Автор: Федунина Татьяна Степановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Алкоголизм и его разрушающая сила"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа -
интернат № 53»
Методическая разработка по ЗОЖ
Тема: "Алкоголизм и его разрушающая
сила"
Автор: Т.С.Федунина
г. Новоуральск
2016
"Круглый стол" открытое мероприятие для старшеклассников.
Цель: Организация и проведение «Круглого стола» с обучающимися
старших классов по проблеме пивной зависимости с целью профилактики
алкоголизации у подростков.
Задачи:
1. Пропаганда здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи.
2. Информирование школьников по проблеме пивной зависимости.
3. Социологическое исследование обучающихся 8 - 11 классов.
I ЭТАП: Социологическое исследование школьников 8 - 11 классов.
(Анкетирование)
Анкета - вопросник прилагается к конспекту (Приложение № 1)
Цель: Выявить причины употребления подростками алкогольных напитков,
степень зависимости подростков от алкоголя, определить поло -
возрастную градацию.
II ЭТАП:
Обработка результатов исследования по анкетированию.
Составление графиков - диаграмм по четырём критериям.
III ЭТАП:
Анализ специальной научно - методической и медико –
педагогической литературы по проблеме алкоголизации, и в частности
пивного алкоголизма у подростков.
IV ЭТАП: Проведение заседания "Круглого стола".
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Приветствие участников заседания "Круглого
стола".
Ребятам раздаются КАРТОЧКИ - СУЖДЕНИЯ. (Приложение № 2)
Если подросток согласен с данным суждением, то он садится за стол с
фишкой "ДА". Если участник не согласен, тогда за стол с фишкой "НЕТ".
Таким образом, все участники делятся на две группы. Участникам двух
противоположных мнений предлагается высказать – почему сделан именно
такой выбор.
На информационном стенде участникам предлагается рассмотреть
плакат - "Состав пива". (Приложение №"3). Педагог вслух озвучивает
содержание плаката.
Вывод: Таким образом, так как в пиве содержится спирт, его следует
считать алкогольным напитком.
На мольберте подготовлен ватман, на котором участникам
предлагается прописать причины - почему подростки начинают
употреблять пиво?
Чтобы активизировать диалог, ведущий может сослаться на данные
анкетирования.
(Предположительные ответы подростков):
1. Скучно - нечем заняться.
2. Любопытство - интересно попробовать.
3. Чувствовать себя раскрепощённее.
4. Не могу (не умею) отказаться, когда предлагают.
5. Если не пьёшь, называют слабак, трус, придумывают прозвища.
6. Легко купить, доступность в продаже, низкая цена.
7. Для настроения, весело.
Ведущий: Причин, по которым подростки начинают пробовать
различные алкогольсодержащие напитки, множество. В целом их можно
разделить на две большие группы.
(Участникам предлагается рассмотреть плакат) –
"Информационная справка".
ПРИЧИНЫ
Врождённые
Приобретённые
а) внутриутробное патологическое
развитие,- когда женщина ждёт
младенца и в этот период
употребляет алкоголь, курит,
получает отравление
лекарственными веществами; угроза
прерывания беременности
(особенно, попытка криминального
аборта)
а) болезни ребёнка до четырёх лет
(менингит, менингоэнцефалит,
тяжёлые отравления, вирусные
инфекции)
б) во время родов – черепно –
мозговые травмы могут привести, к
так называемым, органическим
поражениям головного мозга
б) семья, в которой хотя бы один из
родителей злоупотребляет
алкоголем
в) в группе сверстников: доказать
свою «зрелость», завоевать
авторитет, подверженность чужому
влиянию, склонность к подражанию,
неспособность «правильно оценить
возможные последствия своих
поступков», под влиянием взрослых.
Ведущий: Ребята, хочу обратить ваше внимание на последнюю, под
буквой «в»,- самую большую группу причин, из – за которых в
последующем у человека произойдут серьёзные необратимые изменения в
организме.
«Мозговой штурм»
Как, по вашему мнению, употребление пива может привести к
заболеванию алкоголизмом?
(Версии подростков)
Ведущий: Итак, употребление пива, а мы с вами знаем, что пиво –
это алкогольный напиток, ведёт к бытовому пьянству. Как показывает
статистика 80% взрослых больных алкоголизмом, начали употреблять пиво
именно в подростковом возрасте. Достаточно одного – двух приёмов для
того, чтобы развилось токсическое поражение головного мозга –
алкогольная энцефалопатия.
Плакат «Информационная справка» - схема здорового головного
мозга и поражённого – зрительное сравнение и обсуждение всеми
участниками «Круглого стола».
В процессе обсуждения подростки делятся на несколько творческих
групп для оформления листовок по антирекламе пива. Каждая творческая
группа демонстрирует свою работу, приводит доказательства и аргументы
о вреде пива.
В заключение заседания «Круглого стола» детям выдаются
«ПАМЯТКИ» - Скажи «НЕТ» соблазну!
Приложение № 1
Анкета – вопросник
1.Возраст_______________________
2. Пол____________________________
3. Какой из напитков ты пробовал? (обведи в кружок)
а) пиво б) вина в) крепкие алкогольные напитки
4. Как ты думаешь, пиво – это алкогольный напиток?
5. По твоему мнению, с какого возраста можно употреблять пиво?
6. Если в вашей компании употребляют пиво, то, как часто это происходит?
(обведи в кружок)
а) часто б) иногда в) крайне редко
7.Как ты считаешь, почему подростки употребляют пиво?______
8.Что ты знаешь о пиве?_______________________________
9.По вашему мнению, на чей организм более разрушительно действие
алкоголя?
а) женский б) мужской
Почему?______________________________________________________
Приложение № 2
Карточки – суждения
1.
В жизни нужно попробовать всё.
2.
Молодёжь слишком мало информируют о вреде спиртных напитков.
3.
В том, что подросток стал алкоголиком виноваты родители.
4.
Возможность достичь состояния опьянения – одна из радостей
жизни.
5.
Алкоголиков нужно отлавливать и изолировать от общества.
Приложение № 3
Состав пива: вода, ячменный солод, хмель, спирт
1.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. –
М.: Высшее образование; МГППУ, 2006, - с 460
2.
Справочник практического врача в 2 – х книгах. Сост. Бородулин
В.И.: Оникс, 2007, - с 752
3.
Р.Байярд, Д.Байярд: Ваш беспокойный подросток, - с 116, Издание
2013