Автор: Коннова Светлана Александровна Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №23 "Гуси-лебеди"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей, как средство достижения нового качества на основе иновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности
Тема: "Современные педагогические технологии"
Современные педагогические технологии музыкального воспитания и
развития детей, как средство достижения нового качества на основе
инновационных инициатив по приоритетным направлениям
образовательной деятельности.
Коннова С.А., музыкальный руководитель,
МАДОУ ДС № 23 «Гуси-лебеди»,
г. Нижневартовск, ХМАО - Югра.
Главная задача образовательной политики – обеспечение современного
качества
образования
на
основе
сохранения
его
фундаментальности
и
соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства. В условиях модернизации современной системы образования
возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более
массовый характер, так как возникает потребность существенного обновления
содержания
образования,
достижения
нового
качества
на
основе
инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной
деятельности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования
абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии
музыкальности детей, позволяющих педагогу не только утверждать: «Знаю как,
но и ответить на вопрос: «Почему я это делаю?». Более того, применение и
использование современных педагогических технологий, ИКТ делает процесс
решения задач последовательным, продуманным и осознанным, позволяя
педагогу достичь запланированного результата. Это является очень важным
моментом, так как технологичность- одна из характеристик деятельности
педагога 21 века!
Музыка
занимает
особое, уникальное
место
в
воспитание
детей
дошкольного возраста. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых
месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником
эстетического
воспитания»-
писала
Н.А.
Ветлугина.
Это
объясняется
спецификой
этого
вида
искусства,
и
психологическими
особенностями
дошкольников.
Музыку
называют
«зеркалом
души
человеческой»,
«эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций»
(В.В.Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему,
что происходит вокруг и в самом человеке. Музыкальное воспитание призвано
сыграть в жизни человека очень важную роль.
Его основная и важнейшая цель-развитие личности и мышления через занятие
музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок- музыкантом или врачом, учёным или
рабочим,- пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём
методическом пособии, названном «Шульверком»,-задача педагога- воспитать в
нём творческое начало, творческое мышление. В современном мире человек
инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Привитые желания и умения
творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».
Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире
под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону
осознания его не как дополнительного, а как необходимого. Сегодня мы
говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его
природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию
или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ
развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как
личности.
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в
следующем:
•предоставление
фундаментального
образования,
получив
которое,
воспитанник способен самостоятельно работать, учиться;
• формирование креативности, умение работать в команде, проектного
мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций,
толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность
личностного, профессионального и карьерного роста воспитанника.
Ожидаемыми результатами инновационной деятельности являются:
•рост профессиональной и методической компетентности педагогов,
•подготовка
инновационной
методической
продукции(это
могут
быть
перспективные
планы
по
инновационным
направлениям,
методические
разработки, технологии, авторские программы, методические и учебные
пособия и др.)
•повышение качества образования.
Представляем педагогическую технологию
развития сотрудничества
у
старших дошкольников в процессе пения.
Цель: Развивать сотрудничество у детей старшего дошкольного возраста в
процессе музыкально-исполнительской деятельности (пения).
Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии.
1.Сотрудничество - одна из основ общения. Оно задаёт основания жизненно
важным способам поведения и деятельности дошкольника, обеспечивающим
его
самореализацию
в
условиях
взаимодействия
с
другими
людьми.
Сотрудничество - согласованная совместная и ценностно значимая для
участников
деятельность,
приводящая
к
достижению
общих
целей
и
результатов.
2. Сотрудничество между детьми особенно активно развивается в старшем
дошкольном возрасте. Именно в этот период обостряется потребность ребёнка в
совместном
решении
задач
детской
деятельности,
достижении
общего
результата, демонстрации результатов социализации.
3. Пение - самый любимый детьми вид музыкальной деятельности. Благодаря
наличию слов песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный
жанр. Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для эмоционального
музыкального общения между ними. Текст песен помогает ребёнку понять
содержание музыки, благодаря чему она выглядит менее
абстрактной, а
музыкальный образ-более конкретным. Само исполнение песен является
своеобразной эмоциональной реакцией ребёнка на окружающий мир. Дети
поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.
4. Пение как один из предпочитаемых детьми видов музыкальной деятельности
развивает у детей умения сотрудничества. детский хор представляет собой
вокально-исполнительский коллектив, объединённый общими творческими
целями и задачами. Они становятся регуляторами детской деятельности, а сами
дошкольники- не просто исполнителями поставленной перед ними задачи, а
союзниками и партнёрами. Важным принципом существования хора является
коллективное начало, которое способствует музыкально- исполнительской
деятельности, становлению сотрудничества ребёнка в ней, решению детьми
таких задач, как способность действовать совместно по заданному образцу,
слушать и выполнять инструкции взрослого, умение оценивать свою работу и
работу других детей.
5.Хоровое пение будет инициировать сотрудничество у детей старшего
дошкольного возраста в определённых педагогических условиях, а именно:
-когда отработан соответствующий музыкальный репертуар, позволяющий
обогатить представления дошкольников о сотрудничестве;
-когда разработаны музыкально-вокальные игры, направленные на развитие
умений сотрудничество старших дошкольников;
-когда хоровое пение используется в ситуациях, требующих совместной
самостоятельной деятельности детей.
Условия реализации технологии:
1.Педагогическая технология реализуется музыкальным руководителем при
участии педагога на занятиях комплексного и доминантного характера.
2.Педагог готовит детей к сотрудничеству, содействует развитию у них умений
совместной деятельности, достижения общей цели в доброжелательной,
дружеской атмосфере.
3.Критериальный отбор песен для развития сотрудничества детей:
-содержательно-познавательные,
интересные
для
ребёнка
тексты
(раскрывающие смысл дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки,
радости совместного дела);
-воспитывающее начало (песни, эмоционально убеждающие в необходимости
сотрудничать, дружить, выполнять какое-либо дело вместе до конца);
-доступность для восприятия ии исполнения детьми(рекомендуем просмотреть
сборник для музыкальных руководителей детского сада 1980-1990 годов
издания под редакцией Н.А.Ветлугиной)
4.Рекомендуемый музыкальный репертуар:
-"Дружат дети всей земли", музыка Д.Львова-Компанейца,слова В.Викторова;
-"Будет горка во дворе",музыка Т.Попатенко, слова Е.Авдиенко;
-"Яблонька",музыка Е.Тиличеевой,слова Н.Забилы;
-"Мир нужен всем", музыка В.Мурадели, слова С.Богомазова;
-"Наш огород", музыка В.Витлина, слова А.Пассовой;
-"Прогулка", музыка Е.Тиличеевой, слова Н.Найдёновой;
-"Деревца", музыка Е.Тиличеевой,слова Н.Найдёновой.
Этапы педагогической технологии.
1этап.
Организуем слушание с детьми рекомендуемых песен, обсуждаем,
анализируем.
2этап . Развиваем у детей старшего дошкольного возраста умения совместной
деятельности в музыкальных играх.
3этап.
Организуем совместную музыкально-исполнительскую деятельность
старших дошкольников.
1 этап.
Каждое из рекомендуемых к слушанию музыкальных произведений (песен) по
своим музыкальным характеристикам и текстовому содержанию соответствует
возрастным особенностям и исполнительским возможностям детей старшего
дошкольного возраста. Кроме того все песни по своему содержанию обладают
сильным эмоциональным воздействием, способным побудить детей к добрым
делам
на
примерах
положительных
героев
песен,
вызывают
желание
совместной
деятельности.
На
предварительном
этапе
педагог
проводит
несколько бесед с детьми о сотрудничестве, совместной деятельности, о том,
что
значит
действовать
сообща.
Рекомендуем
использовать
сказки
о
сотрудничестве, написанные Л.С. Римашевской.
После прослушивания песен «Мир нужен всем» и «Дружат дети всей земли
дошкольникам предлагается побеседовать об их содержании.
Примерные вопросы для беседы:
-Понравились ли вам эти песни?
-Если да, то чем именно?
-Похожи ли они друг на друга? Чем похожи?
-О ком или о чём поётся в первой песне (во второй песне)?
-Можно ли сказать, что эти две песни одинаковые? Если нет, почему?
-Чему учат нас эти песни?
-Кому бы вы посвятили эти песни?
На этом этапе педагог предлагает детям в совместной деятельности такие игры,
как:
Создаем музыкальную открытку для Серёжи. Детям предлагается создать для
мальчика открытку. Необходимо придумать, что что на ней будет изображено,
какая мелодия или песенка должна звучать в открытке. Дети договариваются
между собой, кто будет рисовать или изображать с помощью пантомимики
поздравительный символ, обсуждают музыкальное сопровождение. Затем,
объединившись, они готовят открытку и дарят её мальчику.
Делаем альбом наших музыкальных выступлений. Каждый ребёнок приносит
фотографию с праздника в детском саду или дома, и объединившись с другими
детьми, оформляет альбом. Для решения поставленной перед детьми задачи
необходимо
сообща
обсудить
все
фотографии,
договориться
об
их
расположении в альбоме, наклеить или вложить их в правильном порядке,
продумать текст к ним.
Собираем
коллекцию
музыкальных
впечатлений.
Детям
предлагается
оформить книгу впечатлений от прослушанной музыки. Её содержанием станут
рисунки
и
аппликации,
созданные
детьми
по
мотивам
музыкальных
произведений. В эту коллекцию также войдут иллюстрации детей к песням,
хороводным играм.
Используйте на этом этапе работы подвижные командные игры в сочетании с
музыкальным сопровождением, а также музыкальные игры, рекомендованные
М.И. Чистяковой в книге «Психогимнастика».
2этап.
На втором этапе используем следующие музыкальные игры.
Музыкальная игра «Дружные голоса», которая развивает умения музыкальной
ориентации ребёнка в хоре голосов. Она позволяет проявить собственные
музыкальные способности и приобрести умение оценивать исполнительские
возможности воспитанников, корректирует действия участников хорового
коллектива
в
процессе
исполнительства.
В
игре
активно
используется
сотрудничество детей.
Музыкальная игра « Музыка в картинках» развивает умения сопоставлять
впечатления,
полученные
от
просмотра
иллюстраций,
с
характером
музыкального произведения, побуждает ребёнка к творчеству, развивает
речевые способности и навыки передачи эмоциональных переживаний,
обогащает
познания
ребёнка
в
области
вокально-хорового
творчества.
Иллюстрации обращают внимание
детей на важность сотрудничества,
побуждают к подражанию положительным героям.
Ход и содержание игры:
1.Группе детей предлагается рассмотреть иллюстрации разного содержания. На
одних картинках присутствуют элементы сотрудничества, на других- нет: «сбор
урожая», «дети строят горку во дворе», «Украшают новогоднюю ёлку»,
«трудятся в уголке природы», «вместе играют, занимаются, рисуют, фрагменты
из
сказок
«Репка»,
«Три
поросёнка»,
фрагменты
из
жизни
«муравейника»,изображение осени в лесу и стада коров на лугу. Задача детей-
выделить картинки, где ясно выражено сотрудничество, и пояснить свой выбор.
2.Детям предлагается прослушать знакомый им музыкальный фрагмент и
указать на картинку, соответствующую данной песне. Например: муз. Т.
Попатенко «Будет горка во дворе»-соответствующая иллюстрация- дети строят
горку во дворе и т.д.
Музыкально-вокальная
игра
«Яблонька»
учит
детей
проявлять
самостоятельность в инсценировании хороводной песни. Поставленная перед
детьми задача требует максимальной сосредоточенности от каждого ребёнка в
отдельности и от всего коллектива в целом. Здесь ярко проявляются
музыкальные и творческие способности детей, умение договариваться и
действовать сообща.
Содержание игры.
Участвует вся группа детей. По содержанию хороводной песни определяются
несколько ролей: яблонька, (несколько детей), зайчики (несколько детей),
солнышко. самостоятельно распределяют роли, хоровод, поют и выполняют
действия согласно тексту песни.
Музыкальная игра «Огород» (инсценировка песенки В.Витлина). Выполняются
движения в соответствии с содержанием каждого куплета. Детям предлагается
самим придумать движения и выполнить их сообща.
3 этап.
Игровая ситуация «День рождения». Перед детьми ставится задача: песней
поздравить своего сверстника с днём рождения, используя личный опыт,
знания, умения и навыки, полученные на музыкальных и других занятиях. В
процессе выполнения этого задания раскрываются творческие возможности
детей, их умение трудиться самостоятельно и коллективно, объединяясь в
большие и малые подгруппы. Кроме того, здесь ярко проявляются личностные
качества каждого участника и степень сплочённости всего детского коллектива.
Игровая ситуация «Стань звездой». Воспитанникам предлагается принять
участие в конкурсе на звание лучшего исполнителя детской песни. Сам конкурс
проводится по аналогии с известной телепередачей. Предлагаемая ситуация
интересна дошкольникам по содержанию, отражает особенности современной
музыкальной субкультуры детей. Однако она требует большой отдачи и
активности всех участников. В ходе игры необходимо проявить умение
управлять собой, уступать другим, согласовывать действия в коллективном
выступлении, а также быть нацеленным на достижение общего результата.
Кроме того, в игре ярко проявляются музыкальные способности детей.
Стимулом к проявлению инициативы станет получение главного приза. На
музыкальных занятиях и в ходе индивидуальной работы с детьми музыкальный
руководитель готовит их к сольному выступлению, пению дуэтом, вокальной
группой
и
хором
под
музыкальное
сопровождение
или
фонограмму
(используется
караоке).
В
музыкальном
зале
или
группе
специально
оформляется сцена для выступления «маленьких звёзд». В качестве зрителей
приглашаются дети других групп детского сада и родители участников
конкурса.
Список литературы.
1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания
в детском саду. – М: Просвещение.1983г.
2. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
3.
Боровик
Т.А.
Пути
педагогического
творчества.
Музыкальный
руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г.
№1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
4. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности
дошкольников.
5.Апраксина А.А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение,
1990.
6.Асафьев Б.В. Избранные статьи. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1973.
7. Молленгауэр Н. О музыкальном образовании. М., 1909.
8.А.Г.Гогоберидзе,В.А.Деркунская
Детство
с
музыкой.Современные
педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего
и дошкольного возраста:Учебно-методическое пособие.-ООО «Издательство
«Детство –ПРЕСС», 2010г.