"Постановка целей и задач — основной компонент целостности системы урока".
Автор: Хохрякова Валентина Ивановна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ Ивановской СОШ Елизарьевская ООШ
Населённый пункт: село Елизарьево
Наименование материала: доклад
Тема: "Постановка целей и задач — основной компонент целостности системы урока".
Филиал МБОУ Ивановской СОШ Елизарьевская ООШ
Доклад
Постановка целей и задач — основной
компонент целостности системы урока
РМО учителей начальных классов
Доклад подготовила Хохрякова В.И.
Елизарьево
Постановка целей и задач — основной компонент
целостности системы урока
Хохрякова В.И., учитель начальных классов филиала МБОУ Ивановской СОШ
Елизарьевская ООШ
Слайд №1.
Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому
результату, который запланирован в основной цели.
Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя определить
цель конкретного урока. В реальности педагог идет прежде всего от содержания
учебного материала и затем уже намечает цель урока. Именно цель урока будет
определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся. Правильно
поставленная цель объединяет содержание, средства и методы в единый процесс,
обеспечивает учителю оптимальный выбор способов и форм ее достижения и
диагностики.
Однако даже грамотно сформулированная педагогом цель урока не имеет
смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость
достижения цели, видеть, где он может использовать знания и умения, полученные на
уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает. Учитель, организуя
учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента — «знаю», «хочу»
и «буду» — в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приемами
перевода сформулированной учителем цели в цель для ученика, приемами
привлечения учащихся к определению задач по ее достижению, способами
организации личностного целеполагания как его высшего проявления.
Слайд №2.
Что же такое цель в обучении?
Цель
— предвосхищаемый результат - образовательный продукт, который
должен быть создан за определенный промежуток времени и который можно
продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема (А.В. Хуторской).
Охарактеризовать цель — значит ответить на вопросы: что именно должно быть
достигнуто в результате, на что следует направить активность?
Слайд №3.
Определение целей урока начинается
с операции продумывания по нисходящей линии:
Цели обучения
Цели предмета
Цели темы
Цели данного урока
Цели на каждом этапе урока
Слайд №4.
Что такое задачи?
Задача
— это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это
средство для достижения цели. Чтобы ее охарактеризовать, надо ответить на вопрос:
«Как будет достигаться цель?»
Учебная задача — не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или
дома, это овладение обобщенными способами действий, задача, которая ставится
перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-
практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а
целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач
данного вида.
Учебная задача — наиболее общая система действий, позволяющих достичь
результата. Она «прикреплена» к познавательной деятельности ученика.
Слайд №5.
Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определенные
учебные действия. В.В. Давыдов представляет их в логике решения учебной задачи:
- принятие от учителя или самостоятельная постановка учебных задач;
- преобразование условий задачи (поиск, обнаружение и выделение);
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической или
буквенной форме;
- преобразование модели для изучения свойств объекта;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной
задачи.
Слайд №6
.
Заключенная в задачи идея приобретает конкретную форму в виде присвоенного
знания, понятия, умения, навыка, способа деятельности. Характер учебно-
познавательных задач многообразен, но структура учебно-познавательной
деятельности едина и включает следующие элементы:
- осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;
- построение плана ее решения;
- практическое разрешение задачи;
- контроль за решением задачи;
- оценка результата в соответствии с эталоном;
- постановка задач дальнейшего совершенствования приобретения знаний,
умений, навыков.
Выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную
деятельность неполноценной, а без этого невозможно сформировать и учебные
умения. Учебные умения структуры учебной деятельности входят в состав различных
групп общеучебных умений.
Слайд №7.
Что такое целеполагание?
Целеполагание
в обучении — это установление учениками и учителем целей и
задач обучения на определенных его этапах.
Организация целеполагания на уроке - совокупность действий по определению,
осознанию и конкретизации целей и задач урока.
Слайд
№
8.
Планируя урок, необходимо
идти от цели, а не от содержания.
Верно и чётко сформулирована цель урока –
верно определено содержание учебного материала, выбраны методы и формы обучения.
Цель урока трансформируется
в педагогические задачи:
1
.
Информационная:
Что и чему будем учиться?
2. Операционная:
Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная:
Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная:
С кем и где?
Слайд №9
Подходы
к формулированию цели на уроке:
Традиционная концепция
Комплексное планирование целей :
•
обучающая;
•
развивающая;
воспитывающая
Новая концепция
Развивающее воспитание
планирование целей урока должно предполагать
лишь воспитательные цели развивающего характера,
достижение которых обеспечивается определением,
постановкой и решением образовательных задач.
Слайд №10.
Целеполагание как проблема современного урока:
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока
•
Формальный подход при постановке целей
•
Завышение цели.
Постановка собственной цели учителя
Слайд№11.
Требования к формулированию целей урока:
•
формулировки целей должны быть точными, конкретными;
•
цели должны быть достижимыми при данных условиях;
цели должны быть осознанными.
цели должны быть понятными;
цели должны быть реальными;
•
выбор целей должен быть своевременным;
цели должны описывать желаемый результат
цели должны быть побудительными (побуждать к действию).
цели должны быть диагностируемы (качественно или количественно)
цели должны быть согласованы между собой, непротиворечивы.
Как сформулировать цели и задачи личностного развития, которые должны отражать
развивающий и воспитывающий аспекты обучения?
Слайд №12
Формулируем цели:
В качестве
развивающих
целей
используются следующие:
Создать условия для
•
развития мышления, необходимого образованному человеку для полноценного
функционирования в современном обществе;
•
развития элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции,
пространственного воображения, смекалки и т.д.;
•
развития мировоззрения;
•
развития навыков устной и письменной речи;
•
развития «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной
деятельности;
•
развития памяти;
•
развития критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести
диалог;
•
развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
•
развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных
связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
Слайд №13.
В качестве
воспитывающих
целей
используются следующие:
Создать условия для
•
воспитания уважения к своей Родине;
•
воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
•
воспитания в учениках уверенности в своих силах средствами урока ;
•
воспитание гуманизма и любви к прекрасному;
•
подведения учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
•
воспитания чувства ответственности
за порученное дело, исполнительности, аккуратности.
•
воспитания чувства коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи,
чувства субординации, чувства такта, отзывчивости,
отрицательного отношения к алкоголизму, наркомании,
стремление к физическому здоровью
Слайд №14
Для формулирования цели можно использовать выражения:
Обучающие
цели
:
выбрать,
назвать,
дать определение,
проиллюстрировать,
написать,
перечислить,
выполнить,
систематизировать..
Развивающие
цели
:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки
.
Поставить перед школьником учебную задачу — значит ввести его в ситуацию,
требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и
конкретных вариантах. Например: обучая школьников выделять окончание в
конкретных словах, учитель показывает им общий способ выделения окончаний в
любых словах.
Первоначально задачи, предлагаемые учащимся, являются учебно-
практическими.
Их решение преследует несколько целей:
—научить ученика выделять, предмет изучения, т.е. преобразовывать
практическую задачу в учебную (на математике, например, подбор подходящей, «такой
же» дощечки, фигуры и т.д. приводит к выделению признаков объектов, овладению
понятием
величина
);
— научить ученика действовать в рамках определенного предмета,
анализировать, контролировать свои действия;
— обеспечить его средствами решения учебно-практических задач;
— вовлечь в коллективно-распределенную деятельность.
Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи, — насыщенность
урока предметными действиями каждого ученика. Часто в целях экономии времени
действия школьников заменяются демонстрацией образца учителем. Но в этом случае
ситуация не становится задачей для большинства учащихся, которым остается только
запомнить вывод, сделанный учителем или другими учениками.
Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить
следующие условия:
1. Создать ситуацию, в которой ученик обнаружит собственное суждение об
обсуждаемом предмете.
2. Обеспечить учащихся инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать
суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские
рисунки, т.е. знаково-символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в
результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться.
3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий
ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ему
сформулировать свой вопрос и найти ответ».
Приведем примеры постановки учебной задачи к имеющейся теме урока.
Слайд №15.
IV класс. Тема: «Спряжение глаголов».
— Что общего в словах:
стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь
? (Глаголы 2-го
лица ед. ч., с безударным гласным в окончании.)
- Попробуйте определить, какие гласные пропущены.
(После вариантов ответов учащихся записываются окончания глаголов.)
— Какой вопрос вы сформулировали?
Учебная задача:
«Почему в окончаниях одних глаголов 2-го лица ед. ч. пишется
гласная
-е
, а в других —
-и
?»
Слайд №16.
IV класс. Тема: «Три склонения имен существительных».
— Прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж
и род.
Старая женщина волновалась о подруг.. и дочер..
— Что можем сказать об окончаниях?
(Ученики дают несколько вариантов.
После этого учитель записывает окончания существительных.)
— Что заметили? (Окончания разные.)
— Какой вопрос возникает? (Почему у существительных одного рода в одном
падеже разные окончания?)
Учебная задача:
«От чего зависит правописание безударных окончаний имен
существительных?»
Слайд №17
II класс. Окружающий мир. Тема: «Птицы».
— Выберите из предложенной группы живых существ птиц.
На экране представлены изображения разных животных.
— Как выбирали птиц, по каким признакам? (Есть крылья, летают.)
- Разве все птицы летают? А страус, дрофа, пингвин? Возникает противоречие.
Поставьте задачу.
Учебная задача:
«Выявить отличительные признаки птиц».
Слайд №18.
Уроки постановки и решения учебной задачи организовать довольно сложно:
учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы
учебная задача стала «собственной» задачей для учащихся, чтобы они понимали
значимость этой задачи и необходимость ее решения.