"Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ как условие их социализации"
Автор: Головина Татьяна Николаевна Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ как условие их социализации"
«Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ как условие их социализации»
Автор: Головина Татьяна Николаевна –старший воспитатель МБДОУ «Детский
сад №18» г.о.Самара
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло
детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш» [7,с.1].
В этот период закладываются основы психического развития и здоровья будущего
человека. Большое значение для здоровья и развития личности ребенка имеет его
эмоциональное благополучие. В настоящее время психологи и педагоги все больше
внимания стали уделять данной проблеме. « Стандарт дошкольного образования направлен
на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6, п.1.6].
Интерес к проблеме эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом
появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы,
приобретенными в раннем детстве. «Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала
чувствуют, а потом уже осознают. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает
явления» [4, с 9].
Особую
актуальность
приобретают
вопросы,
связанные
с
эмоциональным
благополучием детей с ограниченными возможностями здоровья. «Ребенок дошкольного
возраста с ОВЗ воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и
понимаем его мы, взрослые. В силу своего малого жизненного опыта, особенностей
развития процессов восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности малыш
принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя…» [4, с 7].
Отдельную и многочисленную группу представляют собой дети с тяжелыми
нарушениями речи.
«Дошкольники с речевой патологией испытывают трудности в
формировании связной речи, у них также снижена речевая активность, что влечет за собой
низкую коммуникативную направленность их речи в отношениях со сверстниками» [2, с
55].
Наше дошкольное учреждение – это учреждение комбинированного вида, в котором
наряду с общеразвивающими группами функционируют компенсирующие группы для детей
с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи.
45% воспитанников этих групп имеют вторичный диагноз – задержка психического
развития.
У
этих детей эмоциональная сфера характеризуется высокой
степенью
психоэмоциональной
напряженности
и
повышенным
беспокойством,
излишней
возбужденностью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной
лабильностью
поведенческих
реакций,
не
выраженностью
сопереживания
к
эмоциональному состоянию других людей.
Неустойчивый фон настроения ребенка
приводит к повышенному у него уровню тревожности. У детей с ОНР и ЗПР наблюдаются
агрессивные
состояния
и
гипервозбудимость,
замкнутость
и
медлительность,
проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве, с часто возникающими
аффектами. «Аффект не только оказывает влияние на развитие мышления и поведения
ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску "обходных путей
развития" в случае наличия врожденного дефекта» [1, с 213]. Поэтому, проводя в детском
саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и
взрослыми, такие дети испытывают серьезные психические нагрузки.
У нас сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на
сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей с тяжелыми
1
нарушениями
речи
и
задержкой
психического
развития.
Основой
профилактики
эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного
доверия
и
уважения,
открытое
доброжелательное
общение.
«Развитие
социальной
компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка с ОВЗ в общем
процессе усвоения им опыта общественных отношений…» [5, с 7]. Помощь детям с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
развитии
эмоционально-волевой
сферы
необходимы в большой степени, чем нормально развивающемся сверстникам, способным
самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Целью нашей работы является профилактика эмоционального неблагополучия и
обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника с ОВЗ.
Цель реализуется через решение ряда задач:
- помочь ребенку поверить в свои силы;
- сформировать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать
эмоциональное состояние других людей;
- познакомить детей с этическими ценными формами поведения;
- упражнять в умении применять на практике разные способы поведения в отношениях со
сверстниками и взрослыми;
- сформировать у детей коммуникативные навыки.
На эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника влияют:
- содержание и характер общения в семье;
- общение с воспитателем:
- отношения со сверстниками;
- деятельность и достижение успеха в ней.
Мы
определили
«Портрет
нашего
воспитанника
с
высоким
уровнем
эмоционального благополучия», который будет являться результатом целенаправленной
работы в данном направлении и для которого будет характерно:
- желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
- успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных
ролей;
- умение уладить конфликт;
- уступить или настоять на своем;
- признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
- заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя;
- владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
1 этап.
Работа в данном направлении должна начинаться еще задолго до поступления
ребенка в ДОУ. В ДОУ функционирует группа ранней адаптации «Кроха». Малыши рисуют,
играют и поют, общаются, встречают праздники. А чтобы им было эмоционально
комфортно, с ними всегда рядом мамы и папы, бабушки и дедушки. Посещение детьми,
будущими
воспитанниками,
группы
ранней
адаптации
способствует
профилактике
эмоционального дискомфорта в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Цель
ее
работы
–
обеспечить
психологический
комфорт
и
эмоциональное
благополучие, раннюю интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой
психического развития в среду нормально-развивающихся сверстников.
Работа проводиться в двух основных направлениях:
- с родителями будущих воспитанников;
- с детьми.
Современная жизнь приводит к тому, что родители все более отдаляются от условий,
благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и
дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям
доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи. Интервью с родителями,
2
является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей с ОНР,
ЗПР. А памятки родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка, советы: как
вести себя с малышом, что надо и чего не надо делать; помогают мамам и папам правильно
построить свой стиль отношений с ребенком.
Ведущая роль в этот период отводится объединяющим играм детей с родителями и
педагогом. Одним из факторов, обуславливающих эмоциональное состояние детей с ОВЗ,
является эмоциональное благополучие в отношениях с родителями. У детей снижено
стремление к успеху, они более остро воспринимают неудачи. Такие игры, как «Клубочек»,
«Виноградная гроздь», «У нас Пугало стояло», «Ловушки» способствуют воспитанию у
детей чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, единства,
сплоченности, развивают тактильное восприятие и воображение. Педагоги широко
используют «новые приемы объяснения и закрепления материала на основе цветового
игротренинга. Цвет – это яркая сторона детства. Все дети любят цвет, реагируют на него,
играют и увлекаются им…» [3, с 64].
В процессе посещения занятий группы ранней адаптации тренируется система
адаптационных механизмов, ребенок приучается к изменяющимся условиям социальной
среды. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми (первоначально в
малых группах происходят кратковременные контакты в игровой форме). В результате у
детей повышается эмоциональная устойчивость к стрессовым воздействиям, они чувствуют
эмоциональную поддержку со стороны взрослых.
Таким образом, посещение детьми с ОВЗ группы ранней адаптации подготавливают их
к успешной адаптации к среде сверстников.
2 этап
Этот этап начинается с момента начала посещения детьми дошкольного учреждения.
В начале учебного года педагогом-психологом проводится изучение уровня тревожности
вновь поступивших детей, изучаются особенности их эмоциональной сферы:
- особенности использования мимики и пантомимики при демонстрации эмоций;
- изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;
- изучение понимания детьми своего эмоционального состояния и эмоционального
состояния других людей.
По
результатам
психологического
исследования
составляется
заключение
и
индивидуальный образовательный маршрут по развитию эмоциональной сферы, который
представляет собой взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными
участниками которого являются все педагоги ДОУ.
Для эмоционального благополучия малыша в ДОУ необходимо помочь ребенку
повысить уверенность, этому способствуют минутки вхождения в день. Они проводятся под
лирическую музыку в начале дня ежедневно. А
«волшебный дождик» и релаксация
способствует повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического
климата в группе, снятию тревоги в период адаптации.
Для создания положительной мотивации на режимный момент, развития чувства
уверенности широко используются так называемые «сонные игрушки». Это мягкие игрушки
различных размеров, систематические игры с которыми после нагрузок или в период
негативных эмоций (после конфликтов, после ухода родителей) имеют релаксирующую
особенность. Сонные игрушки успокаивают плачущего малыша, помогают ему уснуть.
Игрушки «живут» на специальной полке, периодически меняются, что позволяет внести
разнообразие и сюрпризный момент.
Для определения эмоционального состояния каждого ребенка, для выделения причин
положительного или отрицательного эмоционального состояния малышей в группах создана
Доска настроений. Дети учатся определять по картинкам настроение своих сверстников и
устранять причины их плохого самочувствия.
С целью выявления наклонностей
детей
в предпочитаемой
деятельности,
объединении воспитанников по интересам и планирования индивидуальной работы с
3
каждым ребенком в группе вывешивается «Доска желаний». В утреннее время каждый
имеет возможность выбрать ту деятельность, которой он желает заняться.
Список литературы:
1.
Выготский Л.С . Собрание сочинений: в 6 томах. - М.: Педагогика. 1984. - Т. 6. -213 с.
2.
Городова А.И. Тематические сказки как средство развития речи дошкольников //
Научно-методический журнал «Логопед» - 2011. - №10.- С 55
3.
Логинова Е.И. Цветовой игротренинг в логопедической работе со старшими
дошкольниками с ОНР. // Научно-методический журнал «Логопед» 2011. - №6 - С
64
4.
Козлов С.А. Мой мир. /приобщение ребенка к социальному миру/ М.: ЛИНКЕ-
ПРЕСС, 2002. – 7-9 с.
5.
Я-ТЫ-МЫ» программа социально-эмоционального развития дошкольников
/сост.: О.Л.Князева. – М. Мозаика-Синтез - 2003. - 7-10 с.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п.1.6 -
Режим доступа
7.
Сухомлинский В.А.
4