"Универсальное образовательное пространство в основной школе - путь к самостоятельному социальному выбору"
Автор: Жукова Татьяна Вячеславовна Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Универсальное образовательное пространство в основной школе - путь к самостоятельному социальному выбору"
Универсальное образовательное пространство в основной
школе – путь к самостоятельному социальному выбору.
Инновационное развитие современной школы направлено на успешную
социализацию личности выпускников, их конкурентно способность в
окружающем мире. В обществе 21 века основными качествами личности
становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь,
готовность обучаться в течение всей жизни. Школа выступает как форма
организации образовательного пространства, где и развиваются эти качества
личности.
В условиях реализации ФГОС для всех участников образовательного
процесса «должны быть созданы условия, которые обеспечат им
возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы;
- выявления и развития способностей через систему клубов, секций, студий,
кружков, организацию общественно-полезной, социальной практики с
использованием возможности образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
- работы с талантливыми и одаренными детьми, организации
интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской
деятельности;
- использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогов».
Реализация всех этих требований может происходить только в комфортной
развивающейся среде, дружеской по отношению к учащимся и педагогам, где
обеспечивается высокое качество образования, его доступность,
привлекательность для учащихся и их родителей.
Когда ребенок начинает учиться в 1 классе, его первый учитель учит и
помогает взаимодействовать в новом окружении.
Но когда школьник переходит в пятый класс, он попадает в совершенно
другие условия обучения: новые предметы, учителя, переход из одного
кабинета в другой, взаимоотношения с новыми учащимися. Он стоит на пути
самостоятельного выбора и принятия решения.
Организация универсального образовательного пространства способствует
его быстрой адаптации в 5 классе, а также формирует готовность к выбору
различных способов обучения.
На развитие и образование детей оказывают воздействие:
Школа
Учреждения дополнительного образования
Родители
В соответствии с новыми образовательными стандартами в 2015-2016
учебном году для пятиклассников России вводятся краткосрочные курсы по
выбору. Их особенность в том, что :
Они проводятся в после урочное время;
Продолжительность каждого курса 2 месяца (8 занятий);
На занятиях ученики осуществляют самостоятельную практическую
деятельность;
В результате освоения курса учащиеся производят продукт своей
деятельности.
В учебном году они посещают 4 разных курса, исходя из своих
интересов и предпочтений.
Определиться с выбором курса в нашей школе пятиклассникам помогла
«Ярмарка курсов», на которую они пришли вместе со своими
родителями на первой неделе учебного года.
Как классный руководитель 5 класса, я наблюдала за тем, с какой
активностью учащиеся выбирали все курсы. А их список был
действительно разнообразным:
«Математическая шкатулка» -занимательный курс по математике
«Кардмейкинг» - изготовление открыток своими руками
«Экспериментальная лаборатория» - естественно-научный курс
«Создание цветов из ткани» - дизайнерская студия
«Формула здорового питания» - курс по здоровье сбережению
«Создание картин при помощи шерсти» - творческая студия
«Разве это красиво?» - студия эстетики
Анализируя продвижение детей в работе на этих курсах, могу отметить,
что их интерес к познавательной и творческой деятельности остается
высоким. Они с большим удовольствием делятся впечатлениями о том,
что узнали, изготовили, открыли на своем пути к изучению нового.
Кроме того, с 5 класса в нашей школе на уроках литературы вводится
поточно-групповой метод обучения, где изучение основного материала
происходит с элементами дополнительного содержательного
компонента. Обучение ведется в 3 группах для двух пятых классов:
Поэтическое направление
Режиссерское
Журналистика
Здесь снова ученикам предстоит сделать выбор и самостоятельно
принять решение, ведущее к изменению их образовательной ситуации
и к уточнению, может быть в дальнейшем, их образовательно-
профессиональных намерений.
В то же самое время, 85% учащихся моего 5 класса посещают кружки и
секции дополнительного образования (спортивные, муз. школа, изо-
студия, танцевальные кружки и др.).
Более того, я как классный руководитель, вовлекаю своих учеников в
различные проекты школы и класса, творческие внеклассные
мероприятия (викторины, интеллектуальные игры, праздники), поездки
в театр, образовательные экскурсии.
Такая комплексная модель образовательного пространства в школе
помогает учащимся приобрести свой опыт выбора и самостоятельного
принятия решений в учебной деятельности. А это, в свою очередь,
поможет им в дальнейшем сделать правильный выбор в жизненных
ситуациях.