"Федорино горе"

Автор: Адамюк Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №92 "Ласточка"
Населённый пункт: город Таганрог,Ростовская обл.
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Федорино горе"
Дата публикации: 28.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей

направленности «Федорино горе» по теме: «посуда».

Образовательные цели.
Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, супница, тарелка, ложка, вилка, маслёнка, солонка, хлебница, перечница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный, пластмассовая, деревянная, глиняная, алюминиевая…) Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных и согласование с существительными в роде, числе; употребление существительных в косвенных падежах; образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образование множественного числа существительных).
Развивающие цели.
Развитие связной речи, зрительного и вербального восприятия, внимания, мелкой моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.
Воспитательные цели.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование.
Магнитная доска, предметы посуды, плоскостные изображения посуды и витрины, цветные карандаши, картинки для раскрашивания с предметами посуды.
Предварительная работа.
Чтение К. Чуковского «Федорино горе», разучивание упражнения «Точим нож»
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.
Организационный момент
.
Отгадывание загадок
. (Развитие речевого слуха, мышления. Создание эмоционально положительного фона). -Ребята, к нам в гости пришла Федора и просит нас о помощи. Она не может отгадать загадки. Поможем? (Дети отгадывают загадки. Выставляется предмет посуды – отгадка. Воспитатель обращает внимание детей на части посуды) Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Чайник Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. Ложка
Если хорошо заточен, Все легко он режет очень – Хлеб, картошку, свеклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. Нож Среди ложек я полковник. И зовут меня… Половник И оладьи, и омлет, И картошку на обед, А блины – вот это да! Жарит всё ... /сковорода/ У кого ответа нет - В чем сварить себе обед? На плите стоит чистюля. Суп сварить - нужна ... (кастрюля) Она всем очень нравится, На блюдечке красавица, С одной рукой милашка, Голубенькая ... (чашка) - Молодцы, ребята все загадки отгадали. - Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда). 2.
Беседа по теме
. (Развитие связной речи, мышления). Давайте поможем Федоре разобраться. - Для чего нужна посуда? -Какая посуда нужна для обеда? -Из какой посуды пьют? -В какой посуде варят, жарят, кипятят воду? -С помощью какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время её приготовления? - Как называется маленькая тарелка-…(блюдце), большая тарелка - … (блюдо)? 3
. «В магазине»
(Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»). Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостное изображение витрины. На верхней полке витрины –плоскостные изображения чайной посуды, на средней – столовой, на нижней- кухонной.
- Мы с вами пришли в магазин, в отдел, где продаётся посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке. ( Ребёнок: Чайник, чашка, блюдце, сахарница) - Верно. Эта посуда нужна, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите это название. - Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке. (ребёнок: тарелки, супница, хлебница, солонка) - Правильно. Этой посудой пользуются во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите. - Назовите посуду на нижней полке.(ребёнок: кастрюля, сковорода, половник, дуршлаг). - Верно. Эта посуда нужна на кухне для приготовления пищи. Её называют кухонная посуда. Повторите. - Кто ещё раз повторит, какая посуда стоит на верхней полке, на второй полке, на нижней полке? - А теперь давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. 4.
«Какая посуда?»
(Демонстрируются предметы посуды, изготовленные из разных материалов. Каждый ребёнок имеет доступ и возможность определить материал на ощупь. Образование и согласование с сущ.относительных прилагательных.) - Стакан сделан из стекла. Стакан какой? (стеклянный), - кастрюля сделана из металла. Кастрюля какая? (металлическая) -ваза сделана из хрусталя. Ваза какая? (хрустальная) -ложки сделаны из алюминия. Ложки какие?(алюминиевые) -чайник сделан из железа. Чайник какой? (железный) -блюдо сделано из глины. Блюдо какое? (глиняное) -блюдца сделаны из фарфора. Блюдца какие? (фарфоровые) -тарелка сделана из керамики. Тарелка какая? (керамическая) - сковорода сделана из чугуна. Сковорода какая? (чугунная). -миска сделана из пластмассы. Миска какая?(пластмассовая) - вилки сделаны из серебра. Вилки какие? (серебряные). - кувшин сделан из дерева. Кувшин какой? (деревянный). -Ребята, Федора предлагает нам поиграть. 5
. Игра «Что изменилось?»
(Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (использование имён существительных в косвенных падежах)). Воспитатель готовит второй комплект плоскостных изображений посуды. - Посмотрите на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза. (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает один предмет, например, чайник) - Чего не стало? (Не стало чайника) - Верно. Я ставлю чайник на место. - Закрываем глаза. (дети закрывают глаза, а воспитатель заменяет красную
чашку на синюю). - Что изменилось? (Вместо красной чашки вы поставили синюю). (Упражнение повторяется 3-4 раза. Воспитатель меняет местами, убирает или добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы). 6
.Физкультминутка.
-Для чего точат ножи? (Чтобы были острыми) -Давайте поиграем в точильщиков. - Что делают точильщики с ножами? (Точат). Точим нож! Точим нож! (дети повторяют за воспитателем слова Будет очень он хорош. и имитируют движения точильщика.) Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, (выполняют режущие движения руками) Помидоры, огурцы… Угощайтесь, молодцы! (разводят руки в стороны в приглашающем жесте) А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, (дети сопровождают слова стихотворения Пальцы сжать, потом разжать. соответствующими движениями) Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. 7.
«Скажи ласково»
(образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами). - Нож (ножичек), ложка (ложечка),вилка, половник, тарелка, чашка, стакан, чайник, кастрюля, сковорода, графин, кувшин, миска, горшок. 8. «
Один – много
»(с теми же словами. Образование множественного числа существительных) - Нож- это один, а если их много, то это-…(ножи) и т.д. 9.
Работа со стихотворением К.Чуковского «Федорино горе»
(фрагмент. Развитие вербального восприятия) Детям предлагается прослушать стихотворение и запомнить упомянутую в нем посуду.(Читает Федора – воспитатель измененным голосом) Скачет сито по полям, А корыто по лугам. И помчались по улице ножи: «Эй, держи, держи, держи, держи!» И кастрюля на бегу Закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!» Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит… А за ними блюдца-блюдца- Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! Вдоль по улице несутся- Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И бежит, бренчит, стучит сковорода: «Вы куда?куда?куда?куда?» А за нею вилки, Рюмки, да бутылки, Чашки да ложки Скачут по дорожке. А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!» Мимо курица бежала И посуду увидала: «Куд-уда! Куд-куда! Вы откуда и куда?!» И ответила посуда: «Было нам у бабы худо, Не любила нас она, Била, била нас она, Запылила, закоптила, Загубила нас она!» -Почему от Федоры сбежала посуда? -Вы запомнили, какая посуда сбежала? Тогда назовите её. -Как надо обращаться с посудой, чтобы она не сбежала, как от Федоры? 10.
Окончание занятия
.(оценка работы детей) Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребёнка. В конце занятия можно предложить детям раскрасить посуду и подарить Федоре. В зависимости от последующей продуктивной деятельности детей рисуем или выполняем аппликацию или лепим из пластилина посуду. (Вопросы и задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей детей и степени сложности).