"Универсальное образовательное пространство в основной школе - путь к самостоятельному социальному выбору"

Автор: Жукова Татьяна Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Универсальное образовательное пространство в основной школе - путь к самостоятельному социальному выбору"
Дата публикации: 30.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Универсальное образовательное пространство в основной

школе – путь к самостоятельному социальному выбору.
Инновационное развитие современной школы направлено на успешную социализацию личности выпускников, их конкурентно способность в окружающем мире. В обществе 21 века основными качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Школа выступает как форма организации образовательного пространства, где и развиваются эти качества личности. В условиях реализации ФГОС для всех участников образовательного процесса «должны быть созданы условия, которые обеспечат им возможность: - достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; - выявления и развития способностей через систему клубов, секций, студий, кружков, организацию общественно-полезной, социальной практики с использованием возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей; - работы с талантливыми и одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности; - использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; - эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогов». Реализация всех этих требований может происходить только в комфортной развивающейся среде, дружеской по отношению к учащимся и педагогам, где обеспечивается высокое качество образования, его доступность, привлекательность для учащихся и их родителей. Когда ребенок начинает учиться в 1 классе, его первый учитель учит и помогает взаимодействовать в новом окружении. Но когда школьник переходит в пятый класс, он попадает в совершенно другие условия обучения: новые предметы, учителя, переход из одного кабинета в другой, взаимоотношения с новыми учащимися. Он стоит на пути самостоятельного выбора и принятия решения. Организация универсального образовательного пространства способствует его быстрой адаптации в 5 классе, а также формирует готовность к выбору различных способов обучения. На развитие и образование детей оказывают воздействие:  Школа  Учреждения дополнительного образования  Родители
В соответствии с новыми образовательными стандартами в 2015-2016 учебном году для пятиклассников России вводятся краткосрочные курсы по выбору. Их особенность в том, что :  Они проводятся в после урочное время;  Продолжительность каждого курса 2 месяца (8 занятий);  На занятиях ученики осуществляют самостоятельную практическую деятельность;  В результате освоения курса учащиеся производят продукт своей деятельности. В учебном году они посещают 4 разных курса, исходя из своих интересов и предпочтений. Определиться с выбором курса в нашей школе пятиклассникам помогла «Ярмарка курсов», на которую они пришли вместе со своими родителями на первой неделе учебного года. Как классный руководитель 5 класса, я наблюдала за тем, с какой активностью учащиеся выбирали все курсы. А их список был действительно разнообразным:  «Математическая шкатулка» -занимательный курс по математике  «Кардмейкинг» - изготовление открыток своими руками  «Экспериментальная лаборатория» - естественно-научный курс  «Создание цветов из ткани» - дизайнерская студия  «Формула здорового питания» - курс по здоровье сбережению  «Создание картин при помощи шерсти» - творческая студия  «Разве это красиво?» - студия эстетики Анализируя продвижение детей в работе на этих курсах, могу отметить, что их интерес к познавательной и творческой деятельности остается высоким. Они с большим удовольствием делятся впечатлениями о том, что узнали, изготовили, открыли на своем пути к изучению нового. Кроме того, с 5 класса в нашей школе на уроках литературы вводится поточно-групповой метод обучения, где изучение основного материала происходит с элементами дополнительного содержательного компонента. Обучение ведется в 3 группах для двух пятых классов:  Поэтическое направление  Режиссерское  Журналистика Здесь снова ученикам предстоит сделать выбор и самостоятельно принять решение, ведущее к изменению их образовательной ситуации и к уточнению, может быть в дальнейшем, их образовательно- профессиональных намерений. В то же самое время, 85% учащихся моего 5 класса посещают кружки и секции дополнительного образования (спортивные, муз. школа, изо- студия, танцевальные кружки и др.). Более того, я как классный руководитель, вовлекаю своих учеников в различные проекты школы и класса, творческие внеклассные
мероприятия (викторины, интеллектуальные игры, праздники), поездки в театр, образовательные экскурсии. Такая комплексная модель образовательного пространства в школе помогает учащимся приобрести свой опыт выбора и самостоятельного принятия решений в учебной деятельности. А это, в свою очередь, поможет им в дальнейшем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.