Напоминание

"Формирование представлений учащихся о природе родного края как одной из главных ценностей человека"

Автор: Алейникова Лариса Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"Новохопёрская гимназия №1"
Населённый пункт: город Новохопёрск, Воронежской области
Наименование материала: конспект урока литературного чтения в 1по Г. Баллу " Кружавинка"
Тема: "Формирование представлений учащихся о природе родного края как одной из главных ценностей человека"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок литературного чтения: Г. Балл» Кружавинка».

1 класс.

Цель урока:
познакомить с текстом - развивать навык чтения целыми словами - формировать умения выделять нужные фрагменты текста - развивать внимание к авторской позиции и способам ее выражения - обогащать представление детей об окружающем мире, формирование представлений учащихся о природе родного края как одной из главных ценностей человека.
Задачи:
- раскрыть значение родной природы для человека; - формировать ценностное отношение к родной природе; - способствовать пониманию места и роли человека в сохранении окружающей природы.
Планируемые результаты:
-личностные результаты – пополнять жизненный опыт, примут во внимание необходимость беречь родную природу, - предметные результаты – прочитают произведение Г. Балла «Кружавинка», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев литературного произведения, языковые средства выразительности. - метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, работать в группах, участвовать в обсуждениях.
Организация пространства
– фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Межпредметные связи
- русский язык, музыка, изобразительное искусство.
Тип урока
: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (УИПЗНЗ) Учащихся в классе (аудитории): 30 Используемые учебники и учебные пособия: УМК "Планета знаний", Э.Э. Кац "Литературное чтение" Используемая методическая литература: Орлов В. "Что подарит лето?" [Электронный ресурс] - Режим доступа: Биография Г.К. Балла [Электронный ресурс] - Режим доступа: Используемое оборудование: учебник Э.Э. Кац, портрет Г.Балла, карточки для работы в парах, картинки, презентация.
Краткое описание:
Урок посвящается ознакомлению с текстом Балла Г.К. "Кружавинка", направлен на формирование навыков поискового чтения, понимание авторской позиции и способов её выражения, обогащение представления детей об окружающем мире. Ход урока.
Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л.Н. Толстой.
I.

Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой. Задача цикла

уроков о природе .
( Слайд №1)
Учитель (звучит мелодия):
1.- Ребята, мы сегодня открываем новый раздел нашего учебника, который называется «Природа и мы», и поэтому поговорим о природе, которая нас окружает, познакомимся с произведениями писателей и поэтов, писавших о ней. На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться, и
задача
наша состоит в том
, чтобы увидеть и услышать то, что автор хотел нам сказать в своём

произведении . и как он выразил свою мысль.
« Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» - сказал великий Лев Толстой. Лес, поле, горы, море - все это природа.. Мы неразрывно мы связаны с ней. Ведь любить природу - это, значит, любить свою Родину Все радует нас: высокое небо, гомон птиц, запах родной земли, появление первых цветов. Природа хороша в любое время года, Она встречает нас морем звуков , запахов, загадок и тайн. Просит прислушаться, присмотреться , задуматься. Замечательны строки Николая Рыленкова: Слайд №2 Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы…
II

. Слово о писателе.

- Сегодня мы в гостях у старейшего детского писателя нашего времени Георгия Константиновича Балла . (Слайд №3) Георгий Балл был большим выдумщиком. Можно сказать, счастливчиком. Потому что память детства не покидала его, не делала скучным, деловитым взрослым. Он любил детей, их проказы, дела, шутки, игры. Из внимательных наблюдений писателя над детьми и стали появляться его книги о ребятах и сказочные повести, рассказы. Один из них так и называется - «Кружавинка.( слайд № 4) Это рассказ о походе писателя в Мещерский край за чудесными словами, которые люди полузабыли, забросили. «Давно я мечтаю найти такое слово, которое еще никто никогда не находил», - пишет Г.Балл.
ГИПОТЕЗА

-
Прочитайте хором название рассказа - Кружавинка. – Обратите внимание на ударение. - Что же оно (слово) может обозначать? (кружево, кружок, кружиться)
III.

Работа с текстом. Первичное чтение подготовленных уч-ся.

Обратить внимание на непонятные слова.

1. Проверка гипотезы.
А)- Что же значит слово кружавинка? - круглая полянка брусники - полянка грибов - крик жаворонков в небе Что же такое «Кружавинка?» Б)- Кружавинка – раздавленные бруснички - Кружавинка – рыжие лисички - Кружавинка – птички в небе кружатся… Вы правы, все эти понятия соответствуют слову «кружавинка».
2. Дыхательная гимнастика перед вторичным чтением
- Давайте мы отправимся на кружавинку и представим , что мы идем по лесной полянке и вдыхаем ароматы цветов и трав. . Слайд № 5 « Звукоподражание» Вспомним и воспроизведём: Над ухом звенит комар: з-з-з-з. Проснулся жук: ж-ж-ж-ж. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш-ш. Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч-ч.( громко)
Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч-ч.(тихо)
3. Словарная разминка.
Чтобы вы смогли самостоятельно прочитать рассказ правильно, не сделав ни одной ошибки в словах, проведём словарную разминку: Чтение с доски слов из текста. Слайд № 6 Круг свет бо-ло-то Кру-гом свет-ляк бо-лот-ный О-кру-жать све-тят-ся бо-ло-тис-тый Кру-жат-ся све-тиль-ник за-бо-ло-чен-ный - Подумайте и скажите, почему эти слова выделены в отдельные столбики? ( однокоренные, родственные). Для чего нам даны именно эти слова?
IV.

Работа с текстом. Вторичное чтение

1.

Словарная работа. Работа в группах СИГНАЛ).Какие непонятные слова вам

встретились в тексте? Найдите в словаре.
(Поиск слов в словаре) 1 группа - Сеновал –помещение, сарай для хранения сена ( слайд 7) 2 группа - Бор- большой хвойный лес. Слайд № 8 3 группа - Рожь – растение с колосьями, злак. Из его зерен делают муку. Слайд № 9
2.

Выборочное чтение .Работа в группах:
1 группа – найти в тексте и прочитать про кружавинку - брусничную полянку .( слайд №10, 11, 12) 2 группа – кружавинка- грибную полянку( слайд №13,14) 3 группа – кружавинка – жаворонки поют ( слайд №15, 16) Звук! - Какая «кружавинка» тебе больше всего понравилась? Расскажи товарищу.
3 . Поисковая работа по тексту. СИГНАЛ
- Ребята, а я думаю, что в рассказе может быть ещё одна кружавинка? Она поёт – Шу-шу! Тише-тише! – Прочитай, каким было утро в сосновом лесу. Слайд № 17.
4. Характеристика персонажа произведения. Работа в парах. СИГНАЛ.
- Помогла нам девочка Маша заглянуть в чудесные уголки природы. А какой была сама Маша? Посоветуйтесь и выберите вместе на карточках подходящие слова, подчеркните: добрая, наблюдательная, внимательная, равнодушная, чуткая ,радостная, печальная, бойкая, медлительная. На каждой парте карточка. Добрая, наблюдательная, внимательная, равнодушная, чуткая, радостная, печальная, бойкая, медлительная.
5. Проверка.

V.

Физминутка (музыкальная).
Солнечные зайчики встали на заре, Как тепло и весело стало на земле.
По тропинкам зайчики прыгают в лесу Собирают раннюю росу.
VI.

Минута краеведения. Наши названия.

1
.В нашем родном краю тоже немало чудесных названий удивительных по красоте мест. Кто слышал о таких уголках природы? Может быть, тебе встречались красивые места в лесу, поле или на берегу реки? - Желтояр. - Селиваново озеро - Горелка - Дубки - Слияние - Алёнкино озеро ( слайды природы новохопёрского края)
2 Отчёт по творческому заданию.
К этому уроку вы готовили творческое задание – стихи о родном Прихопёрье. Талантливые поэты сложили немало стихов о нашем новохопёрском крае. Я вам советовала к уроку найти такие стихи. Кто желает их прочитать ? Прочтите, пожалуйста. Александр Самохин Весна на Хопре ( отрывок) Купается в Хопре берёзка с клёном, Их согревают нежные лучи, На них глядят по-птичьи удивленно С лугов прибрежных бойкие грачи. На струнах- проводах точно играют Скворцы свои запевки о весне, Их пенье в Прихопёрье не смолкает, И радость проливает в сердце мне. Сергей Усов. Под синим пологом небес Степной простор и перелески, Озёр и рек хрустальный блеск И разноцветные поля…. И в ярких солнечных лучах Червонным золотом горят Церквей далёких купола. Н. Копытин. Родина. Ах ты, Родина моя, Голубые дали..
Ты , как мать, у нас одна С добрыми глазами… Вдалеке темнеет лес, Поле колосится.. А внизу река течёт Серебром искрится… ………………. Это Родина , всё ты! Красотой богата! Я – твой сын, Люблю тебя Бесконечно, свято!
-

3 . Встреча с поэтом.

-
Сегодня новохопёрский поэт Н.Я. Копытин побывает у нас на уроке. Послушайте его внимательно, особенно его пожелания и задания для вас!
ФАЙЛ. Видеосвязь с поэтом (скайп). Обращение поэта к детям.
Песня о Савале.
3.

Книга для класса в подарок от
Н.Я. Копытина «Я много дней бегу из детства» с именной подписью.
4.

Экологическая минутка.
Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Какой вывод вы можете сделать? (беречь природу)
Песня «Край родной»
Милая малая Родина - Это просторы лугов, Это тропинки, что пройдены, Речка в тени берегов. Лес, что манит к себе ягодой, Шишкой, грибами манит. Летом, зимою и осенью Тянет к себе, как магнит. Милая малая Родина - Это цветы на лугу, Голос кукушки из рощицы, Трель соловья поутру. Запах и речки, и солнышка, Запах клубники в лесу. Хочется выпить до донышка Всю эту чудо-красу. Сколько дорог и тропинок Мне ни пришлось бы пройти, Милая малая Родина, Краше тебя не найти.
VII.

. Итог урока. Рефлексия.
1. - Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
- Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились? ( внимательно вслушиваться в природу, выразительно читать, понимать смысл рассказа – что хотел сказать автор) Вместе с родителями найдите , какие книги о природе есть у вас дома, зайдите в библиотеку. 2. Книги о природе 3. Творческое задание : может быть, вам встречались красивые места в лесу, в поле или на берегу речки, а может где-то еще? Нарисуйте их. Спасибо вам, ребята, за урок!