"Педагогические аспекты обучения детей игре на фортепиано в системе дополнительного образования"

Автор: Лалаева Татьяна Наумовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУДОД Центр творчества и образования
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические аспекты обучения детей игре на фортепиано в системе дополнительного образования"
Дата публикации: 27.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Лалаева Татьяна Наумовна. ГБОУ ДОД ЦВР Фрунзенского района Педагог дополнительного образования Почетный работник общего образования Стаж: 40лет, категория высшая. Санкт-Петербург.
Педагогические аспекты обучения детей игре на фортепиано в системе

дополнительного образования
В своей статье я делюсь опытом обучения детей игре на фортепиано, используя психологические и возрастные особенности детей, развивая умение устанавливать причинно-следственные связи . Воспитывая у детей углублённое понятие закономерностей музыкального искусства, необходимо развивать образное мышление, связь с другими видами искусства, формировать коммуникативные качества личности. Музыка это великое, никогда не увядающее искусство, которое мощно воздействует на жизнь, чувства, состояние человека любого возраста. Особенно много музыки звучит сегодня – в XXI веке, музыки самой разной – старинной и современной, «классической» и «легкой», исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как научить детей ориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки, содержательную музыкальную пьесу от популярного, но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьезного произведения, которое сначала может показаться скучным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образу и истинно красиво? Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и потребность слушания шедевров музыкального искусства, их понимание. Положительное влияние музыки на центральную нервную систему отмечали психиатры, физиологи и психотерапевты. Они утверждают, что музыка улучшает память, речь и мышление. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе; в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят: музыка начинается там, где кончается слово. Моя многолетняя педагогическая деятельность позволяет мне поделиться собственным опытом обучения детей игре на фортепиано, начиная с пяти лет и старше. 1
Обучение детей различных возрастных групп позволило мне выделить главные аспекты того, что требуется от педагога. 1. Знание возрастных и психологических особенностей детей разного возраста. 2. Умение ставить проблемные ситуации и реализовывать субъект субъективные отношения с детьми. 3. Представление о целях и критериях оценки поведения детей на разных направлениях освоения детьми музыкальной деятельности. 4. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; развитие образного мышления, речи, критической самооценки. 5. Воспитание у детей углублённого понятия закономерностей музыкального искусства в его связях с жизнью, с эстетическими и этическими оценками, с другими видами искусства. 6. Одна из основных и важных задач – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненных самими детьми – самостоятельно или с помощью педагогов), рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ и даже находить нужные движения рук. Фортепиано является одним из самых сложных музыкальных инструментов, поэтому обучение игре на нем несет в себе элементы рутины и требует каждодневного тренинга. Но большая загруженность учащихся школьными предметами и домашними заданиями совсем не оставляет ребенку времени для домашней работы. На уроках необходимо разнообразить формы и методы учебных задач. Много времени уделяется эмоциональной стороне, изучению теории, без которой не будет осмысленного отношения к предмету, владения клавиатурой и тональным ориентированием в произведении. По мере овладения музыкальной грамотностью у детей проявляется терпение упорство настойчивость и самоконтроль. Вместе с тем необходимо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы, пережить чувство удовлетворения от собственных усилий. На всех этапах обучения большую роль играет сотрудничество с родителями учеников. Серьёзное, заинтересованное отношение родителей к занятиям ребёнка благотворно сказывается на результате обучения. Связь с родителями устанавливается через организацию родительских собраний, индивидуальных бесед и присутствие родителей на уроках. Это позволяет им понять способы воздействия на ребёнка, чтобы он успешно продвигался к намеченной цели. 2
Одно из условий в этих ранних занятиях – суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога. За долгие годы работы становится понятно, что педагог должен быть и режиссером, и актёром, уметь поддерживать диалог с ребёнком на равных, и побуждать его к творчеству. Ребенок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, все впитывает, как губка. Поэтому надо серьезно и ответственно относиться ко всякой маленькой личности, начинающей обучение музыке. В своей работе мы обнаружили, что в детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков игры на фортепиано (постановка руки, звуковедение, развитие технических навыков и т. д.). На первых занятиях ребёнок знакомится с устройством инструмента, что даёт ему возможность понять природу возникновения звуков разной высоты. Путешествуя по клавиатуре, мы ищем похожие звуки в природе. Таким образом, развивается ассоциативное мышление, которое в дальнейшем помогает ребёнку мыслить по аналогии с интересными образами, раскрыть понятия воплощения композитором своей мысли. Большое значение на уроках младшей и средней возрастных групп( 5-9 лет) уделяется слушанию музыкальных произведений и последующему обсуждению услышанного. Это развивает речь ребёнка, умение подбирать правильные слова для характеристики настроения, передачи своих ощущений. Основой психолого-педагогической поддержки учащихся является создание оптимальных условий для раскрытия потенциальных творческих возможностей учащихся. Дети приобретают умение ставить различные цели - что связано с развитием способностей слушать, рассуждать и выражать стремление самому сочинять музыкальные произведения на различные сюжеты. Мощным фактором развития интереса детей к игре на фортепиано является концертная деятельность учащихся. В нашей работе мы используем разные виды концертов. 1. Внутри возрастной группы. 2. Для родителей. 3.На конкурсах и фестивалях. В этих условиях реализуются разные цели: умение слушать и оценивать себя и сверстников; выявлять достоинства и недостатки свои и товарища; проявлять упорство и настойчивость в продвижении к успеху. Для того чтобы публичное выступление не являлось стрессом и душевным напряжением, мы ищем разные формы концертов, которые доставили 3
бы максимум удовольствия и участникам и слушателям. Ребенок становится участником театрализованного действия, объединенного общей идеей. Благодаря такой форме концерта стало возможным взаимодействие с разными студиями нашего Центра (театральной, ИЗО и др.). Ученику становится понятно и наглядно взаимопонимание и слияние различных видов искусств. Собрав множество сведений о стране, народном творчестве, природе, обычаях и обрядах, ученику понятно исполняемое им произведение, т.к. каждый композитор отображает многогранность своего народа. Для более красочного восприятия всего происходящего подбираются костюмы для исполнителей, которые соответствовали бы образу музыкального произведения. Кроме того, такая форма концерта помогает решить довольно трудную задачу – ребенок начинает понимать, как композитор, обладающий повышенной эмоциональной отзывчивостью на определенное событие, увиденный образ или очаровавший его пейзаж, воплощает свой замысел, какие средства музыкальной выразительности он для этого использует. Радует то, что родители вовлечены в процесс подготовки концерта. Они помогают ребенку найти нужный материал, сделать костюм. С каким восторгом они смотрят на своих детей, раскрывая в них грани искусства перевоплощения. Такие концерты хороши тем, что это неисчерпаемый источник тем для новых творческих поисков. Это способ разрешения целого ряда задач, стоящих в процессе обучения и достижения целей, которые при традиционных подходах, для многих детей не всегда доступны. Участие в концертах позволяет учащимся приобрести ценный опыт исполнительства , проявлять упорство в достижении цели, умение анализировать своё выступление. Всё это даёт возможность нашим ученикам принимать участие в районных, городских, международных конкурсах («Дважды-два», «Подснежник», «Карапуз-Шоу», «Белый Рояль», «Виват Петербург»), и Фестивале «Дети многонационального Петербурга» Дети достойно представляют наш Центр, получая звание дипломантов и лауреатов. Таким образом, наш многолетний опыт подтвердил, что музыка и исполнение её самими детьми является мощным средством для интеллектуального, духовного развития личности подрастающего поколения, содействует воспитанию коммуникативных качеств личности, формированию культуры общества. Использованная литература. 1. Артоболевская А.Д, Первая встрече с музыкой. Москва, 1998г. 4
2. Боровик Т. Пути педагогического творчества // Музыкальный руководитель. – 2004, №3, с. 27-35 3. Горяева Н. Как вырастить творческую личность // Музыкальный руководитель. – 2005, №4, с. 17-22 4. Зильберквит Марк «Мир музыки», изд-во «Детская литература», Москва, 1988г. 5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., Владос, 2000 6. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?». Москва, 1989г. 5