Автор: Мельник Марина Владимировна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ "СКШИ г. Черемхово"
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: воспитательная программа "Я в мире культуры"
Тема: "Темы внеклассных мероприятий"
Паспорт программы 8 «Б» класса
«Я - в мире культуры»
Воспитательная программа
воспитателя «Я в мире культуры»
Сроки реализации программы
2015-2016 учебный год
Наименование учреждения
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Автор программы
Мельник Марина Владимировна
Воспитатель
Классный руководитель 8 «б» класса
Вид программы
Комплексная
Количество участников программы
6 учеников, родители, педагоги
Цель воспитательной работы в классе:
Создание условий для полноценного физического, эмоционального,
нравственного, волевого, социально-личностного, жизненного и
профессионального самоопределения личности каждого ребёнка;
формирование качеств позволяющих каждому воспитаннику строить
собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и
государством.
Задачи воспитательной работы в классе:
воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры
через индивидуальные беседы, классные часы, посещение
кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых
в классе, школе;
формирование дружного отзывчивого коллектива через
классные мероприятия, классные часы, поздравление
именинников, поздравление ветеранов войны с
государственными праздниками;
развитие коммуникативных навыков школьников через
привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях,
факультативах, участию в предметных неделях; общественные
поручения;
формирование устойчивой нравственной позиции, духовности,
взгляда на мир, основанных на культурных православных
традициях путём бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий;
формирование активной жизненной позиции и воспитание
патриотизма у учащихся.
укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и
воспитывать волевые качества;
формировать элементы гражданско-патриотического сознания,
основные понятия правовых отношений;
осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое
воспитание.
формировать речевую активность.
Основные требования к организации воспитания :
- обеспечение качества воспитания;
- соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;
- системность и единство педагогических требований;
- реализация личностно ориентированного подхода;
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся,
включение их в различные виды социально значимой деятельности;
- преемственность и непрерывность в содержании воспитания с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в
социально опасном положении;
Ожидаемые результаты:
Воспитанники должны знать:
- свои индивидуально-личностные особенности
- основные ценности семьи
- нормы и правила здорового образа жизни
- свои права и обязанности;
Воспитанники должны уметь:
- понимать себя и других людей
- адекватно оценивать собственные возможности в профессиональном
самоопределении
- заботиться о своём здоровье, противостоять вредным привычкам
- пользоваться нормативно-правовыми документами;
Воспитанники должны иметь навыки:
- управления своим поведением и эмоциональным состоянием
- эффективного общения
- социально-бытовой и профессионально-трудовой ориентации.
Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного
стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией
содержания общего образования, является гуманистическая направленность
образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель
взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания
на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у
обучающихся гражданской ответственности и правового сознания,
духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к
успешной социализации в обществе. Данная программа нацелена на
достижение следующих воспитательных результатов:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободами
обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественно
культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и
родному языку, народным традициям, к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,
национальной культуры и истории.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим,
заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к
учёбе:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со
сверстниками и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни:
- первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для
здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного
отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на
пришкольном участке.
Основные направления программы.
1.Социально-личностное развитие. Тема «Я в мире культуры»
Цель: Формирование нравственных принципов школьника. Воспитание
взаимного отношения, сотрудничества и взаимопомощи. Расширение и
закрепление знаний воспитанников о мире культуры, к духовно-культурным
ценностям.
Задачи: Формирование межличностных отношений на основе развития
способности сопереживать другому. Коррекция мышления на основе
упражнений в анализе – синтезе.
Срок
Мероприятия
Предполагаемые
результаты
1 четверть
1.Беседа «Что такое красота».
2.Экскурсия в выставочный зал
ДК «Горняк»
3. Беседа «Немного о театре.
Записная книжка театрала»
4. Экскурсия в театр им.
Гуркина»
5. Заочная экскурсия в музей
Тальцы.
6. Беседа «Мой Байкал».
7. Викторина «Что я знаю о
Байкале?»
8. Игра-путешествие «Мои
привычки».
Расширение и
закрепление знаний
воспитанников о мире
культуры, развивать
чувство прекрасного.
Повышение уровня
общего развития и
культуры детей.
Ознакомление с
историей и культурой
родного края.
Раскрытие творческих
способностей детей.
2
четверть
1.Беседа «Семь чудес света»
2. Беседа «Семь чудес России»
3. Игра-путешествие «Чудеса в
решете»
4. Беседа «Кто такой фотограф»
5. Беседа «Современная
фотография»
6. Экскурсия в выставочный зал
на фотовыставку.
7. Практическое занятие «Я
фотограф».
8. Беседа – практикум «Откуда
пошёл обычай наряжать ёлку?»
Развитие
психологических
процессов (мышление,
речь, память,
внимание,
воображение,
познавательных
процессов, фантазии).
Личностные качества
(дружелюбие,
партнёрские
взаимоотношения,
коммуникативные
навыки)
3
четверть
1.Юморина «Давайте
посмеёмся».
2. Беседа «Да здравствует 1
апреля».
З. Игровая программа «Как мы
дружно, весело живём».
4. Беседа «Праздники России»
5. Беседа «Рождество
Христово».
6. Беседа «23 февраля – день
защитника Отечества».
7. Беседа «8 марта – женский
день»
8. Викторина «Назови праздник»
Личностные качества
(дружелюбие,
партнёрские
взаимоотношения,
коммуникативные
навыки)
Расширять знания
детей о русских
народных традициях и
праздниках. Развивать
духовно-нравственные
качества личности,
чувства такта и
уместности шутке и
смеху.
4 четверть
1.Беседа «Культура г.
Черемхово».
2. Экскурсия в Дом Творчества
3. Экскурсия в художественную
школу
4. Беседа «Масленица на Руси».
5. Беседа – игра «Полёт в
космос»
6. Беседа «Пасха на Руси».
7. Весёлая игротека «Мы
играем».
8.Экскурсия по памятным
местам г. Черемхово
Развитие
психологических
процессов (мышление,
речь, память,
внимание,
воображение,
познавательных
процессов, фантазии).
Повышение уровня
общего развития и
культуры детей.
2.Духовно-нравственное воспитание.
Задачи: Создание условий для воспитания и развития духовно-нравственной
личности, готовой и способной к самостоятельной деятельности в
меняющихся условиях жизни. Готовность и способность к духовному
развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию
смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению.
Срок
Мероприятия
Предполагаемые
результаты
сентябрь
Беседа об известных людях
Иркутской области
Знание народных
традиций, народного
творчества, бережное
отношение к ним.
Нравственно-этический
опыт взаимодействия со
сверстниками
Усвоить основные
требования в поведении
октябрь
Экскурсия в музей г. Черемхово
ноябрь
Беседа «Этикет и мы».
и общении с людьми,
овладеть навыками
культурного поведения.
Начальное
представление о
моральных нормах и
правилах нравственного
поведения.
Неравнодушие к
жизненным проблемам
других людей,
сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной
ситуации.
Анализировать
нравственную сторону
своих поступков и
поступков сверстников.
Знать историю своего
края: когда возник
посёлок, его
расположение, какая
вокруг природа, какие
люди жили тогда на
родной земле.
декабрь
Беседа «Что такое культура,
этикет?».
январь
Беседа-рассуждение «Познай
самого себя».
февраль
Час общения «Быть добрым и
человечным».
март
Беседа «Друзья познаются в беде».
апрель
Занятие «День космонавтики».
май
Игра-путешествие «Слово о родном
крае».
3. Гражданско-патриотическое воспитание.
Создание условий для воспитания гражданина России, с
его высокой патриотической, нравственной и
экологической культурой, способного реализовать свой
личностный потенциал.
В сфере общественных отношений гражданско - патриотическое воспитание
детей должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих
национальных нравственных ценностей;
- развивать чувство патриотизма и гражданской солидарности;
- осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
многонациональному народу России, Отечеству;
- понимание и поддерживание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,
ответственность за другого человека.
Срок
Мероприятия
Предполагаемые
результаты
сентябрь
Анкета «Что меня интересует, чем
я хочу заниматься, какое поручение
хочу выполнять»
Ценностное отношение
к России, своему
народу, отечественному
культурно-
историческому
наследию,
государственной
символике, законам
Российской Федерации,
русскому и родному
языку, народным
традициям, старшему
поколению.
Ценностное отношение
к России, своему краю.
Элементарные
представления о
наиболее значимых
страницах истории
страны, о традициях и
культурном достоянии
своего края, о примерах
исполнения
гражданского и
патриотического долга.
Элементарные
представления о
примерах исполнения
гражданского долга.
Октябрь
Экскурсия «Памятные места г.
Черемхово».
Ноябрь
Тематическая викторина
«Александр Васильевич Суворов»
Декабрь
Беседа «Символы нашего
государства».
Январь
Беседа «Морская флора и фауна»
Февраль
Смотр песни и строя.
Март
Конкурсная программа «А, ну-ка,
девочки!»
Апрель
Май
Беседа «День космонавтики!»
Беседа «Дети войны»
Участие в мероприятиях
посвященных Дню Победы:
поздравление ветеранов, концерт,
выпуск стенгазеты, и др.
4. Правовое воспитание.
Задачи:
- формирование у школьников правовой культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и
прав других людей;
- воспитание уважительного отношения к закону;
- формирование правосознания, понимание необходимости соблюдения
закона и неотвратимости наказания за его нарушение;
- помочь осознать, что знание своих прав и умений их реализовать помогает
стать человеку более успешным в жизни.
Срок
Мероприятия
Предполагаемые
результаты
сентябрь
Беседа «Правила поведения в
школе».
Знать необходимость
соблюдения закона и
неотвратимости
наказания за его
нарушение.
Уметь осознавать, что
знание своих прав и
умений их реализовать
помогает человеку
стать более успешным в
жизни.
Знание правовой
культуры.
Знание правовой
культуры.
Знание своих
октябрь
Беседа «Моя жизнь. Мои права»
ноябрь
Игра «Что ты знаешь о паспорте».
декабрь
Беседа «Пожарная безопасность».
январь
Игра –путешествие «В гостях у
права».
Февраль
Беседа «Правила поведения на
перемене».
Март
Беседа «Зачем людям нужны
законы»
обязанностей.
Знание правил
поведения на воде.
апрель
Час общения «Правила поведения
на воде в весенне-летний период»
май
Практическое занятие «Правила
поведения на улице».
Знание правил
дорожного движения.
5. Трудовое воспитание.
Задачи:
воспитание потребности трудиться, развивать творчество и
инициативность.
- формирование навыков и умений: ухода за одеждой и обувью;
проведение сухой и влажной уборке помещения;
- воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное
отношение к общественному имуществу.
Формы: трудовые десанты, организация помощи нуждающимся в ней,
участие в общественных делах и акциях.
Срок
Мероприятия
Предполагаемый
результат
сентябрь
Воспитательное занятие «Что
такое труд?»
Знать, что является
предметом труда.
Иметь представление о
ряде профессий.
Планировать трудовую
деятельность.
Оценивать результат
труда.
октябрь
Воспитательное занятие «Мой
класс».
Знать названия комнат,
для чего они
предназначены.
ноябрь
Воспитательное занятие «Порядок
в доме?»
Знать правила работы и
производить
последовательную
сухую и влажную
уборку.
декабрь
Воспитательное занятие «Уборка
спален».
Знать правила
безопасной работы с
электроприборами.
январь
Воспитательное занятие «Уход за
одеждой: ручная стирка».
Знать правила ручной
стирки. Оценивать
результаты труда.
февраль
Воспитательное занятие «Уход за
одеждой: утюжка».
Знать правила
безопасной работы и
уметь пользоваться
бытовыми приборами.
Знать правила глажки
одежды.
март
Практическое занятие «Мелкий
ремонт одежды».
Знать правила и уметь
пользоваться
инструментами. Знать
правила безопасной
работы.
апрель
Воспитательное занятие «Обувь:
виды обуви».
Знать назначение обуви
и её виды.
май
Воспитательное занятие «Уход за
обувью».
Знать средства ухода за
обувью. Знать правила
ухода за обувью.
Генеральная
уборка
Трудовой час.
Знать правила
дежурства по школе,
столовой, и т. д.
Каждую
субботу
Трудовой час.
«Подготовка школьной одежды на
следующую неделю».
Уметь пользоваться
инструментами и
бытовыми приборами.
Знать правила ухода.
В течение
года
Трудовой час
«Уборка класса».
Производить сухую и
влажную уборку,
чистить мягкую мебель.
Профориентация.
Задачи: Формировать интерес к различным видам профессий, представление
о труде взрослых и о производстве. Расширять кругозор во всех областях
жизнедеятельности.
Срок
Мероприятие
Предполагаемый
результат
октябрь
1 четверть
Деловая игра «Продавец»
Знать особенности
работы продавца.
декабрь
2 четверть
Деловая игра «У врача»
Знать особенности
работы врачей.
февраль
3 четверть
Деловая игра «Маляр»
Знать особенности
работы мастера- маляра
май
4 четверть
Деловая игра «Плотник».
Знать особенности
работы плотника.
6.Эстетическое воспитание .
Задачи:
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, выставкам;
- повышение мотивации и интереса к творческой деятельности;
- воспитание положительных качеств личности ребёнка (трудолюбия,
настойчивости, умение работать в коллективе);
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Срок
Мероприятия
Предполагаемый
результат
сентябрь
Экскурсия в осенний лес.
Знать сезонные
изменения в природе,
умение ценить красоту
природы.
декабрь
Посещение кинотеатра «Максим»
Умение ценить
прекрасное. Знать
правила поведения в
общественных местах.
март
1.Посещение театра им. Гуркина
Стремление к
опрятному внешнему
виду.
май
Праздник весны
Обобщить знания о
приметах весны, о
перелётных птицах.
7.Охрана здоровья и физическое воспитание.
Задачи:
- создание условий для полноценного, всестороннего развития детей на базе
соблюдения охранительного режима дня, активного двигательного режима;
- укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание
навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков,
формирование укрепляющих здоровье потребностей и расширение
возможностей их практической реализации;
- формирование представлений о физических потребностях своего организма
и адекватных способов их удовлетворения;
- воспитание практических навыков и приёмов, направленных на сохранение
и укрепление здоровья в повседневной жизни.
Срок
Мероприятие
Предполагаемый результат
октябрь
Беседа «Полезные и вредные продукты».
Знать название и назначение продуктов
ноябрь
Беседа «Как не простудиться?».
Самостоятельное слежение за своим здоровьем, уметь оказывать себе
элементарную помощь.
Знать правила ухода за телом.
февраль
1.Беседа «Сигналы опасности природы».
Знать о ядовитых растениях и насекомых.
апрель
Беседа «Служба 03».
Знать сведения об опасностях. Знать навыки правильного поведения в
экстремальных ситуациях.
8.Экологическое воспитание.
Задачи:
образовательные – формирование основ экологической культуры, системы
знаний об экологических проблемах современности и
пути их разрешения;
воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности,
здорового образа жизни;
развивающие - развитие практических умений по изучению, оценке
состояния и улучшению окружающей среды своей
местности, развитие стремления к активной деятельности
по охране окружающей среды;
коррекционные – способствовать коррекции эмоционально – волевой
сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Срок
Мероприятие
Предполагаемый результат
сентябрь
Экологическая игра «По страницам Красной Книги Иркутской области».
Знать, кто занесён в Красную Книгу Иркутской области. Соблюдать
элементарный опыт природоохранительной деятельности.
октябрь
Беседа «Мохнатые друзья».
Бережное отношение к растениям и животным. Понимание активной роли
человека в природе.
ноябрь
Игра-путешествие «Лесная аптека»
Знать о полезных лекарственных растениях и их применении.
декабрь
Беседа – игра «Поёт зима-аукает».
Знать сезонные изменения в природе.
январь
Беседа «Значение воды в жизни всего живого».
Знать, какую пользу приносит вода в жизни.
февраль
КВН «Вода – источник жизни»
Обобщить знания детей о разных состояниях воды, о том, что вода –
источник жизни.
март
Игра «День земли».
Проявить интерес к природе, природным явлениям и формам жизни.
апрель
Счастливый случай «Перелётные птицы».
Знать название птиц и среду их обитания.
май
Викторина «Правила поведения в лесу».
Знать правила поведения в природе.
9.Самоуправление в классе.
Задачи самоуправления:
- включение воспитанников в решение педагогических задач;
- укрепление дисциплины силами учащихся;
- освобождение педагогов от ряда управленческих функций.
Виды деятельности и поручения детей в классе.
Дежурные по классу, по школе, по этажу. Дежурные не только выполняют
свою работу, но и отмечают замечания по результатам своего дежурства.
Библиотечная служба класса – помощь воспитателю и классному
руководителю в получении и сдачи учебников, поиск дополнительной
информации в библиотеке по заданию учителей-предметников, сбор книг для
оказания шефской помощи.
Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса
для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определённой
теме, участие в разработке сценариев, организации праздников, конкурсов.
Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели.
Служба озеленения – забота о растениях класса и школы.
Служба сохранения здоровья – школьники, которые отвечают за
популяризацию физической культуры среди школьников класса, организация
шефской работы с малышами, организация посещения спортивных
мероприятий.
Срок
Мероприятие
Предполагаемые
результаты
сентябрь
1.Выбор актива класса.
2.Беседа «Моё поручение».
Активное участие детей
в жизни класса.
Знать своё поручение в
классе.
Декабрь
1.Беседа «Я дежурный».
2.Беседа «Сохранность мебели в
классе».
Знать правила уборки
классной комнаты и
сохранности классной
мебели.
Март
1.Практическое занятие «Уход за
учебниками».
2.Беседа «Дисциплина в классе».
Знать правила ухода за
учебниками
Знать правила
поведения в школе.
Май
Подведение итогов классного
самоуправления.
Уметь оценивать
результаты своего
труда.
10. Работа с родителями.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через
систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам детей,
использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление
конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей.
Сроки
Мероприятия
Предполагаемый
результат
октябрь
Тема: «Если ребёнок провинился»
Знать и уметь
оценивать поступки
учащихся, толерантное
отношение к
окружающим.
Декабрь
Тема: «Нужно ли наказывать
ребёнка?»
Знать родителям
формы толерантного
общения с детьми.
март
Тема: «Влияние компьютерных
игр на здоровье ребёнка».
помочь родителям
осознать
необходимость бесед с
ребенком об опасном
влиянии компьютера;
Май
Тема: «Опасности на улице».
активизировать
родителей к проблеме
детского дорожно-
транспортного
травматизма;
Классные часы и мероприятия
Сроки
Мероприятия
Предполагаемый
результат
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3неделя
4 неделя
Беседа «Мы снова вместе – это
здорово!»
Беседа «Волшебная страна ПДД».
Беседа «Мои увлечения».
Экскурсия в осенний лес.
Спортивная эстафета «В мире
спорта»
Викторина «Мои друзья»
Подготовка к осеннему балу.
День именинника.
Умение понимать
прекрасное.
Воспитание культуры
общения.
Умение
ориентироваться на
дороге.
Развитие чувства
коллективизма.
Воспитание
нравственных качеств.
Воспитание
аккуратности и
потребности личной
гигиены.
Воспитание
бережного, гуманного
отношения к природе
своего края.
Создание в коллективе