"Создание условий для развития экологического сознания у дошкольников через работу мини - центра "Экомир"

Автор: Кривохижина Лариса Сергеевна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - ДС "Аленка"
Населённый пункт: Город Абаза, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для развития экологического сознания у дошкольников через работу мини - центра "Экомир"
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


У

нас

есть

будущее

!

Создание

условий

для

развития

экологического

сознания



у

дошкольников

через

работу

мини



центра

«

Экомир

»
Кривохижина Лариса Сергеевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Аленка» Взрослея, человек понимает, что самая близкая сердцу природа, это природа тех мест, где мы родились. Самые волнующие воспоминания из детства – это любимые тропинки, ручеек, дерево, солнечная полянка, горы, скалка. Но любовь к родному краю не приходит сама по себе. Эту любовь прививают сначала родители, они приводят нас на свои любимые места, затем детский сад, школа. Но вот человек повзрослел и … Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здо ровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к стра нам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение при родной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Жителям нашей страны пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользова ния окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть самоуничтожение человека как вида. Общеизвестный факт: деградация биосферы планеты угрожающе нарастает - по данным Римского клуба, уже уничтожено 2/3 лесов, утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения; крайне истощены биоресурсы мирового океана, морей и рек, биоразнообразие планеты. В городах Республики Хакасии наибольшую долю в структуре выбросов составляют загрязняющие вещества, связанные с процессами сжигания различных видов топлива, в том числе автомобильного. Пока об экологической культуре населения Хакасии в целом говорить не приходится — там, где появляются люди, тут же возникают многочисленные угрозы для окружающей среды.
О том, насколько хрупок баланс между цивилизацией и первозданной природой, хорошо знают не только специалисты-экологи, но и простые отдыхающие. Озеро Тус в некоторых местах напоминает помойку. А это значит, что целебные свойства озера могут измениться. Не дозрело пока население до того, чтобы положить в багажник и выкинуть потом в мусорный контейнер многочисленные упаковки, оставшиеся после отдыха! Экологи считают, что проблему можно решить только в случае минимизации загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно. Но для этого необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от конкретного человека. Преодоление кризиса зависит от уровня экологической культуры личности и общества. Экологическая культура — неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее воспитания обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. В связи с этим возрастает роль образования в области экологии. Экологическое образование становится решающим фактором гармонизации взаимодействия человека и природы. У.М. Стэпп считает, что "человек является единственным существом, которое может управлять и манипулировать окружающей средой, разрушать или сохранять ее... Знание последствий воздействия на окружающую среду представляет собой важнейший элемент человеческой культуры. Настоящее и будущее природы в большей степени определяется человеком. В свою очередь, действия, которые предпримет человек, определяются его образованием" Разве не может каждый из нас позаботиться хотя бы о меньшем: посадить цветник у подъезда, повесить птицам кормушки, вылечить искалеченное дерево в парке или во дворе? Кто- то может в ответ отмахнуться: некогда! Но неужели человечность имеет свое временное измерение? Это, значит, мы - самые умные существа Земли, очень заняты: сбросим мусор в ближайшую реку («чтобы далеко не везти!"); пройдем через цветник («чтобы сократить путь»); разведем костер прямо под низкими ветвями дерева («а здесь так уютно!"); нам не хватает времени оглянуться на животное или птичку, что требует именно нашей помощи («пусть кто-то другой!)… Природа для человека - вечная загадка. А для ребенка - это огромный и неопознанный мир. Природа своим разнообразием, красочностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Доктор биологических наук Т.В. Потапова в своих трудах написала: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и
неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». Коллектив нашей организации стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого – образовательного пространства. Эколого – социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Всю работу по экологическому воспитанию во всех возрастных группах мы с коллегами решили объединить и создали на базе ДОУ Мини – центр «Экомир», где я являюсь руководителем. В своей работе я стремлюсь научить детей жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Учу детей сохранять и укреплять своё здоровье, обеспечивать экологические условия своей жизнедеятельности – труда, отдыха, питания. Вся работа по формированию экологического сознания дошкольников включает в себя три взаимосвязанных, взаимообусловленных компонента педагогической деятельности: накопление основ экологических знаний, первичных умений и навыков. Совокупность этих компонентов требует специально организованной системы содержания, способов и средств развития обучения и воспитания детей. Работа по экологическому воспитанию может быть эффективной лишь при условии учета специфики природных и социальных условий детского сада и организации сотрудничества педагогов, родителей и детей. Очень важно учитывать при организации работы по экологическому воспитанию в детском саду этно – культурный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Детский сад находится в живописном уголке, где рядом есть и горы, и река, зоны отдыха, значит, есть возможность для экскурсий в природу. Вот почему особое значение я придаю экскурсиям на природу: в парк, на речку, а так же походы с родителями в лесную зону ближайшего окружения. При таком близком общении с природой, дети не только ведут наблюдение за природным объектом, но и имеют возможность научиться правильному, не разрушающему поведению по отношению к природе. Они расширяют свой кругозор, развивают мышление, устанавливая связи между собственным запасом знаний и увиденным. Это позволяет осуществлять межпредметные связи, закреплять изученный материал в разных условиях. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений можно использовать экологические задачи. На занятиях по рисованию мы делаем зарисовки своих впечатлений от увиденного. Работы мы отправляем на различные конкурсы рисунков. В непосредственной близости к природным объектам ребята понимают, что отдыхать на природе любят все, а бережно и внимательно относиться к ней может не каждый Для эмоционального настроя и интереса в работе мы используем игровые приемы, сказочных персонажей, художественное слово и фольклор,
прослушивание музыки, видеофильмы, мультимедиа, движения – имитации. Закрепляется работа по экологическому воспитанию: наблюдениями, экспериментированием, заполнением календарей природы, рисунками, фото, составление гербариев. Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включающей следующие компоненты: построение экологичеси развивающей среды в ДОУ, постоянное общение детей с природой ближайшего окружения, активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников. Для успешной работы мини – центра был составлен перспективный план работы на 2014 - 2015 учебный год, рассчитанный на все возраста дошкольного периода. В группах были оборудованы уголки природы, опытно – исследовательские уголки. Мною были разработаны положения о проведении акций «Друзья наши меньшие», «Мои зеленые друзья». Положение о смотре – конкурсе «Поможем пернатым друзьям» на лучшую кормушку для птиц, а так же изготовление синичников. По итогам конкурса воспитатели в группах, которых были лучшие кормушки и синичники, были отмечены грамотами. Разработан долгосрочный проект «Птицы – наши друзья», по которому с ноября по апрель работали во всех возрастных группах, начиная со второй младшей. Подводя итоги этой работы, в старших группах прошла «Птичья неделя», которая завершилась викториной «Знатоки птиц». Коллектив нашего ДОУ принял участие в Республиканской экологической акции «Покормите птиц зимой» и стал Лауреатом этого конкурса. На сегодняшний день, одной из социально – значимых проблем, я считаю проблему утилизации мусора. Грустная картина, когда видишь обилие свалок прямо в центре города, в парке, в бору, на берегу реки. Проблема обращения с отходами из – за стремительного роста числа свалок затрагивает всех жителей нашего города. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Мы должны научить детей вносить посильный вклад в экологию своего города, и жизнь наша от этого станет чище и здоровей. Исходя из этой проблемы нашим мини – центром был разработан образовательный долгосрочный проект «Не мусори сам и научи другого» для детей старшей и подготовительной к школе группы. В ходе этого проекта проходили акции «Чистый участок», «Трудовой десант». В результате работы по данному проекту, а также практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка, происходит осознание детьми и взрослыми значимости социально – экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, ребенок пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.
С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей природе, а значит отдохнув на природе, не оставит после себя мусор, не выбросит упаковку возле магазина. Ребенок будет твердо знать, что его здоровье зависит и от того насколько будет чистым город, а значит от нас самих! В будущем мы планируем разработать больше экскурсий на природу совместно с родителями. Разработать проекты по благоустройству территории участков, продолжить работу по выращиванию экологически чистых овощей, лекарственных растений, выпускать информационную газету «Наш экомир», где будем размещать «Детскую коллекцию идей» по решению определенных экологических проблем, а так же разработать проект «Детский сад моей мечты». Надеюсь, что следующим поколениям, живущим в России, в родной Республике Хакасии достанется хотя бы часть той первозданной красоты, которую мы наблюдаем сейчас. А в придачу к ним должны остаться биологические природные ресурсы, полезные ископаемые, вода и воздух. Список литературы: 1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «Детство – Пресс»2011 2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – Волгоград: Учитель, 2008. 3. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Аркти,2004. 4. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно – методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство»Детство – пресс»,2010 5. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009