Напоминание

"Букваренок"

Автор: Самохвалова Елена Андреевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: п. Подгорный, Красноярский край
Наименование материала: программа по обучению грамоте в ДОУ
Тема: "Букваренок"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа

для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»

Рассмотрена и принята: Автор:
Педагогическим советом старший воспитатель МБДОУ № 31 «Колокольчик» Самохвалова Елена Андреевна Протокол № _____ от «_____» _____________ 2015 г. ЗАТО Железногорск П. Подгорный, 2015 г.
Пояснительная записка
1
СОГЛАСОВАНО:
Председатель Родительского Комитета МБДОУ № 31 «Колокольчик» _____________Даниленко Е. А. «____»___________________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ № 31 «Колокольчик» ______________Н.А.Кузьмина «____»___________________2015 г.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Основная цель: Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений. Основными задачами данной программы является: 1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова. - Обучать детей звуковому анализу слов. - Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове. - Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове. - Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов. - Учить обследовать звуковую структуру слова. - Научить детей пользоваться звуковой схемой слова. 2
- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие. 2. Ознакомление со слоговым строением слова. - Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог. 3. Ознакомление со словесным составом предложения. - Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме. 4. Подготовка руки к письму. - Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта. 5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Продолжительность занятия 30 минут, количество занятий 2 раза в неделю.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста:

От 4 до 5
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей 4-5 лет появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с «анализом» произведения, дают 3
объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребенку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении пятилетнего ребенка.
От 5 до 6 лет
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трех звуковых слов. 4
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением». Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
От 6 до 7 лет
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь- рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. 5

Примерное содержание программы обучения грамоте
Успешное обучение грамоте в школе предполагает, что на этапе дошкольной подготовки основной задачей подготовки к обучению грамоте является ПРАКТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ со звуками речи и предложением. Естественно, сюда же войдут правильная посадка при письме, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление мелких мышц пальцев и кисти руки, элементарных графических навыков (пространственная ориентировка на листе бумаги и др.) Если условно разделить всю работу по общей теме «Звуки речи», то можно
выделить в подготовке к обучению

грамоте два этапа
: -
на первом этапе
формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание (работа с зеркальцем, устранение несовершенства у некоторых детей работы речевого аппарата – не работают губы и нижняя челюсть) – без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове; -
на втором этапе
развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры – именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения. Обратим внимание на то, что мы формируЕМ, отрабатываЕМ, развиваЕМ (ВМЕСТЕ с детьми работаем, произносим слово, загибаем пальчики, подсчитывая звуки). Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Мы выделяем ЗВУКИ, их и должен слышать ребенок, а не опираться на записанное слово (кто-то знает буквы или уже читает), путая детей в понятиях звука и буквы. Ведь и в жизни происходит так же: сначала было звучащее слово, а потом уже люди придумали значки, чтобы обозначить, опредметить, «поймать» звуки.
Обучение в средней группе
направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.
Основная задача
подготовительного курса – формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).
В старшей группе дети
приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных и согласных звуков (возможна дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, также возможно первичное ознакомление со слоговой структурой слова и словесным ударением). 6

Основная задача –
формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
В подготовительной группе
дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания, строят схемы слов по следам звукового анализа, выкладывают слова из букв разрезной азбуки (по следам звукового анализа, с учетом требований к отбору слов для анализа).
Основная задача
– анализ и синтез слов и предложений разной конструкции.
Общие правила по формированию навыков звукового анализа
1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа: - выделение звука из слова; - определение первого звука; - определение последнего звука; - установление места звука в слове (начало, конец, середина слова); - полный звуковой анализ. 2. Соблюдение порядка формирования умственных действий: - с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал – фишки и т.д.); - в речевом плане (проговаривание); - по представлению – в уме (самое трудное). 3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа: - слова из двух гласных (ау, уа); - слова из двух звуков (ум, ах, ус); - слова из трех звуков (рак, мак, мир, час); - слова из двух открытых слогов (папа, ваза, рама); - слова из одного слога со стечением согласных в конце (волк, шарф, куст, лист); - слова из одного слога со стечением согласных вначале (стул, слон, грач); - слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (сумка, палка, рамка); - слова из трех открытых слогов (собака, лопата, Марина). Кроме того, следует обратить внимание на следующее: 7
- для анализа в средней группе не давать слов с йотированными буквами Е, Е, Ю, Я (когда они обозначают 2 звука – в начале слова, после гласных, после разделительных Ь и Ъ); - для анализа не давать слова с разделительными Ь и Ъ (их наличие не говорит о том, что впереди согласный звук твердый или мягкий – съехал, воробьи, вьюга); - для анализа не давать слов с буквой звонкого согласного звука на конце слова и в середине перед парным согласным звуком, т.к. происходит оглушение – дуб, ложка; а если даем такое слово, то произносим его
орфоэпически,
т.е. так, как употребляем в речи, и проводим соответствующий анализ оглушенных звуков (не букв, которые пишутся в этих слабых позициях), не путая детей, не ориентируя их на букву; - слова с безударной гласной произносим также орфоэпически и анализируем то, что слышим (как и в случае с согласными звуками в слабых позициях). Лучший и правильный вариант, на наш взгляд, – подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением. 8

Речевые задачи

Возраст

Задачи
2-3 года - Согласование существительных и местоимений с глаголом; - Составление фраз из 3-4 слов. 3-4 года - Согласование в роде, числе, падеже прилагательных с существительным; - Употребление существительных с предлогом (в, на, под, за); - Употребление существительных в форме единственного и множественного числа ( животные и детеныши); - Употребление формы множественного числа существительных в родительном падеже ( ленточек, матрешек – простейшие случаи); - Составление предложений. 4-5 лет - Согласование слов в предложении; - Правильное использование: предлогов в речи; форм множественного числа существительных, обозначающих животных и их детенышей в именительном и родительном падежах; форм родительного падежа множественного числа существительных ( вилок, яблок, чулок, носков, помидоров и более сложные случаи); формы повелительного наклонения глаголов (едь – ехай, беги – бежи); - Составление сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений простейшего вида, предложений с однородными членами. 5-6 лет - Согласование существительных с числительными, существительных с прилагательными; - Правильное использование множественного числа существительных трудных форм (жеребята, ягнята); - Правильное использование в речи несклоняемых существительных (кино, пальто, кофе); - Образование однокоренных слов по образцу (кот – котик – котище); - Различные способы образования слов (учит – учитель, сахар – сахарница); - Составление простых и сложных предложений, использование прямой и косвенной речи при инсценировании сказок. - Согласование существительного с числительным, прилагательного с существительным; - Употребление местоимений; 9
6-7 лет - Образование по образцу существительных с суффиксами ( домик, лесник ), глаголов с приставками (пришел, вышел), сравнительной и превосходной степени прилагательных (крас
и
вее, крас
и
вейший); - Совершенствование умений образовывать однокоренные слова, использования в речи сложных предложений разных видов. Из представленных речевых задач видим, что
при формировании грамматического строя речи у дошкольников

идет работа по:
- образованию морфологических форм разных частей речи, т.е. работа со словом; - обучению построению предложений и связному высказыванию.
Направления работы со словом
: - обогащение словаря (усвоение новых слов, которых не знали; усвоение новых значений слов); - уточнение словаря (углубление понимания значения уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений); - активизация словаря (включение как можно более широкого круга слов в речь детей, введение слов в предложения – распространение предложений, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления); - устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношения. Все направления работы со словом связаны между собой.
Приемы работы со словом:
1. Объяснение значения слова в тексте. 2. Введение новых слов в активный словарный запас детей. 3. Сочинение и разыгрывание сказок. 4. Специальные упражнения по подбору антонимов, синонимов (простые случаи), родственных слов. 5. Составление ряда синонимов (подготовительная группа) – маленький, крошечный; идет, шагает; зайчик трусливый, робкий; герои смелые, отважные; смешной, забавный, потешный, комичный; метель, вьюга, пурга, буран. 6. Сочетание речевых ответов с практическим действием детей («Мишка, едь с горки» – ребенок выполняет это действие, подталкивая медведя). 10
Все эти упражнения обязательно проводятся в игровой ситуации и с обязательным использованием наглядности: игрушек, картин, предметов, о которых идет речь.
Направления работы по обучению построению предложения и связного высказывания:
- работа со словосочетанием и включение его в предложения; - работа по обучению построению предложений простых и сложных; - работа по составлению небольшого устного высказывания (по картинке, по замыслу, по воспоминаниям и др.) Задача развития ПИСЬМЕННОЙ связной речи в дошкольном возрасте не ставится.
Приемы работы с предложением и текстом:
1. Включение ребенка в диалог (первичную форму речи, более естественную и знакомую детям). Обратим внимание на традиционное требование «полного ответа». Речь идет о диалоге, следовательно, исходя из правил, по которым конструируется диалог, это требование неправомерно и неуместно. Требуя «полные ответы» на вопросы, мы не разовьем речь детей – данное убеждение педагогов на практике не оправдывается. 2. Обучение умению задавать вопросы сверстникам, воспитателю. 3. Использование работы внутренней речи ребенка при переходе на построение предложения или нескольких предложений по теме (внутреннее предварительное проговаривание). 4. Продуктивный прием – ребенок говорит, а воспитатель записывает (пересказ или сочинения об увиденном, услышанном, пережитом – это можно проводить и коллективно, тогда у воспитателя появляется возможность формировать у детей способность отбирать лучшие, наиболее удачные, подходящие для создания ситуации фразы, предложения, слова). 5. Создание детям ситуации «нужности», «полезности» своих рассказов, сочинений. Предложить рассказать о сочиненном дома, предварительно перед уходом домой повторив сочиненное (развитие памяти и ответственности), не забыть спросить, что рассказал дома, как выслушали. 6. Иллюстрация записанного воспитателем на выставке для родителей и детей, коллективные сочинения детей и рисунки к ним. Речь для ребенка должна стать средством самовыражения, предметом радости и гордости. Успех в развитии придет только тогда, когда у ребенка появится мотив. Помочь реализовать все вышеназванные задачи поможет развивающая среда, которая окружает ребенка и в ДОУ, и дома. Это специально организованная личностно-ориентированная среда, которая побуждает ребенка делать осознанный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, учит принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них необходимые 11
коррективы, следовательно, идти по пути творческого развития. Эта среда учит уважать интересы и потребности других, умению сообща и бесконфликтно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки.
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный
(объяснение, рассказ, беседа, чтение)
- наглядный
(наблюдение, демонстрация, ТСО)
- практический
(игра, упражнения) В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский. Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия. В зависимости от дидактических целей занятия строятся как  Изучение нового материала  Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей  Проверочные занятия (в конце полугодия)  Комплексные Занятия по развитию речи структурно выглядят так: 1. организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей) 2. постановка цели занятия 3. организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии 4. анализ деятельности детей 5. подведение итогов занятия. Домашнее задание 12

Календарно-тематический план

Старшая группа
месяц неделя Звук, буква ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛЕКСИЧЕСК АЯ ТЕМА ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИ Я ЗВУКОВ ЗВУКО- СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СИНТАКСИЧЕС КИЙ УРОВЕНЬ НА СЛУХ В ПРОИЗНО ШЕНИИ СЛОВО- ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВО- ИЗМЕНЕНИЕ
Сентябрь
1 А [A] от прочих звуков А Выделение ударного гласного в начале слова. Узнавание звуков в звуковом ряду. День знаний
Существительное.
Понятие «предмет», «слово». Условное обозначение: _____________ Пересказ Сопоставление текста и набора отдельных предложений. 2 У [У] от прочих звуков У Красота в жизни, природе и искусстве Единственное и множественное число имён существительных . Одушевлённость, неодушевлённост ь (кто?, что?) 13
3 А У У - А Выделение ударного гласного в начале слова. Анализ звукоряда из двух звуков. Кладовая природы Нарицательные существительны е с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Определение рода им. сущ. с подбором местоимений: мой, моя, мое. Составление предложений по демонстрации действий. («Живые картинки») 4 О [О] от прочих звуков О Узнавание звуков в звуковом ряду. Мой любимый детский сад 5 А У О А – О У – О Анализ звукоряда из трёх звуков. Бабушка рядышком с дедушкой! Составление предложений по следам демонстрируемо го действия. 14

Октябрь
1 И [И] от прочих звуков А – И У – И О – И Анализ звукоряда из четырех звуков. В мире животных Собственные им.сущ-е с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Пересказ рассказа по демонстрируем ым действиям. Составление диалога. 2 Т [Т – Т’] [Т] от гласных звуков Позиционный анализ (место звука в слове: конец, начало, середина) Все профессии нужны, все профессии важны!
Глагол
Понятие о действии. Условное обозначение: Пересказ рассказа по следам демонстрируем ых действий. Согласование сущ. с глаголом в числе 3 П [П – П’] П – П’ – Т – Т’ Спорт ребятам очень нужен, Мы со спортом крепко дружим. Согласование сущ. с глаголом прошедшего времени в роде. Понятие «предложение». Схема: Пересказ рассказа по картинно- графическому плану. 4 Н [Н – Н’] Н – Н’ – П – П’– Т – Т’ А дорога серою лентою вьётся… Преобразование повелительного наклонения в изъявительное (дай – дает) Определение предметов по его действию. Пересказ с использованием фланелеграфа. Составление рассказа – описания по 15
мнемотаблице. Ноябрь 1 М [М -М’] М – М’- Н – Н’ Позиционный анализ - места звука в слове. Выделение согласного в конце слова. Нет земли краше, чем Родина наша! Винительный падеж ед. ч. (неодушевленное) Определение действия по предмету. Пересказ с опорой на серию сюжетных картин. 2 К [К – К’] К – К’- М – М’- Н – Н’- Этот загадочный подводный мир Винительный падеж мн. ч. (неодушевленное) Схема: Пересказ пиктограммы. 3 Б [Б – Б’] Б – Б’ Тайны, загадки манили всегда, Только наука «раскроет» глаза. Винительный падеж (одушевленное) Схема: Пересказ с опорой на одну сюжетную картину. 16
4 Д [Д – Д’] Д – Д’ - Б – Б’ Анализ обратного Шапка с шарфиком сейчас Нам подходят в самый раз Родительный падеж, ед.ч. с предлогом «У». Схема: Моделирование сюжетного рассказа с последующим пересказом. Декабрь 1 Г [Г – Г’] Г – Г’- Д – Д’ - Б – Б’ Анализ обратного Дружат дети всей планеты Родительный падеж, ед.ч. с предлогом «ИЗ». Схема: Пересказ по направляющим вопросам 2 Ф [Ф –Ф’] Ф – Ф’ Азбука безопасности Родительный падеж, мн.ч. Схема: Составление рассказов по серии сюжетных картин. Восстановление порядка серии картин по вопросам. 17
3 В {В – В’] В – В’- Ф – Ф” Выделение гласного из положения после согласного. Ах ты, Зимушка-зима, белоснежная! Дательный падеж, ед.ч. с предлогом «ПО» Схема: Разделение двух наборов картин на две сюжетные линии. 4 Х [Х – Х’] Х – Х’- В – В’- Ф – Ф’ Новый год встречаем, ёлку наряжаем! Январь 3 Волшебное слово спасибо 18
4 Ы [Ы] от прочих звуков Ы - И Позиционный анализ (место звука : конец, начало, середина). Анализ прямого слога (СГ). Декоративно- прикладное творчество глазами детей Дательный падеж, ед.ч. с предлогом «К» Схема: Восстановление порядка в серии картин по вопросам. 5 Э [Э] от прочих звуков Ы - Э Чайник, чашки, блюдца – почему так быстро бьются? Образование приставочных глаголов Дательный падеж, множественное число. Схема: Самостоятельно е составление рассказов по серии сюжетных картин. Февраль 1 С [C – C’] C – С’ Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет! Творительный падеж, ед.ч. с предлогом «ПОД» Схема: Самостоятельно е составление рассказов по серии сюжетных картин. 2 З [З – З’] З – З’ – С – С’ Международн ый день родного языка Творительный падеж, ед.ч. с предлогом «НАД» Схема: Составление рассказа по сюжетной картине. (Сопоставление сюжетной картины с наборами предметных 19
картинок). 3 Ш [Ш] всегда твёр -дый Ш – С – С’ Анализ односложных слов (СГС). Хочу защитником я быть – пойду в армию служить Творительный падеж, мн.ч. Схема: Составление предложений по картинкам с изображением действий. 4 Ж [Ж] всегда твёр -дый Ш –Ж – З – З’ – C – C’ Зиму провожаем и весну встречаем! Предложный падеж, ед.ч. с предлогом «НА». Схема: Составление короткого рассказа по одному из фрагментов картины. Март 1 Й [Й] всегда мягкий Й Анализ односложных слов (СГС). Родную мамочку свою – очень сильно я люблю! Предложный падеж, ед.ч. с предлогом «В». Схема: Составление короткого рассказа по двум фрагментам картины. 2 Е [Й] [Э] Э - Е Мебель в доме берегут, создает она уют! Предложный падеж, мн.ч. Схема: Составление короткого рассказа по трём фрагментам картины. 3 Волшебница вода. Всемирный день воды и Земли. 20
4 Ё [Й] [О] О - Ё Анализ односложных слов Я б актером стать хотел…
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Понятие о признаках. Условное обозначение: Составление рассказа по сюжетной картине по вопросам. . 5 Ю [Й] [У] У - Ю Звенели птичьи голоса! Качественные прилагательные Согласование с существительным в роде, числе, падеже. Апрель 1 Я [Й] [А] А - Я Деление слов на слоги. Наши любимые книжки Относительные прилагательные Определение предмета по признаку. Самостоятельно е составление рассказа по сюжетной картине. 2 Ц [Ц] всегда твёр -дый Ц – С Я в космос полечу и друзей всех позову Притяжательные прилагательные Схема: Рассказ – описание. Узнавание предмета по его описанию. 3 Ч [Ч] Ч – Т’- Т’ – С- С’- Ц Я здоровье берегу, сам себе я помогу! Схема: Отгадывание загадок о предмете. 4 Щ [Щ] всегда мягкий Щ – С’ – Т – Ш - Ч Будем мы трудиться, и не будем мы лениться! Моделирование простых предложений с Составление рассказа -описания по 21
однородными членами. Схема: вопросам. Май 1 Л [Л – Л’] Л – В – У -Й Анализ слов с двумя открытыми слогами. (СГСГ) Не забудем мы подвиг великий, наших дедов и наших отцов. Числительное Моделирование простых предложений с однородными членами. Составления рассказа по предваряющему плану. 2 Р [Р – Р’] Р – Р’ – Л – Л’ Это я, это я- Это вся моя семья Согласование с существительны -ми. Моделирование простых предложений с однородными членами Составление рассказа – описания по схеме. 3 Ь Ъ По твёрдос -ти – мягкос- ти Стали на год мы взрослей. Моделирование простых предложений с однородными членами Составление рассказа из личного опыта по демонстрируем ым действиям. 22
4 Повторение пройденного Играют все на свете и взрослые и дети. Составление рассказа из личного опыта по демонстрируем ым действиям.
Предполагаемые результаты
1. Развитие связной речи. Дети овладевают умением  Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.  Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе  Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту  В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова  Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме  Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение  В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.)  Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.  Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности  Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения. 2. Развитие словаря  Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал 23
 Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)  Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)  Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.) 3. Знакомство с произведениями детской художественной литературы Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании  Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали)  Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям  Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное 4. Звуковая культура речи  Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка  Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения  Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение) 5. Подготовка к обучению грамоте и письма  Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова  Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове)  Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове  Определять место звука в слове  Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком  Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его
. !

?
знаками  Уметь различать понятия «звук», и «буква» 24
 Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради  Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами  Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма 6. Грамматический строй речи  Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей  Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их  Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов  Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении  Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными
Техническое оснащение занятий

1.
подвижная азбука (наборное полотно с буквами)
2.
магнитная азбука (демонстрационная)
3.
касса букв и слогов (раздаточный материал)
4.
индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки
5.
карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом
6.
кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит»
7.
плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»
8.
индивидуальные карточки. Каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях
9.
наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал. Таблицы со слогами и словами
10.
игры: «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву»,«Мамины помощники», «Сказки», «Обобщающие понятия», «Что к чему?», «Кто где живёт?», «Наоборот» 25

11.
наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
Литература
 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999  Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008  Морозова П.Н. Обучение детей грамоте. Тула.,1993  Москаленко Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Минск.,1998  Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004  Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003  Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002  Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006 26