"Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения"

Автор: Короткова Любовь Владимировна
Должность: преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин
Учебное заведение: Бюджетное учреждение профессионального образования. Нижневартовский строительный колледж
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО- ЮГРА
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения"
Дата публикации: 30.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Интерес к познанию – надежная основа обучения»
Начать свое выступление я хотела бы со слов великого педагога К.Д.Ушинского: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». В условиях модернизации Российского образования остаются высокими требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя. Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Учителя-новаторы Ш.А Амонашвили, И. П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, да и учителя, имеющие большой опыт работы, знают, что только подлинное сотрудничество учителей и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Так где же истоки учебной мотивации? На какие «рычаги» нужно «нажимать» учителю, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться для того, чтобы побуждать школьника к учебному труду?
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Самостоятельная работа
Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе несколько учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять
самостоятельную работу. Те, кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам, которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. ФРАГМЕНТ Предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по действиям : Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе 18. Сколько книг осталось подклеить ученикам? Работу пишут все ученики. Через несколько минут вижу, что некоторые ученики затрудняются. Для них открываю на доске краткую запись задачи: Было-80 кн. Сделали- 16 кн и 18 кн Осталось-? Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением. Другим ученикам даю карточки с заданиями: Узнать сначала сколько всего книг подклеили два звена вместе …. + …. = …. Затем узнай, сколько книг осталось подклеить ученикам: … - … = … Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе. Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста: составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика
осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.
Развитие познавательных способностей
Повышение и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при систематической работе направленной на развитие внимания, наблюдения, воображения, памяти, мышления. В учебный материал включаю содержательно-логические задания, развивающие различные характеристики внимания: его объема, устойчивости, умения переключаться с одного предмета на другой: 1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах 2 Быстрее нарисуй 3 Найди, кто спрятался 4 Найди сходство и различие 5 Прочитай рассыпанные слова
Задания, направленные на развитие логического мышления
, также необходимы для формирования познавательного интереса Задачи на смекалку Задачи шутки Числовые фигуры Задачи с геометрическим содержанием Логические упражнения со словами Математические игры и фокусы Кроссворды и ребусы Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Занимательный материал

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. На своих уроках постоянно использую такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”, ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие. Ещё Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным. В своей работе я широко использую дидактические игры. У меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок». Игры, требующие от детей преобразующей деятельности. В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры» Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры этой группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь». Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития. Я пришла к выводу, что игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Следующим фактором влияющим на развитие познавательного интереса мне хотелось бы назвать
проблемное обучение.
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 . И пример 12765:3. Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ.Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У
каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового. Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобными слагаемыми. Естественно, я поощряю этих учеников, но отмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эту напряженную минуту я быстро решаю пример на доске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно. Вернусь к этому уроку математики. После АХ! Я спросила: ПРОСТО? Все радостно заулыбались. Я не стала объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет. Решение стерла. Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Я предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи … И так большая часть класса, и главное – у всех в глазах вопрос: - А КАК? Почему не получается, хотя показалось так просто? У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Такую же работу можно проводить на уроках русского языка. Например, при изучении темы «Предлоги» раздаю детям карточки со словами и предлагаю составить предложение. Детям не удаётся это сделать. Почему? Приходим к выводу, что для связи слов в предложении не хватает маленьких слов – предлогов. Раздаю карточки с предлогами и всё удаётся! Далее мне бы хотелось обратить ваше внимание на проектную деятельность учащихся, как мощный двигатель познавательного интереса. Очень часто как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.
 В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск. На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка. На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ. В 2008/2009 учебном году наш класс захватила тема православных праздников. В результате был создан проект, в котором приняли участие все: и учитель, и дети, и родители. Класс разделился на три группы: первая изучала историю и традиции праздников и знакомила с ними остальных, вторая группа разрабатывала оформление, а третья готовила праздничное представление. В результате праздник получился ярким, запоминающимся. На уроках окружающего мира при изучении природных зон у некоторых учащихся возник вопрос, одинаково ли замерзают пресная и солёная вода. Они провели внеклассное исследование, результаты которого представили в виде конференции. Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Так, например, в 3 кл. использовала проектную деятельность учащихся при проведении урока по теме «Три кита экономики» Работа велась
по
следующим
этапам:

1 этап
. Выбор темы.

2 этап.
Деление класса на группы. (1 урок вводный, 10 мин.)
3 этап
. Постановка проблемного вопроса (1 урок вводный, 10 мин.)
4 этап
. Распределение и организация работы внутри групп по листу самостоятельной деятельности учащихся (1 урок вводный, 10 мин.)
5 этап
. Алгоритм работы каждой группы в течение 1 недели: 1. поиск материала, 2. социологический опрос, 3. интервьюирование, 4. анализ материала, 5. оформление выводов.
6 этап.
Представление результатов (2 урок, 40 мин.)
7 этап.
Рефлексия. (2 урок, 5 мин.)
Описание проекта
. Весь класс был разделён на 4 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи, проектировщики. Перед ними поставлен основополагающий вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследованием определённой темы:
Журналисты
-
«Значение труда для человека. Важность и нужность

профессий»;

Экскурсоводы

«Вклад предприятий в экономику»;

Экологи

«Значение природных богатств для экономики».

Проектировщики – «Необходимость открытия новых предприятий»

Результатами работы детей стали:
1. буклет «Что значит для человека труд?»(Приложение 2); 2. журнал «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»; 3. Мультимедийная презентация о предприятиях (Приложение 1); 4. Плакаты по охране труда. 5. Макеты предприятий вашей мечты. (аквапарк и детское кафе «Сказка»). Дети были очень увлечены, готовились серьёзно, представляли себя настоящими экономистами. Защита проектов проходила на достаточно высоком уровне. Также очень увлекательно и познавательно прошла конференция «Земля-наш дом родной». Дети выступали в роли
корреспондентов «Лесной газеты». Результатами работы стали книжечки с иллюстрациями о родной природе, публикация Лесной газеты, собственные рассказы о растениях и животных. Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем.
Слайд 2.
Применение ИКТ на уроках усиливает : - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Слайд 3.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)  обеспечивает наглядность;  привлекает большое количество дидактического материала;  повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;  обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Слайд 4.
Применение ИКТ:  расширяет возможность самостоятельной деятельности;  формирует навык исследовательской деятельности;  обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;  а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Применение на уроках ИКТ способствует так же тому, чтобы
 сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;  сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;  обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Чаще всего применяю электронную энциклопедию «Кирилл и Мефодий», программно-методический комплекс «Наставник», компьютерная игра «Планета Математика», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера, рисунки, репродукции картин, портреты художников, писателей.
Слайд 6.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ: 1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок. 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе). 5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Слайд 9.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – активизация познавательного интереса, повышение уровня знаний.
“Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики”. Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения математике. Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников. Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников в учебном процессе на уроках математики. Гипотеза: эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями: -учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся; -предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности; -совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности в учебном и внеучебном процессе. Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи: -выявить психолого-педагогические предпосылки осуществления развития познавательной активности младших школьников на уроках математики; -изучить психофизиологические условия развития младших школьников; -определить содержание, которое способствует активизации познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе младших школьников по математике. Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого- педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение
педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся. При изучении проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики мной было проведено экспериментальное исследование с целью подтверждения теоретических положений. Это исследование проводилось в три этапа, в течение периода с сентября по декабрь 2009 года. Исследовался 4класс. На первом этапе нашего исследования мы провели первый констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня активизации познавательной деятельности младших школьников в контрольном и экспериментальном классах. На этом этапе констатирующего эксперимента использовалось наблюдение за работой учащихся на уроке. Программа наблюдения 1. Включение школьников в работу в начале урока. 2. Активность при проведении устного счёта. 3. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления. 4. Активность детей при создании учителем состязательной мотивации. 5. Деятельность школьников при работе в группах. 6. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение. 7. Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий. На этом этапе констатирующего эксперимента учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты, используя варианты ответов “да” или “нет”. Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты:

Вопросы

Ответы

4 кл.
Нравится ли тебе в школе? Да 19 Нет - Любишь ли ты урок математики? Да 16 Нет 3 Любишь ли ты решать задачи, примеры? Да 17 Нет 2 Часто ли учитель проводит игры на уроках математики? Да 16 Нет 3 Как ты думаешь, можно ли учиться, играя? Да 19 Нет - На первом этапе экспериментального исследования учащимся также было предложено выполнить проверочную работу. Результаты оценивались следующим образом: 1. Высокий: o Активная ориентировка в новом материале; o Самостоятельное выделение ключевых понятий; o Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы; o Владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений; 2. Низкий: o Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность; o Отсутствие понимания смысла учебной задачи; o Малое приложение личных усилий в учебной работе; o Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.
Обработав данные, полученные при проведении наблюдений, анкеты и проверочной работы, получили следующие результаты: из 19 учащихся класса 5 имеют высокий уровень познавательной активности, 8– средний, 6– низкий. Проанализировав работы детей, я провела формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента: создать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Для достижения этой цели были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование групповых форм работы на уроке; проведение нестандартных уроков; применение заданий нешаблонного характера; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами игры; создание “состязательной” мотивации, использование ИКТ. “Устный счёт” При использовании на этом этапе дидактических игр, задач в стихах, заданий в занимательной форме количество отвечающих детей возрастает. Таким образом, интерес к уроку математики, познавательная активность школьников возрастает с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций. На этапе закрепления применялись индивидуальные карточки, активность детей также была высокой.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании индивидуальных карточек на уроке, количество активных учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что за работу он получит оценку. На этапе подведения итога урока с целью повышения активности детей использовалась таблица, где при помощи знаков “+” и “?” оценивались ответы и выставлялась общая оценка за работу на уроке. Из графика видно, что активных учащихся больше, когда каждый может видеть результаты своего труда в сравнении с другими. На третьем этапе моего исследования был проведён второй констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики при создании условий направленных на повышение познавательного интереса.
Эксперимент проводился по методикам, аналогичным первому констатирующему эксперименту, результаты оценивались по тем же критериям. Обработав данные, полученные при проведении анкеты, наблюдения, проверочной работы, получили следующие результаты: из 19 учащихся 4 класса 7 имеют высокий уровень, 9 – средний, 3 - низкий. На диаграмме данные выглядят так: По результатам данного исследования можно сделать вывод, что в 4 классе количество школьников с высоким уровнем активизации познавательной деятельности увеличилось на 6%, со средним – на 5%, с низким уровнем познавательной активности уменьшилось на 10%. Результаты исследования говорят сами за себя : правильное проведение самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательская работа, проектная деятельность, использование игры, компьютерных технологий – всё это способствует повышению познавательного интереса.
Библиография: 1. Ш.А.Амонашвили “Обучение. Оценка. Отметка” М., 1980г. с.40. 2. “Активизация познавательной деятельности младших школьников”. Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. с.37-45. 3. П.У.Байрамукова “Внеклассная работа по математике в начальных классах” М., 1997г. с. 110. 4. Г.Ф.Гаврилычева “Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе”: Начальная школа №12, 1986г. М. Просвещение с. 18-27. 5. Ю.П.Гиппенрейдер “Введение в общую психологию” М. ИсРО 1996г. с.280. 6. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко “Практикум по возрастной психологии”. Санкт-Петербург “Речь” 2001г. с.411. 7. Н.В.Дружинина “Психология” С-П. 2000г. “Питер” с.74. 8. “Директор школы” 2003, №2, с.43-44;45-47. 9. “XXI век: Современные технологии воспитания и образования” (тезисы докладов к конференции) Новокузнецк 2001г. с. 54, 56, 44, 71, 72, 73, 111. Под редакцией: О.Елькиной, Г.Н.Поповой, Л.Я.Лозован. 10.Н.Б.Истомина “Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах”. М., Просвещение 1985г. с.3. 11.В.А. Крутецкий “Психология” М. Просвещение 1986г. с.219, 90. 12.Е.Каратаева “Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия” /Директор школы/ 2000г. №9, с.75-80. 13.А.Н.Леонтьев “Лекции по общей психологии” М. “Смысл” 2000г. с.41. 14.В.С. Мухина “Возрастная психология” Москва АСАДЕНА 2000г. с.64, 124. 15.А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.И. Фридман “Мотивация учения и её воспитание у школьников” М Педагогика 1983г. с.4. 16.И.Мохначева “Поощрение как фактор активизации учебно- познавательной деятельности младших школьников”: Начальная школа №12, 1999г. М. Просвещение с.13, 14, 15. 17.Р.С. Немов “Психология” /Познавательные процессы с. 104- 184//Возрастная психология с.236-259/. М. Просвещение 1990г. 18.А.В.Петровский, М.В.Ярошевский “Психология” Москва “Асалета” 2001г. с.121-125. 19.“Практикум по возрастной психологии”. 20.А.А.Радугин “Психология” М. “Центр” 2001г. с.101. 21.А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум “Психология и педагогика” С-П. 2001г. “Питер” 22.Л.С.Рубинштейн “Основы общей психологии: В 2т”, Т.2 М. Педагогика, 1989, с.182. 23.В.А.Сухомлинский “Павлышевская средняя школа” с.283 /Умственное воспитание и вопросы методики обучения/.
24.М.И.Станкин “Общая психология” /Функционирование явления человеческой психики/. Москва – Воронеж 2001г. с.187. 25.В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям” Киев, 1972г. с.142-143. 26.О.В.Сизова “В контакте с родителями” Начальная школа №7, 1988г. с.72. 27.В.А.Сластенин “педагогика” 1998г. Москва Школа – Пресс. с.210-296. 28.А.Сластенин “педагогика” 1998г. Москва Школа – Пресс. с.119-135, 308, 311. 29.Н.Ф.Талызина “Формирование познавательной деятельности младших школьников” М. Просвещение 1988г. с 6, 110, 151. 30.К.Д.Ушинский т.3 с.178. 31.К.Д.Ушинский. Избранное педагогическое сочинение. М. Просвещение, 1968г. с.208