Напоминание

"Постановка целей и задач — основной компонент целостности системы урока".

Автор: Хохрякова Валентина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ Ивановской СОШ Елизарьевская ООШ
Населённый пункт: село Елизарьево
Наименование материала: доклад
Тема: "Постановка целей и задач — основной компонент целостности системы урока".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Филиал МБОУ Ивановской СОШ Елизарьевская ООШ Доклад Постановка целей и задач — основной компонент целостности системы урока РМО учителей начальных классов Доклад подготовила Хохрякова В.И.
Елизарьево Постановка целей и задач — основной компонент целостности системы урока Хохрякова В.И., учитель начальных классов филиала МБОУ Ивановской СОШ Елизарьевская ООШ Слайд №1. Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели. Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя определить цель конкретного урока. В реальности педагог идет прежде всего от содержания учебного материала и затем уже намечает цель урока. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся. Правильно поставленная цель объединяет содержание, средства и методы в единый процесс, обеспечивает учителю оптимальный выбор способов и форм ее достижения и диагностики. Однако даже грамотно сформулированная педагогом цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, видеть, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает. Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента — «знаю», «хочу» и «буду» — в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приемами перевода сформулированной учителем цели в цель для ученика, приемами привлечения учащихся к определению задач по ее достижению, способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления. Слайд №2. Что же такое цель в обучении? Цель — предвосхищаемый результат - образовательный продукт, который должен быть создан за определенный промежуток времени и который можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема (А.В. Хуторской). Охарактеризовать цель — значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность? Слайд №3. Определение целей урока начинается с операции продумывания по нисходящей линии: Цели обучения Цели предмета Цели темы Цели данного урока
Цели на каждом этапе урока Слайд №4. Что такое задачи? Задача — это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы ее охарактеризовать, надо ответить на вопрос: «Как будет достигаться цель?» Учебная задача — не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это овладение обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно- практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. Учебная задача — наиболее общая система действий, позволяющих достичь результата. Она «прикреплена» к познавательной деятельности ученика. Слайд №5. Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определенные учебные действия. В.В. Давыдов представляет их в логике решения учебной задачи: - принятие от учителя или самостоятельная постановка учебных задач; - преобразование условий задачи (поиск, обнаружение и выделение); - моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; - преобразование модели для изучения свойств объекта; - построение системы частных задач, решаемых общим способом; - контроль за выполнением предыдущих действий; - оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи. Слайд №6 . Заключенная в задачи идея приобретает конкретную форму в виде присвоенного знания, понятия, умения, навыка, способа деятельности. Характер учебно- познавательных задач многообразен, но структура учебно-познавательной деятельности едина и включает следующие элементы: - осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи; - построение плана ее решения; - практическое разрешение задачи; - контроль за решением задачи; - оценка результата в соответствии с эталоном; - постановка задач дальнейшего совершенствования приобретения знаний, умений, навыков. Выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной, а без этого невозможно сформировать и учебные умения. Учебные умения структуры учебной деятельности входят в состав различных групп общеучебных умений.
Слайд №7. Что такое целеполагание? Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Организация целеполагания на уроке - совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.
Слайд


8. Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Верно и чётко сформулирована цель урока – верно определено содержание учебного материала, выбраны методы и формы обучения. Цель урока трансформируется в педагогические задачи: 1 . Информационная: Что и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо? 4. Коммуникативная: С кем и где? Слайд №9 Подходы к формулированию цели на уроке: Традиционная концепция Комплексное планирование целей : • обучающая; • развивающая; воспитывающая Новая концепция Развивающее воспитание планирование целей урока должно предполагать лишь воспитательные цели развивающего характера, достижение которых обеспечивается определением, постановкой и решением образовательных задач. Слайд №10. Целеполагание как проблема современного урока: В чем суть проблемы? Подмена цели средствами урока • Формальный подход при постановке целей • Завышение цели. Постановка собственной цели учителя Слайд№11. Требования к формулированию целей урока: • формулировки целей должны быть точными, конкретными;
• цели должны быть достижимыми при данных условиях;  цели должны быть осознанными.  цели должны быть понятными; цели должны быть реальными; • выбор целей должен быть своевременным; цели должны описывать желаемый результат  цели должны быть побудительными (побуждать к действию). цели должны быть диагностируемы (качественно или количественно)  цели должны быть согласованы между собой, непротиворечивы. Как сформулировать цели и задачи личностного развития, которые должны отражать развивающий и воспитывающий аспекты обучения? Слайд №12 Формулируем цели: В качестве
развивающих

целей
используются следующие: Создать условия для • развития мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе; • развития элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.; • развития мировоззрения; • развития навыков устной и письменной речи; • развития «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; • развития памяти; • развития критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; • развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся; • развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли. Слайд №13. В качестве
воспитывающих

целей
используются следующие: Создать условия для • воспитания уважения к своей Родине; • воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности; • воспитания в учениках уверенности в своих силах средствами урока ; • воспитание гуманизма и любви к прекрасному; • подведения учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств; • воспитания чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности. • воспитания чувства коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, отрицательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью Слайд №14 Для формулирования цели можно использовать выражения:
Обучающие

цели
:
выбрать, назвать, дать определение, проиллюстрировать, написать, перечислить, выполнить, систематизировать..
Развивающие

цели
: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.
Воспитывающие

цели
: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки . Поставить перед школьником учебную задачу — значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах. Например: обучая школьников выделять окончание в конкретных словах, учитель показывает им общий способ выделения окончаний в любых словах. Первоначально задачи, предлагаемые учащимся, являются учебно- практическими. Их решение преследует несколько целей: —научить ученика выделять, предмет изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную (на математике, например, подбор подходящей, «такой же» дощечки, фигуры и т.д. приводит к выделению признаков объектов, овладению понятием величина ); — научить ученика действовать в рамках определенного предмета, анализировать, контролировать свои действия; — обеспечить его средствами решения учебно-практических задач; — вовлечь в коллективно-распределенную деятельность. Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи, — насыщенность урока предметными действиями каждого ученика. Часто в целях экономии времени действия школьников заменяются демонстрацией образца учителем. Но в этом случае ситуация не становится задачей для большинства учащихся, которым остается только запомнить вывод, сделанный учителем или другими учениками. Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: 1. Создать ситуацию, в которой ученик обнаружит собственное суждение об обсуждаемом предмете.
2. Обеспечить учащихся инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т.е. знаково-символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться. 3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ему сформулировать свой вопрос и найти ответ». Приведем примеры постановки учебной задачи к имеющейся теме урока. Слайд №15. IV класс. Тема: «Спряжение глаголов». — Что общего в словах: стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь ? (Глаголы 2-го лица ед. ч., с безударным гласным в окончании.) - Попробуйте определить, какие гласные пропущены. (После вариантов ответов учащихся записываются окончания глаголов.) — Какой вопрос вы сформулировали? Учебная задача: «Почему в окончаниях одних глаголов 2-го лица ед. ч. пишется гласная -е , а в других — -и ?» Слайд №16. IV класс. Тема: «Три склонения имен существительных». — Прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род. Старая женщина волновалась о подруг.. и дочер.. — Что можем сказать об окончаниях? (Ученики дают несколько вариантов. После этого учитель записывает окончания существительных.) — Что заметили? (Окончания разные.) — Какой вопрос возникает? (Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?) Учебная задача: «От чего зависит правописание безударных окончаний имен существительных?» Слайд №17 II класс. Окружающий мир. Тема: «Птицы». — Выберите из предложенной группы живых существ птиц. На экране представлены изображения разных животных. — Как выбирали птиц, по каким признакам? (Есть крылья, летают.) - Разве все птицы летают? А страус, дрофа, пингвин? Возникает противоречие. Поставьте задачу. Учебная задача: «Выявить отличительные признаки птиц».
Слайд №18. Уроки постановки и решения учебной задачи организовать довольно сложно: учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы учебная задача стала «собственной» задачей для учащихся, чтобы они понимали значимость этой задачи и необходимость ее решения.