"РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ"

Автор: Пантюхина Надежда Александровна
Должность: учитель олигофренопедагог
Учебное заведение: КГКОУ ШИ №19
Населённый пункт: Хабаровский край Солнечный район п.Берёзовый
Наименование материала: методическая разроботка
Тема: "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ"
Дата публикации: 28.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

<< РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ.» Развитие произвольного внимания , зрительной памяти , логического мышления у учащихся коррекционной школы с использованием коррекционных упражнений. Аномальные дети по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение и воспитание , делает особенно сложным процесс формирования их личности. Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира : в восприятии его , осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление , память, внимание, речь. Одним из условий, облегчающих ребёнку процесс познания, учения является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания. Внимание может проявляться внутри любого психического процесса: при восприятии чего- либо, ( например, внимательно рассматриваем картины, читаем книгу, слушаем радиопередачу, шьём и т. д. ),в ходе мыслительных операций( сравниваем, выделяем, а затем обобщаем признаки определённых объектов, явлений и т. д при речевом общении( следим за своей речью и речью собеседника и т. д.); при запоминании, при воспроизведении и т. д.. Сформированность внимания- важный показатель развития личности. В случае умственной отсталости нарушения внимания, как правило, наблюдаются чаще и выражены грубее] Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание, невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают их. По сравнению с нормальными сверстниками у умственно отсталых детей сужен объём внимания. Бросая взор на какой-то объект, они видят в нём меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих, ориентировку на улице, в помещении, особенно в малознакомых местах. Недостатки внимания проявляются у умственно отсталых детей и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела. Например, рисовать и рассказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары карандашом по столу и т. д.. Зная эти особенности, мобилизуйте свои силы для работы с ребёнком. Помните, что регулярные занятия по развитию внимания, включённые в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются сосредоточенно работать в течение определённого времени, учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать. Их деятельность становится более направленной. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимо-влияют друг щ друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех цсихических функций. Так лепка, рисование, конструирование, выпиливание, вязка и т. д. це только развивают внимание, но и способствуют укреплению кисти руки, а это в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи. В заданиях, крторые предлагаются, формирование внимания идёт в одних случаях при разных видах восприятия ( зрительном, слуховом, осязательном), в других- на уровне мыслительных операций, представлений, процессов памяти и т. д..
Игра № 1. Нужно: а) показать на таблице и назвать цифры по порядку от 1 до 25.Ребёнку даются поочерёдно таблицы с изображением цифр ( они расположены в беспорядке ) чёрного цвета, чёрного и красного цвета. Задания можно проводить на время. б) показать и назвать на таблицах сначала все красные цифры по порядку от 1 до 9, а затем все чёрные в обратном порядке от 9 до 1. е ) „ Найди 2 одинаковых предмета . „ Выкладывается лист с 9 предметами , 2 из них совершенно одинаковые , остальные отличаются деталями . ё ) „ Кто больше увидит ? „ Предлагается картинка , внимательно рассмотреть и перечислить всё то , что он видит на ней . ж) „ Найдите ошибку .„ У этой игры много вариантов : 1 ) отобрать предметы по форме , в других - по цвету , в третьих - на уроках русского языка руководствуясь правилами правописания , в четвёртых - произведя счётные операции , например : 14 + 6 =2 , 15 - 12 = 4 , 20- 9=1 ,20— 19=1 . з ) „ Убери лишнее .„ Положить яблоко среди овощей : морковь , капуста, лук , чеснок и т . д . или же среди „ Школьных вещей . „ - инструмент , молоток . Это упражнение развивает память . и ) „ Скажи , что неправильно. „ Прочитать предложения и сказать , что неправильно. Заяц умеет летать .Зимой холодно. На сосне выросли красные яблоки. У собаки родились зелёные телята. к) „ Собери открытку.,, 3 открытки разного фона со знакомыми предметами разрежьте на 4 части каждую. Собрать их. Выигрывает тот, кто соберёт больше открыток. Игра № 2. а ) Нужно рассказывать стихотворение и одновременно рисовать на бумаге поочерёдно знаки + - + -. б) Нужно вычёркивать букву и считать удары( ведущий через определённый интервал ударяет карандашом по столу). Другие игры вырабатывают способность к распределению внимания в процессе зрительного и слухового восприятия. а) „Громкая и тихая музыка.,, Спрятанный предмет надо найти .Чем громче музыка, тем ближе предмет .Надо слушать музыку . б ) „Найти пару .,, ( подобие лото .) На одном месте нарисованы 6 знакомых предметов , к которым надо подобрать пару из тех что изображены на маленьких картинках . в ) „Что изменилось .„ На уроке математики выставляются геометрические фигуры . Предложить назвать их ,где они находятся . Дети закрывают глаза .В это время геометрические фигуры можно поменять местами или поставить новую фигуру . г) „ Чего не стало . „ - с геометрическими фигурами . д) „Какого цвета не стало . „ - с полосками . Помните, что от однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, что*бы предупредить пресыщение, им нужно переключение в работе. В играх на развитие памяти и внимания введите элементы соревнования на быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение. Игра № 2. а ) Нужно рассказывать стихотворение и одновременно рисовать на бумаге поочерёдно знаки + - + -. б) Нужно вычёркивать букву и считать удары( ведущий через определённый интервал ударяет карандашом по столу). Другие игры вырабатывают способность к распределению внимания в процессе зрительного и слухового восприятия. а) „Громкая и тихая музыка.,, Спрятанный предмет надо найти .Чем
громче музыка, тем ближе предмет .Надо слушать музыку . б ) „Найти пару .,, ( подобие лото .) На одном месте нарисованы 6 знакомых предметов , к которым надо подобрать пару из тех что изображены на маленьких картинках . в ) „Что изменилось .„ На уроке математики выставляются геометрические фигуры . Предложить назвать их ,где они находятся . Дети закрывают глаза .В это время геометрические фигуры можно поменять местами или поставить новую фигуру . г) „ Чего не стало . „ - с геометрическими фигурами . д) „Какого цвета не стало . „ - с полосками . Помните, что от однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, что*бы предупредить пресыщение, им нужно переключение в работе. В играх на развитие памяти и внимания введите элементы соревнования на быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение. е) „Узнай, что изображено.,, По какой- то части предмета надо узнать, какой предмет изображён на картинках. Существуют разные приёмы развития памяти детей: запоминание и последующее воспроизведение прозаических, стихотворных текстов.? Заинтересовать ребёнка предстоящей работой. Запоминание должно быть осмысленным. Надо приучать учащихся запоминать например стихи не только с чужого голоса, но и читать вслух и про себя самому ребёнку. Можно помочь ребёнку, разделив текст на части; рассмотрите картинки по данному тексту; выделить из стихотворения опорные слова. До воспроизведения текста ребёнок должен прочитать его про себя и вслух. Важно, чтобы при заучивании материала, ребёнок не делал ошибок. Первое воспроизведение должно быть правильным, т. к. переучивать трудно. Задание № 1. „ Что изменилось ? „ Дайте ребёнку 3- 4 картинки, предложите их назвать. Затем дайте ещё 7- 8 картинок. Предложите рассмотреть и сказать, есть ли среди них те, которые были в первый раз. Второй вариант: Найти показанную картинку среди 1 5 других. Вариантов может быть много: с игрушками, картинками, полосками, геометрическими фигурами. Задание № 2 „ Слушай и повторяй.,, Постучите по столу определённое число раз и попросите ребёнка повторить услышанное. Задание № 3 „ Назови слова, которые запомнил.,, Ребёнку даётся 5- 6 картинок . Предлагается запомнить слова, а он пусть подберёт к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла ему вспомнить слово. Картинки: лиса, сыр, книга, машина „скорой помощи,,, метла, ёж. Слова: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа. Через 20- 30 минут спросите ребёнка, какие слова он запомнил. Это задание для развития осмысленной памяти, поэтому можно регулярно им пользоваться, изменяя картинки и слова.