"Игры с правилами как средство воспитания волевых качеств старших дошкольников."
Автор: Игнатенко Елена Викторовна Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: п. Подгорный, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Игры с правилами как средство воспитания волевых качеств старших дошкольников."
Игры с правилами как средство воспитания волевых качеств старших дошкольников.
Современный заказ общества требует воспитания инициативных и
ответственных людей.
Волевые качества занимают существенную проблему развития
личности, определяют ответственность дошкольника за его успешность в будущем. В
школе, на работе, на улице необходимо ежедневно соблюдать правила поведения.
Так,
организованность требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план,
но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств. Волевые
качества формируются на протяжении всей жизни, на протяжении всей деятельности
человека. Особенно важным периодом развития волевых качеств является детский
возраст
так как именно в этом возрасте все процессы наиболее подвижны и
изменчивы.
.
Под волевыми качествами личности подразумеваются «конкретные проявления
воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий». То есть, воля
необходима человеку, чтобы сознательно регулировать свое поведение, преодолевая
трудности при достижении цели.
К ведущим волевым качествам, формирующимся в дошкольном возрасте, относятся
инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость,
организованность.
Инициативность — это «способность предпринимать попытки к реализации
возникших у человека идей» Инициативный ребенок умеет сам организовать игру,
найти себе занятие.
Самостоятельность —это характеристика воли, которая непосредственно
связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в «способности
осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных
факторов, препятствующих достижению поставленной цели.
Еще одно важное волевое качество, которое необходимо начинать формировать
уже в дошкольном возрасте, это
дисциплинированность. Под
дисциплинированностью понимают «важную черту характера человека, которая
выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным
правилам и требованиям долга»
Дисциплинированность — сложное волевое
качество. В 6— 7 лет у детей формируется привычка, способность, осознанно
выполнять установленные в семье и в детском саду нормы и правила поведения.
Настойчивость
– личностное волевое качество, характеризующееся
«способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия, вопреки
трудностям.
Еще одно важное волевое качество, это организованность. По определению Е.О.
Смирновой,
организованность — это «рациональная организация своей
деятельности и сосредоточенность её выполнения». Организованность предполагает
сознательное выполнение правил поведения, подчинения общим требованиям,
установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями
добиваться поставленной цели.
Оптимальные условия для воспитания воли могут быть созданы только в подвижной
игре
.
В подвижной игре с правилами, характеризующейся постоянной
требовательностью к выполнению правил, необходимостью следовать инструкциям и
добиваться цели, в непринужденной игровой форме и формируются базовые волевые
качества.
Никакие самые увлекательные досуги не заменят
детям радости
движения, ощущения силы, удали, ловкости,
гибкости, сноровки, координации,
пластики.
Подвижные игры — первая деятельность, которой принадлежит особенно
значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее
внутреннего содержания, развитии волевых качеств.
В своей деятельности применяю различные игры с правилами. Это такие игры,
как : «Секретное слово», «Разведчики», «Сокровища пирата», «Черепашьи бега» и
т.д.,
Эти игры, помогают развить у детей умение контролировать себя, свои двигательные
и эмоциональные реакции, наблюдательность, усидчивость, выдержку, длительное
время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память, внимание,
мышление и воображение.
Чтобы подвижная игра была интересна и полезна ребенку, чтобы она
способствовала развитию волевых качеств, в том числе настойчивости, всегда
соблюдаю следующие условия:
1.выполнение правил должно стать обязательным условием игры;
2.подвижная игра должна носить коллективный характер, где партнёрами могут
быть как сверстники, так и взрослые;
3.необходимо наличие дополнительных правил для возможности
самостоятельного выстраивания играющими детьми своей собственной стратегии;
4.в игре обязательно должна присутствовать конечная цель — выиграть (либо
соревновательная игра, либо игра-достижение).
Все предложенные методы развивают активную направленность личности,
воспитывают волевые качества.
Проанализировав подвижные игры для детей старшего возраста, пришла к выводу,
что самыми эффективными играми для воспитания волевых качеств, в частности
настойчивости, могут стать игры:«Третий лишний»,« Лисица на одной ноге», «Бой
петухов» , «К своим флажкам», «Тише едешь —дальше будешь», «Караси и щуки» и
другие.
Кроме вышеуказанных игр, для воспитания волевых качеств детей подойдут любые
игры, в которых нужно соблюдать правила. Это подвижные игры типа старых и почти
забытых «Классиков», «Резиночек» и «Вышибал».
Используя эти игры, приучаю детей самим придумывать новые правила, вводить
новых героев, помогаю разработать собственные стратегии выигрыша.
Внимательно
слежу за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечаю и всячески
поддерживаю любые ее признаки, организовываю деятельность детей так, чтобы они
видели свое продвижение к цели, а главное - осознали, что это продвижение является
результатом его собственных усилий.
Обязательно учитываю возрастные аспекты формирования волевых качеств дошкольников:
главным методом воспитания волевого поведения детей раннего возраста является
постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие,
требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие
осознанности;
в младшем дошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства. Ребенка следует
приучать к послушанию - умению слушаться старших, выполнять поставленные ими задания,
советы, указания, поскольку он еще не может понять значение того, что от него требуют, а действует
по образцу, подчиняясь авторитету взрослого. Проявления его послушания имеют признаки
морального поведения, суть которого заключается в доверии к взрослому;
в среднем дошкольном возрасте с развитием самосознания послушность постепенно
перерастает в дисциплинированность. Особенно важно в воспитании дисциплинированности
показать значение правильного поведения: человек, который умеет организовать свою жизнь
и деятельность, добивается успеха во всех делах.
в старшем дошкольном возрасте следует подводить детей к пониманию значимости
требований взрослых и сознательного их выполнения. Главное условие успеха
воспитательной работы - соответствие требований пониманию ребенка, их
аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями
жизни. Необходимыми является: соблюдение четкого режима жизни детей в дошкольном
учреждении; единство требований педагогов к поведению ребенка в разных жизненных
ситуациях (в частности, в период болезни ребенка или во время праздников); четкие
объяснения педагогами мотивов собственного поведения и своих требований к ребенку,
который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы для
формирования таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность,
дисциплинированность, настойчивость, организованность. Овладение данными
волевыми качествами поможет ребёнку в дальнейшем при поступлении в школу,
поможет стать дисциплинированным на уроке, эффективно и своевременно
справляться со всеми учебными заданиями. Подвижные игры с правилами
способствуют воспитанию волевых качеств у детей дошкольного возраста, в
интересной и очень доступной форме.