"Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ как условие их социализации"

Автор: Головина Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ как условие их социализации"
Дата публикации: 28.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ как условие их социализации»

Автор: Головина Татьяна Николаевна –старший воспитатель МБДОУ «Детский

сад №18» г.о.Самара
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [7,с.1]. В этот период закладываются основы психического развития и здоровья будущего человека. Большое значение для здоровья и развития личности ребенка имеет его эмоциональное благополучие. В настоящее время психологи и педагоги все больше внимания стали уделять данной проблеме.
«
Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6, п.1.6]. Интерес к проблеме эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы, приобретенными в раннем детстве. «Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления» [4, с 9]. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей с ограниченными возможностями здоровья. «Ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу своего малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя…» [4, с 7]. Отдельную и многочисленную группу представляют собой дети с тяжелыми нарушениями речи. «Дошкольники с речевой патологией испытывают трудности в формировании связной речи, у них также снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи в отношениях со сверстниками» [2, с 55]. Наше дошкольное учреждение – это учреждение комбинированного вида, в котором наряду с общеразвивающими группами функционируют компенсирующие группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи. 45% воспитанников этих групп имеют вторичный диагноз – задержка психического развития. У этих детей эмоциональная сфера характеризуется высокой степенью психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбужденностью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью поведенческих реакций, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей. Неустойчивый фон настроения ребенка приводит к повышенному у него уровню тревожности. У детей с ОНР и ЗПР наблюдаются агрессивные состояния и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве, с часто возникающими аффектами. «Аффект не только оказывает влияние на развитие мышления и поведения ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску "обходных путей развития" в случае наличия врожденного дефекта» [1, с 213]. Поэтому, проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, такие дети испытывают серьезные психические нагрузки. У нас сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей с тяжелыми 1
нарушениями речи и задержкой психического развития. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. «Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка с ОВЗ в общем процессе усвоения им опыта общественных отношений…» [5, с 7]. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемся сверстникам, способным самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Целью
нашей работы является профилактика эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника с ОВЗ. Цель реализуется через решение ряда
задач:
- помочь ребенку поверить в свои силы; - сформировать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей; - познакомить детей с этическими ценными формами поведения; - упражнять в умении применять на практике разные способы поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми; - сформировать у детей коммуникативные навыки. На эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника влияют: - содержание и характер общения в семье; - общение с воспитателем: - отношения со сверстниками; - деятельность и достижение успеха в ней. Мы определили «Портрет нашего воспитанника с высоким уровнем эмоционального благополучия», который будет являться результатом целенаправленной работы в данном направлении и для которого будет характерно: - желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; - успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей; - умение уладить конфликт; - уступить или настоять на своем; - признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми; - заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя; - владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния. 1 этап. Работа в данном направлении должна начинаться еще задолго до поступления ребенка в ДОУ. В ДОУ функционирует группа ранней адаптации «Кроха». Малыши рисуют, играют и поют, общаются, встречают праздники. А чтобы им было эмоционально комфортно, с ними всегда рядом мамы и папы, бабушки и дедушки. Посещение детьми, будущими воспитанниками, группы ранней адаптации способствует профилактике эмоционального дискомфорта в период адаптации ребенка к условиям ДОУ. Цель ее работы – обеспечить психологический комфорт и эмоциональное благополучие, раннюю интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития в среду нормально-развивающихся сверстников. Работа проводиться в двух основных направлениях: - с родителями будущих воспитанников; - с детьми. Современная жизнь приводит к тому, что родители все более отдаляются от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи. Интервью с родителями, 2
является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей с ОНР, ЗПР. А памятки родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка, советы: как вести себя с малышом, что надо и чего не надо делать; помогают мамам и папам правильно построить свой стиль отношений с ребенком. Ведущая роль в этот период отводится объединяющим играм детей с родителями и педагогом. Одним из факторов, обуславливающих эмоциональное состояние детей с ОВЗ, является эмоциональное благополучие в отношениях с родителями. У детей снижено стремление к успеху, они более остро воспринимают неудачи. Такие игры, как «Клубочек», «Виноградная гроздь», «У нас Пугало стояло», «Ловушки» способствуют воспитанию у детей чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, единства, сплоченности, развивают тактильное восприятие и воображение. Педагоги широко используют «новые приемы объяснения и закрепления материала на основе цветового игротренинга. Цвет – это яркая сторона детства. Все дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им…» [3, с 64]. В процессе посещения занятий группы ранней адаптации тренируется система адаптационных механизмов, ребенок приучается к изменяющимся условиям социальной среды. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми (первоначально в малых группах происходят кратковременные контакты в игровой форме). В результате у детей повышается эмоциональная устойчивость к стрессовым воздействиям, они чувствуют эмоциональную поддержку со стороны взрослых. Таким образом, посещение детьми с ОВЗ группы ранней адаптации подготавливают их к успешной адаптации к среде сверстников. 2 этап Этот этап начинается с момента начала посещения детьми дошкольного учреждения. В начале учебного года педагогом-психологом проводится изучение уровня тревожности вновь поступивших детей, изучаются особенности их эмоциональной сферы: - особенности использования мимики и пантомимики при демонстрации эмоций; - изучение восприятия детьми графического изображения эмоций; - изучение понимания детьми своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. По результатам психологического исследования составляется заключение и индивидуальный образовательный маршрут по развитию эмоциональной сферы, который представляет собой взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все педагоги ДОУ. Для эмоционального благополучия малыша в ДОУ необходимо помочь ребенку повысить уверенность, этому способствуют минутки вхождения в день. Они проводятся под лирическую музыку в начале дня ежедневно. А «волшебный дождик» и релаксация способствует повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе, снятию тревоги в период адаптации. Для создания положительной мотивации на режимный момент, развития чувства уверенности широко используются так называемые «сонные игрушки». Это мягкие игрушки различных размеров, систематические игры с которыми после нагрузок или в период негативных эмоций (после конфликтов, после ухода родителей) имеют релаксирующую особенность. Сонные игрушки успокаивают плачущего малыша, помогают ему уснуть. Игрушки «живут» на специальной полке, периодически меняются, что позволяет внести разнообразие и сюрпризный момент. Для определения эмоционального состояния каждого ребенка, для выделения причин положительного или отрицательного эмоционального состояния малышей в группах создана Доска настроений. Дети учатся определять по картинкам настроение своих сверстников и устранять причины их плохого самочувствия. С целью выявления наклонностей детей в предпочитаемой деятельности, объединении воспитанников по интересам и планирования индивидуальной работы с 3
каждым ребенком в группе вывешивается «Доска желаний». В утреннее время каждый имеет возможность выбрать ту деятельность, которой он желает заняться.
Список литературы:
1. Выготский Л.С
.
Собрание сочинений: в 6 томах. - М.: Педагогика. 1984. - Т. 6. -213 с. 2. Городова А.И. Тематические сказки как средство развития речи дошкольников // Научно-методический журнал «Логопед» - 2011. - №10.- С 55 3. Логинова Е.И. Цветовой игротренинг в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР. // Научно-методический журнал «Логопед» 2011. - №6 - С 64 4. Козлов С.А. Мой мир. /приобщение ребенка к социальному миру/ М.: ЛИНКЕ- ПРЕСС, 2002. – 7-9 с. 5. Я-ТЫ-МЫ» программа социально-эмоционального развития дошкольников /сост.: О.Л.Князева. – М. Мозаика-Синтез - 2003. - 7-10 с. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п.1.6 - Режим доступа 7. Сухомлинский В.А. 4