Автор: Фаткуллина Аниса Ринатовна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 16"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проценты вокруг нас"
«Проценты вокруг нас»
Учитель математики Фаткуллина А. Р.
МАОУ «СОШ № 16»
Пермь 2013-2014.
Пояснительная записка
Краткосрочный курс «Проценты вокруг нас» предназначен для широкого круга
учащихся. Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес
к изучению предмета «Математика», но также и для учащихся, которые имеют слабую
подготовку по предмету, т.к. при изучении данной темы обобщаются и систематизируются
знания по теме «Проценты».
Тема «Проценты» изучается в курсе математики 5, 6 классов. Для усвоения данной
темы школьникам необходимо иметь достаточный уровень развития абстрактного
мышления, но в возрасте 10-11 лет абстрактное мышление еще недостаточно развито,
поэтому учащиеся 5, 6 классов усваивают проценты с трудом. В последующих классах в
действующих учебниках алгебры проценты встречаются крайне редко, и каждый раз
вызывают большие затруднения у школьников. Это особенно становится заметным при
организации повторения в процессе подготовки к итоговой аттестации за курс девятого
класса: даже стандартные задачи, взятые из «Экзаменационного сборника» вызывают
затруднения у большинства учащихся.
С процентами мы встречаемся не только на уроках математики. Понятие процента и
умение производить расчёты необходимы любому человеку. Прикладное значение данной
темы достаточно распространено и затрагивает финансовую, экономическую и социальную
сферы нашей жизни. Тема процентов была и остаётся актуальной. Поэтому в данном курсе
подробнее изучается применение процентов в окружающем мире.
Требование вузов к математической подготовке с каждым годом возрастают. Экзамен
по математике в любой вуз всегда содержит задачи на проценты. Уровень требований,
предъявляемый к абитуриентам по данной теме, высок. На вступительных экзаменах по
математике предлагаются задачи на «сплавы», «смеси», «концентрации», задачи
экономического содержания, которые решаются с помощью сложных процентов, а школьная
программа не содержит задач такого типа.
Программа краткосрочного курса «Проценты вокруг нас» включает в себя
обязательный минимум, показывает значимость процентов в повседневной жизни, в
торговле, в сельском хозяйстве, в банковском деле, при изучении таких школьных предметов
как физика, химия, география, экология, биология, экономика, ликвидирует разрыв между
школьной программой и программой вступительных экзаменов в вузы.
Цель курса:
*Повторить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме «Проценты»,
расширить круг задач на проценты.
*Получить новые сведения о процентах из разных сфер жизни человека.
Задачи курса:
повторить решение трех стандартных задач на процент «Нахождение процентов
от числа», «Нахождение числа по его процентам», «Сколько процентов одна
величина составляет от другой»;
применив способы перевода чисел в проценты и обратно, определить связь
математики с реальной жизнью;
изучить историю возникновения процентов;
рассмотреть общий подход к решению задач на проценты, которые встречаются
в экономике, торговле, в банковском деле и других сферах деятельности
человека;
рассмотреть решение задач на «смеси», «сплавы», «концентрации»;
развивать логическое мышление учащихся;
развивать общеучебные умения и навыки наблюдения, моделирования;
Требования к уровню освоения дисциплины
После завершения изучения курса учащиеся должны
Знать:
определение процента, основные способы решения стандартных задач на проценты
(арифметический способ, алгебраический способ, с помощью пропорций);
основные понятия в задачах на смеси, растворы и сплавы;
основные этапы решения задачи на смеси.
Уметь:
решать стандартные задачи на проценты «Нахождение процентов от числа»,
«Нахождение числа по его процентам», «Изменение величины в процентах»;
решать задачи на начисление простых процентов; решать с помощью уравнений
задачи на «смеси», «сплавы».
уметь решать задачи связанные с реальной жизнью, применять умения в реальных
жизненных ситуациях.
Тематическое планирование курса.
Тема
Кол-во часов
1.
Понятие процента. История
возникновения. Сравнение процентов.
Вычисление процентов по количествам.
1
2.
Основные задачи на проценты.
1
3.
Тарифы. Штрафы. Пеня.
1
4.
Задачи на «смеси», «сплавы»,
концентрацию.
2
5.
Заемщики. Кредит. Ссуда.
1
6.
Голосование. Право голова. Голоса
избирателей.
1
7.
Итоговое занятие на тему: «Процентные
вычисление в жизненных ситуациях».
1
Всего 8 часов.