"Игры с правилами как средство воспитания волевых качеств старших дошкольников."

Автор: Игнатенко Елена Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: п. Подгорный, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Игры с правилами как средство воспитания волевых качеств старших дошкольников."
Дата публикации: 28.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игры с правилами как средство воспитания волевых качеств старших дошкольников. Современный заказ общества требует воспитания инициативных и ответственных людей. Волевые качества занимают существенную проблему развития личности, определяют ответственность дошкольника за его успешность в будущем. В школе, на работе, на улице необходимо ежедневно соблюдать правила поведения. Так, организованность требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств. Волевые качества формируются на протяжении всей жизни, на протяжении всей деятельности человека. Особенно важным периодом развития волевых качеств является детский возраст так как именно в этом возрасте все процессы наиболее подвижны и изменчивы. . Под волевыми качествами личности подразумеваются «конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий». То есть, воля необходима человеку, чтобы сознательно регулировать свое поведение, преодолевая трудности при достижении цели. К ведущим волевым качествам, формирующимся в дошкольном возрасте, относятся инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, организованность.
Инициативность —
это «способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей» Инициативный ребенок умеет сам организовать игру, найти себе занятие.
Самостоятельность
—это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в «способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Еще одно важное волевое качество, которое необходимо начинать формировать уже в дошкольном возрасте, это
дисциплинированность.
Под дисциплинированностью понимают «важную черту характера человека, которая выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга» Дисциплинированность — сложное волевое качество. В 6— 7 лет у детей формируется привычка, способность, осознанно выполнять установленные в семье и в детском саду нормы и правила поведения.
Настойчивость
– личностное волевое качество, характеризующееся «способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия, вопреки трудностям. Еще одно важное волевое качество, это организованность. По определению Е.О. Смирновой,
организованность
— это «рациональная организация своей деятельности и сосредоточенность её выполнения». Организованность предполагает сознательное выполнение правил поведения, подчинения общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.
Оптимальные условия для воспитания воли могут быть созданы только в подвижной игре . В подвижной игре с правилами, характеризующейся постоянной требовательностью к выполнению правил, необходимостью следовать инструкциям и добиваться цели, в непринужденной игровой форме и формируются базовые волевые качества. Никакие самые увлекательные досуги не заменят детям радости движения, ощущения силы, удали, ловкости, гибкости, сноровки, координации, пластики. Подвижные игры — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, развитии волевых качеств. В своей деятельности применяю различные игры с правилами. Это такие игры, как : «Секретное слово», «Разведчики», «Сокровища пирата», «Черепашьи бега» и т.д., Эти игры, помогают развить у детей умение контролировать себя, свои двигательные и эмоциональные реакции, наблюдательность, усидчивость, выдержку, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память, внимание, мышление и воображение. Чтобы подвижная игра была интересна и полезна ребенку, чтобы она способствовала развитию волевых качеств, в том числе настойчивости, всегда соблюдаю следующие условия: 1.выполнение правил должно стать обязательным условием игры; 2.подвижная игра должна носить коллективный характер, где партнёрами могут быть как сверстники, так и взрослые; 3.необходимо наличие дополнительных правил для возможности самостоятельного выстраивания играющими детьми своей собственной стратегии; 4.в игре обязательно должна присутствовать конечная цель — выиграть (либо соревновательная игра, либо игра-достижение). Все предложенные методы развивают активную направленность личности, воспитывают волевые качества. Проанализировав подвижные игры для детей старшего возраста, пришла к выводу, что самыми эффективными играми для воспитания волевых качеств, в частности настойчивости, могут стать игры:«Третий лишний»,« Лисица на одной ноге», «Бой петухов» , «К своим флажкам», «Тише едешь —дальше будешь», «Караси и щуки» и другие. Кроме вышеуказанных игр, для воспитания волевых качеств детей подойдут любые игры, в которых нужно соблюдать правила. Это подвижные игры типа старых и почти забытых «Классиков», «Резиночек» и «Вышибал». Используя эти игры, приучаю детей самим придумывать новые правила, вводить новых героев, помогаю разработать собственные стратегии выигрыша. Внимательно
слежу за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечаю и всячески поддерживаю любые ее признаки, организовываю деятельность детей так, чтобы они видели свое продвижение к цели, а главное - осознали, что это продвижение является результатом его собственных усилий. Обязательно учитываю возрастные аспекты формирования волевых качеств дошкольников:  главным методом воспитания волевого поведения детей раннего возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности; в младшем дошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства. Ребенка следует приучать к послушанию - умению слушаться старших, выполнять поставленные ими задания, советы, указания, поскольку он еще не может понять значение того, что от него требуют, а действует по образцу, подчиняясь авторитету взрослого. Проявления его послушания имеют признаки морального поведения, суть которого заключается в доверии к взрослому;  в среднем дошкольном возрасте с развитием самосознания послушность постепенно перерастает в дисциплинированность. Особенно важно в воспитании дисциплинированности показать значение правильного поведения: человек, который умеет организовать свою жизнь и деятельность, добивается успеха во всех делах.  в старшем дошкольном возрасте следует подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и сознательного их выполнения. Главное условие успеха воспитательной работы - соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями жизни. Необходимыми является: соблюдение четкого режима жизни детей в дошкольном учреждении; единство требований педагогов к поведению ребенка в разных жизненных ситуациях (в частности, в период болезни ребенка или во время праздников); четкие объяснения педагогами мотивов собственного поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы для формирования таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, организованность. Овладение данными волевыми качествами поможет ребёнку в дальнейшем при поступлении в школу, поможет стать дисциплинированным на уроке, эффективно и своевременно справляться со всеми учебными заданиями. Подвижные игры с правилами способствуют воспитанию волевых качеств у детей дошкольного возраста, в интересной и очень доступной форме.