И.С.Тургенев "Певцы": тема искусства в рассказе. Образы песни и певца в нем. Воспроизведение в слове красоты пения, преображение человека в творчестве.
Автор: Кузьменко Ирина Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Крымская гимназия - интернат для одаренных детей
Населённый пункт: Танковое
Наименование материала: Методическая разработка урока в 8 классе
Тема: И.С.Тургенев "Певцы": тема искусства в рассказе. Образы песни и певца в нем. Воспроизведение в слове красоты пения, преображение человека в творчестве.
« И.С.Тургенев «Певцы»: тема искусства в рассказе. Образы песни и певца в нем. Воспроизведение в
слове красоты пения, преображение человека в творчестве».
Цели (адаптированы для детей и выведены на слайд): продолжить знакомство с содержанием рассказа;
попытаться ответить на вопрос, кого Тургенев считает настоящим творцом и что - настоящим искусством; научиться
видеть разницу между творениями мастера и ремесленника.
Задачи: Личностная : развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия русских
писателей.
Метапредметная : развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Предметная: воспитывать в себе квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно, создавать развёрнутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Ресурсы урока : презентация
.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Оргмомент
Проверяет готовность к уроку
Демонстрируют готовность к уроку
2.
Формулирование
обучающимися темы
урока с опорой на
предложенные
учителем цели
-Попробуйте, опираясь на цели
сегодняшнего урока сформулировать его тему.
Какое ключевое слово вы обнаружили в
формулировке целей? Что станет объектом
нашего исследования?
Творчество и природа творчества. Человек -
Выдвигают гипотезы,
аргументируют свою точку зрения.
Формулируют и записывают тему
урока.
творец… каков он? Как рождается настоящее
искусство и нужны ли для этого специальные
условия? Вот круг проблем, обозначенных нами
сегодня.
( Звучит фонозапись голоса Шаляпина.)
3.
Постановка
проблемного вопроса
В 1916 году во МХАТе отмечали юбилей
И.С. Тургенева. В постановку по его «Певцам» на
роль Якова Турка пригласили Ф.М. Шаляпина.
Роль небольшая, но Федор Иванович очень
волновался и долго репетировал: сыграть Якова
-Турка так, как его изобразил автор,
представлялось задачей чрезвычайно трудной…
Роль удалась….
-В ходе урока попытайтесь объяснить,
почему роль Яшки - Турка казалась
Шаляпину трудной.
Фиксируют в тетрадях вопрос.
3.Актуализация
опорных знаний
- Зачем собираются люди в Притынном
кабаке? Что за люди?
Работают с текстом произведения,
выявляют уровень первичного
читательского восприятия.
4.Работа с текстом
произведения
- А где же главные действующие лица?
Где певцы?
- Как автор описывает внешность обоих
до предстоящего состязания?
-Какие психологические наблюдения
можно сделать исходя из портретных
описаний?
Портрет Яшки- Турка свидетельствует о
Работают с текстом, подтверждают
свои аргументы цитатами.
Применяют навыки выборочного и
поискового чтения.
страстной и впечатлительной натуре Автор
показывает «большие беспокойные серые
глаза,..нос с тонкими подвижными ноздрями,…
выразительные губы».
Соперник же - «рябой и курчавый, с тупым
вздернутым носом, живыми карими глазками и
жидкой бородкой»
«Удалой фабричный малый» явно
находится в другой социальной категории и
проигрывает в одежде щеголю- рядчику.
- Какие детали в поведении героев
говорят о разном отношении к предстоящему
событию?
«бойко поглядывал кругом,…беспечно
болтал и постукивал ногами…»
«мигал глазами, нервно дышал, руки его
дрожали, как в лихорадке»
4.Выразительное чтение
подготовленным учеником
пения Рядчика
Реализация индивидуального
домашнего задания
5.Исследовательская работа
по тексту
Здесь автором подчеркивается техническая
сторона пения, особенное старание, искусные
манипуляции голосом, мастерство певца, даются
весьма сдержанные авторские оценки, в которых
порой сквозит ирония. Появляется очень
неуклюжее сравнение с юлой
-Какова реакция аудитории? Найдите
Работают с текстом, подтверждают
свои аргументы цитатами.
Применяют навыки выборочного и
поискового чтения.
реплики, которые сопровождают пение .
Первоначально очень сдержанная и
безэмоциональная, аудитория, после
продолжительной раскачки все же проникается
духом разудалой народной песни. И тогда
«ободренный знаками всеобщего удовольствия,
рядчик совсем завихрился, и уж такие начал
отделывать завитушки, так защелкал и
забарабанил языком, так неистово заиграл
горлом, что, когда, наконец, утомленный,
бледный и облитый горячим потом, он пустил
последний замирающий возглас – общий,
слитный крик ответил ему неистовым взрывом»
Если внимательно вчитаться в этот
отрывок, можно увидеть, что процесс творчества
для рядчика - довольно утомительный, но вместе
с тем увлекательный акт по развлечению
аудитории, продиктованный самолюбованием и
азартом. Показательно, что после своей партии он
«достал из шапки полотенце начал утирать лицо»
-Выделите определяющую реплику,
связанную с реакцией аудитории
«Лихо!» «Хорошо!»
- Почему не сразу начинает петь Яков?
Чем вы можете объяснить его слова: « Не
знаю. Право, что-то того…»?
Это не кокетство исполнителя, это
сомнение в собственных силах, полное
отсутствие самоуверенности и опасение - вдруг
ничего не получится?
5. Выразительное
чтение учителем пения
Якова (образец)
-Что происходит с текстом в этом
фрагменте?
Повествование незаметно для нас
превращается в стихотворение в прозе
- Докажите, что это лирическое
произведение (отражены переживания самого
автора: «нам сладко становилось и жутко...»)
Уже первый звук надтреснутого, слабого и
неровного голоса привел в трепет всю аудиторию
(песня еще не звучит!). Он «принесся откуда-то
издалека» и живет своей собственной, не
зависящей от личности исполнителя жизнью. За
этим первым звуком последовал другой, более
твердый и протяжный…, дрожащий, как струна.
И только после третьего ЗВУКА полилась песня.
Описывая звучание голоса Якова, Тургенев
вновь использует прием, применяемый на
протяжении всего рассказа,- контраст: «он был
слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он
даже отзывался сначала чем-то болезненным; но
в нем была и неподдельная глубокая страсть, и
молодость, и сила, и сладость, и какая-то
увлекательно- беспечная, грустная скорбь…»
И теперь уже не звук, а песня живет
самостоятельной жизнью, «растет, разливается»,
а Яков в упоении весь отдается «своему
счастью». И теперь уже не юла , а большая белая
Работают с текстом, подтверждают
свои аргументы цитатами.
Применяют навыки выборочного и
поискового чтения.
чайка представляется автору, наблюдающему за
позабывшим всех и вся вокруг ТВОРЦОМ
5.Работа в группах
Проследите за реакцией слушателей на
пение рядчика и Яшки - Турка
1 группа – реакция рассказчика
2 группа - Обалдуя
3 группа - Николая Ивановича
4 группа - Дикого Барина
5 группа - жены Николая
Ивановича
6 группа - Моргача
Строят продуктивное
взаимодействие со сверстниками в
процессе совместной деятельности.
6. Эвристическая
беседа
- Чем вызвана такая разная реакция?
Когда реакция столь разных типажей,
каковыми являются слушатели, совпадает ?
Все герои единодушны, когда речь идет о
настоящем искусстве. И есть четкий индикатор в
определении того, что же все-таки им является –
древние греки называли это состояние
катарсисом, очищением души.
Искусство - уникальное творение
человеческой души и сердца, а отнюдь не
виртуозная техника исполнения (мастерское
владение техникой - всего лишь ремесло)
- Почему автор говорит, что «Яков
наслаждался своей победой, как дитя»? Как
преобразилось его лицо?
В детях отсутствует самолюбование, они
Выдвигают гипотезы,
аргументируют свою точку зрения.
искренни во всех своих проявлениях и
бесхитростны.
7. Рефлексия
-Почему роль Яшки - Турка казалась
Шаляпину трудной?
- Какие картины последуют в рассказе за
признанием победы Якова?
Обратите внимание, что ни рассказчик, ни
Бешеный Барин (настоящие ценители) не
остались в кабаке «чтобы не испортить
впечатления». Спустя несколько часов «все было
пьяно - всё, начиная с Якова».
Мне почему-то вспомнился
Пушкинскинский «Поэт»:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он…
Похоже, оба художника
одинаково понимали природу творчества и роль в
ней творца…
Почему капризная Муза посещает пьяницу
- Якова и при этом обходит стороной
самоуверенного щеголя - рядчика - загадка.
Настоящее искусство - это то, что не подвластно
Аргументируют свою точку зрения,
подводят итог учебной
деятельности.
разуму, имеет надчеловеческую, Божественную
природу и преображает вокруг себя все
пространство: слушателя (зрителя) и самого
художника, обычного человека, живущего в
суетном мире. Он только проводник, «имеющий
уши» и трепетное сердце, способное чувствовать.
8. Дифференцированное
домашнее задание
(один из вопросов на выбор)
1.
Неоднократно на протяжении рассказа
автор характеризует голоса слушателей.
Сливаются ли они в единую гармоничную
мелодию, образуя полифоническое
звучание?
2.
Почему роль Яшки - Турка казалась
Шаляпину трудной?
3.
Какие черты народной души раскрываются
в рассказе «Певцы»?