Методические рекомендации с использованием информационных технологий при изучении темы "Металлы " в 9 – м классе

Автор: Краснова Оксана Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ СШ № 125
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Методические рекомендации с использованием информационных технологий при изучении темы "Металлы " в 9 – м классе
Дата публикации: 30.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа № 125

Красноармейский район г. Волгоград

Методические рекомендации с использованием ин-

формационных технологий при изучении темы «Ме-

таллы » в 9 – м классе

Краснова Оксана Владимировна

Учитель химии

I квалификационная категория


Волгоград 2015

Оглавление
1. Введение ……………………………………………………………………..
3
2. Использование информационных технологий при обучении химии ……
5
3. Применение компьютерных технологий ………………………………….
7
4. Выводы……………………………………………………………………….
12
5. Список используемой литературы…………………………………………
14
2

Введение
Химия как наука и как часть естествознания составляет фундамент науч- ного миропонимания, создает широкий спектр возможностей формирования у учеников способности мыслить конкретно, обоснованно, логично, системно. Важная задача обучения заключается в том, чтобы найти дидактические пути формирования научных знаний , которые приводили бы учащихся к изменению стиля мышления, пониманию естественных процессов природы в развитии. Ис- пользование аудиовизуальных технологий обучения дает возможность в более короткие сроки достигнуть желаемых результатов. Реализация аудиовизуальной технологии обучения невозможна без при- менения технических средств обучения (ТСО), представляющих собой совокуп- ность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры; к мягким — носители информации: магнитные и оп- тические диски, слайды, кинофильмы. ТСО объединяют два понятия: «технические устройства» (аппаратура) и «дидактические средства обучения» (носители информации), которые с помо- щью этих устройств воспроизводятся. К техническим средствам обучения предъявляют разносторонние требова- ния, в том числе такие: 1. Функциональные — способность аппаратуры обеспечивать необходи- мые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость аудиовизу- альных средств, достаточная для проведения занятия; универсальность прибо- ра). 2. Педагогические — соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями. 3. Эстетические – наглядное выражение назначения, масштаб, соразмер- ность, целостность композиции. Использование персонального компьютера способствует активному вклю- чению учащегося в учебный процесс, поддерживает интерес, способствует по- ниманию и запоминанию учебного материала. Компьютерные телекоммуникации позволяют формировать у учащихся и необходимый уровень знаний, и умения анализировать, сравнивать, обобщать, обрабатывать имеющуюся информацию, находить нужную формацию, связы- вать ее с изучаемыми вопросами, т. е. формировать информационную культуру школьника. Обучение происходит в ходе общения, поиска информации и работы с ней. На первый план выступает интерес к новой информации, желание осмыслить 3
ее, поделиться новым знанием с окружающими, применить имеющиеся знания и умения в конкретной ситуации. Создает эмоциональное отношение учащихся к учебной информации. Аудиовизуальные технологии применяемые в процессе обучения позволя- ют экономить учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплот- нения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени , затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций , которые она выполняет ка- чественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, на технологических опе- рациях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономиться 15 – 20 % учебного времени, а простой показ смонтированного видеофильма или презен- тации экономит до 25 минут двухчасового занятия. Целью данной работы является показать необходимость применения аудиовизуальных, информационных технологий для изучения темы «Метал- лы» в 9 –м классе. Задачами является усилить интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов. Сделать до- ступным такой материал, который без аудиовизуальных средств недоступен. Проиллюстрировать связь теории с практикой и применение данных знаний в повседневной жизни. Тема имеет большое значение для подготовки учащихся к дальнейшей практической работе, так как повсюду ( в промышленности, в сельском хозяй- стве, на транспорте , в быту) металлы находят многообразное применение. При ее изучении используются знания, которые приобретены учащимися V –VIII классов по обработке металлов на уроках труда, на уроках географии, также данный материал может быть просмотрен в курсе XI класса в теме «Металлы». 4

Использование информационных технологий при обучении

химии
Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса являются следующие аспекты:  в центре технологии обучения - ученик;  в основе учебной деятельности – сотрудничество;  позиция ребенка в учебном процессе – активная;  перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию. Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных тех- нологий, при этом информационным отводится ведущее место. Для достижения поставленной цели в области преподавания химии опреде- лены следующие задачи:  рассмотреть основные принципы и методические приемы построения компьютеризированных методик обучения химии;  адаптировать применение информационных компьютерных технологий к условиям лечебно-образовательного процесса;  создать условия для формирования ключевых компетенций обучающихся с акцентом на информационные;  содействовать созданию здоровьесберегающей среды обучения. Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:  создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;  максимально целесообразно располагать материал;  обеспечивать основной материал дополнительной информацией;  подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся. На этапе проведения уроков компьютер позволяет:  экономить время;  красочно оформлять материал;  повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность пре- подавания;  оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные ана- лизаторы;  индивидуализировать обучение; 5
 концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;  в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;  самостоятельно использовать учебный материал обучающимися. На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появ- ляются дополнительные возможности:  аккумулировать совместные усилия учителей;  развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;  систематически накапливать материал;  повышать мотивацию преподавания и обучения. Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам ин- формации, дает возможность получения обратной связи. Для организации рабо- ты учителем могут быть применены различные модели использования компью- тера на уроках. Они подразделяются на методологические и организационные. В практике преподавания химии мною применяются различные формы ин- формационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исхо- дя из содержательных и организационных особенностей образовательного про- цесса. 6

Применение компьютерных технологий
Рассмотрим применение компьютерных технологий на примере темы «Металлы» ( используя методику О.С.Габриеляна) Количество часов 17 . Главная задача изучения темы заключается в том, чтобы дать общее поня- тие о металлах, об их физических и химических свойствах и о применении ме- таллов в повседневной жизни. В связи с этим необходимо познакомить учащих- ся с физическими свойствами важнейших металлов и научить распознавать эти металлы. Важно также чтобы у учащихся совершенствовалось представление об общих химических свойствах и различной химической активности металлов. В процессе изучения темы применяются и закрепляются не только наибо- лее общие химические понятия ( « вещество», «химический элемент», «химиче- ская реакция» и др.), но и более частные (« простое вещество», « сложное веще- ство», «неметалл», «металл», «окисление», «восстановление» и др.). Рассмотре- ние металлов к различным классам веществ позволяет закрепить понятие о ре- акциях замещения. По сравнению с традиционным уроком-лекцией, когда преподаватель изла- гает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учеб- ный материал, лекция, построенная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество интерактивность. Интерактивность дает возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемо- го учителем учебного материала. Так как вводная лекция «Металлы» достаточно объемная , чтобы успешно ее использовать , нужно заготовить заранее опорные конспекты для учащихся, а часть лекции представить в виде слайдов. План лекции: 1. Положение элементов – металлов в ПСХЭМ. 2. Строение атомов элементов – металлов 3. Простые вещества - металлы : а) физические свойства 4. Строение кристаллов металлов 5. Применение различных видов металлов В ходе раскрытия темы я использую электронный сетевой учебник : О т к р ы т а я х и м и я . Электронный учебник — проект «Открыто- го колледжа», издательство «ФИЗИКОН». Научный консультант — за- ведующий кафедрой химии Московского физико-технического инсти- тута (МФТИ) профессор В. В. Зеленцов. На сайте в открытом доступе представлен учебник «Открытая хи- мия 2.5», выпускаемый на компакт-дисках, но без интерактивных мо- делей, трехмерных визуализаторов химических формул и других средств визуализации учебного материала. Раздел «Учебник» содер- 7
жит 13 глав по всему курсу химии средней школы и представляет со- бой иллюстрированный гипертекст. Содержание учебника превышает уровень государственного образовательного стандарта. Раздел «Таблица Менделеева» содержит интерактивную систему химических элементов, позволяющую ознакомиться с их свойствами. Клик мышкой по любой клетке с элементом осуществляет переход к иллюстрированному описанию его свойств. В правом нижнем углу описания находится небольшой фрагмент периодической таблицы, с помощью которого можно перейти к описанию соседних элементов. По умолчании раскраска ячеек периодической системы характеризует ме- таллические/неметаллические свойства элементов. Адрес еще одного сайта на котором представлена таблица Д.И. Менделеева В ходе беседы показывается презентация
« Применение металлов »
Компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. Применение слайд – фильмов (Power Point) обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации использую данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещаю на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последова- тельностью изучения материала на уроке. Для закрепления материала учащимся предлагается выполнить задание по учебнику О.С.Габриелян « Химия « 9 класс » № 5 § 4 приготовить сообщение на тему «Использование металлов в искусстве» или «Использование металлов В Волгоградской промышленности» Большой интерес вызывает дополнение видеоподдержки сообщения компьютерной презентацией, в которой можно использовать слайды и видео- сюжеты с компакт-дисков, схемы, графики, тексты заголовков, бегущую стро- ку, мультипликацию и т. д. Использование компьютеров для создания визуальной поддержки творче- ской работы может идти по трем направлениям: 1. В качестве рабочего инструмента как средство подготовки тестов, схем, диаграмм, планов и т. п. 2. В качестве наглядного пособия с использованием мультимедийных компакт-дисков по данной теме и сети Интернет. 3. Составление авторской презентации в программе Power Point со сканиро- ванием необходимых иллюстраций. Подобные работы имеют огромный учебно-познавательный и воспитатель- ный эффект: 1. Демонстрация прикладного значения химических знаний. 2. Межпредметная интеграция. 3. Выведение учащихся на уровень самоорганизации и самодвижения в учебной деятельности. 8
4. Сотворчество учителя и учеников, партнерское взаимодействие с учите- лями других предметов. 5.Самореализация индивидуального стиля. 6. Развитие коммуникативных и конструктивных способностей гимнази- стов. 7. Совершенствование информационной культуры учащихся. Гимназисты приобретают умения видеосъемки, записи, монтажа, а также применения новых информационных технологий. Подготовка личности информационного общества предполагает знание и умение использовать современные информационные технологии — аудио-, ви- деосредства, компьютеры. В условиях работы в школе можно достичь максимального использования развивающего потенциала предмета путем интеграции химии, искусства, исто- рии и современных носителей информации. Визуализация отдельных тем курса химии современными техническими средствами дает возможность создания банка дидактических материалов нового поколения и совершенствования ин- формационной культуры педагога и учащегося. Урок «Металлы в природе, общие способы получения металлов» в ходе урока я стремлюсь познакомить учащихся с природными соединениями метал- лов и с самородными металлами . Дать понятие о рудах и металлургии , рассмотреть такие ее разновидности , как пиро-, гидро- и электрометаллургия.  Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов  Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применения  Способствовать развитию форм мышления(умозаключения, аналогии)  Содействовать воспитанию интереса к предмету  Содействовать воспитанию экологической культуры В качестве проверки домашнего задания идет заслушивание сообщений с сопровождающихся презентаций по теме «Использование металлов в Волго- градской промышленности» Бесценным подспорьем по данной теме являются информационные веб - ресурсы, содержащие электронные версии учебных и методических пособий, известных книг. Так, на сайте «Наука и техника — электронная библиотека» можно найти сборник рассказов «Популярная библиотека химических элемен- тов» и другие книги, например: «Превращение элементов» Б. Казакова, «Химия вокруг нас» Ю. Кукушкина. Следует отметить, что в качестве учебных ресурсов можно использовать сайты, которые имеют иную направленность, например, коммерческую. Так, на сайте ОАО «Север - сталь» можно найти интерактивную модель (Flash) совре- менного металлургического производства от подготовки сырья, доменного про- веса до сталепрокатного стана. Эта схема может служить удобным наглядным пособием, которое посвящено вопросам получения металлов. 9
Материал темы « Химические свойства металлов » удобно дополнять учеб- ным пособием «Химия. 1С: Репетитор - он - лайн . Диск удобен в применении , состоит из четырех частей « Основы теоретической химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия». Достаточно полно изложена теория , материал хорошо иллюстрирован, имеются удобные гиперссылки, анимации, в том числе и интерактивные, видеоролики с химическими экспериментами. В конце каж- дого параграфа приведены контрольные вопросы и задачи для самостоятельно- го решения. Ресурс содержит обстоятельные справочные материалы. Интересный материал в формате MS Word доступен в разделе «Дистанци- онное обучение/Материалы» на сайте московской школы № 174. Например: «Лабораторный практикум по неорганической химии: для учащихся 9-х классов », «Введение в электрохимию» Ф.Н. Маскаева и СВ. Цветковой, а в сервере украинского частного предприятия размещена нтересная страничка по химии В. Ештокина «Химия РRОFI » (что думают о химии химики) На сайте есть содержательные рубрики «Именные реактивы», «Составы некоторых лег- коплавких сплавов» материал может использоваться для темы «Сплавы». Рассмотрение тем по отдельным элементам - металлам можно сопрово- ждать показом слайдов заранее подготовленных. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаю контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержа- щий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения. Опытно -демонстрационный эксперимент. Ни для кого не секрет, что база современной школы оставляет желать лучшего, не хватает реактивов и обору- дования. Вдобавок ко всему дети не умеют анализировать увиденное. Поэтому им надо показать на пальцах, что они должны увидеть. Бывает, потратив уйму времени на эксперимент, мы не получаем того результата, на который рассчи- тывали. Когда мы стоим перед выбором, показывать опыт или нет, приходится идти на какие-то компромиссные варианты: когда-то показываю видеофрагмен- ты, иногда использую компьютерные программы. Хорошим подспорьем является программа диска
«Виртуальная лаборато-

рия»
где демонстрируются опыты с металлами , которые проводятся виртуаль- но самими учениками, где каждое действие озвучивается в какой последова- тельности нужно его выполнять, дается возможность демонстрировать реак- ции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невоз- можно в школьных условиях. Например, при изучении электрохимической кор- розии учащиеся в течение нескольких минут могут рассмотреть механизм этого крайне медленно протекающего процесса 10
В разделе
«Коллекции»
данного диска можно рассмотреть конкретные ре- акции с алюминием, железом , щелочными и щелочноземельными металлами. В подразделе
« Железо »
рассматривается в том числе явление коррозии . Так- же кликнув левой клавишей мышки на разделе
«Таблицы»
можно рассмотреть элементы в периодической таблице Д.И.Менделеева выбрав нужный элемент и рассмотреть его характеристики и свойства. К услугам преподавателя журнал учета работы учеников, который позволя- ет оценить уровень знаний учащегося по каждой теме курса. Здесь указано об- щее количество заданий, а также количество заданий, на которые ученик дал правильные ответы. В таблице приведена колонка, в которой подсчитывается рейтинг учащегося по каждой теме (отношение количества правильных ответов к максимально возможному количеству в процентах). К сожалению, оценка учащемуся не выставляется, но ее можно выставить, используя вспомогатель- ную таблицу. Зайдя на сайты Волгоградских металлоперерабатывающих заводов, учащи- еся могут познакомиться не только с процессами металлопереработки. Но так- же узнать, что производят данные предприятия из тех или иных видов метал- лов. Наш регион является одним из самых больших по количеству предприя- тий связанных с металлургической деятельностью. Знание материала темы по- может учащимся в дальнейшем для выбора профориентации.
Вывод
11
Важным аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний учащихся. Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, за- дачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содер- жат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний уча- щегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки ре- зультатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соот- ветствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролиру- ющих программ способствует формированию адекватной самооценки у уча- щихся. Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информа- ция на некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принци- пиального характера, некоторые задания чрезвычайно трудны для школьника. Поэтому возникает потребность в создании собственных информационных про- дуктов. Одна из проблем заключается в том, что диалог учащегося с компьютером никогда не сможет заменить общения с настоящим педагогом. Компьютер не может создать настроения. Другая проблема – наличие именно в кабинете хи- мии компьютера и мультимедийного проектора. Без этих технических средств невозможно полностью использовать все плюсы новых информационных тех- нологий. Еще одна проблема – недостаточная подготовка учителей химии в об- ласти компьютерных технологий. Необходимо не только уверенно пользовать- ся готовыми дисками, но и знать основные программы, например Microsoft Office. При уверенном пользовании компьютером учитель может сам разраба- тывать тесты и интерактивные приложения. Это требует от педагога дополни- тельных усилий, но с лихвой окупается в дальнейшем. Компьютер надежно хранит информацию и дает возможность корректировать ее под каждую кон- кретную задачу. Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает учителю возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно опреде- лить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире. Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поис- ковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а так- же формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся. Мною была отслежена результативность обучения при использовании ин- формационных технологий. Диагностика уровня сформированности свидетель- 12
ствуют о том, что система работы с использованием информационных техноло- гий на уроках химии приводит к росту показателей качества облученности, чего мы не наблюдали при традиционном обучении. Значительный рост прослежи- вается и по уровню сформированности организационных навыков. Рост интел- лектуальных умений и навыков несколько ниже ,что свидетельствует о сложно- сти процесса их формирования. Таким образом, компьютеризация при обучении создает особую информа- ционную обстановку, которая стимулирует интерес и пытливость ребенка. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ученика. Целевое включение новых информационных технологий в учебный про- цесс способствует постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания, позволяет педагогу решать проблемы, связан- ные с разработкой и использованием учебных программных продуктов каче- ственно нового уровня.
Список использованной литературы
13
1. П.А.Глориозов, Е.П. Клещева и др. « Методика обучения химии в вось- милетней школе» Просвещение 1966г. 2. Безрукова Н.П. «Использование компьютерных технологий при изучении химической связи» 3. Добротин Д.Ю. «Интернет в обучении химии» Химия в школе 2001г. № 7 4. Дорофеев М.В. «Информатизация школьного курса химии» Первое сентя- бря 2002г. № 37 5. Прокопенко В.Г. «Компьютер в кабинете химии» Химия в школе 2000г. №8 6. Загорский В.В. «Интернет ресурсы для учителя» Химия в школе 2003 №9 7. Кларк Т. Компьютерная химия М.Мир, 1990г. 8. « Основные вопросы теории и практики изучения химии в школьном кур- се» Волгоград ., Перемена с. 74 2001г. 9. «Современные технологии обучения химии» ВГПУ ., Перемена 2006г. 10.Курдюмова Т.Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки. Химия в школе, 2002, № 8, с. 35–37. 11.Раткевич Е.Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования. Хи- мия. Методика преподавания в школе, 2001, № 1, с. 13–18. 14