"Система уроков по нравственному воспитанию"

Автор: Кокорина Татьяна Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ " Школа-интернат № 53"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система уроков по нравственному воспитанию"
Дата публикации: 29.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ О НРАВСТВЕННОСТИ

I полугодие

1 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Объяснить детям, какой человек называется добрым. Упражнять в хороших поступках. Обогащение словаря: добрый, хороший друг. Литература: «Мой сын» Е.Кошевая
ХОД:
1. Сегодня, дети, мы поговорим о том, какого человека мы называем добрым? Добрый никого не огорчает, со всеми делится, всем помогает. 2. Вспомним рассказ Е. Кошевой «Мой сын», о чем там говорится? (Читаю небольшой отрывок, почему Олега можно назвать хорошим другом?) Вопросы: Какой он? (добрый) Почему отдал лучшую рубашку? 3. Оцени поступок «Ситуация», Малыш отдал плачущей девочке мяч. Вопросы: Как поступил мальчик? Как про него можно сказать? Какое настроение у него было после этого? 4. Пословица: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай»!
Вывод:
Делать хорошее всегда приятно, добрый человек всегда поможет, всегда выручит.
2 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Учить понимать и оценивать поступки героев литературных произведений. Уточнить понятие о добром. Упражнять в хороших поступках. Обогащение словаря: жадность, помощь. Литература: «Синие листья» Осеевой.
ХОД:
1. Вспомните, дети, какого человека называют добрым? Почему нам нравятся добрые люди? (Ответы детей). 2. Чтение рассказа (отрывок) «Синие листья». Вопросы: Вам понравилась Катя? Почему не понравилась? Как ее можно назвать какая она? Есть ли в нашем классе девочки похожие на Катю? Люди, которые не выручают других, никому не нравятся, они плохие, их называют жадными. Быть жадным нехорошо, 3. Ситуация: дети собираются на прогулку. У Нади нет варежек. – Как поступить? а) оставить ее в группе? б) взять на прогулку без рукавичек? – Помогите, дети, найти верный выход.
Ввести правило
: Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь.
3 ЗАНЯТИЕ


ЦЕЛЬ:
Закрепить представление детей о дружбе. Дать понятие о том, что друзья не оставляют в беде товарища. Показать привлекательность дружеских отношений. Активизация словаря: дружба, доброта, отзывчивость, чуткость.
ХОД:
1. Сегодня мы поговорим с вами о дружбе. Каких детей можно назвать хорошими друзьями? Хорошо дружить, значит быть честным, добрым, во всем помогать товарищу. 2.Читаю отрывок из рассказа «Шариков о кошке» А. Митте Вопросы: Почему товарищи не могли навестить Колю? Что они придумали, чтобы порадовать его? Как можно назвать этих ребят? (Добрые, отзывчивые, чуткие). 3.Читаю отрывок из другого рассказа «Навестила» В.Осеевой. Вопросы: Чутко ли Муся отнеслась к Вале? Почему? Как бы вы поступили, если бы: пришли к больному товарищу? 4. Познакомить с пословицами
:
«Нет друга – ищи, нашёл – береги!», «Человек без друзей, что дерево без корней».
4 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Объяснить какого человека называют честным. Упражнять в хороших поступках. Обогащение словаря: честный, правдивый. Литература: «Карасик» Н. Носов.
ХОД:
1.Дети, скажите какого человека называют честным? Верно, честный человек никогда не обманывает. Всегда признаётся, если ошибся. 2. Послушайте отрывок из рассказа и скажите, как называется этот рассказ? (Карасик) Вопросы: Чем вам нравится Виталик? Почему он сразу не сказал маме? Почему его мама простила? Как можно сказать про Виталика, какой он? (Хороший, честный) 3. Домашнее задание. Расскажите о себе, случалось ли с вами такое же, как с Виталиком? Вопросы: Что вы сделали? Как вы признались маме? Что сделала мама? Какое настроение у вас было, после того, как вас мама простила? 4. Пословицы: «Ошибайся, да сознавайся», «Чтобы правду сказать, много слов не нужно».
Вывод:
Если ошибся, надо сознаться, честный человек никогда не будет сваливать вину на других, он всегда сознается сам.
5 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Объяснение детям, какого человека называют вежливым. Упражнять в хороших поступках. Обогащение словаря: вежливый, внимательный, ласковый. Литература: «Волшебное слово» Осеева.

ХОД:
1.Сегодня, дети, мы с вами поговорим о вежливости. Хотите знать, какого человека называем вежливым? Вежливый человек всегда с уважением говорит: «Здравствуйте, до свидания, спасибо, будьте добры». Вежливый никогда не грубит. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было всегда приятно с тобой. 2. Послушайте, я вам прочитаю отрывок из рассказа «Волшебное слово». Вопросы: Почему Павлику сестра не давала красок? Чему его научил старый дедушка? 3. Предлагаю вам решить задачи на сложение и уважение. а) 0дна девочка возмущенно жаловалась маме: Во дворе мальчик такой не вежливый зовет меня – Галька. – А ты как его зовешь? – спросила мама. – А я его вообще никак не зову, я ему кричу просто: «Эй ты!» Вопрос: Кто из детей вежлив, почему? б) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, пожалуйста, сколько сейчас время». Прохожий ответил, и мальчик побежал дальше. Вопрос: Какие три ошибки он допустил? 4. Пословицы: «Вежливый всегда приятен», «Ласковое слово не трудно молвить».
Вывод
: С вежливым человеком интересно разговаривать, играть, дружить.
6 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Объяснить детям, какого человека называют трудолюбивым. Упражнять в хороших поступках. Обогащение словаря: трудолюбивый, труженица, ленивица. Литература: «Окся – труженица», «Золушка».
ХОД
: 1
.
Скажите, какого человека мы называем трудолюбивым? Правильно, человек, который любит трудиться, не боится никакой работы, 2. Посмотрите на эту картинку (девочка помогает маме) Вопросы: Что можно сказать про девочку, какая она? Почему вы так думаете? Вспомните, в какой сказке говорится о трудолюбивой девочке? (Золушка, Мороз Иванович) 3. Почему все уважают трудолюбивых? Я вам дети открою один секрет: В нашей классе есть девочка, которая очень любит трудиться. Она дежурила по столовой целую неделю, помогала другим детям. А вчера помогла дежурному по классу вымыть столы, убрать краски. Вы, догадались, про кого я рассказываю? – правильно, это наша Света. В каком рассказе есть девочка, похожая на нашу Свету? …( «Окся – труженица») Дети, люди, которые любят трудиться, как про них говорят, какие они? – трудолюбивые (хором) 4. О труде народ сочинил много пословиц, вы их знаете, давайте их вспомним: «Труд кормит, а лень портит» «Доброму молодцу всякий труд к лицу» «На то даны руки, чтобы работать» и т.д.
7 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Объяснить детям, какого человека называют заботливым. Упражнять в хороших поступках. Обогащение словаря: заботливый, чуткий, отзывчивый.
Литература: «Просто старушка», «Сыновья».
ХОД:
1
.
Как вы думаете, какого человека называют заботливым? – правильно, заботливым называют такого человека, который заботится о других, помогает кому трудно, слабым и маленьким. 2. Посмотрите на эти картинки. (Иллюстрации к рассказам «Просто старушка», «Сыновья»). Вопрос: Скажите, пожалуйста, как можно назвать этих мальчиков? Давайте хором произнесем это слово – заботливые. 3. Расскажите о себе, как вы проявляете заботу о маме, сестренке, бабушке. (ответы детей) 4. Предлагаю вам дети выучить правило: «Будь чутким, заботливо относись к другим».
Вывод
: Заботливый человек никогда не оставит другого в беде, всегда поможет. В нашем классе много таких детей.
8 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Объяснить детям, что такое скромность, какого человека называют скромным. Упражнять в хороших поступках. Обогащение словаря: скромность, справедливый человек. Литература: «Канавка» В. Денискова
ХОД:
1. Дети сегодня мы поговорим о том, что такое скромность, какого человека называют скромным. Скромный человек – это тот, кто сделает хорошее дело и не хвалит себя. 2. Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Вопросы: Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Каким человеком его можно назвать? (Хором – скромным). 3. Послушайте пословицы о скромности: «Коль хорош – так не хвались, тебя и так заметят», «Не хвали сам себя, пусть тебя другие похвалят»,
Вывод
: Скромность украшает человека.
9 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Объяснить детям, что значит быть дисциплинированным. Упражнять в хороших поступках. Обогащение словаря: дисциплинированность, послушеный.
ХОД:
1
.
Дети, как вы понимаете слово «быть дисциплинированным»? – что это значит. Правильно. «Быть дисциплинированным – это значит, уметь себя хорошо вести на улице, в школе, в кино, в автобусе – везде. 2. Детская игра «Оцени поступок» Вопросы: Как ведут себя дети за столом? Как ведет себя мальчик в трамвае? Почему вам нравятся эти дети? 3. Создать ситуацию. «Поехали дети на экскурсию. Сидят в автобусе, в окно смотрят, кричат, другие по автобусу бегают. Приехали, стали выходить из автобуса, мальчики выскочили вперед». Вопрос: Какие ошибки в поведении этих детей вы заметили?

Вывод
: Где бы ни находился человек, везде он должен выполнять правила. Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
10 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Уточнить понятие, что значит, быть смелым. Развивать желание быть похожим на смелых людей. Обогащение словаря: смелость, храбрость. Литература: «Рыцарь» В. Железнякова.
ХОД:
1
.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое смелость. Какого человека можно назвать смелым? Который никого не боится, всегда готов заступиться за слабого. 2. Чтение отрывка из рассказа «Рыцарь». Вопросы: За кого заступился Саша? Почему извинился шофер? Почему бабушке захотелось запеть, и у нее было радостно на душе? Как бы вы поступили в таком случае? 3. Рассмотрим иллюстрацию к рассказу Л. Толстого «Котенок». Вопросы: Какими словами можно сказать про мальчика Васю? Какой он? (Хором – смелый, храбрый). 4. О смелости есть много пословиц: «Не ходи в лес, коли зайца боишься», «Смелого, да умелого – страх не возьмет, и враг не победит», «Сам не дерусь, и смелых– не боюсь».
Вывод:
Смелый человек, никого не боится.
11 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Уточнить и закрепить понятие о скромности. Упражнять в хороших поступках. Активизация словаря: скромный человек.
ХОД:
1. Вспомните, дети, какого человека называют скромным? Верно, кто никогда не хвалит себя. Скромность – это такое поведение, когда дети и взрослые поступают хорошо, но не хвастают этим, хвастать нехорошо, некрасиво. 2. Послушайте стихотворение: Две мамы пришли в детский сад, Чтобы забрать своих милых ребят, Пока одевались Андрюша и Валя, Две мамы беседовать стали. Андрюша оделся и к маме спустился. Он Валиной маме сперва поклонился, Потом маму в щечку поцеловал, Тихонько в сторонку и маму ждать стал. Вдруг Валя по лестнице выбегает Андрюшину маму не замечает Беседу прервав тараторит без дела О скромности думать она не хотела. А маме так стыдно за Валю, Что щеки ее запылали. Вопрос: Кого из детей можно назвать скромным?
Почему? Как надо было поступить Вале? 3. Ситуация: представьте, дети, что я разговариваю с врачом, а вам хочется о чем-то срочно спросить. Вопрос: Как вы поступите? Пословицы: «Скромность красит человека», «Хвалят – не гордись, учат – не сердись», «Сделал дело – не хвались, пусть другие тебя похвалят».
Вывод:
Надо быть скромным, вести себя так, чтобы другим было приятно.
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ О НРАВСТВЕННОСТИ

II полугодие

1 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Обобщать представления детей о дружбе. Закрепить правило о том, что друзья не оставляют товарища в беде. Показать привлекательность дружеских отношений.
ХОД:
1. Дети, мы уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях товарищах. Взрослые вам говорили, что нужно дружить друг с другом. Хорошими друзьями можно назвать таких детей, которые дружно вместе играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся о своих друзьях, уступая им, выручают из беды. 2. Послушайте небольшой рассказ. Называется он «До первого дождя». Написала его В.Осеева. (или «Как друзья познаются»). Вопрос:

Можно ли этих девочек назвать настоящими друзьями? Когда люди дружат и помогают друг другу им легче жить и работать. Поэтому люди называют словом «дружба» улицы, площади, кинотеатры. 3. Послушайте, какие есть пословицы о дружбе: «Дружба дороже денег». «Дерево корнями сильно, человек – друзьями». «У кого друзья - тот богат». Давайте повторим вместе правило: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».
2 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Обобщать и закреплять представления детей о скромности. Воспитывать положительное отношение к скромности, как норме поведения.
ХОД:
1. Дети, мы с вами уже говорили о скромности, читали рассказы о скромных людях. Скромный человек никогда не рассказывает о своих поступках, не хвастает. 2. Сегодня я покажу вам диафильм «Рассказ о неизвестном герое». Вопросы : Почему герой остался неизвестным? Правильно ли он поступил? Как его можно назвать? Какой он человек? А у нас в классе кого можно назвать скромным? 3. В народе говорят: «Скромность украшает человека».
«Не хвастай силой, не хвались умом». «Доброе дело, само себя хвалит». Давайте повторим правило: «Сделал доброе дело – не хвались этим».
3 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Закрепить представление детей о том, почему нужно быть честным, правдивым. Воспитывать положительное отношение к правдивости.
ХОД:
1. Мы с вами говорили о дружбе, о скромности. Сегодня мы поговори еще об одном вашем качестве – правдивости. Правдивый человек никогда не обманывает. Всегда и во всем говорит правду, даже если её неприятно и трудно сказать. 2. Показ настольного кукольного театра. Дружили две девочки Оля и Ира. Однажды Оля смотрела книгу и случайно порвала. Она хотела спрятать её. А Ира сказала: – Давай расскажем воспитателю, как всё получилось, и починим книгу. Вопросы: Как вы думаете, чем закончится эта история? Кто из девочек был прав? Как можно назвать Иру? Вспомните, какие вы знаете рассказы о правдивости? ( «Огурцы», «Караси»). 3. Запомните правило: «Надо всегда говорить правду, даже если сказать её трудно и неприятно». Пословицы : «Один раз обманешь – другой не поверят» «Стой за правду горой» «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» «Все меняется – одна правда останется»
4 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Воспитывать у детей чуткое, заботливое, гуманное отношение к старшим. Закрепить в словаре детей термин: чуткий.
ХОД:
1. Сегодня МЫ поговорим с вами о чуткости. Чуткий человек всегда внимателен к окружающим, заботится о своих друзьях, родных, близких. Вспомните, пожалуйста, какой праздник мы недавно отмечали? – Новый год. 2. Расскажите о том, как вы поздравили с Новым годом своих родителей, бабушку, дедушку? Каждому приятно, когда родные и близкие, просто знакомые помнят о нем, заботятся. Как бы вы назвали таких людей? (Внимательные, заботливые, чуткие). Пословицы : «Человек привет любит» «Доброе слово железные ворота отворяет» «На добрый привет добрый ответ.
5 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Воспитывать у детей чуткое, заботливое отношение к сверстникам.
ХОД:
1. Дети, у вас у всех есть друзья. Чуткий человек всегда внимателен к окружающим, заботится о своих друзьях.
Вам конечно бывает приятно, когда вас поздравляют с праздником и дарят подарки. Но знаете, еще приятнее бывает дарить подарки и делать поздравления. Всегда очень приятно, когда твой друг радуется. 2. Расскажите, пожалуйста, как вы поздравили своего друга с днем рождения. 3. Есть хорошие пословицы: «Не дорог подарок, дорого внимание» «Человек привет любит» «На добрый привет, добрый ответ» «Добро творить – себя веселить» 4. Послушать грамзапись или спеть песню «День рождения», «Почему и отчего к нам пришло веселье».
6 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Воспитывать чуткое, заботливое отношение к сверстникам.
ХОД:
I. Дети, я хочу сегодня еще раз сказать вам о том, что чуткий человек всегда внимателен к окружающим, заботится о СВОИХ друзьях, близких. 2. Дети недавно заболел ваш товарищ. Он лежит в больнице, ему наверное там грустно. Как бы поступил чуткий, заботливый человек, если бы узнал, что его друг лежит в больнице. (Ответы детей). Давайте напишем ему письмо, расскажем о наших делах. Вы можете потом нарисовать рисунки. Мы пошлем это письмо и рисунки в больницу. Составление письма вместе с детьми. 3. Скажите, какие пословицы вы знаете о чутких, отзывчивых людях. «Добро творить – себя веселить» «Не дорог подарок, дорого внимание».
7 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Воспитывать осознанное понятие о том, что вещи надо беречь, потому что это результат труда многих людей. Формировать бережное отношение к вещам, игрушкам.
ХОД:
1. Дети, взрослые вам всегда говорят, что нужно беречь вещи, книги, игрушки. Для этого, чтобы сделать какую-нибудь вещь или игрушку пришлось потрудиться многим людям. Те игрушки, которые есть у нас в классе, нужны всем нам. Их сберегли и сохранили для нас дети, которые ходили раньше, а вы постарайтесь сберечь их для тех, кто будет играть ими потом. 2. Драматизация отрывков из сказки Чуковского «Федорино горе». 3. Стихи читают дети. Я как мама не люблю в доме беспорядка. Одеяло расстелю Ровненько и гладко На пуховые подушки Я наброшу кисею. Полюбуйтесь-ка игрушки, На работу на мою. Давайте повторим правило: «Каждой игрушке – свое место».

8 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Формировать у детей бережное отношение к вещам, игрушкам.
ХОД:
1. В нашей группе много игрушек, интересных книг. Вы все знаете, что их нужно беречь, аккуратно пользоваться ими, отремонтировать порванную книгу, или сломанную игрушку, потому что для этого, чтобы сделать ее, нужно потрудиться. 2. Сегодня вам расскажет свою историю маленький автомобильчик. Рассказ от лица игрушки, о том, как ее сделали. Использовать иллюстрации. Что мы с вами можем сделать, чтобы игрушки служили нам как можно дольше? (Ответы детей). 3. Повторить правило: «Каждой игрушке – своё место».
9 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Формировать у детей бережное отношение к вещам, игрушкам.
ХОД:
1. В нашей группе много разных игрушек, интересных книг. Вы все знаете, что их нужно беречь, аккуратно пользоваться ими, отремонтировать порванную книгу, или сломанную игрушку. А вы знаете, сколько людей трудится, чтобы сделать игрушку? 2. Послушайте стих В. Маяковского «Конь-огонь». Что мы с вами можем сделать, чтобы игрушки служили нам долго? (Ответы детей). 3. Повторить с детьми правило: «Каждой игрушке свое место».
10 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Закрепить знания о справедливости. Воспитывать справедливость.
ХОД:
1. Сегодня мы с вами поговорим о справедливости. Справедливый человек в любом деле поступает правильно, честно, так, чтобы никому не было обидно. 2. Внести в группу яблоко. Сказать, что яблоко – это подарок детям. Одно на всех. Как сделать так, чтобы все смогли его попробовать. Предложить кому-либо из детей разделить яблоко, помочь ему в этом. Вопросы: Как мы разделим яблоко? Всем ли хватило? Справедливо ли мы его разделили? Внести в книжный уголок сказку В. Сутеева «Яблоко». Краткая беседа по содержанию этой сказки. Кого из зверей в этой сказке можно назвать справедливыми? 3. Какие пословицы вы знаете о справедливости? «За правое дело стой смело» «В тесноте да не в обиде». Повторить считалку «Мы делили апельсин». Вопросы: Справедливо ли поступили звери? Как бы вы поступили на их месте?

11 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ:
Формировать бережное отношение к природе. Дать понять детям, что природа – это богатство нашей родины, ее красота.
ХОД:
1. В нашей природе много интересного и полезного для человека. Природу надо беречь - это наше богатство и красота. 2. Включить грамзапись песни «Россия» «Умывает красно солнышко Руки теплые в росе И Россия, как Алёнушка, Предстает во всей красе Ни вблизи, ни вдали Я не знаю земли Лучше, той, что меня растила. Синих рек рукава, В небе синь-синева И светла от берёз Россия»… Послушайте, какая красивая песня. О чем в ней поется? (Ответы детей) Да в ней поется о нашей Родине, ее природе, ее красоте. З. Кто из вас знает стихи о природе? Чтение стихов детьми: «Ландыш», «Гвоздика», «Дуб», «Сосны», и др. Чтение воспитателем стих «Липка».
12 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, интерес к совместной деятельности.
ХОД:
1. Вы, дети, знаете, что чуткий, внимательный человек всегда придет на помощь, если видит, что кому-то трудно и нужна помощь. 2. Сегодня я покажу вам картину – о коллективном труде детей. Рассмотрите ее внимательно. Вопросы: Что вы можете сказать о том, как трудятся дети? Помогают ли они друг другу? Как поступит чуткий и внимательный человек, если видит, что товарищу нужна помощь? Послушайте, как рассказывает поэт В. Маяковский о заводе. «Вставай! Иди! Гудок зовет, И мы приходим на завод. Народа уйма целая, – Тысяча двести Что один не сделает – Сделаем вместе. Можем железо ножницами резать, Краном висящим, тяжести тащим... Олово плавим.
Я гайки делаю, а ты, для гаек делаешь винты. Работа всякого нужна одинакого». Хорошие строки есть в стихотворении. Послушайте их еще раз: «Что не сделает один – сделаем вместе». «Работа всякого нужна одинакого». 3. Мы с вами знаем хорошее правило, повторим его: «Сделал свое дело – помоги товарищу».
13 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Формирование у детей ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца.
ХОД:
1. Вы, наверное, часто слышали, как взрослые говорят: «Этот человек: ответственный, добросовестный». Ответственный, добросовестный человек всегда аккуратно выполняет порученное дело, доводит его до конца. 2. Подумайте и скажите, кого из детей у нас можно назвать добросовестным, ответственным и почему? (ответы детей). Скажите про кого в народе говорят: « Девушка-семиделушка». Какую пословицу вы могли сказать такому человеку? « Делу время – потехе час» « Кончил дело – гуляй смело» « За всё сразу браться, ничего не сделать» «Играй игрой, а дело делай» 3. Повторить правило: «Порученное дело выполняй до конца».
14 ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ
: Формировать у детей представление о добре и зле, о том, что зло наказывается, а добро побеждает. Воспитывать чувство доброты.
ХОД:
1. Сегодня мы с вами поговорим еще об одном хорошем качестве – доброте. Добрый человек всегда внимателен к окружающим, ласков, заботлив, отзывчив. 2. Вы все любите сказки, самые разные. И герои сказок все разные, но в то же время герои разных сказок бывают похожими: одни добрые, другие зле. Скажите, какие люди в сказках оказываются сильнее добрые или злые? «Золушка», «Василиса Премудрая», «Доктор Айболит», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева» и др. Внести иллюстрации. Обобщить ответы детей. А как вы думаете только ли сказочные герои должны быть добрыми? Часто сказки заканчиваются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок». Объяснить присказку. 3. Сказать пословицы: «Добро не умирает, а зло пропадает» «Не ищи красоты, а ищи доброты» «Сей добро, посыпай добро, жни добро, оделяй добром». Выучите пословицу: «Плохо тому, кто добра не делает никому».