении). Однако в большинстве семей каша сегодня не входит в ежедневный рацион питания, поскольку, как уверяют мамы, их дети "не любят каши". Можно ли сделать так, чтобы каша понравилась детям? На занятиях ребята узнают о том, как превратить привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. Дети получают представление о наиболее распространенных продуктах – источниках витаминов, узнают о том, какие продукты могут использоваться в качестве кладовой витаминов зимой и осенью. Предполагаемые результаты : - полученные знания позволят детям сознательно выбирать наиболее полезные продукты питания; - дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; - получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. Программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
знание детей о правилах и основах рационального питания; навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни; навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания; умение определять полезные продукты питания. Содержание программы 1 класс (15ч.) Если хочешь быть здоров -1ч. Самые полезные продукты – 1ч. Как правильно есть - 1ч. Удивительные превращения пирожка -1ч. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной – 1ч. Плох обед, если хлеба нет – 1ч. Полдник. Время есть булочки – 1ч. Пора ужинать. – 1ч Где найти витамины весной – 1ч. На вкус и цвет товарищей нет – 1ч. Как утолить жажду…- 1ч. Что надо есть, если хочешь стать сильнее – 1ч. Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты – 1ч. Каждому овощу - своё время – 1ч. Праздник урожая – 1ч.
I модуль «Разговор о правильном питании» (1 класс) № Тема Цель Формы Работы 1. Если хочешь быть здоров. Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Сюжетно – ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование; 2. Самые полезные продукты. Научить детей выбирать самые полезные продукты. Сюжетно – ролевая игра «На кухне»; игра – соревнование «Разложи продукты на разные столы», динамическая игра «Поезд»; тест. 3. Как правильно есть. Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания. Игра – обсуждение «Законы питания»; игра – инсценировка «В кафе», игра «Чем не стоит делиться»; моделирование ситуации. 4. Удивительные превращения Дать представление о Соревнование «Покажи
пирожка необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания. время…»; игра, демонстрация, тест, знакомство с народным праздником «Капустник». 5. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. Игра «Знатоки», викторина «Узнай произведение», конкурс «Кашевар», рассказ по картинкам, родительское собрание « Меню младшего школьника» 6. Плох обед, если хлеба нет. Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре. Игра «Собери пословицу», инсценировани е сказки «Колосок», чтение по ролям, сюжетно – ролевая игра «За обедом», беседа. 7. Полдник. Время есть булочки. Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах. Конкурс «Знатоки молочных продуктов», демонстрация «Удивительное молоко», разучивание
песни «Кто пасётся на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А.Пахмутовой), рассказ о народном блюде «жаворонки» 8. Пора ужинать. Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе. Игра «Объяснялки», игра – соревнование «Что и во сколько можно есть», конкурс «Бутерброд», творческие работы детей. Игра, составление вариантов блюд для ужина 9. На вкус и цвет товарищей нет. Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов. Практическая работа, игра «Приготовь блюдо», чтение по ролям, игра с участием родителей «Угадай с чем блинчик», рассказ о масленице.
10. Как утолить жажду. Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. Игра- демонстрация, игра «Посещение музея Воды»и т.д. Игра – демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой», конкурс - дегустация с участием родителей «Такой ароматный чай», чтение по ролям, рассказ о правилах чаепития. 11. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню спортсмена», тест. 12. Где найти витамины весной? Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Конкурс загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам,
тематическое рисование. 13. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма. КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты», соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты» 14. Всякому овощу – своё время. Познакомить детей с разнообразием овощей Русская сказка «Вершки и корешки», игра- соревнование ,игра , инсценировка песни, игра- эстафета и т.д. 15. Праздник урожая Конкурс, игра
Литература и средства обучения
1. Закон об образовании. 2. Сборник нормативных и методических материалов для организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» Курган,2011 – 128с., авторы-составители Ю.В.Панченко, И.В.Фалеева.
3. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников./М. Безруких, Т. Филиппова.- М. : ОЛМА Медиа Групп, 2012.- 72 с. 4. Разговор о правильном питании . Методическое пособие для учителя./ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.- 80 с.

Анкета для родителей «Разговор о правильном питании»
1.Укажите, пожалуйста, пол Вашего ребенка________________ - мужской - женский____________ 1. Укажите месяц и год рождения ребенка 2. Каков состав вашей семьи (включая ребенка) - два человека - четыре человека - три человека - больше четырех 5. Во сколько часов ребенок обычно уходит в школу ______ 6. Во сколько часов ребенок обычно приходит из школы ______ 7. Занимается ли Ваш ребенок дополнительно в: - спортивной секции или кружке - танцевальном кружке - музыкальной школе - кружке «рукоделия», рисования - другое 8. Сколько дней в неделю посещает Ваш ребенок дополнительные
занятия_______ 9. Ваш ребенок -завтракает каждый день, почти каждый день, от случая к случаю, обычно не завтракает - обедает каждый день, почти каждый день, от случая к случаю, обычно не обедает - ест полдник каждый день, почти каждый день, от случая к случаю, обычно не ест полдник -ужинает каждый день, почти каждый день, от случая к случаю, обычно не ест ужин 10. Ваш ребенок - завтракает всегда в одно и то же время (укажите время_________) чаще в одно и то же время (укажите время) зависит от обстоятельств
- обедает всегда в одно и то же время (укажите время ) чаще в одно и то же время (укажите время__________) зависит от обстоятельств - ест полдник всегда в одно и то же время (укажите время_____) чаше в одно и то же время (укажите время ) зависит от обстоятельств, - ужинает всегда в одно и то же время (укажите время______) чаще в одно и то же время (укажите время______) зависит от обстоятельств 11.Обычно ребенок - завтракает с аппетитом, без принуждения и без удовольствия, не хочет есть, зависит от обстоятельств - обедает с аппетитом, без принуждения и без удовольствия, не хочет есть зависит от обстоятельств - ест полдник с аппетитом без принуждения, без удовольствия, не хочет есть, зависит от обстоятельств - ужинает с аппетитом без принуждения, без удовольствия, не хочет есть,
зависит от обстоятельств 12. Обычно ребенок - завтракает дома в школе - обедает дома в школе - ест полдник дома в школе - ужинает дома в школе 13. Просит ли ребенок есть, между основными приемами пиши - да, постоянно - довольно часто - иногда - не просит; 14. Укажите, пожалуйста, что обычно ест Ваш ребенок на завтрак __________________________________________________________ __ 1. Укажите, пожалуйста, что обычно ест Ваш ребенок на обед __________________________________________________________ __ 2. Укажите, пожалуйста, что обычно ест Ваш ребенок на полдник __________________________________________________________ __ 3. Укажите, пожалуйста, что обычно ест Ваш ребенок на ужин
__________________________________________________________ __ 4. Оцените, пожалуйста, соблюдение Вашим ребенком правил гигиены,(мытье рук перед едой) - ребенок без напоминаний всегда моет руки перед едой - ребенок знает о необходимости мытья рук, однако, иногда забывает об этом - ребенок знает о необходимости мытья рук, однако, часто забывает об этом 19. Охотно ли ест Ваш ребенок салаты - да, очень часто - да - не очень охотно - салаты ему не нравятся 20. Охотно ли Ваш ребенок ест супы или борщи да, очень охотно - не очень охотно - супы ему не нравятся 21. Оцените предпочтения Вашего ребенка в напитках.
-выбрав и проставив баллы от 10 — до 0 (самый любимый напиток- 10 баллов) молоко газированные напитки (пепси, кола) соки чай компот минеральная вода 22. Оцените, пожалуйста, предпочтения Вашего ребенка в отношении следующих видов продуктов, проставив баллы от 10 до 0 (самый любимый из продуктов- 10 баллов) - фрукты - мороженое - чипсы - шоколад - каши - продукты из молока (творожки, суфле и т.д.) - мед - варенье - пирожное 23. С какими проблемами в организации питания ребенка Вы
сталкиваетесь: - отсутствие аппетита у ребенка 1. трудности с организацией регулярного питания 2. недостаток средств для того, чтобы организовать полноценное сбалансированное питание ребенка 3. недостаточность информации о том, как организовать правильное питание 4. ребенку не нравятся многие полезные продукты - другое (укажите что)_____________________ 24. Вы узнали о программе из: -рассказов ребёнка -школьной газет -родительских собраний -телевидения 25. Прочитайте разнообразные мнения о программе «Разговор о правильном питании» Выберите среди них три самых важных и подчеркните. -необходима - увлекательна -бесполезна - эффективна -нейтральна - познавательна
Едим ли мы то, что следует есть?»
(Анкета для учащихся)
Дорогие ребята! Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты. Отвечайте на вопросы теста индивидуально. Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Обсудите результаты с родителями, ведь они организуют ваше питание. 1. Сколько раз в день Вы едите? 1) 3-5 раз, 2) 1-2 раза, 3) 7-8 раз, сколько захочу. 2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу? 1) да, каждый день, 2) иногда не успеваю, 3) не завтракаю. 3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене? 1) булочку с компотом, 2) сосиску, запеченную в тесте, 3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь? 1) стакан кефира или молока, 2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом), 3) мясо (колбасу) с гарниром. 5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи? 1) всегда, постоянно, 2) редко, во вкусных салатах, 3) не употребляю. 6. Как часто на вашем столе бывают фрукты? 1) каждый день, 2) 2 – 3 раза в неделю, 3) редко. 7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп? 1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве, 2) ем иногда, когда заставляют, 3) лук и чеснок не ем никогда. 8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты? 1) ежедневно, 2) 1- 2 раза в неделю, 3) не употребляю. 9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями, 2) серый хлеб, 3) хлебобулочные изделия из муки в/с. 10. Рыбные блюда в рацион входят: 1) 2 и более раз в неделю, 2) 1-2 раза в месяц, 3) не употребляю. 11. Какие напитки вы предпочитаете? 1) сок, компот, кисель; 2) чай, кофе; 3) газированные. 12. В вашем рационе гарниры бывают: 1) из разных круп, 2) в основном картофельное пюре, 3) макаронные изделия. 13. Любите ли сладости? 1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно, 2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто, 3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет. 14. Отдаёте чаще предпочтение: 1) постной, варёной или паровой пище, 2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной. 15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд? 1) да, 2) нет. Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: за первый вариант ответа -1 балл, за второй – 2 балла, за третий вариант – 3 балла. Сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями. Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы! Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами. 29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!

Анкета для учащихся «Завтракал ли ты?»
1. Что ты ел на завтрак? 2. Считаешь ли ты завтрак необходимым? 3. Какие твои любимые овощи? 4. Какие овощи ты не ешь? 5. Сколько раз в день ты ешь овощи? 6. Любишь ли ты фрукты? 7. Какие фрукты твои любимые? 8. Сколько раз в день ты ешь свежие фрукты? 9. Что ты ешь чаще всего между основными приёмами пищи? 10. Что ты пьёшь чаще всего? 11. Считаешь ли ты продукты, которые употребляешь, полезными для себя? 12. Считаешь ли ты, что твой вес: нормальный, избыточный, недостаточный?