"Мотивация деятельности учащихся на уроке как основа деятельностного подхода к организации учебного процесса"

Автор: Шамсутдинова Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Нивенское Багратионовского района Калининградской области
Населённый пункт: п. Нивенское Багратионовский район, Калининградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мотивация деятельности учащихся на уроке как основа деятельностного подхода к организации учебного процесса"
Дата публикации: 27.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мотивация деятельности

учащихся на уроке как

основа деятельностного

подхода к организации

учебного процесса
.
Шамсутдинова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы


Технология
деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя: * Мотивацию к учебной деятельности; * Актуализацию знаний; *Проблемное объяснение нового знания; * Первичное закрепление во внешней речи; * Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь); *Включение нового знания в систему знаний и повторение; * Рефлексию.



В чем сущность потребности в знаниях?

Как она возникает? Как она развивается? Какие

педагогические средства можно использовать для

формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Все знают, что школьника нельзя успешно учить, если он

относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и,

не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой

стоит задача по формированию и развитию у ребёнка

положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в

работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним

в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но

и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели

значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик

и опорную точку в его переживании.

“Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

Учебная мотивация



Это процесс, который запускает,

направляет и поддерживает усилия,

направленные на выполнение

учебной деятельности. Это сложная,

комплексная система, образуемая

мотивами, целями, реакциями на

неудачу, настойчивостью и

установками ученика.
.



Следует различать понятия

мотив и цель.



Цель — это предвидимый

результат, представляемый

и осознаваемый человеком.


Мотив - побуждение к

достижению цели.


Мотивация - динамический

процесс физиологического и

психологического плана,

управляющий поведением

человека, определяющий его

направленность,

организованность,

активность и устойчивость.


LOGO
МОТИВЫ понимаемые реально действующие


Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях
понимаемые
мотивы становятся
реально

действующими
. Например, ученик всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетво- рительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим, ему говорят: «До тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдёшь гулять» .Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание.


В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только
понимаемые

мотивы
. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый
действующий мотив
: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.

Сами по себе знания, которые ученик

получает в школе, могут быть для него

лишь средством для достижения других

целей (получить аттестат, избежать

наказания, заслужить похвалу и т.д.). В

этом случае ребенка побуждает не

интерес, любознательность, стремление к

овладению конкретными умениями,

увлеченность процессом усвоения знаний,

а то, что будет получено в результате

учения.




LOGO

Выделяют следующие типы мотивации, связанной с

результатами учения:

:
отрицательная положительная



Под отрицательной мотивацией

подразумевают побуждения школьника,

вызванные осознанием определенных

неудобств и неприятностей, которые

могут возникнуть, если он не будет

учиться (укоры со стороны родителей,

учителей, одноклассников и т.п.).



Такая мотивация не приводит к

успешным результатам.






Положительная мотивация выступает в

двух формах. Зная тип мотивации, учитель

может создать условия для подкрепления

соответствующей положительной мотивации.

Если это мотивация, связанная с результатом

учения, то условиями для ее поддержания могут

быть поощрение, показ полезности усваиваемых

знаний для будущего, создание положительного

общественного мнения и т.п.



Если это мотивация, связанная с целью

учения, то условиями для ее поддержания могут

быть информация о достигнутых результатах,

пробуждение и формирование познавательных

интересов, проблемная методика.


Ученику тогда все понятно, когда интересно. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что
“интерес”
– это
синоним

учебной мотивации
. Так как же сформировать его у ребенка?  через самостоятельность и активность,  через поисковую деятельность на уроке и дома,  создание проблемной ситуации,  разнообразие методов обучения,  через новизну материала,  эмоциональную окраску урока.
Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности

Методы стимулирования

учащихся в

учебной деятельности
выделяют в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: • во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; • во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала.

наглядные

наглядные

практические

практические

методы

самостоятельной

учебной работы под

руководством учителя

методы

самостоятельной

учебной работы под

руководством учителя

словесные

словесные

поисковые

поисковые

репродуктивные

репродуктивные



Ценным стимулирующим влиянием обладают
проблемно-поисковые методы,
и только в том случае, когда доступны для самостоятельного разрешения .


Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный

процесс элементов самостоятельной работы, если учащиеся

обладают необходимыми умениями и навыками для ее

успешного выполнения.



Специальные исследования, посвященные проблеме

формирования познавательного интереса, показывают, что

интерес характеризуется, по крайней мере, тремя

обязательными моментами:

положительными эмоциями по отношению к деятельности;

наличием познавательной стороны этих эмоций;

наличием непосредственно мотива, идущего от самой

деятельности.






В процессе обучения важно обеспечивать

возникновение положительных эмоций по отношению к

учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам

осуществления.



Эмоциональное состояние всегда связано с

переживаниями, душевными волнениями, сочувствием,

радостью, гневом, удивлением.



К процессам внимания, запоминания, осмысливания в

таком состоянии подключается глубокие внутренние

переживания личности, которые делают эти процессы

интенсивными и оттого более эффективными в смысле

достигаемых целей.



Одним из методов эмоционального стимулирования

учения можно назвать метод стимулирования

занимательностью — введение в учебный процесс

занимательных примеров, опытов, парадоксальных

фактов.



.
Роль учебной отметки



В профессиональной деятельности учителя можно

обнаружить уникальное явление, когда один из способов

стимулирования учебной деятельности учащихся может

рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная

отметка.

По большому счету, отметка является не поощрением или

наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из

учителей не удается уйти от использования отметки как

стимулирующего средства, и потому необходимо стремиться

делать это наилучшим образом. Любой педагог тонко

чувствует влияние его отметки на учащихся, улавливает те

моменты, когда можно немного ее завысить с целью

поддержки и поощрения.



.
Создание ситуации успеха

Данный метод направлен на укрепление веры учащегося в

себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто

использование какого-либо поощрения. Это может быть особая

помощь ученику в подготовке уроков, предоставление

выигрышного материала для выступления на уроке (реферата,

доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию

сложной темы, организация помощи со стороны сильного

ученика и т. п.

Очень стимулирует учащихся принцип открытых перспектив,

который открывает всем школьникам дорогу к успеху в учебе.

Исходя из данного принципа, любому ученику в любое время

позволительно исправить свою отметку. Этот подход возможен,

когда почти на каждом уроке ученики сообщают о своем успехе,

т. е. на каждом уроке все ученики опрашиваются и получают

отметки.




Приемы и методы
, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки- путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.
Мультимедийные презентации - отличное средство активизации познавательной деятельности учащихся и мотивации к изучению учебного предмета Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя работы, но все затраты окупаются повышением мотивации к обучению. В отзывах учеников отмечается, что работать на таких уроках легко, лучше происходит запоминание и усвоение материала, появляется желание помочь учителю в создании презентации к новой теме.

Сперва подумай, потом говори.


Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на

своего деревянного коня и вскач понесся по саду.

Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками,

которые убегали от него проч и прятались в зарослях

крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся

и не упал навзнич.
Поиграем в корректора
Найдите ошибки в следующем тексте:

ь

ь

ь

ь


Проверь себя:

1)

(не)брежно

2)

ничуть (не)радостно

3) н(е,и)куда бежать

4) н(е,и)когда не видел

5) безбоязне(н,нн)о

6) бесстраш(н,нн)о

7) хорош(ё,о)

8) ещ(о,ё)

9) досух(о,а)

10) влев(а,о)

11) (во)вторых

12) кое(где)

13) замуж…

14) сплош…

Ключ к заданию

«Проверь себя»:

1. небрежно

2. ничуть не радостно

3. некуда бежать

4. никогда не видел

5. безбоязненно

6. бесстрашно

7. хорошо

8. ещё

9. досуха

10. влево

11. во-вторых

12. кое-где

13. замуж

14. сплошь

Поставь себе оценку: «5» – за 14 правильных ответов;

«4» – за 11-13; «3» – за 7-10; «2» – за 4-6.



.
способы проведения опроса на уроке,

мотивирующие учащихся
Со временем у каждого учителя в его методической копилке накапливаются самые разнообразные приемы опроса. Предлагаю ознакомиться с некоторыми, наиболее популярными способами проведения опроса на уроке, которые помогут заинтересовать учащихся.



1. Программируемый опрос
. Проводится на этапе закрепления новой темы или во время проверки домашнего задания. Учащиеся должны выбрать один верный ответ из нескольких вариантов. При этом важно обосновать свой выбор. Для мотивации или чтобы побудить к дискуссии, учитель может защищать неверный ответ.
2. Взаимоопрос
Один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям.



3. Щадящий опрос
. Класс делится на две группы или по вариантам. Учитель задает вопрос — ученики первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу "по цепочке". Затем на вопрос отвечает кто-то из учащихся или сам учитель. После этого ученики из первой группы ставят своим товарищам
+
или

. Достаточно десяти вопросов. Такой прием предполагает, что каждый ученик не только ответит минимум на пять вопросов, но и выслушает ответы на остальные пять.
4. Пресс-конференция
В роли опрашивающих выступают сами ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во время урока вызывается один ученик, который будет играть роль интервьюируемого. Остальные выступают в роли журналистов и опрашивают ученика.



5. Опрос по видеоролику или анимации
. Демонстрируется видео или анимационный ряд, подобранный учителем по теме. Но звук у ролика выключен. Ученик должен прокомментировать увиденное.
6. ПОПС-формула
Строится на следующем: П — позиция О — обоснование П — пример С — следствие. Это прием творческого опроса, который, однако, учит лаконичности и развивает навыки логического мышления. Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения: П — "Я считаю, что…" О — "Потому что…" П — " Я могу доказать это на примере..." С — "Поэтому я делаю вывод, что…"

7. Островки
. Ученику предлагается текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик должен восстановить или пересказать близко к тексту само правило или определение.
8. Подбери пару
Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.



9. Трафарет
. На большом листе расчерчиваются квадраты. В каждый вписывается одно слово: по изучаемой теме и "лишние". Затем ученику предлагается выбрать из всех слов только те, которые являются ответами на поставленный вопрос. Если опросный лист сделать бумажным, то ученику предлагается отметить (закрасить) правильные ответы. Проверка проста. На основной лист накладывается трафарет, в котором вырезаны окошки для правильных ответов. Сейчас такой трафарет можно сделать в программе PowerPoint, что облегчает задачу. Пример: На основном листе написаны имена всех героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Но есть и имена героев и из других его произведений. Вопрос: Отметьте всех героев романа "Евгений Онегин".

10. Телеграф
Это прием письменного опроса. Учитель подготавливает карточки с текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача учащихся — восстановить все слова. Прием эффективен, когда нужно опросить знание базовых терминов, понятий, формулировок.
11. Азбука
Учитель называет одну букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой урока. Такой опрос помогает не только проверить знания учащихся в активной форме, но и повторить пройденный материал. Прием удобно использовать в начале урока, при введении в новую тему или про проверке домашнего задания.



12. Все наоборот
Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по значению. Этот прием давно известен учителям русского языка, которые практикуют его при изучении антонимов. Но прием можно разнообразить, зашифровав целую фразу. Можно использовать не только антонимы, а слова из того же логического ряда. Разгадав фразу, учащиеся получат ответ на поставленный вопрос. Например, вопрос: «Назовите произведения Ж. Верна.» Фразы: "Отцы майора Васильева", "Восьмилетний штурман" и т.д.





13. Экспресс-тестирование
. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно). Учащиеся на отдельных листочках решают тесты. Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме. В конце можно вывести на экран варианты правильных ответов, — учащиеся самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки. Этот прием часто используется на этапе введения в урок или при проверке домашнего задания. Так же можно быстро проверить знание базовых понятий по пройденной теме.

14. Релейная контрольная работа
Еще один вариант письменного опроса. Задания для нее подбираются из уже пройденного материала, те, что дети уже выполняли. Чаще всего берутся из учебника, из пройденных и выполненных упражнения. Цель двоякая: и выяснить, насколько дети уяснили пройденный материал, и не создается напряженная обстановка, потому что дети по умолчанию уже знакомы с заданиями. Стоит заметить, что после проведения такого опроса к выполнению домашнего задания дети стали относится намного внимательнее.





Формирование мотивации учения

школьника должно происходить на основе

четко поставленной цели — получения

хорошего образования. Очевидно, что не

каждый ребенок с раннего возраста понимает,

что он учится, прежде всего, для себя, для

своих дальнейших достижений. Поэтому цель

взрослых (родителей, педагогов и психологов)

помочь им в осознании этой цели.



Для поддержания мотивации, связанной с

процессом учения, важны живая и увлекательная

организация учебного процесса, активность и

самостоятельность учащихся, исследовательская

методика, создание условий для проявления их

способностей.



Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Благодарю за внимание !