"Проблемы социально-психологической адаптации подростка"

Автор: Фомичев Александр Георгиевич
Должность: преподаватель электротехники
Учебное заведение: ГБПОУ ВО Павловский техникум
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы социально-психологической адаптации подростка"
Дата публикации: 29.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проблемы социально-психологической адаптации подростка
Начало обучения в среднем профессиональном учреждении является стрессовой ситуацией в жизни подростка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым социальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о перенапряжении и снижении функциональных резервов организма, что чревато возникновением соматических заболеваний. Независимо от того, в каком возрасте подросток поступил в СПУ (14 или 19 лет), изменяется его социальный статус, появляется новая социальная роль «студент». Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности обучающегося, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Такие изменения происходят в психике подростка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к обучению. Процесс адаптации подростка в СПУ сложен и физически, и психологически. Студенту не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. Новый режим дня, иные правила обучения, нежели в школе; новый коллектив, новые обязанности, часто новое место проживания ( другой город, общежитие) и другое - все это доставляет подростку дискомфорт. От благополучия адаптационного периода при поступлении в СПУ в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности студента. Для многих первокурсников трудна социальная
адаптация, так как еще не сформировалась личность, способная подчиняться новому режиму, усваивать иные нормы поведения, признавать обязанности студента. Если подросток не готов к новой социальной роли студента, то он будет испытывать затруднения, даже имея необходимый запас знаний, умений и навыков. Ситуация новизны является для любого человека, а в особенности подростка в определенной степени тревожной. Подросток же переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях педагогов, об особенностях и условиях обучения в новом ином, нежели в школе учебном заведении, о ценностях и нормах поведения в новом коллективе. Происходит становление и самоутверждение подростка в новом коллективе. Иной раз незначительные ситуации приводят подростка в стрессовое состояние, проявлением заикания и даже потери сознания. Каждый первокурсник, так или иначе, проходит процесс адаптации, вопрос только в длительности и эффективности этого процесса. Специфика социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в СПУ полностью не раскрыта. Это связано с многообразием факторов, влияющих на процесс адаптации подростков к новым условиям, неготовностью педагогов к выбору содержательного материала и личностно ориентированного подхода в условиях вариативного образования. В настоящее время СПУ не в полной мере реализует условия, способствующие повышению уровня адаптации первокурсников к обучению, по-прежнему преобладает формализованный подход к студенту, от которого требуется, чтобы он был удобен для педагога и учебного заведения, а не наоборот. Решение проблемы успешной адаптации подростков во многом определяется характером взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Но, как показала практика, педагог способен лишь констатировать факт нарушения процесса адаптации. Природа адаптации может быть
представлена самыми различными факторами, в связи с чем необходимо углубленное изучение ее причин и механизмов с позиций психологии. Под процессом дезадаптации первокурсников подразумевается, как правило, совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса подростка новым требованиям профессионального обучения, овладение которого по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. В связи с этим, проблему нарушения процесса адаптации первокурсников следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько поисков продуктивного решения. В качестве общего направления работы с первокурсниками на этапе адаптации следует развивать адекватную самооценку и уровень притязаний, уверенность в свои способности, мотивацию достижения успеха и постоянно создавать ситуацию успеха в образовательном процессе, способствовать повышению степени эмоциональной включённости родителей в дела подростка. Ведь успех в обучении – главный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей и желании учиться.