Автор: Адамюк Оксана Алексеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №92 "Ласточка"
Населённый пункт: город Таганрог,Ростовская обл.
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Федорино горе"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей
направленности «Федорино горе» по теме: «посуда».
Образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о посуде, её
назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из
которых она сделана.
Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда.
Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник,
кастрюля, сковорода, ковш, супница, тарелка, ложка, вилка, маслёнка,
солонка, хлебница, перечница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить,
наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический,
стеклянный, серебряный, пластмассовая, деревянная, глиняная,
алюминиевая…)
Совершенствование грамматического строя речи (образование
относительных прилагательных и согласование с существительными в роде,
числе; употребление существительных в косвенных падежах; образование
существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
образование множественного числа существительных).
Развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного и вербального
восприятия, внимания, мелкой моторики, координации речи с движением,
тактильных ощущений.
Воспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование. Магнитная доска, предметы посуды, плоскостные
изображения посуды и витрины, цветные карандаши, картинки для
раскрашивания с предметами посуды.
Предварительная работа. Чтение К. Чуковского «Федорино горе»,
разучивание упражнения «Точим нож»
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.
Организационный момент . Отгадывание загадок . (Развитие
речевого слуха, мышления. Создание эмоционально
положительного фона).
-Ребята, к нам в гости пришла Федора и просит нас о помощи.
Она не может отгадать загадки. Поможем? (Дети отгадывают
загадки. Выставляется предмет посуды – отгадка. Воспитатель
обращает внимание детей на части посуды)
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Ложка
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Нож
Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ...
/сковорода/
У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна ...
(кастрюля)
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ...
(чашка)
-
Молодцы, ребята все загадки отгадали.
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда).
2.
Беседа по теме . (Развитие связной речи, мышления).
Давайте поможем Федоре разобраться.
- Для чего нужна посуда?
-Какая посуда нужна для обеда?
-Из какой посуды пьют?
-В какой посуде варят, жарят, кипятят воду?
-С помощью какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время
её приготовления?
- Как называется маленькая тарелка-…(блюдце), большая тарелка - …
(блюдо)?
3 . «В магазине» (Уточнение и расширение представлений о посуде, её
назначении; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий
чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме
«Посуда»).
Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостное изображение
витрины. На верхней полке витрины –плоскостные изображения чайной
посуды, на средней – столовой, на нижней- кухонной.
- Мы с вами пришли в магазин, в отдел, где продаётся посуда. Перечислите,
какая посуда стоит на верхней полке. ( Ребёнок: Чайник, чашка, блюдце,
сахарница)
- Верно. Эта посуда нужна, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда.
Повторите это название.
- Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
(ребёнок: тарелки, супница, хлебница, солонка)
- Правильно. Этой посудой пользуются во время обеда. Её называют столовой
посудой. Повторите.
- Назовите посуду на нижней полке.(ребёнок: кастрюля, сковорода, половник,
дуршлаг).
- Верно. Эта посуда нужна на кухне для приготовления пищи. Её называют
кухонная посуда. Повторите.
- Кто ещё раз повторит, какая посуда стоит на верхней полке, на второй полке,
на нижней полке?
- А теперь давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана
посуда.
4. «Какая посуда?» (Демонстрируются предметы посуды, изготовленные из
разных материалов. Каждый ребёнок имеет доступ и возможность
определить материал на ощупь. Образование и согласование с
сущ.относительных прилагательных.)
- Стакан сделан из стекла. Стакан какой? (стеклянный),
- кастрюля сделана из металла. Кастрюля какая? (металлическая)
-ваза сделана из хрусталя. Ваза какая? (хрустальная)
-ложки сделаны из алюминия. Ложки какие?(алюминиевые)
-чайник сделан из железа. Чайник какой? (железный)
-блюдо сделано из глины. Блюдо какое? (глиняное)
-блюдца сделаны из фарфора. Блюдца какие? (фарфоровые)
-тарелка сделана из керамики. Тарелка какая? (керамическая)
- сковорода сделана из чугуна. Сковорода какая? (чугунная).
-миска сделана из пластмассы. Миска какая?(пластмассовая)
- вилки сделаны из серебра. Вилки какие? (серебряные).
- кувшин сделан из дерева. Кувшин какой? (деревянный).
-Ребята, Федора предлагает нам поиграть.
5 . Игра «Что изменилось?» (Развитие зрительного внимания и восприятия.
Совершенствование грамматического строя речи (использование имён
существительных в косвенных падежах)).
Воспитатель готовит второй комплект плоскостных изображений посуды.
- Посмотрите на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом
закройте глаза. (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает один предмет,
например, чайник)
- Чего не стало? (Не стало чайника)
- Верно. Я ставлю чайник на место.
- Закрываем глаза. (дети закрывают глаза, а воспитатель заменяет красную
чашку на синюю).
- Что изменилось? (Вместо красной чашки вы поставили синюю).
(Упражнение повторяется 3-4 раза. Воспитатель меняет местами, убирает или
добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы).
6 .Физкультминутка.
-Для чего точат ножи? (Чтобы были острыми)
-Давайте поиграем в точильщиков.
- Что делают точильщики с ножами? (Точат).
Точим нож! Точим нож! (дети повторяют за воспитателем слова
Будет очень он хорош. и имитируют движения точильщика.)
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы, (выполняют режущие движения руками)
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы! (разводят руки в стороны в приглашающем
жесте)
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять, (дети сопровождают слова
стихотворения
Пальцы сжать, потом разжать. соответствующими движениями)
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
7. «Скажи ласково» (образование существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами).
- Нож (ножичек), ложка (ложечка),вилка, половник, тарелка, чашка, стакан,
чайник, кастрюля, сковорода, графин, кувшин, миска, горшок.
8. « Один – много »(с теми же словами. Образование множественного числа
существительных)
- Нож- это один, а если их много, то это-…(ножи) и т.д.
9. Работа со стихотворением К.Чуковского «Федорино горе» (фрагмент.
Развитие вербального восприятия)
Детям предлагается прослушать стихотворение и запомнить упомянутую в
нем посуду.(Читает Федора – воспитатель измененным голосом)
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
И помчались по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца-блюдца-
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся-
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда?куда?куда?куда?»
А за нею вилки,
Рюмки, да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-уда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
-Почему от Федоры сбежала посуда?
-Вы запомнили, какая посуда сбежала? Тогда назовите её.
-Как надо обращаться с посудой, чтобы она не сбежала, как от Федоры?
10. Окончание занятия .(оценка работы детей)
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры
играли, а затем оценивает работу каждого ребёнка.
В конце занятия можно предложить детям раскрасить посуду и подарить
Федоре.
В зависимости от последующей продуктивной деятельности детей рисуем
или выполняем аппликацию или лепим из пластилина посуду.
(Вопросы и задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей
детей и степени сложности).