"Формирование уклада школьной жизни как главного фактора воспитания и социализации детей их личностного развития в условиях реализации ФГОС"

Автор: Бобылева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чижовская средняя школа"
Населённый пункт: деревня Чижовка, Рославльский район, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование уклада школьной жизни как главного фактора воспитания и социализации детей их личностного развития в условиях реализации ФГОС"
Дата публикации: 29.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ Чижовская средняя школа
«Формирование уклада школьной жизни

как главного фактора воспитания

и социализации детей их

личностного развития в

условиях реализации ФГОС»

(из опыта работы школы)

Заместитель

директора



Заместитель

директора



по

воспитательной

работе

по

воспитательной

работе

Бобылева

Т

.

Н

.

Бобылева

Т

.

Н

.

Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше". Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался. Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!" Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск. Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самомделе способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найтиправильную до- рогу! Беги дальше! И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему былоочень плохо. Незнако- мые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он вы- сох... Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней. Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог дажемеч- тать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мнекажется, что я наконец-то стал самим собой!" Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения! О чем эта притча? А смысл заключается не в том, в какой ситуации находишься, а как её можно использовать. Просто доверься тому, что в новом окружении можно добиться большего успеха. Не стоит этого бояться. Это был эмоциональный настрой на плодотворную работу. Современная школа переживает период комплексного реформирования. Меняются представления о результатах и содержании образования, условиях организации образовательного процесса, ха - рактере взаимодействия его участников. В стремительно обновляющемся мире, в котором смеща - ются границы объективной и виртуальной реальности, расширяются возможности, а требования к человеку повышаются, задача школы – не только обеспечить обучающемуся фундаментальные знания, но и предоставить ему опыт самостоятельной деятельности, в контексте которой форми - руется ответственность, готовность к выбору, к успешной социализации и активная личностная позиция. Разработанные Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения от - личаются от прежних тем, что устанавливают требования не к минимуму содержания, а к ре - зультатам освоения образовательной программы. Образовательные результаты интегративны по своей природе, несводимы к отдельным элементам, характеризуют не узкопредметные, а лич - ностные достижения: способность ставить и решать проблемы, самостоятельно добывать, струк - турировать и применять знания в нестандартных ситуациях и другие. Целостный, комплексный результат может быть получен только в том случае, когда в школе будет сформирован особый уклад, основанный на общих ценностях, мотивах, целях деятельности, позволяющий каждому раскрыть себя. В инструктивно-методическом письме «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на ряду с значимыми направлениями воспитания как организация внеурочной деятельности, разработки Программы воспитания и социализации обучающихся, совершенствование деятельности учреждений дополнительного образования детей, особое место занимает направление воспитательной деятельности как: формирование уклада школьной жизни -главного фактора воспитания и социализации детей, их личностного развития.
Что же представляет собой уклад школьной жизни? В самом начале XXI в. педагогическая практика обогатилась понятием «Уклад школьной жизни». Положение о влиянии уклада жизни школы на эффективность образовательного процесса не является новым для отечественной педагогической мысли. Период первого двадцатилетия XX века – это время становления самобытных укладов школ С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко; вторая половина XX века - школы В.А. Сухомлинского. Наши современники В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, Г.К. Селевко, Е.А. Ямбург создали авторские уклады школьной жизни в 80-90-ые годы XX и первом десятилетии XXI. Есть несколько определений понятия: Александр Тубельский считает, что Уклад школьной жизни -это не что иное, как скрытое содержание воспитания. Вводит в
понятие уклада
атмосферу школьной жизни, образовательный процесс, взаимоотношения учителей, учеников и учеников между собой, разрешение всевозможных проблем и конфликтов, нормы и правила школьной жизни.
Уклад жизни
школы, считает Г.К. Селевко — это её обобщённая характеристика, отражающая относительно устойчивые и постоянно поддерживаемые особенности, наиболее значимые для содержания и качества жизни детей и взрослых в школе. Уклад жизни школы рассматривается им, прежде всего, через призму условий бытия членов сообщества, видов их деятельности, действующих норм и правил поведения, реальных возможностей, создаваемых для школьников, характер взаимоотношений в коллективе детей и взрослых. Таким образом, рассмотрение точек зрения разных авторов на значение уклада жизни школы для развития системы образования, анализ смысловых значений понятия «уклад жизни школы» позволяет делать вывод о том, что
уклад жизни школы - порядок жизнедеятельности школы, который определяется

системой общественных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Уклад школьной жизни:  Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;  Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;  Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;  Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;  Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционные религиозные объединения  Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся . Уклад школьной жизни может выступать в качестве способа реализации воспитательной дея - тельности школы или препятствовать реализации всех факторов и форм воспитания. Все зависит от того, какой в школе уклад: авторитарный, демократический или попустительский. В своей школе мы используем демократический стиль, стремимся к реальному сотрудничеству учителя и ученика, привлекая учеников к реальной деятельности. Школьный уклад – это очень важная часть жизни каждого и общества в целом. От того, по каким законам строится уклад, зависит, что происходит с нами и с нашими детьми. Если ученики с гор- достью рассказывают о том, как они участвуют в управлении своей школой, какие интересные мероприятия проходят в школе, в какой форме прошёл сегодня урок – значит, они не безразличны ко всему, что происходит в школе, они гордятся своей школой, успехами, которые приносят ей. Есть школы, где царит дух научных исследований, и другие – где не могут жить без музыки и те- атра, а есть школы, где вся работа строится формально. Не так–то просто создать особенную и живую атмосферу жизни в школе, поэтому учитель, являясь ключевой фигурой, должен нахо -
диться в постоянном поиске, помогать детям выбрать правильный путь в жизни, должен быть окрылён светлой мечтой о прекрасном, справедливом, добром будущем. В нашей школе сложился определённый опыт работы по формированию комфортного уклада школьной жизни: Для регламентации жизнедеятельности школы разработаны локальные акты: Правила внутреннего распорядкаобучающихся, Положение о единой школьной форме, Положение о кружковой работе, Положение о проведении внеурочной деятельности и другие. В течение 3 лет в школе реализуется воспитательная система школы «Педагогика поддержки: тактика взаимодействия» Научным и практическим основанием для данной концепции стали идеи и педагогические системы педагогики поддерки, гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного развивающего пространства авторов Сухомлинского, Газмана, Иванова, Караковского, Щурковой. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность, общение за пределами школы. Под
педагогической поддержкой мы
понимаем «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни». Под педагогической поддержкой представляем систему средств, которые обеспечивают помощь в самостоятельном выборе- нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, преодолении трудностей самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Нормы поддержки
(которые заложены в профессиональной позиции учителя/воспитателя): 1. Любовь к ребенку и, как следствие, - безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. 2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по- товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. 3. Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенно сти в его сильных сторонах 5. Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка 6. Собственный самоанализ. Основным критерием поддержки является наш постоянный внутренний вопрос к себе: вы сами хотите такого же именно действия и реакции по отношении к себе?
Формы организации воспитательной деятельности:
- воспитание в процессе обучения; - внеучебная деятельность: а) внутриклассная, б) межклассная; в) внеклассная; г) участие в работе творческих объединений; д) внешкольная; е) массовая, общешкольная; ж) работа с семьей и общественностью. Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады,
викторины.. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД. Школа использует программный подход в организации деятельности учащихся 1-11 классов. Образовательная программа каждой школы по новым ФГОС второго поколения содержит подпрограмму духовно–нравственного воспитания обучающихся. В нормативных документах определено, что «духовно–нравственное развитие и воспитание должно быть направлено на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально– педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни». Нами разработаны программы Воспитания и социализации обучающихся, Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, Программы профессиональной ориентации начального и основного общего образования учащихся, Основная образовательная программа дополнительного образования. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция обще- го и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. В 1 -3 классах проводятся кружки: «Математический калейдоскоп», «Студия юного актера», «В мире музыкаль- ного творчества» под руководством учителей начальной школы, «Волшебный сундучок» под ру- ководством психолога, «Быстрые и ловкие» ведет учитель физической культуры. (с программами внеурочной деятельности вы познакомитесь на мастер - классе) Дополнительное образование детей сегодня это то пространство, орга низация которого на основе тщательно продуманных и выверенных в последующем требований, может преодолеть кризис детства, обеспечив тем самым сокращение социальных деформаций в детской среде. В школе ор- ганизована работа кружков и секций для учащихся с 4 по 11 классы. Спортивной направленности -«Подвижные игры», «ОФП», художественно-эстетической направ - ленности- «Драматический», «Хореографический», «Вокальный» кружки, Изостудия. Кружки ЮПИ и ЮИДД. Кружковой деятельностью охвачено 82,8% учащихся школы. С целью воспитания нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей быть счастливой и нести счастье людям реализу- ется Программа воспитательной работы школы «Шире круг», по ней работают классные коллек- тивы с 1 по 11 класс. Программа составлена в соответствии с Концепцией духовно-нравстенного воспитания и социализации личности. Основная идея программы (по технологии В.А. Караковского) заключается в том, что ежемесяч- но в воспитании осуществляется ценностная ориентация на одну общечеловеческую ценность. На год определены воспитательные доминанты сентябрь-труд, октябрь – красота. В эти времен- ные рамки социум и природа интегрируется «помогает» педагогам в воспитании. Ежемесячно определены направления деятельности классных коллективов и основные общешкольные ключевые дела. Общешкольные внеклассные мероприятия являются рациональным зерном всей воспитательной системы, особенностью нашей школы. Они цикличны, кульми национны, показательны. Каждое общешкольное мероприятие - это логическое завершение целого эта па воспитательной деятельности всего педагогического коллектива (учителя - на уроке; воспитателя - во внеурочное время; педагога дополнительного образования - на занятиях кружков, секций, объединений). Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы стало формирование у учащихся умений самоорганизации, самоуправленческой деятельности, навыков совершенствования деятельности (собственной, своих сверстников, тех, с кем ученик сотрудничает). С целью развития демократических начал в школе действует система включения в процесс образования и управления им самих учащихся. Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и
возможности. Школьное самоуправление предусматривает вовлеченность всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости, организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Работа органов ученического самоуправления в школе строится на основе программы «Модель школьного самоуправления». Где определены: цели, задачи, принципы построения и развития самоуправления, определены основные показатели эффективности программы и работы. Основные направления деятельности а) самоуправление, в) развитие индивидуальности. Разработаны Положения о школьном совете, о школьном самоуправлении, Конституция членов школьного самоуправления. Определена структура школьного самоуправления. Рис. Ежегодно в сентябре месяце проходит общешкольная конференция, на которой учащиеся выбирают Школьный совет, принимают новые нормативные документы, анализируют год прошедший и принимают план работы на новый учебный год. Ведутся протоколы школьных конференций. Для каждого органа ученического самоуправления определена роль в системе ученического самоуправления, в соответствие с целью сформулированы функции органов. Клуб «Знание», в него входят старосты классов. Они осуществляют проверку дневников, домашнего задания. Клуб «Здоровье и спорт», это в основном спортивные учащиеся, которые помогают в судействе соревнований, ведении протоколов, клуб «Забота о школе» основные обязанности в этом направлении организации уборки, ремонт. Клуб «Вожатый» это самые активные ребята, которые помогают в организации досуга, общешкольных мероприятий, проводят подвижные перемены. Формы деятельности разнообразные: Словесно-логические, основным средством воздействия является слово. К этому типу относятся- еженедельные линейки. На них мы решаем основные дела, составляем планы работ на день, неделю, месяц, четверть; знакомим с новыми положениями конкурсов. Здесь главное – обмен информацией. Образно-художественные формы: Они объединяют в себя такие дела, где главным средством является совместное переживание. К ним следует отнести общественные акции: «Салют, Победа», «Милосердие», «Уважаем старость», общешкольные праздники «Новый год», «Осенний бал», Торжественные линейки, выставки рисунков. Каждый классный коллектив, каждый ученик может принять посильное участие.
Ученическая

конференция

Школьный Совет

Центры самоуправления
Клуб «Знание» Клуб «Забота» Клуб «Вожатый» Клуб «Здоровье и
Трудовые формы: К этим формам следует отнести трудовой десант, природоохранная работа и работа на пришкольном участке, дежурство классов, которое строится на основе Положения о дежурном классе и инструкции по дежурству в классе. Дежурные осуществляют контроль за нарушителями дисциплины в школе, чистотой классных комнат и школы, об итогах дежурства докладывают на еженедельной общешкольной линейке. Так же к трудовым формам относятся сезонные акции по уборке территории, работу на пришкольном участке. Ведутся протоколы дежурств. Игровые (досуговые ) формы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Развлекательная игра «Мафия», «Переменный марафон». В форме деловой игры был проведен День самоуправления, а так же «Моделируем образ выпускника школы», в форме коммуникативно-ролевой игры было проведено мероприятие «Школа самоуважения». С целью организации школьного самоуправления, активизации деятельности школьников, развития творческих способностей, вовлечения учащихся в активную познавательно- досуговую деятельность через проведение совместных акций, КТД в школе организована долгосрочная игра «Найди свой клад» - Креативность, Лидерство, Активность, Доброта. За организацию и проведение мероприятий, победу в конкурсах, за оригинальность назначаются интики. По итогам игры составляется рейтинг классов.На линейке 1 сентября коллектив класса награждается дипломом победителя в игре. В школе разработан и реализуется проект «Школа – наш общий дом», по благоустройству школь - ной территории. Все педагогические выводы и наблюдения по проведению мероприятий и участие классов в кон - курсах и соревнованиях фиксируется в Дневнике «Педагогические выводы и наблюдения». С 1993 года в школе в школе действует детское объединение «Зорька». Оно входит в состав Ро - славльской районной детской общественной организации «Ребячья республика» и реализует про - граммы деятельности в начальных классах «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ» и «ЮНЫЙ РОСЛАВЛЬЧА - НИН» в старших классах. Руководствуется Уставом РРДО «Ребячья республика» и Положением о деятельности РРДО. Основная цель деятельности: совершенствование системы патриотического и духовно- нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к родному городу, Отечеству, своему народу и готовностью по его защите. Созданообъединение на основе решения учредительного собрания, тогда была определена символика: эмблема, девиз, речевка, песня. Сохраняя традиции, связь поколений, решено название оставить первоначальное. В школе успешно реализуется План деятельности ДШО «Зорька». В нем - социально значимые дела, которые посильно выполнить каждому члену. . В начале года объявлена акция для работы «100 – добрых дел для нас не предел», в рамках этого плана проведены: День улыбок и уважения, Добрые дела в международный день терпимости. Добрые дела в День Матери, Сюрпризы и добрые дела в День спонтанного проявления доброты, «День скворца»,«Подарок мама в баллах», «Сбережем книгу-источник знаний», Добрые дела во всемирный день Здоровья, Добрые дела в День семьи, «Сделаем мир чище», «Салют, Победа», «Новогодний подарок далекому другу», акция «Внуки Деда Мороза», «День птиц», «Всем миром». В сентябре и мае месяце для жителей села ко дню освобождения Смоленщины и ко Дню Победы ребята готовят концерт. Жители высоко ценят творчество ребят. Все выступающие неоднократно награждены памятными подарками от администрации CДК д. Чижовка. Ученики школы приняли участие в областном фестивале детского и юношеского творчества «Мы правнуки славной победы» и стали победителями. Затем эту постановку представили на митинге возле Вечного огня в г. Рославле. В школе проводится вожатская работа. Организованы подвижные перемены для начальной школы. Агитбригады готовят выступления по пропаганде ПДД и пожарной безопасности. Неоднократно лидеры детской организации оказывали адресную помощь пожилым людям –
жителям деревни. Шефствуют над ветеранами педагогического труда В.П. Рыжевской и М.Р. Пешкиным. Волонтеры детского объединения подготовили спектакль для родителей и выпускников школы «Секрет здоровья прост», неоднократно участвовали в районных акциях, посвященных здоровому образу жизни, провели в деревне акцию «Брось сигарету- получи конфету». С целью создания и поддержания условий для физического развития учащихся, охраны и укреп - ления их здоровья, формирования ценностей здорового образа жизни реализуется программа «Здоровый образ жизни», которая включает в себя:  пропаганду здорового образа жизни  усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; реализуется через следующие формы работы:  - Проведение выставок рисунков «Как прекрасен этот мир без наркотиков», «За жизнь без табака!»,  Проведение Декады здоровья, ежемесячных школьных соревнований в соответствии с пла - ном спортивно-массовой работой школы  Проведение тематических месячников: «Внимание, дети!», «Противопожарная безопас - ность».  Проведение походов, экскурсий, турслетов «Паровоз Здоровья», «Школа безопасности».  Показы, с последующим обсуждением фильмов «Территория безопасности», презентаций по пропаганде здорового образа жизни, оформление тематического уголка здоровья.  - Спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья». «Олимпийцы среди нас» - Встречи с инспекторами ГИБДД и пожарной части и фельдшером ФАП. Ежегодно, на базе школы работает лагерь в котором отдыхают до 40 детей с 1 по 10 класс. Работа в лагере логично продолжает воспитание и образование учащихся в летний период. В лагере проходят такие мероприятия как: День открытия лагеря «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», творческий калейдоскоп, спортивный праздник «Зов джунглей», «Алло, мы ищем таланты», концерт, посвященный открытию лагеря, конкурс рисунков на асфальте «Моя малая Родина», праздник бантиков, спортивный праздник «Ралли бегунов», экологический час – лесные соревнования «Там, на неведомых дорожках», «В гостях у Пети Светофорова»- путешествие по ПДД, викторина для юных экологов «На солнечной поляночке», День памяти и скорби, возложение цветов и др. Определяющим принципом построения образовательной среды в логике нового стандарта является системно-деятельностный подход. Только в деятельности знания о ценностях трансформируются в мотивы поведения. Если говорить об опыте работы школы в данном направлении, то в течение нескольких лет школа определяла свою миссию так: создать условия для личностного, жизненного, профессионального самоопределения личности. Организацией воспитательной работы в классных коллективах школы занимаются 8 классных руководителя . Воспитательная работа в классных коллективах основывается на глубоком анализе воспитательной деятельности в классе с позиций личностно-ориентированного подхода , что позволило определить перспективы воспитания учащихся, основные проблемы в становлении и развитии школьников. Классными руководителями четко определены цели воспитательной работы в классных коллективах, они диагностичны, адекватны возрастным особенностям, социальной специфике контингента, согласованы с планом воспитательной работы школы. В планах и программах классных руководителей предусмотрены мероприятия, содействующие воспитанию патриотизма, гражданственности, нравственности, социальной и правовой компетентности учащихся. Воспитательная работа классными руководителями документально подтверждена, четко структурирована, что является показателем эффективной системы работы.
Введение стандарта существенно повысило роль социально-психологической службыв обеспечении его реализации. Цель психологического сопровождения: создавать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению. Психолог проводит занятия с учащимися разного возраста, родителями, педагогами попрограмма «Лестница роста» по адаптации учащихся на сложных возрастных этапах, «Мой внутренний мир», «Развитие мотивов межличностных отношений» программа тренингов с подростками, «Тренинг активности внутренних ресурсов» для учащихся 9-11 классов. И, конечно, диагностическая работа по развитию УУД (универсальных учебных действий) личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных. Социальный педагог школы следит за соблюдением прав ребенка, регулярно осуществляют профилактическую работу с опекунскими семьями, семьями в которой родители I,II группы инвалидности, многодетными, малообеспеченными, неполными семьями, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении. Важная роль в формировании «уклада школьной жизни» принадлежит родителям обучающихся. «Родители, дети и учителя вместе обсуждают, какой образ жизни будет существовать в школе, в соответствии с их этнокультурными потребностями и региональными особенностями и воз - можностями. Одна из главных задач работы с родителями – это разъяснение им сегодняшней сущности российского образования, в том числе законодательства и других нормативных право - вых актов в области образования. Родителей привлекаем к разработке и реализации программы развития, проведению различных классных и внеклассных мероприятий». Родительская обще - ственность принимает активное участие в жизни школы: действует родительский комитет шко - лы. По результатам анкетирования 86,5% родителей удовлетворены учебным процессом по различным критериям. Больше всего привлекает и радует родителей благоприятная атмосфера, добрые традиции – 97,5%. 95,9% опрошенных привлекает высокий уровень требований. 92,5% удовлетворяет интересная классная жизнь. 91% нравится возможность проявление себя на уроках и в общественной жизни. 86,5% интересно на многих родительских собраниях, семинарах. 85,5% привлекает и радует возможность выбора профиля, элективных курсов, кружков, факультативов, секций по индивидуальным интересам ребенка. 80% интересно участвовать в общественных делах. 76% нравится, что у ребенка есть возможность обсудить различные проблемы, волнующие его с другими учащимися, а также с педагогами. 71% привлекает возможность обратится к специалистам (врач, психолог, социальный педагог). Как мы можем увидеть, результаты по всем критериям довольно высокие. Большинство, а именно 83,75% родителей, чувствуют себя в школе приятно, спокойно, расслабленно, уверенно, воодушевленно. 16,25% часто чувствуют себя напряженно или неуверенно. 62% родителей принимают активное участие в организации жизнедеятельности в школе и высту- пают в роли организатора, либо активного добровольца, либо исполнителя. При этом 37% увлече- ны и с удовольствием наблюдают за школьной жизнью ребенка. С целью интенсификации коммуникативной среды, развития организаторских способностей детей, развития лидерских качеств личности, создание условий для стремления к здоровому образу жизни эффективно наш коллектив использует современные образовательные технологии и методики. Это помогло добиться определенных результатов: Название воспитательных технологий Результат внедрения Технология организации коллективной творческой деятельности - творческая активность обучающихся возросла в 2,5 раза - увеличилось количество организаторов (среди обучающихся) КТД в 2 раза Разработаны сценарии КТД: «Форд Баярд», «Улица счастья»,
«Школа толерантности», «Здоровые дети – в здоровой семье», «Осенний марафон», «За чаем не скучаем», «Паровозик «Здоровье»» Социальное проектирование - В результате реализации больших проектов « Сделаем мир чище», «Салют, Победа», «Пожилые люди рядом», «Дети детям», «Пасхальные дни милосердия», акция «МИГ- Милосердие и гуманизм», «Наша клумба – лучше всех» сформировался новый имидж школы в глазах общественности деревни. Технология самосовершенствования личности школьника
-
По сравнению с прошлым годом на 12 % увеличилось количество обучающихся- участников муниципальных конкурсов, количество обучающихся- участников областных конкурсов остается на одном уровне. В школе постоянно проводятся конкурсы и соревнования разного направления: художественно-эстетические, спортивные, риторические. Организуются выставки творческих работ учащихся школы, и персональные. Технология формирования лидерских качеств. В результате использования учебной деловой игры ежегодно в детском объединении проходят выборы лидера ДО  лидеры классных коллективов проходят школу актива на базе школы;  функционирует ученическое самоуправление – Школьный Совет, Совет профилактики  действует классное самоуправление. Исследовательская деятельность Как результат -Ежегодное участие в районной научно- практической конференции в г. Смоленске «Глобальные проблемы человечества» Имеются призеры районного заочного конкурса исследователей окружающей среды. Составлен Экологический путеводитель д. Чижовка Исследовательские работы: «Поклонимся великим тем годам», «100-летний юбилей школы», « О 247 стрелковой дивизии Они освобождали Рославль», «Историю сердцем познаю», посвященном 200-летию Отечественной войны 1812года и другие Игровые технологии Разработаны интеллектуальные игры «Своя игра», «Самый умный», игровые программы «Званый ужин», «Между нами девочками», брейн-ринг «Ваши права, дети» Шоу – технологии Проведены ток –шоу «Служить или не служить? Вот в чем вопрос», «Встреча с профессией», подготовлены концертные программы «Неразлучные друзья –взрослые и дети» «Как прекрасен этот мир». Технология индивидуального рефлексивного воспитания Технология позволяет развивать у учащихся самоанализ, осмысливать собственные неудачи и ошибки. Дети учатся дискутировать. В 9 -11 классах было проведено мероприятие «Лаборатория нерешенных проблем», «Моральный выбор»- 10 класс, «Территория безопасности». Технология информационное зеркало Рубрики «Поздравляем с окончанием учебной четверти на «5»и «4», Протоколы школьных конкурсов, Отчеты о проведении рейдов –проверок, Положения конкурсов. Приглашаем посетить.»
На основании специально разработанных диагностик в течении года проводится мониторинг эффективности воспитательного процесса, позволяющий выяснить, насколько процесс воспитания, организованный в школе, способствует позитивному изменению (развитию) личности ребенка, обнаружить и решить наиболее острые проблемы в организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. При этом отслеживается:  Создание благоприятного микроклимата  Состояние здоровья учащихся  Уровень воспитанности  Уровень нравственного, культурного развития учеников  Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с дру - гом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, ра - ботать в группе)  Дисциплинированность  Общественная активность, отношение к труду  Наличие правонарушений  Главные успехи и достижения учащихся в различных видах деятельности  Уровень сформированности классного коллектива  Работа ученического самоуправления класса  Степень удовлетворенности воспитательной работой всех участников: детей, родителей, учителей  Результаты работы воспитателя по самообразованию и росту профессионализма, педагоги - ческого мастерства. Уровень воспитанности составляет 4,3 балла, что соответствует высокому уровню, Уровень социализированности обучающихся 5-11 классов «средний»: 12% с высокой степенью социализированности, 68% с средней степенью социализированности, 19%с низким уровнем социализированности. Развитость самоуправления с 5 по 11 класс Классы с низким уровнем самоуправления - 1 Классы со среднем уровнем самоуправления - 3 Классы с высоким уровнем самоуправления -3 Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе: низкий уровень тревожности – 45% учащихся умеренный уровень тревожности- 50% высокий уровень тревожности - 5% (1 человек) Уровень удовлетворенности воспитательным процессом ОУ : Учащихся: Низкий-5 % (1 чел) Средний-15 % Высокий-80 % Уровень правонарушений и преступлений -0% В школе организуется систематическое участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, научно- практических конференциях, в благотворительных акциях на районном и региональном уровне, занимает призовые места. За 3 года 7 всероссийских, 19 региональных, 58 муниципальных, 23 школьных конкурсов. Было получено грамот, благодарственных писем: 4 всероссийские, 12 региональных, 50 муници - пальных. В конце учебного года проводился опрос среди уч-ся 5, 6,7, 11 классов по формированию уклада школьной жизни, по проблемам школьной воспитательной системы, чтобы понять существующее положение и выработать рекомендации по изучению условий и содержания воспитательной работы.
Из анкеты можно сделать вывод, что в основном дети с удовольствием посещают школу, участвуют в школьной жизни и имеют за это благодарности, в целом проводимые мероприятия интересны, дети заинтересованы вместе решать проблемы негативных проявлений: Грубость, Курение, сквернословие, зазнайство, драки. Педагогический коллектив нашей школы старается сделать школу не как этап подготовки к некой будущей жизни, а как прекрасный и яркий период развития и становления личности, где каждый учитель и ученик пишет свою биографию жизни. При этом счастливо улыбается учитель, где дети понимают радость жизни, радость творчества и начинают эту жизнь любить по–настоящему, а это значит любить свою Родину. Главное, что детям хочется учиться в нашей школе. На уклад школы влияет, разумеется, общая культура образовательного учреждения, культура управления и взаимоотношений, традиции, забота об их сохранении и развитии, престиж школы в глазах учащихся и их родителей, общественности. Сила влияния уклада на учащегося связана с тем, что она постоянна, непрерывна, незаметна, без указаний, нравоучений и упрёков, и потому наиболее естественна. Психолого–педагогический климат учреждения, гуманистическая позиция педагогов, способных оптимистически подходить к учащимся, принимать детей такими, как они есть, и создавать каж- дому ситуацию успешности – весь этот уклад школьной жизни – залог нравственности личности, личности творческой, инициативной, креативной. Надеемся, что уклад школы молодые люди понесут в большую жизнь и, может быть, сделают её менее агрессивной, более толерантной и гуманной. Не смотря на трудности и порой поражения, мы будем продолжать строить свою модель школьной жизни, основанную на сложившемся уже укладе и направленную на самореализацию и развитие способностей каждого.